Развитие российской системы образования
Однако произошедший в 90-х годах общесистемный
социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения.
Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться
самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей
страны. В современных условиях образование более не может оставаться в
состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.
Устаревшее и перегруженное содержание школьного
образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы
фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования
наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор
информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных
дисциплин (экономики, истории и права).
Профессиональное образование, в свою очередь, еще не
способно в должной мере решить проблему "кадрового голода",
обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же
время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти
себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях
экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования
усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от
доходов семьи.
В переходный период своего развития страна должна
разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет
экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее
опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны,
в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане
- все, заинтересованные в качественном образовании.
В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост
затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам
образования и усиление стимулирования качества и результативности
педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность
образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан,
модернизированы действующие в образовании организационно-экономические
механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а
также кардинально улучшить использование этих средств, направив их
непосредственно в учебные заведения.
В условиях ожидаемого демографического спада
контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает
ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях
рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных
школ и других "точек роста" в образовании.
Меры государственной поддержки образования будут
сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления
образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного
качества работы образовательных учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных
потребностей рынков труда.
Главная задача российской образовательной политики -
обеспечение современного качества образования на основе сохранения его
фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности,
общества и государства.
Модернизация образования - это политическая и
общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как
ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не
всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому
определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться
в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными
субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и
родительская общественность, федеральные и региональные институты
государственной власти, органы местного самоуправления,
профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и
общественные институты.
Цель модернизации образования состоит в создании
механизма устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут решаться в
первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
- обеспечение государственных гарантий доступности и
равных возможностей получения полноценного образования;
- достижение нового современного качества
дошкольного, общего и профессионального образования;
- формирование в системе образования
нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и
использования внебюджетных ресурсов;
- повышение социального статуса и профессионализма
работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
- развитие образования как открытой
государственно-общественной системы на основе распределения ответственности
между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников
образовательного процесса: обучающегося, педагога, родителя, образовательного
учреждения.
Основой современной образовательной политики
государства является социальная адресность и сбалансированность социальных
интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты
только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с
представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех
заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и
работодателями.
Осуществление модернизации образования затрагивает
практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели,
направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты
общественного мнения должны пристально изучаться органами управления
образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при
проведении модернизации образования.
Глава 2. Государство и образование
2.1 Приоритеты образовательной
политики
Конституция Российской Федерации гарантирует права
граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической
ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство
Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и
экономические условия для: бесплатности полного среднего образования в пределах
государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других
уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;
- равного доступа всех граждан России к образованию
разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;
- получения образования в соответствии с установленными
государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для
общества качество образования.
Доступность качественного образования означает также
государственные гарантии:
- обучения на учебно-материальной базе с
использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной
литературы;
- обучения в условиях, гарантирующих защиту прав
личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и
физическую безопасность;
- социально-педагогической и психолого-педагогической
помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и
психологических);
- бесплатного пользования учащимися и студентами
фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек.
Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и
реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых
государством и обществом на их образование, о качественном уровне получаемого
образования и его соответствии государственным образовательным стандартам.
Для повышения объективности итоговой аттестации
выпускников общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на
получение среднего и высшего профессионального образования предстоит
осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в
общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние
специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению
единого государственного экзамена. При этом в высших учебных заведениях,
осуществляющих подготовку по профессиям, предполагающим наличие определенных
творческих, психологических, физических наклонностей, а также реализующих
учебные программы повышенной сложности, могут быть установлены дополнительные
требования к приему.
Одновременно будет отрабатываться система
специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах
общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и
социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка
труда. Для расширения доступности образования вне зависимости от места
жительства и уровня доходов семьи будет разработан и реализован комплекс
социально-экономических мер по обеспечению доступности образования на всех его
ступенях. В числе этих мер:
- разграничение полномочий и ответственности между
федеральными органами государственной власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- передача оплаты труда и обеспечения учебного
процесса в муниципальных общеобразовательных школах в ведение субъектов
Российской Федерации и придания им статуса государственных образовательных
учреждений;
- введение адресных целевых выплат для
малообеспеченных учащихся и создание на региональном и муниципальном уровнях
других механизмов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите.
Это обеспечит им доступность дополнительных
образовательных услуг и возможность обучения в учреждениях образования,
реализующих программы повышенного уровня; создание системы государственного
образовательного кредитования, субсидирования для расширения возможностей детям
из малообеспеченных семей получать среднее и высшее профессиональное
образование, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии;
необходимо также использовать возможности государственного образовательного
кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям,
имеющим особо важное значение для экономического и социального развития
государства; нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу
образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав
потребителей платных образовательных услуг; последовательное увеличение
суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение ее до
уровня прожиточного минимума; стимулирование создания для обучающихся фондов
рабочих мест с неполным рабочим днем. Для обеспечения гражданам равных условий
получения на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования
будут в установленном законом порядке рассмотрены предложения о предоставлении на
определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней
(полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательных учреждений
начального и среднего профессионального образования для реализации ими права на
поступление в учебные заведения соответственно среднего или высшего
профессионального образования.
Важной организационно-педагогической мерой будет
восстановление на современной технической основе учета детей школьного возраста
и создание государственно-общественной системы обеспечения обязательного
основного общего образования, мониторинга его реализации.
Для обеспечения сельским школьникам равных
возможностей в получении качественного общего образования будут осуществлены
специальные меры по поддержке сельской школы, а также ее реструктуризации.
Дети с ограниченными возможностями здоровья должны
быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями
для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а
при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и
школах-интернатах. Дети с проблемами асоциального характера должны быть
обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
Правительство Российской Федерации планирует осуществить
комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и
молодежи, социальным сиротством. В их числе:
- создание сети учебно-воспитательных учреждений по
типу суворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов,
- казачьих школ, летных, мореходных, речных,
промышленных,
- сельскохозяйственных и других училищ;
- создание специализированных консультативных
подростковых центров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и
медико-социальные проблемы;
- рационализация порядка и процедур усыновления
детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа;
- расширение подготовки специальных кадров -
социальных педагогов и психологов - по профилактике социального сиротства и для
работы с детьми группы риска;
- подготовка и переподготовка педагогических кадров,
а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и
алкоголизма;
- введение на федеральном и региональном уровнях
специальных уполномоченных по правам ребенка.
Одна из причин, вызывающих рост асоциального
поведения подростков и молодежи, нерациональная организация досуговой
деятельности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого становится
детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного
самоуправления, органами управления образованием и образовательными
учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению
педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и
повышению их занятости.
Создание условий для повышения качества общего образования
Базовое звено образования - общеобразовательная
школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности,
его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа
должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а
также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся,
то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания
образования.
Опираясь на богатейший опыт российской и советской
школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного
естественно-математического, гуманитарного и художественного образования.
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной
составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс
обучения и развития.
Важнейшие задачи воспитания - формирование у
школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и
культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к
успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении
этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования
детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития
склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального
самоопределения детей и молодежи.
Исключительная роль в решении задач воспитания
принадлежит семье. В целях создания необходимых условий достижения нового,
современного качества общего образования планируется:
- итогам проводимого эксперимента пересмотреть
структуру и содержание общего образования, включая продолжительность обучения
на каждой его ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьное образование
будет принято по итогам эксперимента не ранее 2006-2007 годов);
- разработать и ввести в действие государственные
образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный
план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности
общеобразовательных учреждений;
- провести оптимизацию учебной, психологической и
физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия
для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: а)
реальной разгрузки содержания общего образования; б) использования эффективных
методов обучения; в) повышения удельного веса и качества занятий физической
культурой; г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; д)
улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; е)
рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха
детей и молодежи;
- обеспечить дифференциацию и индивидуализацию
образования при обеспечении государственных образовательных стандартов на
основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных
программ;
- более полно использовать нравственный потенциал
искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в
целях духовного развития личности;
- отработать и ввести гибкую систему профилей
обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с
учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;
- усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную
социализацию учащихся: экономики, истории, права, русского, родного и
иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение,
обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;
- обеспечить знания выпускниками средней школы на
уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;
- предусмотреть введение обязательного экзамена по
иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена по
информационным технологиям за курс основной школы;
- создать в системе профессиональной ориентации
условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении
профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в
освоении той или иной профессии;
Страницы: 1, 2, 3
|