Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе
На
шестом году жизни очень активно протекает освоение способов словообразования.
Это проявляется в овладении большим количеством производных слов, в
интенсивности словотворчества. Инновации охватывают основные части речи:
существительное (ласкунька, ластонька, аистик, аиститенок, скворятки,
скворчатки, скворенки), прилагательное (кашенная, растайчивая, сердитные,
обиденные, обедный, длинноуший), глагол (гакает, прокатнулся, втыкнул).
В
этом возрасте словотворчество наблюдается практически у всех детей. Это период
расцвета словотворчества. Оно имеет теперь форму языковой игры, что проявляется
в особом эмоциональном отношении ребенка к экспериментам со словом.
Пятый год жизни
знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического
восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в
частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием
(словотворчество, "грамматические переборы").
Шестой и седьмой год
жизни — этап овладения способами грамматически правильного построения
развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при
произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически
правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения,
слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление
скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и
инициативности в диалоге со взрослым[2].
Таким образом, в качестве
общих закономерностей развития речи ребенка в старшем дошкольном возрасте можно
выделить следующие:
- появление слова как
компонента ситуации, рядоположенного другим ее свойствам. Здесь нельзя еще
говорить о формировании семиотической функции;
- отделение слова от
ситуации, начало его функционирования по законам, присущим
знаково-символическим системам. Объективное возникновение и развитие
семиотической функции с сохранением ориентировки на предметное содержание слова
(символическая функция);
- возникновение рефлексии
на разделение планов, которая в дальнейшем распространяется на все другие
компоненты знаковой ситуации, составляющие семиотическую функцию.
1.2 Задачи речевого развития в старшей группе детского
сада
В программе воспитания и
обучения в детском саду под редакцией А.М. Васильевой говорится о следующих
задачах речевого развития детей в старшей группе детского сада [15].
Развивающая речевая среда
Продолжать развивать речь
как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего
мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини-коллекции (открытки,
марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала),
иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных худо)Kников), открытки, фотографии с
достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе
из жизни дореволюционной России).
Поощрять попытки ребенка
делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять
источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека,
посещение выставки, детского спектакля и т. д.) [15].
В повседневной жизни, в
играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения,
извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные
вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять.
Формирование словаря
Обогащать речь детей
существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными,
характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими
взаимоотношения людей, их отношение к труду.
Упражнять детей в подборе существительных к
прилагательному (белый - снег, са.хар, мел), слов со сходным значением (шалун -
озорник - nроказник), с противоположным значением (слабый - силъный, nасмурно -
солнечно).
Помогать детям
употреблять слова в точном соответствии со смыслом[15].
Звуковая культура речи
Закреплять правильное,
отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить
сходные no артикуляции и звучанию согласные
звуки: с- з, с-ц, ш -ж, ч - гу, с-ш, ж-3, л -р.
Продолжать развивать
фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина,
конец).
Отрабатывать
интонационную выразительность речи [15].
Грамматический строй речи
Совершенствовать умение
согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (nятъ груш,
трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка-зеленое брюшко). Помогать
детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании
согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить [15].
Знакомить с разными
способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка;
восnитателъ, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь
-медведица –медвежонк, медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал -
выбежал - nеребежал). Помогать детям правильно употреблять существительные
множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в
повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени;
несклоняемые существительные.
Учить составлять по образцу
простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и
косвенной речью.
Связная речь
Развивать умение
поддерживать беседу.
Совершенствовать
диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения,
согласие или несогласие с ответом товарища.
Развивать монологическую
форму речи.
Учить связно,
последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Учить (по плану и образцу)
рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по
картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение
составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к
сказкам.
Формировать умение
составлять небольшие рассказы тиорческого характера на тему, предложенную
воспитателем [15].
К концу года дети должны
уметь
• Участвовать в беседе.
• Аргументированно и доброжелательно
оценивать ответ, высказывание сверстника.
• Составлять пo образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без
существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
• Определять место звука в слове.
• Подбирать к
существительным несколько прилагательных; заменять слово другим словом со
сходным значением [15].
1.3 Условия развития речи у детей старшего дошкольного
возраста
Речь — это важнейшая
творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям
способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей
личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими
мирами, другими культурами.
Диалог, творчество,
познание, саморазвитие — вот те фундаментальные составляющие, которые
оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к
проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится
современная дидактика дошкольного возраста в целом и которые составляют
фундамент базисной программы развития ребенка-дошкольника.
Воспитание чистой речи у
детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и
серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги[16].
Коммуникативная
компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника,
как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном
развитии, в освоении специфически детских видов деятельности — коллективных
игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.
Для того чтобы процесс
речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы
определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически
здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и
зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в
речевом общении; иметь полноценное речевое окружение[12].
Нормальное (своевременное
и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые
понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем.
Таким образом, речь, ее
развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.
Методами
психологического развития речи у детей дошкольного возраста являются: общение
со взрослыми; общение со сверстниками; дидактические игры и упражнения;
игры-инсценировки; уроки наблюдения; природа; материальная культура;
педагогически обоснованная дидактическая обстановка; экскурсии; социальная
среда; игра и труд.
Итак,
рассмотрим все психологические методы по развитию речи детей старшего
дошкольного возраста.
Непременным
условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми.
Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений,
культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — "важнейшее
средство человеческого общения".
Среди
многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском
саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных.
Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания
звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря,
совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной
(диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к
художественному слову, подготовки к обучению грамоте[16].
В
детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой
речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание
речи и активная речь — развивается постепенно.
Речевому
общению ребенка со взрослым предшествует эмоциональное общение. Оно является
стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в
подготовительный период развития речи — на первом году жизни.
Ребенок
отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор
с ним. Он как бы заражается эмоциональным состоянием взрослого, его улыбкой,
смехом, ласковым тоном голоса. Это именно эмоциональное общение, а не речевое,
но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью
осмысленно произносимых и понимаемых слов.
В
общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление
и: активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово —
основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без
расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие,
развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих
усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и
представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с
познавательным развитием[16].
"Программа
воспитания в детском саду" в круг задач развития речи и обучения родному
языку в подготовительной к школе группе включает новую специальную задачу,
решение которой обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте: "В
подготовительной группе речь впервые становится для детей предметом изучения.
Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой
действительности; он подводит их к звуковому анализу слов". Предусмотрено
обучение детей составлению предложений из 2—4 слов, членению предложений такого
состава на слова, а также членению слов на слоги и составлению их из слогов.
"С
психологической точки зрения, — пишет О. И. Соловьева, — начальный период
обучения грамоте — это формирование нового отношения к речи. Предметом сознания
становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона, в то время как раньше
познание детей направлялось на обозначаемые в речи предметы". Далее О. И.
Соловьева отмечает, что предметом сознания наряду со звуковой стороной слова
становится словесный состав речи; дети практически знакомятся с предложением,
словом, частью слова — слогом, со звуком.
В
развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском
саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как
они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во
многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка[16].
Необходимо,
чтобы речь воспитателя соответствовала нормам литературного языка, литературной
разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов,
дикция, темп и т. д.), и в отношении богатства словаря, точности
словоупотребления, грамматической правильности, связности.
Специальное
внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки
преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.
В
старшем дошкольном возрасте заканчивается один из важнейших периодов жизни
человека (и, пожалуй, важнейший), первый его "университет". Но в
отличие от студента настоящего университета ребенок занимается сразу на всех
факультетах. Он постигает (конечно, в доступных ему пределах) тайны живой
природы и природы неживой, усваивает азы математики. Проходит он и элементарный
курс ораторского искусства, учась излагать свои мысли логично, выразительно.
Приобщается он и к филологическим наукам, приобретая умения не только
эмоционально воспринимать произведение художественной литературы, сопереживать
его героям, но и чувствовать и понимать простейшие формы языковых средств
художественной выразительности. Он становится и маленьким языковедом, потому
что приобретает способность на только правильно произносить слова и строить
предложения, но и осознавать, из каких звуков состоит слово, из каких слов —
предложение. Все это необходимо для успешного учения в школе, для всестороннего
развития личности ребенка[1]6.
Занятия
со старшими дошкольниками также широко используют дидактические игры и
упражнения, строятся на коммуникативной и игровой мотивации, имеют элементы
занимательности, включают пластические упражнения (физкультминутки). Но в них
явно применяются обучающие приемы, особенно при освоении средств и способов
построения связного высказывания.
Общение
воспитателя с детьми носит при этом демократический характер. Занятие —
эффективная форма обучения родному языку в старшем дошкольном возрасте.
Эффективность обучения зависит не столько от формы, сколько от содержания,
применяемых методов и стиля общения педагога с детьми. Систематические занятия приучают
детей к работе с языковой информацией, воспитывают интерес к решению проблемных
речевых задач, лингвистическое отношение к слову[2].
На
пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования,
словотворчества; на шестом году — элементарному анализу структуры предложения,
формированию грамматической правильности (в словоизменении); на седьмом году —
элементарному осознанию грамматических связей между производными словами,
речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических
конструкций.
Индивидуальная
и групповая работа с детьми, как правило, организуется на том же самом
программном содержании, что и обязательные коллективные занятия, и имеет целью
закрепление пройденного с учетом индивидуальных особенностей. Вместе с тем иногда
следует проводить игры и упражнения на материале, который еще только будет
включен в коллективное занятие. В таких случаях могут преследоваться две цели:
подготовить к предстоящей работе отдельных детей, чтобы они чувствовали себя
увереннее на занятии, и постепенно подводить воспитанников к новым для них
формам работы.
Чтобы
дошкольники приобрели опыт речевого творчества, в игры следует включать такой
материал, который, будучи знаком детям, все же не вошел еще в их активный
словарь[2].
Совершенствованию
синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки по мотивам сказок и
литературных произведений. Старшие дошкольники охотно играют в сказки "Лиса,
заяц и петух", "Кот, петух и лиса", "Муха-цокотуха", "Гуси-лебеди".
Нравятся им и совсем детские сказки: "Волк и семеро козлят", "Репка",
"Колобок". Дети заимствуют из сказки образные выражения, меткие
слова, обороты речи. К этому циклу средств примыкают загадывание и отгадывание
загадок, толкование пословиц и поговорок, народные игры "Гуси-лебеди",
"Репка", "Краски", "Где мы были, мы не скажем" и
др.
Обогащению
речи сложными синтаксическими конструкциями, преодолению формальной
сочинительной связи способствует ситуация "письменной речи", при
которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый его записывает. Такую
диктовку можно использовать при изготовлении детских книжек, альбома детского
творчества, при переписке[2].
Методика
выдвигает как основу развития речи детей в связи с развитием мира их
представлений так называемые уроки наблюдения. Основной их принцип таков:
каждое вновь усваиваемое представление должно непосредственно скрепиться с
соответствующим словом, обогащающим его активный запас слов. Слово и
предоставление нечто неделимое: они никогда не должны разлучаться[18].
Уроки
наблюдения, понимаемые в смысле систематически проводимых приемов, клонящихся к
развитию наблюдательности и речи детей, должны иметь место уже в первые годы их
жизни, когда их речь начинает формироваться. Внешний мир вторгается во
внутренний мир ребенка главнейшим образом посредством органов зрения и слуха.
От матери, от взрослых в значительной степени зависит, чтобы те представления,
которые этот мир вызывает, формировались в той последовательности, в том
качественном и количественном отборе, который благоприятствует ясности и
усвояемости образа, соответствует возрасту, интересам и психике ребенка[18].
Страницы: 1, 2, 3, 4
|