Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
На сучках висят шары, посинели от
жары. (Слива.)
Синяя одежка, желтая подкладка, а
внутри сладко. (Слива.)
Аленькая, маленькая, с косточкой
тросточкой. (Вишня.)
В кисло-сладкой, круглой, красной
шарик спрятался прекрасно.
(Вишня.)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с
красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не
луна, с хвостиком, а не мышь.
(Арбуз.)
Заплатка на заплатке, а иголки не
видела. (Капуста.)
Без счету одежек, и все без застежек.
(Капуста.)
Игра "Отгадай и сравни
загадки о транспорте".
Подготовка к игре. Наблюдения за различными
машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа
о средствах передвижения.
Материал и оборудование. Игрушечные автомобили,
самолеты, корабли или рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.
Правила игры. Отгадывающий должен назвать
вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским,
грузовым или специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением.
За правильное сравнение дошкольник получает фишку.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям
отгадать загадки о различных средствах передвижения. В случае правильного
ответа дошкольники берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят
их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения
указанного транспорта.
Дети загадывают и отгадывают загадки
о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем
сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:
Держусь я только на ходу, а если
встану – упаду. (Велосипед.)
По дороге едут ноги и бегут два
колеса. (Велосипед.)
В железных сапогах по городу бежит за
веревку держится. (Трамвай.)
Громко звонит, по стальной дорожке
бежит. (Трамвай.)
Крыльями не машет, а выше облаков
летит. (Самолет.)
Трещит, а не кузнечик, летит, а не
птица, везет, а не конь. (Самолет.)
Игра "Отгадай и сравни
загадки о "двух братцах"".
Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с
загаданными предметами и явлениями.
Материал и оборудование. Рисунки, "волшебная
коробка" с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью
"Два братца".
Правила игры. Отгадывающий загадку
отмечает, что в загадке говориться о внешнем виде, местонахождении, действиях
"двух братцев". Правильность отгадки должна быть доказана. Перед
сравнением загадки повторяются.
Описание игры. Воспитатель говорит, что в
загадках могут встречаться и выражения, например, "два братца". В
каждой загадке "братцев" двое, причем они могут быть и похожи, и
совершенно различны. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и
подробно описать картинки, на которых показаны разные "братцы". После
этого рисунки убираются в "волшебную коробку". При правильном ответе
из коробки достается соответствующий рисунок.
Дети загадывают и отгадывают загадки
о "двух братцах", доказывают правильность своих ответов. Затем
попарно сравнивают загадки о разных "братцах":
Два братца в воду глядятся, век не
сойдутся. (Берега.)
Два близнеца, два братца верхом на
нос садятся. (Очки.)
Два братца через дорогу живут, а друг
друга не видят. (Глаза.)
Два братца спереди бегут, два братца
догоняют. (Автомобиль.)
Два братца всегда вместе бегут, один
спереди, другой сзади.
(Велосипед.)
Два братца: один светит днем, а
другой ночью. (Солнце и луна.)
Два братца: одного все видят, но не
слышат,
другого всякий слышит, но не видит.
(Гром и молния.)
При сравнении таких загадок нужно быть
очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.
Приложение 6
Конспекты праздников и
развлечений.
Тема: "Осенины."
Оформление: горница.
Звучит русская народная мелодия,
выходит хозяйка.
На заваленках, в
светелке
Иль
на бревнышках каких
Собирали
посиделки
Пожилых
и молодых.
При
лучине ли сидели
Иль
под светлый небосвод –
Говорили,
песни пели и
Водили
хоровод.
А
играли как! В "Горелки",
Ах,
"горелки" хороши!
Словом,
эти посиделки
Были
праздником души!
Под русскую
народную мелодию выходит хозяин.
Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли
сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить
да печалиться!
Хозяйка: Рады видеть вас, у себя в
гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих будет праздник
большой, праздник радостный, по обычаю, по старинному "посиделками"
называется.
Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие!
Веселья вам да радости!
(Заходят под
русскую народную мелодию: дети и взрослый. Здороваются.)
Хозяйка: Здравствуйте! Гости дорогие!
Прошу в избу. Красному гостю – красное место. Проходите, будьте как дома.
Воспитатель: Не беспокойся, хозяюшка, мы
дома не лежим и в гостях не стоим.
Ребенок: Мы пришли не с пустыми
руками. Принесли вам блюдо с пирогами. Пироги капустные, очень, очень вкусные.
Ребенок: Мы к вам в гости собирались,
повкусней испечь старались. Пирогов отведайте, с нами побеседуйте.
Хозяйка: Ой, спасибо детвора,
проходите вот сюда.
(Входит вторая
подгруппа детей.)
Воспитатель: Скок на крылечко, бряк за
колечко. Дома ли хозяева?
Хозяин: Дома, дома! Проходите гости
дорогие!
Ребенок: Мы к вам в гости пришли и
подарки принесли.
Ребенок: Мы все лето не ленились, все
работали, трудились. Свекла вышла гладкая, а морковка сладкая.
Ребенок: Вот вам блюдо овощей и для
супа, и для щей. Вкусен будет винегрет, лучше нашей свеклы нет!
Хозяин: Спасибо, ребятки, садитесь
здесь по порядку!
Воспитатель: Гости – люди подневольные,
где посадят, там и сидят.
(Входит третья
подгруппа детей. Здороваются.)
Хозяйка: Здравствуйте! Нежданный
гость лучше званных двух.
Воспитатель: Твоя правда, хозяйка!
Названный гость легок, а званный тяжел. На званного и угодить надо. А мы к вам
в гости пришли и грибочков принесли!
Ребенок: И Сережа, и Танюшка и
опенки, и волнушки собирали, не ленились. Чуть в лесу не заблудились. Ох,
грибочки, хороши, их вам дарят малыши!
(Дети садятся.
Входит четвертая подгруппа детей. Здороваются.)
Хозяин: Проходите гости дорогие!
Гостю почет – хозяину честь!
Воспитатель: Дома сидеть, ничего не
высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяйка: Добро пожаловать, гости
дорогие! Давно мы вас поджидаем, без вас речей не начинаем.
Ребенок: Солнышку все лето радовались
мы, и как солнце круглое напекли блины.
Ребенок: Ешьте блины с медом или со
сметаной, и тогда красивые, добрые вы станете.
Хозяин: И у нас для
каждого найдется глоток водицы из колодца.
Хозяйка: Подарки есть
на всякий вкус: кому сказка, кому - быль, кому – песенка в прикус. И хлеб-
соль как в старину.
Хозяин: За хлебом
– солью всякая шутка хороша, где потеснее, там и веселее.
Хозяйка: В тесноте, да не в обиде.
Сядем рядком, да поговорим ладком! Закончились осенние работы, заботы, урожай
собрали, капусту посолили, огород перекопали, можно и отдохнуть.
Все поют: Так что ж погуляем на
празднике нашем, нигде не найдете вы праздника краше.
Воспитатель: Мужики здесь – мастера,
ловко правят все дела, да и женщины подстать им не станут уступать!
Воспитатель: Как праздник наступает весь
народ гулять идет. Вот и девицы – красавицы и добры – молодцы заводят хоровод.
(Исполняют
хоровод "ой, сад во дворе" русская народная песня. Слышится стук.)
Хозяйка: Слышите, кто-то стучит. Это
небылицы в лицах сидят в теремах, да в светлицах. Щелкают орешки, да творят
насмешки. А ну, кто из вас мастер рассказывать небылицы?
Дети: - Тюха, есть хочешь?
-
Нет, я
перекусил.
-
А чего
перекусил?
-
Да съел
краюшку хлеба!
-
А ты бы
ее в горшке со сметаной мочил?
-
Да в
горшок не влезла!
-
Ваньк!
-
А!
-
Ну,
повторь!
-
Ну, иду!
-
А у тебя
нос в меду!
-
Эх,
подловил, Федясь! А у тебя под ногами грязь! Не кланяйся, я тебе не князь!
-
Фома, что
из леса не идешь?
-
Да
медведя поймал!
-
Так веди
сюда!
-
Да, он
меня не пускает!
Хозяин: Ну, и небылицы! Ай, да,
молодцы! А без чего, ребята, не
может обойтись на Руси ни один праздник?
Все: Без песен.
Хозяйка: Верно, недаром говориться:
"Русская песня дух бодрит, где песня поется, там и весело живется".
(Исполняют русскую народную песню
"Вдоль да по речке").
Хозяйка: На Руси уж так идет, что
талантливый народ сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец. Сам блоху он
подкует, дом добротный возведет. Утварь всю по дому справит, полной чашей дом
тот станет.
Воспитатель: Среди нас есть плотнички, на
все руки работнички.
(Исполняют песню "Посмотрите –
ка у нас, да, в мастерской".)
Воспитатель: У вас плотнички, а у нас
кузнецы, удалые молодцы.
Хозяин: Кузницы всегда нужны. А что
же вы делать умеете?
Ребенок: Мы все умеем. И сейчас
покажем свое умение.
(Исполняют песню "Во
кузнице".)
Воспитатель: А у нас есть рукодельницы,
на все руки умелицы. И шить, и чинить, и вязать, и варить. И вас веселить.
Воспитатель: Эй, сударушки – девчушки
запевайте – ка частушки.
Запевайте поскорей, чтобы было веселей.
(Исполняются частушки.)
Хозяйка: Пусть сегодня никому дома не
сидится, выходи, честной
народ, будем веселиться!
(Исполняется русский народный танец –
взрослые.)
Ребенок: Раздайся, народ, всех пляска
берет. На месте нам не устоять, так и хочется плясать.
(Исполняется русская пляска детьми.)
Воспитатель: Мы и пели и плясали, а в
игру-то не играли.
(Игра "Где ты был, мой черный
баран".)
Воспитатель: А сейчас для всех ребяток
загадаю я загадку.
Знаю, знаю наперед вы смекалистый народ.
Загадки о музыкальных инструментах:
-
Морщинистый
Тит всю деревню веселит.
-
В лесу
выросла, из лесу вынесли, в руках плачет, а кто слушает- пляшет.
-
Деревянная
подружка, без нее мы как без рук, на досуге веселушка и накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает.
Ребенок: В нашем оркестре всего
понемножку: звенит колокольчик,
запели уж ложки. В нашем оркестре всего понемножку.
Помогут оркестру и наши ладошки.
Воспитатель: Там, где песня льется,
там весело живется. Запевай-ка песню шуточную, прибауточную.
(Исполняется песня русского народа
"Сел комарик на дубочек".)
Воспитатель: Ну, что дети, пора нам
прощаться. Спасибо, хозяин с
хозяйкой за веселье, за ваше гостеприимство. Посидели,
повеселились, пора и честь знать.
Все встают, поют:
Мы славно гуляли
На
празднике нашем
Нигде
не найдете
Вы
праздника краше.
Так
будьте здоровы, живите богато,
А мы
уезжаем до дому, до хаты.
Тема: "Рождество".
С песней "Коляда" дети
вбегают в избу. Стучатся.
Дети. Пришла коляда, отворяй ворота!
Хозяйка. Кто там?
Дети. Это мы – колядовщики.
Хозяйка. Проходите, гости дорогие!
Дети. Здравствуй, хозяюшка! (Поклон.)
1-й ребенок. Позвольте в горенку
войти.
2-й ребенок. Во горенку войти, да на
лавочку сесть.
3-й ребенок. На лавочку сесть, да
песенку спеть.(Запевают "Колядку")
Коляда, коляда
Подавай
пирога,
Дай
блин, дай кишку,
Свининую
ножку,
Всем
понемножку.
Неси,
не тряси!
Давай,
не ломай!
1-й ребенок. Чем вы нас, хозяюшка,
подарите?
2-й ребенок. Денег мешок или каши
горшок?
3-й ребенок. Кувшин молока или кусок
пирога?
4-й ребенок. Копеечки на конфеточки
или гривеннички на прянички?
Хозяйка. Ай вы, хитрые ребятки,
отгадайте-ка загадки. (Загадывает загадки.)
Девочка. Будете нас дарить – будем
вас хвалить,
А не будете нас дарить – будем вас
корить.
У доброго мужика
Родись
рожь хороша:
Колоском
густа,
А
соломкой пуста.
У скупого мужика
Родись
рожь хороша:
Колоском
пуста,
А
соломкой густа.
Хозяйка. Дам еще заданье я – песню
спеть про воробья. (Инсценировка песни "Воробей".)
Воробей. Вы что думаете, я такой
недотепа? Я мастер веселиться. Собирайся народ, в хоровод, в хоровод. (Хоровод
"Скажи воробушек".)
Хозяйка. Теперь игра – не
развлечение, а с большим, большим значением. Чтоб был долог колосок, чтобы лен
рос высок, прыгайте как можно выше, можно прыгать выше крыши. (Игра
"Скакалка".)
Хозяйка. Хоть игра, да в ней намек,
добрым молодцам урок!
Слышится песня:
Уж и ходим, уж и бродим мы
По
проулкам, закоулочкам.
Уж и
ищем, и ищем мы,
Что
Сергевнин двор светлехонький.
Хозяйка. Здесь Сергевнин двор, здесь
светлехонький. Проходите , гостюшки дорогие.
Девочка.
Хозяин с хозяйкой,
Слезайте с печи,
Зажигайте свечки,
Открывайте сундучок,
Вынимайте пятачок.
(Дети поют
"Коляду".)
Пришла коляда накануне Рождества!
Дайте коровку, маслену головку.
А дай бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа, рожь ужимиста.
Подавайте – не ломайте, не закусывайте!
Не дадите пирога – сведем корову за рога!
Хозяйка
засуетилась, смотрит в печь, хватит ли на всех лепешек, считает колядовщиков.
Колядовщики.
Не дашь пирога – мы корову за рога.
Не дашь кишку – мы свинью за виску.
Не дашь блинка – мы хозяина –в пинка!
Хозяйка
топнула ногой, не сердито, а смеясь, говорит:
Не плясали и не пели –
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Песенку сначала спойте.
Песня
"Во горнице, во новой". Вбегает черт в виде ряженного, говорит:
Коляда, коляда! Ты подай пирога!
Или хлеба ломтину, или денег полтину,
Или курицу с хохолком, петушка с гребешком,
Или сена сноп – или вилы в бок!
1-я
девочка. Не давайте, не давайте ему ничего, пусть сначала поиграет с нами добрый
молодец!
Черт
оглядывает всех хитро, заигрывает с девушками.
Черт.
И-их! Какие все хорошенькие, жирненькие! Какую же выбрать?
(Черту
завязывают глаза. Игра "Жмурки". В конце подают ряженный веник, черт
его целует. У черта отваливается хвост.)
Не дадите пятака – я корову за рога.
Не дадите гривну – я коня за гриву.
2-я
девочка. Да ведь это черт! Гоните его прочь.
Черт.
Таусень! Таусень! Освети избу на все четыре стороны.
(Черт
берет веник вместо креста, лапоть вместо кадила. У иконы черт падает, трясется.)
3-я
девочка. И впрямь черт! Тьфу, нечистая сила, сгинь! (Черта выталкивают.)
1-я
девочка. Фу, напугал-то как! Насилу выгнали.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|