Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности
В диалоге, подчеркивает
Васильева, "активно действуют три, а часто и четыре компонента: оба
собеседника, отраженный в их сознании предмет и привходящие
обстоятельства".[]
Речь в данном случае
порождается сознанием и волей двух разных лиц, а не одного, и эти двое творят
речь совместно и попеременно, каждый из них мыслит в отдельности и по-своему. В
беседу может вмешиваться окружающая действительность. Мысль может обрываться,
отклоняться в сторону, возвращаться назад, содержать включения. Говорящему
некогда обрабатывать форму изложения, поэтому она часто бывает небрежна. Из
всего сказанного делается вывод, что монолог стимулирует использование форм и
приемов книжной речи, а диалог – разговорной.
Вместе с тем Васильева
отмечает, что может существовать и научный диалог, и разговорный монолог.
«Знаментально лишь то, что в официальной научной речи диалог превращается в
серию маленьких монологов, а разговорный монолог почти всегда
"диалогичен": не имея реального собеседника, говорящий мысленно
дискутирует с воображаемым или с самим собой».
Все эти взгляды на
развитие монологической и диалогической речи необходимы для понимания
становления связной речи у дошкольников. В этой связи уместно напомнить мысль
А.А.Леонтьева о том, что коммуникативное употребление речи предшествует ее
использованию для планирования и регулирования действий (в разных видах
деятельности). Автор считает, что особую проблему представляет собой
соотношение диалогической и монологической речи.
Ребенок учится
произвольности своего высказывания, и в процессе диалога у него формируется
важное умение следить за логикой своего повествования. На это надо больше
обращать внимание именно в дошкольном возрасте.
У маленьких детей диалог
предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную
значимость для ребенка. По мнению А.А.Леонтьева, умения монологической речи
формируются крайне поздно. Многие исследователи подчеркивают первичную роль
диалога в монологической речи. Самое главное – понять, какое значение имеет
правильное обучение диалогической речи в раннем возрасте, ибо именно тогда
происходит зарождение и развитие монологической речи.
Как известно, первичной
формой существования языка является устная речь. Русский литературный язык
имеет две основные формы: устную и письменную. В дошкольном возрасте развитие
устной речи рассматривается как одна из важнейших задач для дальнейшего
развития письменной речи.
Интересное суждение о
соотношении устной и письменной речи высказывал Л.С.Выготский. Он говорил, что
мотивация речи, потребность в ней стоит в начале развития этой деятельности.
Так, "потребность в речевом общении развивается на всем протяжении
младенческого возраста и является одной из важнейших предпосылок для появления
первого осмысленного слова. Если эта потребность не созрела, наблюдается и
задержка речевого развития". Но к началу обучения в школе у ребенка нет
потребности в письменной речи, поэтому он не осознает, зачем ему нужна эта
новая речевая функция.
Далее, отмечая
особенности письменной речи, Выготский выделял такие качества как
произвольность, преднамеренность и сознательность. Он писал, что развитие
внешней речи предшествует внутренней, а письменная речь, появляясь после
внутренней, предполагает уже ее наличие. "Внутренняя речь есть максимально
свернутая, сокращенная, стенографическая речь. Письменная речь есть максимально
развернутая, формально даже более законченная, чем устная".
С проблемой обучения, которое,
по мнению Выготского, "всегда идет впереди развития", связана теория
соотношения умственного возраста и актуального развития. Необходимо учитывать,
подчеркивал он, "не только созревшие, но и созревающие функции, не только
актуальный уровень, но и зону ближайшего развития".
Очень важным является и
положение Выготского о сенcитивном периоде обучения, так как определенные
условия влияют на обучение тогда, когда соответствующие циклы развития еще не
завершены. Так, обучение письменной речи заставляет ребенка подниматься выше
самого себя и вызывает к жизни развитие новых функций.
1.2 Развитие речи
дошкольников в игровой деятельности
Дошкольный возраст
является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают
основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно
развивается воображение, творчество, общая иницативность. Однако все эти
важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной
деятельности дошкольника - в игре.
Самое существенное
изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных
дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в детских садах стали меньше
и хуже играть, особенно сократились (и по количеству и по продолжительности)
сюжетно-ролевые игры.
Дошкольники практически
не знают традиционных детских игр и не умеют играть. В качестве главной причины
обычно называют недостаток времени на игру. Действительно, в большинстве
детских садов режим дня перегружен различными занятиями и на свободную игру
остаётся менее часа.
Однако и этот час дети,
по наблюдениям педагогов, не могут содержательно и спокойно играть - они
возятся, дерутся, толкаются - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное
время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При
этом они констатируют, что дошкольники не умеют и не хотят играть.
Это действительно так.
Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому -
от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана
(разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире -
встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым
некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и
занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни
дошкольников, а вместе с ней уходит и само детство.
Сворачивание игры в
дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и
личностном развитии детей. Как известно, именно в игре наиболее интенсивно
развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.
Преимущество игры перед
любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам,
добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил
доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным
и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это
практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу
и творческую активность.
И в то же время, именно в
игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и
(наверное это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных
дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно
изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов
(прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил
игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё
поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного
поведения.
А ведь именно это
самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного
субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно,
это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения -
бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти
правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и
приспосабливаться к ним.
Главное преимущество
игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно
принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том,
что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети
сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может
свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть
"школой произвольного поведения", но никакая другая деятельность для
ребёнка 3-6 лет выполнить эту функцию не может.
А ведь произвольность -
это не только действия по правилам, это осознанность, независимость,
ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не
приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным,
непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.
Наблюдения показывают,
что современные дошкольники не умеют сами организовать свою деятельность,
наполнить её смыслом: они слоняются, толкаются, перебирают игрушки и пр. У
большинства из них не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и
самостоятельность мышления. А поскольку дошкольный возраст является оптимальным
периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно питать иллюзии, что
все эти способности возникнут сами собой потом, в более зрелом возрасте. Между
тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы.
Главным показателем
эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень
готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и
выполнять инструкции взрослого. Такая "готовность" не только не способствует,
но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными
учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу, или теряют
интерес к учёбе уже в младших классах.
Преимущества раннего
обучения сказываются только в первые 2-3 месяца школьной жизни - таких
"готовых" детей уже не надо учить читать и считать. Но как только
нужно проявить самостоятельность, любознательность, способность решать и думать
- эти дети пасуют и ждут указаний взрослого. Надо ли говорить, что такая
пассивность, отсутствие интересов и самостоятельности, внутренняя пустота будет
иметь весьма печальные результаты не только в школе.
Игра – один из тех видов детской
деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,
обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения.
Теоретические
представления о сущности детской игры, развитые в отечественной психологии, в
основном сводятся к следующему:
· игра занимает свое место в ряду
других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте.
Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические
новообразования данного возраста;
· игра является особой, социальной по
происхождению, содержанию и структуре деятельностью;
· развитие игры происходит не
спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.
Общественность в жизни
ребенка — это тот коллектив детей, в котором он живет и развивается. Основной
вид его деятельности — это игра.
Значительный опыт накапливается
ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления,
которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для
проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую
очередь использованы в интересах развития речи детей.
С предметами,
представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие
чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет
свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Слово является для
ребенка частью действительности. Из этого вытекает, как важно в интересах
стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать
их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы,
игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого
запаса конкретных представлений развивать их язык.
Мы знаем, какую большую
роль в развитии языка детей играют взрослые. Участие воспитательницы в
свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором
игрового материала. Она должна проявлять интерес к самому процессу игры, давать
детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с
ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями
детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитательница должна
содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к
воспроизведению в игре, а стало быть и в языке, своих положительных, лучших
сторон.
Таким образом, педагогические
мероприятия в организации свободной игры детей сводятся к следующему:
1. Организовать место для
игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
2. Продумать подбор
игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением
соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития
детей.
3. Руководя наблюдениями
детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной,
трудовой жизни.
4. Содействовать тому,
чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым навыкам)
способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих. Очень рекомендуем
включать в игру малышей старших детей.
5. Проявлять интерес к
играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в
процессе такого руководства упражнять язык детей.
Играющий ребенок
непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один,
манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору.
Но есть игрушки, значение
которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки,
изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет
ребенок, для него — живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей
живой лошадью обслуживающий ее или с ней работающий хозяин.
Особенно значительна
воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно
организованные игры в куклы.
Нет ни одной игры,
которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в
куклы. Кукла — человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и
отражающих эту жизнь — игру в слове. Но эта жизнь требует педагогического
руководства.
Игры куклами при условии
правильной организации их и педагогического руководства ими выдвигают широкие
возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках
социальной и трудовой жизни. Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд
навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее
близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые
они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.
Мы уделяем недостаточно
внимания свободным, но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей,
В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное,
соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой
организации таких игр прежде всего в интересах развития языка детей.
Особого внимания к себе
требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными
правилами, соблюдать которые маленьким 3— 4-летним детям трудно.
Толковое, обстоятельное,
повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий
ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к
тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней
еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща
рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы
придаем большое значение.
Особое значение для развития
языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий
то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.).
Вначале, предлагая новую игру, воспитательница сама четко и выразительно
прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются
несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не
удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время
игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре
считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще.
Мы уже говорили о том,
какую огромную роль играет взрослый человек, используя слово для ознакомления
ребенка с миром вещей. Он является посредником между предметом и ребенком, он
способствует последовательному выделению отдельных предметов сознанием ребенка
из окружающей сложной среды; он знакомит с наименованиями предметов. Это
происходит в процессе самой жизни, в общении с представленными в ней вещами.
2. Эмпирическое исследование развития
речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
2.1 Диагностика уровня развития речи
у детей старшего дошкольного возраста
речь развитие
ребенок игра
Целью данной курсовой
работы является изучение развития речи дошкольников в игровой деятельности.
Исследование проводилось
в 2009-2010 годах. В диагностике участвовало пять человек.
Исследование состояло из
трех этапов. Первый этап – начальная диагностика. Второй этап – проведение
развивающих игр. Третий этап – выявление динамики развития речи у детей
старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
На первом этапе
диагностики использовались методики «Назови слова» и «Расскажи по картинке».
Методика «Назови слова»
Представляемая далее
методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка.
Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит
его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из
перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение
всего задания — 160 сек.
Страницы: 1, 2, 3
|