|
Меню
|
|
Развитие пространственного мышления школьников на уроках черчения
|
Развитие образного мышления,
глазометра
|
Овладевают алгоритмом практических
действий, познавательная деятельность
|
проекционные стереометрические
задачи
|
|
5-6
|
Параллельное проецирование
|
2
|
Формирование S-S отношений, ответственность за принятое решение,
формирование качеств
|
Развитие образного мышления,
глазометра
|
Воспринимают информацию,
осмысливают, запоминают, овладевают алгоритмом практических действий
|
задачи на проектирование
геометрических тел, построение сечений
|
|
7-9
|
Изображение предметов на основе
плоских геометрических фигур
|
3
|
Целеустремленность, настойчивость,
усидчивость, эстетический вкус
|
Развитие творческих способностей
образного мышления
|
Овладевают приемами анализа с целью
постановки проблемы и способов ее решения, создают наглядный образ, получают
знания, элементы творческой работы.
|
диагностические задачи на проверку
сформированности пространственных представлений.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Геометрические тела
|
№
пп
|
Тема
|
Кол-во час
|
Цели
Воспит. Развив.
|
Способы деятельности
|
Приемы развития
пространственного мышления
|
Формула контроля
|
10-12
|
Изображение объемных геометрических
тел
|
3
|
Формирование S-S отношений, формирование качеств аккуратности
|
Развитие образного мышления
|
Усваивают и запоминают информацию,
овладевают алгоритмом практических действий, выполняют упражнения
|
привлечение неплоских
пространственных
образов при
рассмотрении вопросов
планиметрии
|
взаимопроверка, инд. контроль
|
13-14
|
Изображение группы геометрических
тел по заданному образцу
|
2
|
Формирование S-S отношений, чувства количества, поддержки, ответственности
|
Развитие образного мышления и
пространственного воображения
|
Усваивают новые знания, овладевают
алгоритмом практических действий, выполняют работу в группах
|
создание целостного геометрического
образа с опорой на наглядность
|
взаимоконтроль, инд. контроль
|
15-16
|
Преобразования с формы куба и
цилиндра
|
2
|
Усидчивость, целеустремленность,
упорство, терпение
|
Развитие абстрактного мышления
|
Овладевают алгоритмом практических
действий, создают новые образы, преобразуют традиционные формы
|
создание ситуаций, способствующих
активному
оперированию геометрическим
образом
|
консультации, инд. контроль
|
17-18
|
Геометрические тела и предметы
окружающего мира. Дизайн детского парка «Сказочная поляна»
|
1
|
Любовь к национальной культуре,
эстетический вкус
|
Развитие логическо-го мышления
|
Создают наглядный образ,
умозаключения, получают знания, решают задачи, проектируют
|
творческое конструирование
новых геометрических образов.
|
экспертиза
|
19-20
|
Творческая работа
|
3
|
Любовь к национальной культуре,
эстетический вкус
|
Развитие творческих способнос-тей,
образного мышления
|
Проектируют
|
мысленно производить различные
геометрические преобразования над исходным геометрическим
образом
|
ярмарка идей, экспертизы
|
Учащиеся должны
знать:
- правила
оформления чертежей;
- приемы работы
чертежными инструментами;
- приемы
построения сопряжения;
- основные
сведения о, чертежном шрифте;
- основы
прямоугольного проецирования на одну, две и три перпендикулярные плоскости и
иметь понятие о способах построения аксонометрических изображений.
Учащиеся должны
уметь:
- анализировать
форму предмета по чертежу и с натуры, анализировать графический состав
изображений;
- читать и
выполнять комплексные чертежи (эскиз) и наглядные изображения несложных
предметов;
- выбирать
оптимальное количество видов на чертеже, осуществлять некоторые преобразования
формы и пространственного положения предметов и их частей.
Обновление
содержания школьного образования в условиях его модернизации, введение нового
базисного учебного плана инициируют новые подходы к графическому образованию
учащихся.
Курс черчения
направлен на формирование графической культуры учащихся, творческого потенциала
личности. Понятие «графическая культура» широко и достаточно многогранно.
Применительно к обучению учащихся под графической культурой подразумевается
достигнутый ими уровень освоения графических методов и способов передачи
информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей.
Черчение является
той учебной дисциплиной, в процессе изучения которой учащиеся овладевают
технологическими приемами оперирования различными видами графических
изображений и графической деятельности.
Через графическую
деятельность реализуются одновременно такие познавательные процессы, как
ощущение, восприятие, представление, мышление и др., благодаря чему у
школьников создается общность многих психических функций.
Школьный
графический компонент образования должен обеспечить:
- формирование у
учащихся основ графической грамоты, навыков графической деятельности;
- осуществление
связи обучения с практикой (производством, технологией и др.), знакомство
школьников с устройством машин, механизмов и т.д.;
- подготовку
учащихся к конструкторско-технологической и творческой деятельности, различным
видам моделирования;
- развитие
пространственных представлений школьников, их наблюдательности, глазомера,
измерительных навыков и др.;
- формирование
эстетического, художественного вкусов, элементов общей культуры.
Цель обучения
предмету конкретизируется в основных задачах:
- формировать
знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости
проекции, способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также
построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- научить читать
и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические
рисунки деталей различного назначения;
- развивать
статические и динамические пространственные представления, образное мышление на
основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного
воссоздания их пространственных образов по проекционным изображениям,
словесному описанию и пр.;
- научить
самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- формировать
умения применять графические знания в новых ситуациях.
Реализация
многообразия связей черчения с другими курсами образовательной области
«Технология» проводится в рамках единой системы графического образования
учащихся. На уроках черчения приводятся в систему и обогащаются графические
знания, приобретенные ими в процессе трудового обучения: виды графических
изображений, типы линий, технологические базы, изображение и обозначение резьбы
и др. Кроме того, связь с трудовым обучением выражается в применении таких
общих приемов работы, как чтение чертежей, изготовление и контроль по чертежам
изделий, выполнение эскизов, исполнение измерительных инструментов, работа со
справочной литературой. Специфическим видом мыслительной деятельности,
объединяющим черчение и труд, являются преобразования (масштабные,
пространственные, конструктивные и др.).
В процессе
изучения методов графических изображений следует опираться на опыт учащихся,
приобретенный на занятиях по изобразительному искусству. Необходимо
использовать знания о форме, перспективном методе ее изложения, техническом
рисунке и др.
При ознакомлении
с геометрическими построениями используются знания и умения, полученные на
уроках математики в 8-х классах. К началу изучения курса черчения учащиеся
знакомы с такими понятиями, как точка, прямая, луч, угол, полуплоскость,
треугольник, четырехугольники и их свойства. Умеют измерять отрезки и углы;
знают равенство треугольников. Имеют представления о перпендикуляре и могут
построить серединный перпендикуляр отрезка. Знают признаки параллельности двух
прямых и их свойства, знакомы с понятием поперечного масштаба и др.
2.3.
Планы-конспекты уроков
План – конспект урока по черчению №1
Тема:
«Аксонометрические проекции. Получение аксонометрических проекций».
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование:
чертежные инструменты, тетрадь, учебник, плакат.
Цель: Ознакомить
учащихся с темой «Аксонометрические проекции».
Задачи:
РАЗВИВАЮЩАЯ:
развитие творческого мышления.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:
воспитание познавательного интереса к предмету, формирование самостоятельности.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
научить построению разверток.
Методы и приемы
развития пространственного мышления:
- выполнение
задач на проектирование геометрических тел;
- творческое
конструирование новых геометрических образов.
Оформление доски:
Фронтальная
диметрическая проекция Изометрическая проекция
Z Z
X
X Y
Y
Построение
аксонометрических проекций плоских фигур (квадрат)
Фронтальная
диметрическая проекция Изометрическая проекция
a
X a
a/2
X a Y
Y
Структура урока:
1.
Организационный момент (проверка присутствующих, сообщение темы урока
(2-3минуты));
2. Изучение
нового материала (Аксонометрические проекции).
Ход урока:
Получение
аксонометрических проекций:
На рисунке,
который нанесен на доске, показано, как получается одно из наглядных
изображений. Передняя и задняя грани куба расположены параллельно плоскости
проекции Р.
Проецируя куб
вместе с осями координат X0 Y0 Z0 на плоскость Р параллельными лучами,
направленными к ней под углом, меньшим 900, получают косоугольную фронтальную
диметрическую проекцию (фронтальная диметрическая проекция). Если грани куба
наклонить к плоскости под равными углами и спроецировать куб вместе с осями
координат на плоскость перпендикулярными к ней лучами, то получится еще одно
наглядное изображение, которое называется прямоугольной изометрической
проекцией (изометрическая проекция). Фронтальная диметрическая и изометрическая
проекции объединяются еще одним названием – аксонометрические проекции (от
греч. «Аксонометрия» – измерение по осям).
Оси x, y, z на
плоскости аксонометрических проекций называются аксонометрическими. Когда стоят
такие проекции, размеры откладывают вдоль этих осей. Аксонометрические проекции
относят к наглядным изображениям.
Построение
аксонометрических проекций:
Построение
начинают с проведения аксонометрических осей x, y, z.
Оси фронтальной
диметрической проекции располагают так: ось x - горизонтально, ось y – под
углом 450 к горизонтальной линии, ось z – вертикально. Ось y проводят с
наклоном влево или вправо. По осям x и z откладывают натуральные размеры, по
оси y – сокращенные в 2 раза.
Оси
изометрической проекции располагают так: оси x и y располагают под углом 300 к
горизонтальной линии (1200 между осями). По осям x, y, z откладывают
натуральные размеры.
Рассмотрим построение
аксонометрических проекций плоских геометрических фигур, расположенных
горизонтально. Построение начинают с проведения аксонометрических осей x и y.
Вдоль оси Х откладываем отрезок a, равный стороне квадрата, вдоль оси Y-
отрезок а/2 для фронтальной диметрической проекции и отрезок а для
изометрической проекции. Проводят отрезки, параллельные отложенным отрезкам.
Теперь рассмотрим
построение аксонометрических проекций плоскогранных предметов. Запишите в своих
тетрадях алгоритм построения аксонометрических проекций:
Проводим оси.
Строим переднюю грань детали, откладывая действительные размеры: высоту вдоль
оси Z, ширину вдоль оси X.
Из вершин
полученной фигуры проводим ребра параллельно оси Y. Вдоль них откладываем
толщину детали: для фронтальной диметрической проекции – сокращенную в 2 раза;
для изометрической – действительную.
Через полученные
точки проводим отрезки прямых, параллельные ребрам передней грани.
Удаляем лишние
линии. Обводим видимый контур и наносим размеры. Обратите внимание, что при
нанесении размеров на аксонометрической проекции предмета выносные линии
проводят параллельно аксонометрическим осям, размерные линии – параллельно
измеряемому отрезку.
Построение
изометрической и фронтальной диметрической проекций, в общем одинаковы. Разница
лишь в расположении осей и в длине отрезков, откладываемых вдоль оси Y.
Подведение итогов
урока:
- дети научились
создавать исходный геометрический образ, т. е. в графической модели передавать форму,
размеры и взаимное расположение отдельных элементов объекта;
- мысленно производить
различные геометрические преобразования над исходным геометрическим образом;
- .мысленно
изменять структуру геометрического образа.
Задание на дом:
прочитать § 6, 7 и ответить на вопросы в конце них. Построить аксонометрическую
проекцию детали (любую), изображенной на рисунке 63.
План – конспект урока по черчению №2
Тема:
«Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности. Технический
рисунок».
Тип урока:
комбинированный.
Оборудование:
чертежные инструменты, тетрадь, учебник, плакат.
Цель: Ознакомить
учащихся с темой «Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые
поверхности».
Задачи:
1. РАЗВИВАЮЩАЯ:
развитие творческого и пространственного мышления.
2.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание познавательного интереса к предмету, формирование
самостоятельности.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
научить построению аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые
поверхности, а также выполнению технического рисунка.
Методы и приемы
развития пространственного мышления:
- создание
целостного геометрического образа с опорой на наглядность;
- создание
ситуаций, способствующих активному оперированию геометрическим образом
Оформление доски:
Построение
фронтальной диметрической проекции.
Z Z
Y Y
X X
Построение овала.
A A
a b a b
O O
d c d R c
X Y A X Y
B a b B
R1 O R1
C D
X d c Y
B
Структура урока:
1.
Организационный момент (проверка присутствующих, сообщение темы урока
(2-3минуты));
2. Повторение
пройденного материала (5 минут);
3. Изучение
нового материала (Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности).
Ход урока:
Повторение
пройденного материала: Назовите, какие вы знаете виды аксонометрических
проекций? Чем они отличаются друг от друга? Перечислите общие этапы построения
аксонометрических проекций.
Изучение нового
материала:
Фронтальные
диметрические проекции окружностей:
Для того чтобы
сохранить на аксонометрическом изображении некоторые элементы без искажений
(например, окружности) применяют фронтальную диметрическую проекцию. Построение
фронтальной диметрической проекции детали с цилиндрическим отверстием выполняют
так:
Пользуясь осями
X, Y, Z, строим тонкими линиями очертания внешней формы детали.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|