Развитие полифонических музыкальных способностей у учащихся младших классов общеобразовательной школы
Анализ результатов диагностики развития полифонических музыкальных
способностей у младших школьников позволяет сделать следующие выводы:
1.
Уровень
развития музыкальных способностей у школьников Э – класса значительно опережает
уровень развития данных способностей у школьников К – класса по всем показателям,
чего не наблюдалось на констатирующем этапе. При этом обращает на себя внимание
также возросший уровень развития учеников К – класса.
2.
Данные
способности могут быть развиты на определенном (более низком) уровне с помощью методики,
принятой за основу проведения уроков музыки в общеобразовательной школе, за исключением
полифонических способностей.
3.
Уроки
музыки в Э – классе проводимые нами по программе С.А. Роговой, дают результаты,
показатели которых значительно превышают показатели работы с учениками в К – классе.
4.
Наиболее
значимые изменения произошли в развитии полифонических способностей у учащихся Э
– класса.
Подводя итоги вышесказанному, мы приходим к следующим выводам:
·
полифонические
музыкальные способности у учащихся младших классов не развиваются в процессе обычной
жизнедеятельности без целенаправленного обучения;
·
полифонические
музыкальные способности у учащихся младших классов могут быть развиты в общеобразовательной
школе в процессе профессиональной педагогической деятельности учителя музыки;
·
результаты
эксперимента позволяют утверждать, что в данном возрасте ребенок способен одновременно
осуществлять контроль за двумя или более выполняемых действий или процесса;
·
наблюдения
за учениками в процессе эксперимента говорят о том, что развитие полифонических
музыкальных способностей оказывает воздействие на развитие личности ученика и ведет
к обогащению его духовного мира.
• развитие полифонических музыкальных способностей
у учащихся младших классов общеобразовательной школы возможно при соблюдении следующих
педагогических условий:
- взаимосвязи педагогических, психологических и музыкальных знаний
с содержанием, формами и методами педагогической деятельности;
- применение дифференцированного подхода к учащимся;
- обеспечение педагогом взаимосвязи эмоционально - волевого и интеллектуального
развития учащихся младших классов общеобразовательной школы.
Заключение
На основании проведенного исследования, цель которого
состояла в выявлении, и доказательстве возможности развития полифонических музыкальных
способностей у учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе
была достигнута.
Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическую
литературу по развитию полифонических музыкальных способностей. Было доказано на
практике, что полифонические музыкальные способности могут быть развиты на определенном
уровне у детей младшего школьного возраста в игровой форме и с помощью специальных
методов музыкального обучения, которые применяются с учетом уровневого механизма
развития полифонических музыкальных способностей.
Опыт показал, что младшие школьники с удовольствием участвуют
в музыкальных играх, направленных на развитие музыкальных полифонических способностей.
Они проявляли активность, творчество. Уроки проходили в атмосфере взаимного доверия,
доброжелательности, поиска нового.
Следует отметить, что развитие полифонических музыкальных способностей
младших школьников приводит к успешной деятельности на других уроках, основанной
на распределение внимания. У учеников Э – класса улучшилась грамотность в написании
диктантов по русскому языку.
На наш взгляд, данное предположение нуждается в дальнейших исследованиях.
Развитие полифонических музыкальных способностей у учащихся начальных
классов общеобразовательной школы стало успешным, благодаря следующим педагогическим
условиям:
·
взаимосвязь
педагогических, психологических и музыкальных знаний с содержанием, формами и методами
педагогической деятельности;
·
применение
дифференцированного подхода к учащимся;
·
обеспечение
педагогом взаимосвязи эмоционально - волевого и интеллектуального развития учащихся
младших классов общеобразовательной школы
Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана, а цель исследования
– достигнута.
Список литературы
1.
Абдуллин
Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.,
1983.
2.
Абдуллин
Э. Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.: Издательский центр "Академия",
2004.
3.
Авдеев
В.М. Темп, динамика, штрихи как неспецифически - музыкальные выразительные средства
и их роль в музыкальном восприятии.// В помощь военному дирижёру. - М., 1981, выпуск
1.
4.
Аминов
Н.А. Психофизиология и психофизиологические предпосылки педагогических способностей.//
Вопросы психологии. – 1988, №5.
5.
Амонашвили
Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983
6.
Ананьев
Б.П. Задачи психологии искусства. //Художественное творчество. - Л., 1982.
7.
Апраксина
О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.
8.
Асафьев
Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.
9.
Асафьев
Б.В. Речевая интонация. - М. - Л., 1965.
10.
Бабанский
Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 1983.
11.
Балакирева
Е.И. Учебно-игровая деятельность как средство формирования и развития креативной
личности школьника. Диссертация. – Саратов, 1996.
12.
Баренбойм
Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – Л.: Музыка, 1974
13.
Бахтин
В.В., Шипилкина Т.А. Уроки – праздники. Интеграция искусств в начальной школе. –
СПб.: Нива, 2002.
14.
Безбородова
Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях.
– М.: Academia, 2002.
15.
Богословский
В.В. Общая психология. – М., 1978.
16.
Бочкарев
Л.Л. Психологические механизмы музыкального переживания. Докторская диссертация
в 2т. - КГУ, К., 1990.
17.
Бочкарев
Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.
18.
Брунер
Д. Игра, мышление и речь // Перспективы. Вопросы образования. – 1987, №1.
19.
Василевский
А.К. Искусство и школа. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1981.
20.
Венгер
Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988.
21.
Ветлугина
Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение, 1968.
22.
Выготский
Л.С. Психология искусства. - М., 1965.
23.
Выготский
Л.С. Психология. – М.: Апрель Пресс Эксмо Пресс, 2002
24.
Газман
О.С. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991
25.
Голубева
Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феликс+, 2005
26.
Гоноболин
Ф.Н. Очерки психологии советского учителя. – М.: АПН РСФСР, 1951
27.
Готсдинер
А.Л. Музыкальная психология. - М., 1983.
28.
Джалоголия
Л.А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения // Вопросы психологии
– 2001, №1.
29.
Диагностика
в детском саду. Методическое пособие. Под редакцией Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной
– Ростов н/Д: Феникс, 2003.
30.
Дмитриева
Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1998.
31.
Дубровина
И.Л., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М., 1988.
32.
Запорожец
А.В. Избранные психологические труды. Т.1, т.2. – М.: Педагогика, 1986.
33.
Исхакова
Г.Т. Педагогические условия художественно – музыкального развития детей 5 – 7 лет,
диссертация. – Уфа, 2001.
34.
Кабалевский
Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? Издание 3. – М.: Просвещение, 1989.
35.
Канн-Калик
В.А. Педагогическое творчество. – М.: Педагогика, 1990
36.
Карлгрен
Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. – М.: Московский Центр вальдорфской
педагогики, 1993
37.
Кетман
Г. Элементарное музыкальное воспитание. – М.: Советский композитор, 1978.
38.
Кирдяшкина
Т.А. Учебное пособие. Методы исследования внимания – М.: Таланты – XXI век, 2004.
39.
Кирнарская
Д.К. Новый имидж музыкального образования в XXI веке // Культура, искусство,
образование. – 2003, №3.
40.
Кирнарская
Д.К., Киященко Н.И., Тарасова К.В. и др. Психология музыкальной деятельности: теория
и практика. – М.: Академия, 2003.
41.
Коменский
Я.А. Великая Дидактика. – М.: Педагогика, 1982.
42.
Костюк
А.Г. Восприятие мелодии. - Киев, 1990.
43.
Королева
Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование. - Минск,
2003.
44.
Кочетов
А.И. Педагогические технологии – Славянск-на-Кубани: Центр СФАГПИ,2002.
45.
Кочетов
А.И. Исследовательская деятельность в школе. – Славянск-на-Кубани: Центр СФАГПИ,2002.
46.
Леви В.А.
Вопросы психобиологии музыки // Советская музыка. – 1966, №8
47.
Леонтьев
А.Н.О механизме чувственного отражения.// Вопросы психологии. – 1959, №2.
48.
Леонтьев
А.Н. Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981
49.
Лосев
А.Ф. Музыка как предмет логики // Форма. Стиль. Выражение. – М.: Мысль, 1995.
50.
Мазель
Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. – М.: Советский композитор,1982.
51.
Мазель
Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. – М.: Музыка, 1967.
52.
Медушевский
В.В. О законностях и сроках художественного воздействия музыки. - М., 1976.
53.
Медушевский
В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976.
54.
Медушевский
В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. - М., 1980.
55.
Мюллер
Т. Гармония. – М.: Музыка, 1982.
56.
Назайкинский
Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка,1972.
57.
Назайкинский
Е.В. Оценочная деятельность при восприятии музыки // Восприятие музыки. - М., 1980.
58.
Немов
Р.С. Психология. Книга 2. – М.: Просвещение, 1994.
59.
Обухова
Л.Ф. Детская возрастная психология. Издание 3. – М., 2000.
60.
Остроменский
В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев, 1975.
61.
Орлов
Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия. // Вопросы теории и эстетики
музыки, вып.2. – М., 1998.
62.
Педерей
О.И. Развитие тембрового слуха в формировании музыканта: диссертация. – СПб., 2004
63.
Петрушин
В.И. Музыкальная психология. - М.: Пассим, 1994.
64.
Петрушин
В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии. – 1988, №5.
65.
Радынова
О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольника. – М.:
Academia, 2000.
66.
Ражников
В.Г. Тир принципа новой педагогики в музыкальном обучении. // Вопросы психологии.
– 1988, №1.
67.
Рапацевич
Е.С. Современный словарь по педагогике. – М.: Современное слово, 2001.
68.
Римский
– Корсаков Н.А. Избранные статьи. – М., 1966.
69.
Рогова
Е.И. Общая психология. – М., 1988.
70.
Рогова
С.А. Музыка. Авторская программа. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2003.
71.
Рогова
С.А. Музыкально-сценическая деятельность детей 4 – 5 лет. – Пенза, 2008.
72.
Рогова
С.А. Развитие полифонических музыкальных способностей у детей 4 – 5 лет. – Пенза:
ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2008.
73.
Рогова
С.А. Особенности развития личности в процессе формирования её полифонического мышления.//
Материалы международной научно-практической конференции.- Пенза – Тула, 2004.
74.
Рубинштейн
С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.: АН СССР, 1957.
75.
Рыцарева
М.Г. Музыка и я. – М.: Музыка, 1994.
76.
Самойлова
Л.В. Развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке: диссертация.
– Челябинск, 2004.
77.
Селевко
Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование,
1998.
78.
Сохор
А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального
мышления. - М., 1974.
79.
Сохор
А.Н. Музыка как вид искусства. – М.: Музыка, 1970.
80.
Таллина
О.А. Развитие музыкальных способностей на примере музыкального звуковысотного восприятия:
диссертация. – М.,1995.
81.
Тарасова
К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988.
82.
Теплов
Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. -
М., 1961.
83.
Теплов
Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР -
М.- Л., 1947, вып.2.
84.
Теплов
Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. // Известия АПН РСФСР.
Выпуск 11. - М. - Л., 1947.
85.
Терентьева
Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1 – 4 классы. - М.: Просвещение.
1994.
86.
Футлик
Л. Я вижу мир. – М.: Всероссийский центр художественного творчества, 1995.
87.
Холопова
В. Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие. – СПб.: Лань, 2000.
88.
Цымбалюк
Е.А. Становление теории и методики оценочной деятельности учителя музыки. - Минск,
2004.
89.
Цыпин
Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждение, мнения. – М.: Интерпракс,
1994.
90.
Шадриков
В.Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994.
91.
Шадриков
В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. – М.: Просвещение, 1990.
92.
Шадриков
В.Д. Психология деятельности и способности человека.- М.: Логос, 1996.
93.
Шаповалова
О. Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
94.
Элиава
Н.Л. К вопросу о роли установки в процессах восприятия // Вопросы психологии. –
1961, №1.
95.
Эльконин
Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|