Развитие памяти дошкольников
Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов. Один
ребенок из 10 обнаружил низкий уровень развития образной памяти, четверо детей
показали средний уровень, и пять детей, раскрыли высокий уровень развития
образной памяти (см. приложение табл. 1).
При обработке результатов тестирования В было подсчитано число
воспроизведенного материала по всем сериям эксперимента, результаты заносим в
таблицу и подсчитываем итоговые результаты. Тестирование детей привело к
следующим результатам.
Первое задание. Дети при воспроизведении
геометрических фигур следующие результаты: 6 правильных ответов нарисовал 1
ребёнок, от 4 до 5 правильных ответов у шести детей, и три ребёнка смогли дать
лишь по 2 или 3 правильных ответа (см. приложение табл. 2).
Второе задание.
При воспроизведении изображения предметов дети пока-зали следующие результаты:
шестеро детей назвали по 6 правильных ответов, а четверо смогли дать лишь 5
правильных ответов (см. приложение табл. 3).
Теоретически, по данным экспериментам, объём памяти ребёнка может быть
оценена от 0 до 6 правильных ответов. Примем, что результату 3 и ниже
правильных ответов при воспроизведении соответствует низкий объем произвольной
памяти; при результате 4 и 5 – средний объем памяти; при результате 6
правильных ответов – высокий объем памяти. В ходе эксперимента дети
шестилетнего возраста обнаружили среднюю продуктивность при воспроизведении
геометрических фигур и заметно более высокую продуктивность при воспроизведении
предметных картинок.
Выводы и заключения
Анализ результатов
В результате проведенных экспериментов А делаем вывод о том, что
образная память является достаточно развитой у детей шестилетнего возраста. Следует
сделать вывод о том, что характеристики памяти у детей дошкольников значительно
зависят от индивидуальных особенностей.
На основании проведенного тестирования В можно прийти к выводу, что у
детей шестилетнего возраста образная память является преобладающим видом
памяти, ее продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала.
Заключение
В апреле 2004 года на базе подготовительной группы МДОУ «Детский сад N
244 комбинированного вида ЦАО гор. Омска» был проведено исследование, в котором
принимало участие десять детей шестилетнего возраста.
В соответствии с поставленными задачами было проведено исследование - по
определению уровня развития образной памяти; и
- по изучению
зависимости объема произвольной памяти от содержания запоминаемого материала и
раскрытию индивидуальных особенностей образной памяти у детей дошкольников.
Исследование состояло из определения уровня развития образной памяти у дошкольников и оценки воспроизведения
детьми геометрических фигур и изображения предметов.
В эксперименте принимало участие 10 детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Анализ результатов показал, достаточно большой разброс результатов.
На основании проведенных экспериментов сформирован вывод, что у детей
шестилетнего возраста образная память является преобладающим видом памяти, ее
продуктивность зависит от содержания запоминаемого материала и индивидуальных
особенностей развития у ребенка приемов запоминания.
6.
Приложение
Таблица 1. Результаты изучения уровня
развития произвольной памяти
Имя ребенка
|
Возраст
|
Количество
баллов
|
Аня
|
6,5
|
17
|
Дима
|
6,8
|
21
|
Илья
|
6,1
|
15
|
Инна
|
6,9
|
22
|
Лёва
|
6,3
|
19
|
Матвей
|
6,9
|
22
|
Маша
|
6,4
|
20
|
Наташа
|
6,2
|
18
|
Полина
|
6,4
|
21
|
Эдгар
|
6,5
|
21
|
Показатели по
группе
|
6,5
|
20
|
Таблица
2. Результаты изучения объема произвольной памяти в тестировании при
воспроизведении геометрических фигур
Имя ребенка
|
Возраст
|
Круг
|
Треугольник
|
Квадрат
|
Прямоугольник
|
Звезда
|
Крест
|
Резуль-тат
|
Аня
|
6,5
|
+
|
+
|
+
|
|
|
+
|
4
|
Дима
|
6,8
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
4
|
Илья
|
6,1
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
3
|
Инна
|
6,9
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
5
|
Лёва
|
6,3
|
+
|
|
+
|
+
|
|
+
|
4
|
Матвей
|
6,9
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Маша
|
6,4
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
4
|
Наташа
|
6,2
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
3
|
Полина
|
6,4
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
4
|
Эдгар
|
6,5
|
+
|
|
+
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица
3. Результаты изучения объема произвольной памяти в тестировании при
воспроизведении изображения предметов
Имя
ребенка
|
Возраст
|
Машина
|
Птица
|
Рыбка
|
Собака
|
Кошка
|
Кровать
|
Резуль-тат
|
Аня
|
6,5
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Дима
|
6,8
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Илья
|
6,1
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
5
|
Инна
|
6,9
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Лёва
|
6,3
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
5
|
Матвей
|
6,9
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Маша
|
6,4
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Наташа
|
6,2
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
5
|
Полина
|
6,4
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
6
|
Эдгар
|
6,5
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример 1. Протокол изучения уровня развития
произвольной памяти
Имя ребенка
|
Вопрос N 1
|
Количество
баллов
|
Аня
|
|
1
|
Дима
|
|
2
|
Илья
|
|
0
|
Инна
|
|
3
|
Лёва
|
|
1
|
Матвей
|
|
3
|
Маша
|
|
2
|
Наташа
|
|
1
|
Полина
|
|
2
|
Этгар
|
|
1
|
|
|
|
Пример 2. Прототипы используемых изображений в исследовании
Изображения часов, ножниц, телефона, карандаша, самолёта и письма.
@ E F Q I J
Изображения машины, птицы, рыбки, собаки, кошки и кровати
óôõöã
Круг, треугольник,
квадрат, прямоугольник,
звезда, крест lsn zH:
Литература
1. Блонский
П.П. Память и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просв.,
1964.
2. Выготский
Л.С. Психология: Мир психологии. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008с.
3. Гиппенрейтер
Ю.Б. Основы психологии. – М.: 1988, 156с.
4. Зинц Р. Обучение
и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова. – Мн.: 1989.
5. Истомина
З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников //
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, – М.: 1981
6. Кулагина
И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения
до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464с.
7. Мухина
В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство,
отрочество. – М.: Издательский центр Академия, 1997.
8. Немов
Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, –
М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования – 608с.
9. Общая
психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост.
Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, – 448с.
Список дополнительной литературы
1. Ананьев
Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
2. Аткинсон
Р. Человеческая память и процесс обучения/ Под. ред. Ю.М.
Забродина. – М.: Прогресс, 1980.
3. Выготский
Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в
процессе обучения. - М.: Л., 1935.
4. Гамезо
М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е изд. – М.:
1999, – 373с.
5. Годфруа
Ж. Что такое психология. Т.1. – М.: мир, 1992.
6. Дормашев
Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995
7. Зинченко
П.И. Непроизвольное запоминание. – М.: Изд. АПН РСФСР. – М.:
1961.
8. Крылов
А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной
психологии. – СПб.: Питер, 2000, – 289с.
9. Лурия
А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М.: 1994.
10. Макселон Юзеф.
Психология. – М.: Просвещение, 1998, – 425с.
11. Немов Р.С. Общие
основы психологии: Кн.1. – М.: Просвещение,1994, – 235с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы
общей психологии. – СПб.: Питер, 1998.
13. Слободчиков В.И.,
Исаев Е.И. Психология человека. – М.: 1995.
14. Смирнов А.А. Проблемы
психологии памяти. – М.: Просвещение, 1966.
15. Ясперс Карл. Общая
психопатология. – М.: Практика, 1997, – 218с.
Интернет-ресурсы
Официальный сайт факультета
психологии МГУ: #"#">#"#">#"#">#"_Toc71614020">Предметный указатель
А
Амнезия младенчества..... 12
Б
Быстрота запоминания....... 5
В
Вербальная память........... 11
Вкусовая память.................. 8
Г
Готовность к воспроизведению 6
Д
Двигательная память.......... 7
Длительность запоминания 6
Долговременная память 8, 15
З
Заинтересованность ребёнка 20
Запоминание.......................... 9
Запоминание непроизвольное 12
Зрительная память.............. 8
К
Конкретная задача............... 7
Кратковременная память... 8
Л
Лабораторный эксперимент 18
Личности свойства............... 6
Логическая память............... 8
М
Мгновенная память.............. 8
Мнемические действия..... 19
Мнемотехника..................... 20
Н
Непроизвольная память. 5, 7
О
Обобщенное воспоминание 15
Обонятельная память......... 8
Образная память.................. 7
Обучение запоминанию..... 19
Объём памяти....................... 5
Оперативная память..... 8, 15
Осязательная память.......... 8
П
Память.................................... 5
Перцептивные действия... 14
Приемы
запоминания.... 17
Приёмы классификации.... 21
Припоминания впечатлений 13
Продуктивность запоминания 14, 19
Произвольная память......... 7
Р
Развитие памяти................. 14
С
Словесно-логическая память 8
Слуховая память.................. 8
Т
Точность запоминания......... 6
У
Улучшение памяти.............. 18
Ф
Формирование смысловых группировок 21
Э
Эйдетическая память........ 13
Эмоциональная память...... 7
[1] Немов Р.С., Кн. 1, с. 150
[2] Макселон Юзеф, с. 124
[3] Немов Р.С., Кн. 1, с. 184
[4] Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 161
[5] Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 160
[6] Немов Р.С., Кн. 1, с. 194
[7] Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 159
[8] Макселон Юзеф, с. 125
[9] Ясперс Карл, с. 218-219
[10] Макселон Юзеф, с. 126
[11] Крылов А.А., Маничева С.А., с. 89
[12] Гамезо М.В., Домашенко И.А., с. 159
[13] Макселон Юзеф, с. 126
[14] Ясперс Карл, с. 218-219
[15] Выготский Л.С. , с. 126
[16] Блонский П.П., с. 218-219
[17] Немов Р.С., Кн. 2, с. 106
[18] Немов Р.С., Кн. 1, с. 195.
[19] Истомина З.М., ч. 2, с. 162
[20] Выготский Л.С., с. 26
[21] Выготский Л.С., с. 26
[22] Немов Р.С., с. 332
[23] Немов Р.С., Кн. 2, с. 333
[24] Немов Р.С., Кн. 2, с. 334
[25] Блонский П.П.
[26] Немов Р.С., Кн. 2, с. 336
Страницы: 1, 2, 3, 4
|