бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством бесплатно рефераты

p>Поскольку в данный период времени объектом собственной профессиональной деятельности является первая группа и учитывая тот факт, что степень сформированности изобразительных навыков во второй группе значительно выше, группа №1 была взята в качестве экспериментальной, а группа №2 - в качестве контрольной.

На основании проведенной диагностики, с учетом индивидуальных особенностей детей, стало возможным приступить к разработке системы занятий, включающих специальные упражнения для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук, которая будет апробирована на экспериментальной группе.

Система должна состоять не только из заданий творческого характера, но и включать упражнения, направленные на развитие двигательной активности, специальные упражнения для нормализации тонуса рук, массаж, упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев, точности направленных (произвольных) движений, развития глазомера, пространственного ориентирования, изучения схемы собственного тела, релаксации.

2.2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ

Формирующий эксперимент исследования проводился с сентября по декабрь 2008г. на базе Рудничного детского дома для умственно отсталых детей. Формирующий эксперимент включал два этапа: подготовительный и основной.

Цель подготовительного этого этапа - сформировать моторную и психологическую базу, необходимую для занятий основного этапа. На этом этапе необходимо обогатить запас знаний детей об окружающем, воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучить ребенка адекватной позе во время рисования, развивать общую и мелкую моторику, зрительное восприятие, пространственную ориентировку, стереогноз, сформировать правильный захват и удержание карандаша и кисти, познакомить с плоскостью листа, усвоить простейшие технические приемы изображения (закрашивание плоскости листа, проведение линий в заданном направлении, примакивание кистью и т.д.).

Цель основного этапа – апробировать разработанную систему занятий, включающих специальные упражнения для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук с детьми экспериментальной группы.

В ходе эксперимента использовались следующие виды деятельности:

1. Урочная (занятия изобразительным искусством и художественным трудом)

2. Внеурочная (работа кружка)

3.Самостоятельная деятельность детей (досуг)

Работа проводилась в группе, в подгруппах (3-4 человек) и индивидуально.

Каждое занятие, входящее в предложенную систему, решало несколько задач, а именно:

- формирование и коррекция графических навыков;

- развитие мелкой моторики рук;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- тактильных и сенсорных ощущений;

- пространственных представлений.

Кроме того, развивался кругозор детей, совершенствовались коммуникативные навыки. Тематическое планирование основного этапа представлено в Приложении 3.

Занятия проводились в течение 3 месяцев. Занятия осуществлялись групповым методом. Продолжительность одного занятия 30 минут. В ходе занятия обязательно проводились физические упражнения для нормализации мышечного тонуса, направленные на снятие чувства усталости, активизацию внимания. В некоторых случаях работа проводилась индивидуально. Во время занятия обязательно соблюдались ортопедические условия: правильная посадка, фиксации листа; у детей с гиперкинезом на запястье одевался браслет для утяжеления и частичной фиксации руки; карандаши подбирались большого диаметра.

Специфика проводимых занятий заключается в следующем: каждое занятие начинается с нормализации тонуса и разминки для рук (пальчиковая гимнастика), делается небольшой массаж для рук, самостоятельно или воспитателем. Это делается в игровой форме, совместно с воспитателем, который читает стихотворный текст и показывает движения. Для этой цели был подобран комплекс доступных упражнений, разнообразных по содержанию и характеру движений, который записан для удобства на карточках и всегда под рукой. Нужное выбирается созвучно сезону, погоде и теме занятия. Затем обычно сообщается тема и цели занятия, либо проводится вступительная беседа, в конце которой задается вопрос: «Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?». После этого идет объяснение материала. Обычно работа четко разбивается на этапы, каждый из которых объясняется, показывается, называются приемы работы. Во время лепки дети повторяют движения в воздухе вслед за воспитателем. Когда работа достаточно сложная, в работе используется алгоритм в картинках, однако никогда нельзя замещать им объяснение, можно лишь дополнить процесс демонстрации, так как у детей преимущественно конкретное мышление и многие не в состоянии соотнести свои действия с рисунком алгоритма. В процессе объяснения необходимо опираться на пройденный материал, чтобы закрепить уже полученные умения и освежить в памяти знания. Например, дети научились лепить шар (яблоко), на последующих занятиях, получая огурец или морковку, нужно исходить из этой же формы. Далее лепим птичку, также начиная с шарообразной формы. Делается это потому, что наибольшую трудность дети испытывают в круговых движениях, которые требуют определенного уровня сформированности движений кисти, обратно поступательные движения даются им легче. Не обязательно включать физкультминутки в творческие занятия, так как память у детей кратковременная и они могут забыть объяснение задания, однако если работа затянулась и дети утомились, можно провести короткую физминутку, затем повторяя коротко задание. На теоретическую часть приходится не более 30% занятия, остальное время отдается на самостоятельную работу и подведение итогов. Нельзя ни в коем случае осмеивать или ругать неудачные работы. Всегда нужно отмечать положительный сдвиг, похвалить ребенка.

Чтобы повысить интерес к работе, повысить эмоциональный настрой, включить в занятие включаются элементы драматизации. Например, лепим колобка - вспоминаем и рассказываем в лицах фрагмент сказки. Очень важно выбрать удачное музыкальное сопровождение – для этих целей используется сборник песен из мультфильмов и кассета с песнями Шаинского, там достаточно легко подобрать песенку, созвучную теме занятия, а под музыку работается веселее. Для этих же целей практически на всех занятиях используются стихи – загадки поговорки, пословицы, народный фольклор. В классе хранится нехитрый набор для драматизации: пара красивых платков, набор шапочек зверей, вышитое полотенце, корзиночка и т. д., место занимает немного, зато любое занятие можно легко превратить в увлекательную сказку.

Важное значение имеет наглядность. Наглядные пособия используются печатные и собственного изготовления. Например, есть собственная небольшая коллекция филимоновской и дымковской игрушки, которую сделали сами, совместно с другими воспитателями, она тоже применяется на занятиях. Необходимо чаще демонстрировать натуральные объекты природы – овощи, фрукты, которые можно подержать в руках, поиграть с ними, попробовать на вкус. Реже применяются мягкие игрушки – дети не проявляют к ним значительного интереса и чаще всего их облик не соответствует реальному образу (оранжевый заяц или фиолетовая собака в галстуке), другое дело – поющий яркий петушок или красивая говорящая кукла.

Когда на занятиях по лепке попробовали частично заменить пластилин на глину, значительно вырос интерес детей к творчеству, они стали занимаются с глиной на досуге, лепили и раскрашивали тарелочки. К Пасхе приготовили и раскрасили пасхальные яйца. Учитывая это, запланирована работа с тестом и «веселым пластилином», который рекомендуется в книге Мери Энн Ф. «Первый рисунок», а на уроках рисования используются нетрадиционные приемы: рисование ладошкой, пальцем, на поверхности стола. Кроме того, что это необычно и увлекательно, здесь есть возможность уйти от проблем связанных с моторикой: не надо держать карандаш и кисть. Однако по этой же причине не стоит чрезмерно увлекаться этими видами деятельности, их целесообразно использовать для поддержания интереса, экспериментов по смешению красок, развития фантазии и воображения, особенно у малышей.

Помимо занятий рисованием и художественным трудом в урочное время, проводились еженедельные занятия кружка «Юный дизайнер». На период эксперимента запланирована преимущественно работа над коллажем, учитывая следующие преимущества этой темы:

-доступность и разнообразие материала для работы: можно использовать природный и бросовый материал, будь то остатки от ремонтных работ (обои, потолочная плитка для основы коллажей) старые открытки и журналы для вырезания, декоративные упаковочные материалы, канцелярские цветные кнопки, обрезки ткани, засушенные растения и листья, ракушки и камушки, семена и плоды растений (фасоль, семечки арбуза, подсолнечника и тыквы, скорлупа фисташек и грецких орехов и т. д.);

- высокий интерес детей к данному виду работ: детям интересно экспериментировать с новыми материалами, их захватывает процесс творчества;

- возможность практического использования результатов продуктивной деятельности: изготовленные коллажи дети используют в качестве украшения интерьера или дарят родным и воспитателям. Похвала окружающих, интерес окружающих к их работе повышает самооценку детей, побуждает к дальнейшей работе.

Положительным моментом является также то, что в кружковой работе есть возможность осуществлять межпредметные связи. Например, на занятиях лепкой дети вылепили бусы из глины, на занятиях по рисованию они их раскрасили. Нанизывать бусы на шнурок посильно не всем, а также это требует дополнительного времени, которого недостаточно на уроке. Поэтому дети успешно занимаются этим на занятиях кружка. Результаты творческой работы детей демонстрировались на выставках, две – аппликации из природного материала, а третья - букет из бросового материала. Также в текущем учебном году была проведена выставка «Коллаж-это интересно!», где демонстрировалась часть работ (другая часть была подарена педагогам, по желанию детей).

Очень важно для ребенка, страдающего ДЦП, правильно организовать досуг. Зачастую содержательный досуг – единственная ниточка, связывающая его, находящегося в социальной изоляции, с внешним миром. Это для него спасительная возможность на какой-то момент забыть о своих проблемах, своих трудностях и погрузиться в царство радости и фантазий. Часто эти занятия перерастают в пожизненное хобби, повышается самооценка ребенка. Не стоит навязывать свои идеи и желания, ребенок сам должен сделать свой выбор, это его личное время и он сам вправе решать, чем он хочет его заполнить. Задача педагога - лишь предложить, подать идею, попытаться увлечь и не препятствовать, если ребенок предпочел другое занятие. Однако, если дети выразят желание заняться творчеством, они всегда могут взять цветные карандаши и бумагу, все это хранится в уголке творчества, расход бумаги неограничен. Всегда под рукой готовая глина, пластилин и краски. Когда дети занимаются творчеством, желательно включить негромкую спокойную музыку, чтобы создать соответствующий эмоциональный настрой. Если потребуется помощь, следует избегать распространенной ошибки: не делать вместо них, а работать совместно с ними, поддерживая и развивая инициативу. Например, дети организовали выставку портретов воспитателей ко дню учителя. Началось с того, что ребенок нарисовал портрет, и в процессе его обсуждения сошлись на том, что он похож на воспитательницу. Возникла идея о продолжении работы в этом направлении и организации выставки. Дети живо включились в этот процесс. Портретное сходство, естественно, вышло весьма отдаленное, однако короткое смешливое поздравительное четверостишие дополнило картинки и не оставило сомнений в том, кто изображен (это уже работа воспитателя). Осталось оформить работы в рамки и написать общий заголовок – и выставка готова. Никто из взрослых не остался равнодушным. Приходили и интересовались, готов ли их «портрет». Энтузиазму детей не было предела. А как они гордились интересу к их шутливой выставке! Возможно, теперь это станет доброй традицией, как стало традицией художественное оформление группы к Новому году, изготовление небольших подарков к международному женскому дню, поздравительных открыток к различным праздникам, масок к Колядкам. Старшие ребята ощущают значительность своего труда, а младшие стремятся им подражать.

Выбирая тот или иной вид досуговой деятельности, надо исходить не из паспортного возраста ребенка, а из возраста его фактического развития. При выборе вида досуговой деятельности не следует принижать его способности, говоря: «Ты этого не сможешь!». Однако и нельзя ставить слишком завышенные требования. Нужно предложить сразу несколько видов деятельности, а воспитанник сам решит, что ему больше нравится. Если ребенок берется за дело, которое ему явно не по силам, если что-то не выходит и работа испорчена, он очень огорчается. Бывает, доходит до слез. При этом отказывается от помощи, хочет все делать самостоятельно. Зная это, не нужно отговаривать его от задуманного, а постараться облегчить процесс творчества: предложить другой материал для работы, или альтернативное решение для преодоления возникших трудностей, возможно, привлечь других ребят для помощи. К сожалению, в группе есть дети, досуг которых невозможно разнообразить подвижными играми, они большую часть времени проводят в колясках, поэтому просто необходимо осваивать все новые и новые виды творческой деятельности.

Занятия изобразительным искусством воспитывают у детей с ограниченными возможностями чувство собственного достоинства и придают ощущение значимости. Благодаря тому, что занимаются они с великим удовольствием и увлечением, можно при этом решать некоторые реалибитационные задачи. Например, кроме того, что занятия рисованием, лепкой, аппликацией совершенствуют мелкую моторику, развивается зрительно - пространственное ориентация, различение цвета, пространственное и абстрактное мышление, речь, расширяется кругозор.

Чем раньше ребенок ощутит результат своей деятельности, тем выше вероятность, что в дальнейшем у него появится стойкий интерес к занятиям. Любое занятие может в дальнейшем понравиться ему, если убедить его, что он делает это по-своему хорошо, так, как никто другой выполнить это просто не в состоянии.


2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ


Для оценки результатов формирующего этапа эксперимента в декабре 2008 г. был проведен контрольный этап с детьми экспериментальной и контрольной групп. На контрольном этапе была проведена авторская диагностика, содержащая те же задания, что и на констатирующем этапе эксперимента, выполнение которых оценивалось по трехбалльной системе.

В диагностику были включены три группы умений и навыков: по изобразительному искусству, лепке и аппликации. Проверялись элементарные графические навыки, умение правильно держать карандаш и кисть; степень развития формообразующих движений и приемов лепки (раскатывание, вытягивание, соединение деталей). В аппликации выявлялись умение работать с ножницами, наносить клей на деталь и переносить деталь на плоскость листа.

Суммируя полученные баллы, определили степень сформированности изобразительных умений и навыков на контрольном этапе эксперимента по тем же критериям, что и в констатирующем:

Высокий уровень: от 45 до 57 баллов;

Средний уровень: от 32 до 44 баллов;

Низкий уровень: от 19 до 30 баллов.

Затем полученные данные сравнили с соответствующими показателями констатирующего эксперимента:

Таблица 1

Соотношение уровней развития мелкой моторики на основе исследования изобразительных умений и навыков у первой и второй групп детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Группа

Уровень развития мелкой моторики

Высокий

Средний

Низки                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Первая

33%

50%

33%

50%

33%

0%

Вторая

50%

83%

33%

0%

17%

17%

В обеих группах прослеживается положительная динамика в развитии ручного умения.

В процессе исследования было выявлено, что некоторые дети экспериментальной группы, которые занимались по специально разработанный системе занятий, включающий специальные упражнения для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук, научились проводить вертикальные и горизонтальные линии, проводить горизонтальную линию слева на право и наоборот. Научились различать и изображать основные геометрические фигуры, у двоих детей значительно улучшилось рисование замкнутых кривых, волнистой и ломаной линий. Дети стали свободнее и адекватнее использовать плоскость листа бумаги при рисовании и аппликации. Рисунки стали более красочными, так как дети стали использовать оттеночные цвета. Намного точнее стали дорисовывать симметричные фигуры те дети, для которых в начале обучения это задание было трудным. При изображении ритмичных, повторяющихся элементов в рисовании также стала наблюдаться положительная динамика. Детям легче стала даваться штриховка. Если ранее она у 33% она была хаотичной, выходила за пределы контура рисунка, то на контрольной стадии эксперимента дети освоили штриховку линиями и цилиндрическую, рисунки стали аккуратнее, линии штриховки у большинства не выходят за пределы контура.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6