Развитие математических способностей у детей 5-6 лет
Развитие математических способностей у детей 5-6 лет
Тема: "Развитие математических способностей у
детей 5-6 лет"
План
1.
Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет
2. Специфика развития
математических способностей
3. Требования к
подготовленности воспитателя осуществляющего деятельность по развитию
математических способностей
4. Роль дидактической
игры в деятельности по развитию математических способностей
5. Особенности развития в
математической деятельности
6. Учебные пособия по
развитию математических способностей
7. Критерии оценки
математических умений детей 5-6 лет
8. Индивидуальный подход
в процессе деятельности по развитию математических способностей
9. Вовлечение родителей в
деятельность по развитию математических способностей
10. Рекомендации,
задания, упражнения по развитию математических способностей
Использованная литература
1. Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру,
рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом
деятельности становится учение.
С пяти лет ребенка необходимо готовить к будущему школьному обучению.
Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом
познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью;
он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних
впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности
сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как
способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания,
как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной
деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения
одновременно на двух или большем числе различных объектов.
Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов
(интереса), мыслительных и волевых процессов.
Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
Восприятие у ребенка развивается буквально с первых месяцев жизни. К
пяти-шести годам ребенок обычно хорошо различает цвета и форму предметов (он
называет различные геометрические фигуры).
Ребенок хорошо ориентируется в пространстве и правильно использует
многообразные обозначения пространственных отношений: "Надо спуститься
вниз, повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую
сторону".
Более трудным для ребенка является восприятие времени - ориентация во времени
суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы,
минуты). Ребенку еще трудно представить себе длительность какого-либо дела.
На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно
развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более
сложная форма мышления - словесно-логическое.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у
ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование,
установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять
главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего
признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.
У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной,
основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его
заинтересовало.
Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей
лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих -
эмоциональная, а у четвертых - механическая.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является
сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно
воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком,
моряком, шофером и т. д.
По общему мнению детских психологов, на шестом году жизни ребенка следует
начинать учить чтению. Большинство детей этого возраста сами проявляют интерес
к овладению грамотой.
Нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать,
лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными
материалами и т. д.
2. Специфика развития математических способностей
Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать
и обобщать результаты своей деятельности.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ,
синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в
литературе также называют логическими приемами мышления. Развивать логическое
мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по
выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки,
вкладные мисочки и т. д.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или
выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В
психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга
процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем
способность к анализу. То есть, если ребенок знает, как это было собрано (сложено,
сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Именно
поэтому столь серьезное значение уделяется в дошкольном возрасте деятельности,
активно формирующей синтез, - конструированию.
Сначала это деятельность по образцу, то есть выполнение заданий по типу
"делай как я". На первых порах ребенок учится воспроизводить объект,
повторяя за взрослым весь процесс конструирования; затем - повторяя процесс
построения по памяти, и, наконец, переходит к третьему этапу: самостоятельно
восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида
"сделай такой же"). Четвертый этап заданий такого рода - творческий:
"построй высокий дом", "построй гараж для этой машины",
"сложи петуха". Задания даются без образца, ребенок работает по
представлению, но должен придерживаться заданных параметров: гараж именно для
этой машины.
Для конструирования используются любые мозаики, конструкторы, кубики,
разрезные картинки, подходящие этому возрасту и вызывающие у ребенка желание
возиться с ними.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и
различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка
самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого
на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку,
который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо
по заданному основанию, либо с заданием поиска самого.
Следует учитывать, что при классификационном разделении множества
полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех
подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект
должен входить только в одно множество и при правильно определенном основании
для классификации ни один предмет не останется вне определенных данным
основанием групп.
Классификацию с детьми дошкольного возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, ракушки и камешки, кегли и мячики и т.
д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в другую - маленькие, в одну
коробку длинные карандаши, в другую - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку -
кубики, в эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя
есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что
бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса
сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация
общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком,
если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно,
например классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все -
красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на
развитие математических способностей дошкольника.
3. Требования к подготовленности воспитателя осуществляющего деятельность
по развитию математических способностей
Развитие
элементарных математических представлений у дошкольников – особая область
познания, в которой при условии последовательного обучения можно
целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный
уровень детей. В связи с этим особую значимость имеет подготовка будущего
педагога к организации работы по математическому развитию детей дошкольного
возраста.
Воспитатель,
осуществляющий деятельность по развитию математических способностей ставит
перед собой следующие задачи:
1.
Изучить специфику
работы базового ДОУ в области математического развития детей дошкольного
возраста.
2.
Обеспечить
становление диагностического подхода к профессиональной деятельности через
выявление у детей уровня математического развития посредством диагностических
методик.
3.
Активизировать
способность к проектированию деятельности, направленной на математическое
развитие дошкольников.
4.
Формировать
умение оптимального отбора и использования эффективных методов и приемы
математического развития детей с учетом их интересов и познавательных
возможностей, в том числе средствами сочетания фронтальных и индивидуальных
форм обучения с опорой на принципы сотрудничества с ребенком.
5.
Развивать
педагогическую рефлексию, стремление к педагогическому мастерству.
Работа
включает в себя три компонента:
·
анализ качества
развивающей математической среды в дошкольном образовательном учреждении;
·
изучение
особенностей проведения занятий по математическому развитию детей дошкольного
возраста;
·
самостоятельное
руководство педагогическим процессом по математическому развитию детей в
учебной и внеучебной деятельности.
В процессе
развития математических способностей, воспитатель осуществляет работу по
формированию математических представлений осуществляется как на занятиях, так и
в повседневной жизни, т.к. обучение наиболее продуктивно, если оно идет в
контексте практической и игровой деятельности. Поэтому, планируя работу на
день, целесообразно включать в утренний и вечерний отрезки времени, на
прогулке, в игровую деятельность дидактические игры, настольно-печатные игры,
сюжетно-дидактические и подвижные игры с математическим содержанием, элементы
занимательной математики (логические задачи, загадки, считалки, стихи,
головоломки, лабиринты и др.), математические задачи.
Воспитатель,
осуществляющий деятельность по развитию математических способностей детей на
занятиях должен уметь:
·
отобрать и четко
сформулировать образовательные, развивающие, воспитательные и речевые задачи в
соответствии с возрастом и уровнем математического развития детей.
·
определить
дозировку и сочетание для реализации поставленных задач.
·
подобрать игры и
упражнения для реализации поставленных задач.
·
выбрать форму
организации занятия (игра, упражнение, комбинированное занятие, комплексное,
учебно-контрольное и др.), организацию детей (сидя или стоя за столами, сидя
полукругом на стульях, на ковре или свободно перемещаясь вслед за воспитателем
по группе и др.), определить свое свободное место и все возможные перемещения в
процессе занятия.
·
конкретизировать
дидактические средства: их количество, размещение, последовательность
использования.
·
продумать форму и
содержание игровых, учебных, учебно-игровых ситуаций, их чередование или
последовательность.
·
спроектировать
начало занятия, его ход и окончание.
·
сформулировать задания
и вопросы детям, возможные реплики, пояснения, указания, обобщения в каждой из
структурных частей занятия.
·
предусмотреть
логику перехода от одной структурной части занятия к другой, их примерную
длительность.
·
продумать
разнообразные методы и приемы активизации внимания и мышления, развития
сенсорики и речи, поддержания интереса к занятию и стимулирования учебной
деятельности дошкольников.
·
предусмотреть
индивидуально – дифференцированный подход к детям на занятии (варьирование
заданий, их дозировка, помощь детям при выполнении заданий и упражнений в
разных формах), элементы психогимнастики, физкультминутки и др.
4. Роль дидактической игры в деятельности по развитию
математических способностей
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта
играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития
мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Дошкольный возраст- это период, когда главный вид деятельности малыша-
это игра. В игре легче усваиваются
знания, умения и навыки, поэтому все занятия с ребенком должны быть
организованы в игровой форме.
Формированию у ребенка математических представлений
способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат
ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют
представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения
ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании
дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал,
который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и
доступной форме. Применение дидактических игр повышает эффективность
педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти,
мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
В детском саду ставятся такие педагогические задачи:
развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих
качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Используя различные дидактические
игры, занимательные упражнения можно также исправить пробелы знаний у детей.
Все дидактические игры можно разделить на несколько групп: игры с цифрами и
числами; игры путешествие во времени; игры на ориентировки в пространстве; игры
с геометрическими фигурами; игры на логическое мышление.
5. Особенности развития в математической деятельности
В математике главное –
научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного
восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д. Именно
поэтому, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений:
больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисловой период обучения, когда
дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая
предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляя две группы предметов
сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей,
позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.
Страницы: 1, 2
|