бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий бесплатно рефераты

Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий

Министерство образования и науки Российской Федерации

Магнитогорский педагогический колледж

Отделение дошкольного образования










Выпускная квалификационная работа

Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий


Выполнила: студентка группы 841

Черных Анна Сергеевна

Руководитель: Жерикова Светлана

Александровна









Магнитогорск 2007


Содержание


Введение

Глава I. Теоретические основы развития математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий

1.1 Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационных технологий в обучении дошкольников

1.2 Особенности развития количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Педагогические условия развития математических представлений посредством информационных технологий

Вывод по главе I

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния информационных технологий на развитие количественных представлений у старших дошкольников

2.1 Описание констатирующего эксперимента

2.2 Описание формирующего эксперимента

2.3 Анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов

Выводы по главе II

Заключение

Литература

Приложение


Введение


Система образования – одна из наиболее бурно развивающихся, поскольку «информационное общество» требует по-новому образованных людей. Поэтому столь необходимо применение новых педагогических технологий, в том числе и тех, которые эффективно используют компьютерные педагогические средства.

Психологическая готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная грамотность, культура использования персонального компьютера как средства решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку независимо от профессии. Всё это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка.

Использование компьютеров в образовании уже давно стало повсеместным явлением. Высшие учебные заведения России, большинство общеобразовательных школ, дошкольные образовательные учреждения оснащены компьютерной техникой. Быстро происходит смена поколений персональных компьютеров, их характеристики и возможности используемого программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет человеку решать разнообразные задачи своей деятельности.

Актуальность темы исследования определяется рядом факторов:

- теоретическими: мало разработано литературы и методик по использованию новых информационных технологий в дошкольных учреждениях;

- практическими: нехватка оборудования для успешного обучения детей с помощью компьютера.

Проблемой нашего исследования является процесс оптимизации развития математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий.

Отечественные педагоги Ю. М. Горвиц, Е. В. Зворыгина, Л. А. Леонова и другие исследователи неоднократно указывали на то, что необходимо использовать новые информационные технологии в дошкольном образовании.

Актуальность проблемы нашего исследования связана с разрешением противоречий между современными подходами, т. е. использованием информационных технологий в развитии математических представлений и недостаточным уровнем их реализации в работе дошкольного учреждения.

Исходя из актуальности проблемы мы определили тему нашего исследования: «Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий (на примере развития количественных представлений).

Цель исследования:

Определить комплекс педагогических условий, способствующих оптимальному развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий.

Объект исследования:

Процесс развития математических представлений у старших дошкольников.

Предмет исследования:

Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность развития математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий (на примере количественных представлений)

Гипотеза исследования:

Эффективность развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий повысится, если реализовать комплекс педагогических условий:

- учитываются интересы;

- учитываются возраст и индивидуальные особенности детей;

- учет интеллектуального развития детей;

- использовать различные формы и методы работы.

Для достижения цели и проверки гипотезы в работе определены задачи исследования:

1.           Выявить сущность понятия «информационные технологии»;

2.           Выявить уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста;

3.           Анализ литературы и практики по проблеме исследования;

4.           Разработать и апробировать серию занятий по развитию количественных представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий, с учётом заявленных в гипотезе условий.

Методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

- диагностика;

- эксперимент.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в исследовании методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности процесса развития математических представлений посредством информационных технологий.


Глава I. Теоретические основы развития математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий

1.1           Обзор психолого-педагогической литературы по использованию информационных технологий в обучении дошкольников

Дошкольный уровень образования переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самооценки детства. Научная психология (З. Фрейд, А.В. Запорожец) сегодня уже ясно говорит о зависимости будущего каждого человека от качества, прожитого детства. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана, прежде всего, с обновлением научной, методической и материальной базы воспитания и обучения на всех уровнях образования, и на дошкольном в первую очередь.

Важнейшим условием такого обновления является использование новых информационных технологий (НИТ). Большинство специалистов и неспециалистов понимают под НИТ в первую очередь компьютеры и всё, что с ним связано: программное обеспечение, инструкции, другие технические устройства, основанные на микропроцессорной технике и пр. НИТ еще определяют как «программно-технические системы. Обеспечивающие сбор, накопление, хранение, обработку и передачу в закодированном виде информации различного характера, а также способы (методы) использования таких систем». Эти определения – общего характера и не относятся к какой-либо области применения.

НИТ в отношении образования детей, и в частности дошкольников, используются для совершенствования методов и форм работы специалистов учреждений образования (администрации, педагогов, методистов, воспитателей), а также для образования (развития, обучения, диагностики, коррекции) детей.

НИТ в дошкольном образовании в органическом сочетании с традиционными средствами воспитания входят в жизнь уже в дошкольном детстве, повышая качество воспитания, способствуя развитию ребёнка как творческой личности. Каждый человек должен освоить в процессе непрерывного образования не только традиционные, но и новейшие средства для осуществления своей деятельности.

Процесс овладения компьютерной грамотностью и НИТ требует учёта человеческого фактора. Особенно остро эта проблема встаёт на дошкольной ступени образования. Ведь раннее детство – не только источник человеческой одарённости, но и период душевной ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика реабилитации личности. Поэтому вносить что-то новое в жизнь детей дошкольного возраста всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!»- принцип, которому нужно следовать, внедряя НИТ в обучение детей. Успех компьютеризации педагогического процесса во многом зависит от компетентности специалистов, используемых методов, качества применяемых технических средств и развивающего содержания компьютерных программ.

Дошкольное воспитание как составная часть всей системы непрерывного образования обеспечивает начальные этапы развития человеческой личности. В раннем и дошкольном детстве человек осваивает родовые способы осуществления своей деятельности. В ходе овладения ребёнком специфическими детскими видами деятельности формируется мотивационная структура его личности. Происходит обобщение опыта деятельности, складывается динамически развивающийся обобщенный образ мира, который опосредствует ориентировку ребёнка в условиях достижения целей его действий. Действия при этом осуществляются всё более обобщенными способами, их иерархия отражает развитие в системе «человек – средство – цель». Применительно к детской познавательной деятельности, средством которой является компьютер, система может быть обозначена отношением «человек (ребёнок) – компьютер – цель», где цель понимается как все более развёрнутый и обобщенный внутренний (психический) образ мира, ориентирующий деятельность, т.е. дающий её содержание, определённое качество.

Компьютерные игры в отечественной дошкольной педагогике - одна из новых и актуальных проблем. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состояла в том, что компьютеры сначала использовались в не семье, а в детском саду - в условиях коллективного воспитания.

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) представляет собой особый метод, систему педагогических условий и новое содержание детской деятельности. Основные принципы КИК: использование компьютера дошкольниками не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребёнка, формирования его личности, обогащение интеллектуальной сферы дошкольника.

Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность – игра, поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребёнком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи.

Компьютерные игры не изолированы от педагогического процесса детского сада. Они предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний, которые в обычных условиях с помощью традиционных средств дидактики понять или усвоить трудно или невозможно. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому особую значимость приобретает подготовленность детей. Компьютерным играм должны предшествовать игры с обычными игрушками и предметами – заместителями. Поэтапное формирование разных видов традиционных игр создаёт базу для приобщения детей к компьютерным играм.


1.2 Особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста


Формирование знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать - основная задача для детей шестого года жизни. В результате обучения, наблюдений окружающего мира и сенсорного развития у детей формируются представления об образовании чисел, отношениях между ними, количественном и порядковом счёте, части и целом. Они понимают, что число предметов не зависит от величины, расстояния между ними, пространственного размещения и направления счёта (слева – направо или справа – налево). Эти представления помогают ребёнку лучше ориентироваться в окружающей жизни, точнее выделять и оценивать особенности предметов и явлений, воспринимаемых им. Восприятие становится более целенаправленным, чем у детей пятого года жизни. Развивается способность к произвольному запоминанию. Ребёнок лучше усваивает значение изучаемого математического материала для практической деятельности.

Множество (это совокупность объектов, которые рассматриваются как единое целое.) В старшей группе продолжается работа над множествами: дети учатся выделять их части по тем или другим признакам (цвету, форме, размеру), сравнивать между собой выделенные части множества, устанавливать соответствие между элементами в этих частях, определять, какая из частей больше (меньше). Дети практически знакомятся с объединением множеств, начинают понимать, что несколько отдельных частей можно объединить в одно целое множество и что любое множество больше, чем его часть.

Постепенно в процессе операций с множествами у детей углубляются представления о числе и счёте, отношениях между числами. Основное в этом возрасте – усвоить принцип образования последующего за числом n числа n + 1 и любого предыдущего числа n – 1. Следует указать, что дети в этом возрасте в основном практически знакомятся с принципом построения натурального ряда чисел, что происходит в процессе практических упражнений с множествами, которые создают основу для понимания взаимообратных отношений между числами. Так, дети практически сравнивают, сопоставляют совокупности, выраженные смежными числами.

Ознакомление с количественным составом числа из единиц в пределах пяти. Шестилетние дети понимают не только то, что множество состоит из отдельных элементов, но и объясняют отношения числа к единице, т. е. подчеркивают количество единиц в числе. При этом дети должны понимать, что все числа составляются из единиц, количество единиц в разных числах различно, оно соответствует различному количеству элементов множества (совокупности).

Понимание состава числа – очень важный момент подготовки детей к вычислительной деятельности.

Порядковое значение числа. Ознакомление с порядковым счетом начинается в группе детей пятого года жизни. С шестилетками эта работа продолжается.

Умение считать, называя порядковые числительные, и понимать, чем они отличаются от количественных, имеет большое значение, прежде всего для усвоения отношений между смежными числами натурального ряда, а в целом – успешного обучения в школе.

Дети начинают использовать в своей речи порядковые числительные одновременно с количественными числительными очень рано, уже в конце второго года жизни.

Необходимо научить детей порядковому счёту в пределах десяти; умению правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой?», «Который?». Именно в процессе обучения формируются представления о том, что числительное, которое было названо во время счёта последним, даёт ответ на вопрос «Сколько?». Часто следует знать не обо всех предметах группы, а о месте одного предмета в ряду других. В таких случаях вопрос ставится так: «На котором месте этот предмет?» или «Какой он по порядку?» В подобных ситуациях не пересчитывают все предметы, а считают только до того предмета, о котором хотели узнать. При этом используются порядковые числительные.

Необходимо объяснить детям, что результат количественного счёта не зависит от порядка, в котором считают предметы. При этом важно лишь не пропустить дважды один и тот же предмет. И, наоборот, для порядковых чисел направление счета имеет большое значение. В количественном и порядковом счёте упражняются сначала с помощью предметов, а потом без них.

Ознакомление с порядковым значением числа происходит на основе сопоставление его с количественным значением. Детей подводят к пониманию того, что когда нужно узнать, сколько предметов всего, их считают так: один, два, три, четыре. В результате такого счёта они могут ответить на вопрос «Сколько?»

Таким образом, ознакомление дошкольников старшего возраста с порядковым значением числа является важной ступенькой формирования количественных представлений.

Деление целого на части. Первое знакомство с делением целого на части осуществляется в средней группе. С необходимостью деления множества, а также отдельного предмета на части дети неоднократно сталкиваются в быту, во время игр. Так, им не раз приходилось делить между собой игрушки, сладости, покупать в магазине часть (половину, четверть) хлеба, грядки на участки и т. д.

В старшей группе дети называют части, сравнивая целое и части, понимают, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Таким образом, значение развития математических представлений в жизни человека, в особенности в детские годы, невозможно переоценить: оно готовит его к вступлению в жизнь с учетом самоценности детства. В эти годы закладываются основы интеллекта человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы.

Страницы: 1, 2