Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий
Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий
Министерство образования
и науки Российской Федерации
Магнитогорский
педагогический колледж
Отделение дошкольного
образования
Выпускная
квалификационная работа
Развитие математических
представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий
Выполнила: студентка
группы 841
Черных Анна Сергеевна
Руководитель: Жерикова
Светлана
Александровна
Магнитогорск 2007
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические
основы развития математических представлений у старших дошкольников посредством
информационных технологий
1.1 Обзор
психолого-педагогической литературы по использованию информационных технологий
в обучении дошкольников
1.2 Особенности развития
количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические
условия развития математических представлений посредством информационных
технологий
Вывод по главе I
Глава II.
Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния информационных технологий
на развитие количественных представлений у старших дошкольников
2.1 Описание
констатирующего эксперимента
2.2 Описание формирующего
эксперимента
2.3 Анализ результатов
констатирующего и формирующего экспериментов
Выводы по главе II
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Система
образования – одна из наиболее бурно развивающихся, поскольку «информационное
общество» требует по-новому образованных людей. Поэтому столь необходимо
применение новых педагогических технологий, в том числе и тех, которые
эффективно используют компьютерные педагогические средства.
Психологическая
готовность к жизни в информационном обществе, начальная компьютерная
грамотность, культура использования персонального компьютера как средства
решения задач деятельности становятся сейчас необходимыми каждому человеку
независимо от профессии. Всё это предъявляет качественно новые требования и к
дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из
главных задач которого – заложить потенциал обогащенного развития личности
ребёнка.
Использование
компьютеров в образовании уже давно стало повсеместным явлением. Высшие учебные
заведения России, большинство общеобразовательных школ, дошкольные
образовательные учреждения оснащены компьютерной техникой. Быстро происходит
смена поколений персональных компьютеров, их характеристики и возможности
используемого программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность
компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического
изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать
данные позволяет человеку решать разнообразные задачи своей деятельности.
Актуальность
темы исследования определяется рядом факторов:
-
теоретическими: мало разработано литературы и методик по использованию новых
информационных технологий в дошкольных учреждениях;
-
практическими: нехватка оборудования для успешного обучения детей с помощью
компьютера.
Проблемой
нашего исследования является процесс оптимизации развития математических
представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий.
Отечественные
педагоги Ю. М. Горвиц, Е. В. Зворыгина, Л. А. Леонова и другие исследователи
неоднократно указывали на то, что необходимо использовать новые информационные
технологии в дошкольном образовании.
Актуальность
проблемы нашего исследования связана с разрешением противоречий между
современными подходами, т. е. использованием информационных технологий в
развитии математических представлений и недостаточным уровнем их реализации в
работе дошкольного учреждения.
Исходя из
актуальности проблемы мы определили тему нашего исследования:
«Развитие математических представлений у старших дошкольников посредством
информационных технологий (на примере развития количественных представлений).
Цель
исследования:
Определить
комплекс педагогических условий, способствующих оптимальному развитию
математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством
информационных технологий.
Объект
исследования:
Процесс
развития математических представлений у старших дошкольников.
Предмет
исследования:
Комплекс
педагогических условий, обеспечивающий эффективность развития математических
представлений у старших дошкольников посредством информационных технологий (на
примере количественных представлений)
Гипотеза
исследования:
Эффективность
развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
посредством информационных технологий повысится, если реализовать комплекс
педагогических условий:
- учитываются
интересы;
- учитываются
возраст и индивидуальные особенности детей;
- учет
интеллектуального развития детей;
- использовать
различные формы и методы работы.
Для
достижения цели и проверки гипотезы в работе определены задачи
исследования:
1.
Выявить
сущность понятия «информационные технологии»;
2.
Выявить
уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста;
3.
Анализ
литературы и практики по проблеме исследования;
4.
Разработать
и апробировать серию занятий по развитию количественных представлений у старших
дошкольников посредством информационных технологий, с учётом заявленных в
гипотезе условий.
Методы
исследования:
-
теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
-
диагностика;
-
эксперимент.
Практическая
значимость работы заключается в том, что разработанные в исследовании методические
рекомендации могут быть использованы в практической деятельности воспитателей
для повышения эффективности процесса развития математических представлений
посредством информационных технологий.
Глава I.
Теоретические основы развития математических представлений у старших
дошкольников посредством информационных технологий
1.1
Обзор
психолого-педагогической литературы по использованию информационных технологий
в обучении дошкольников
Дошкольный
уровень образования переживает время перемен, вызванных общественным осознанием
самооценки детства. Научная психология (З. Фрейд, А.В. Запорожец) сегодня уже
ясно говорит о зависимости будущего каждого человека от качества, прожитого
детства. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана,
прежде всего, с обновлением научной, методической и материальной базы воспитания
и обучения на всех уровнях образования, и на дошкольном в первую очередь.
Важнейшим
условием такого обновления является использование новых информационных
технологий (НИТ). Большинство специалистов и неспециалистов понимают под
НИТ в первую очередь компьютеры и всё, что с ним связано: программное
обеспечение, инструкции, другие технические устройства, основанные на
микропроцессорной технике и пр. НИТ еще определяют как «программно-технические
системы. Обеспечивающие сбор, накопление, хранение, обработку и передачу в
закодированном виде информации различного характера, а также способы (методы)
использования таких систем». Эти определения – общего характера и не
относятся к какой-либо области применения.
НИТ в
отношении образования детей, и в частности дошкольников, используются для
совершенствования методов и форм работы специалистов учреждений образования
(администрации, педагогов, методистов, воспитателей), а также для образования
(развития, обучения, диагностики, коррекции) детей.
НИТ в
дошкольном образовании в органическом сочетании с традиционными средствами
воспитания входят в жизнь уже в дошкольном детстве, повышая качество
воспитания, способствуя развитию ребёнка как творческой личности. Каждый
человек должен освоить в процессе непрерывного образования не только
традиционные, но и новейшие средства для осуществления своей деятельности.
Процесс
овладения компьютерной грамотностью и НИТ требует учёта человеческого фактора.
Особенно остро эта проблема встаёт на дошкольной ступени образования. Ведь раннее
детство – не только источник человеческой одарённости, но и период душевной
ранимости, психической уязвимости. Об этом свидетельствует мировая практика
реабилитации личности. Поэтому вносить что-то новое в жизнь детей дошкольного
возраста всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!»-
принцип, которому нужно следовать, внедряя НИТ в обучение детей. Успех
компьютеризации педагогического процесса во многом зависит от компетентности
специалистов, используемых методов, качества применяемых технических средств и
развивающего содержания компьютерных программ.
Дошкольное
воспитание как составная часть всей системы непрерывного образования
обеспечивает начальные этапы развития человеческой личности. В раннем и
дошкольном детстве человек осваивает родовые способы осуществления своей
деятельности. В ходе овладения ребёнком специфическими детскими видами
деятельности формируется мотивационная структура его личности. Происходит
обобщение опыта деятельности, складывается динамически развивающийся обобщенный
образ мира, который опосредствует ориентировку ребёнка в условиях достижения
целей его действий. Действия при этом осуществляются всё более обобщенными
способами, их иерархия отражает развитие в системе «человек – средство – цель».
Применительно к детской познавательной деятельности, средством которой является
компьютер, система может быть обозначена отношением «человек (ребёнок) –
компьютер – цель», где цель понимается как все более развёрнутый и обобщенный
внутренний (психический) образ мира, ориентирующий деятельность, т.е. дающий её
содержание, определённое качество.
Компьютерные
игры в отечественной дошкольной педагогике - одна из новых и актуальных
проблем. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания
дошкольников в нашей стране состояла в том, что компьютеры сначала
использовались в не семье, а в детском саду - в условиях коллективного
воспитания.
Компьютерно-игровой
комплекс (КИК) представляет собой особый метод, систему педагогических условий и
новое содержание детской деятельности. Основные принципы КИК: использование
компьютера дошкольниками не цель, а средство воспитания и развития творческих
способностей ребёнка, формирования его личности, обогащение интеллектуальной
сферы дошкольника.
Особое
значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность – игра,
поэтому компьютеры в детском саду используются, прежде всего, как средство
игры, как новая, сложная, интересная и управляемая самим ребёнком игрушка, с
помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи.
Компьютерные
игры не изолированы от педагогического процесса детского сада. Они предлагаются
в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и
занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс
новыми возможностями. В компьютерных играх предлагаются те элементы знаний,
которые в обычных условиях с помощью традиционных средств дидактики понять или
усвоить трудно или невозможно. В компьютерных играх дети оперируют в основном
символами и знаками, поэтому особую значимость приобретает подготовленность
детей. Компьютерным играм должны предшествовать игры с обычными игрушками и
предметами – заместителями. Поэтапное формирование разных видов традиционных
игр создаёт базу для приобщения детей к компьютерным играм.
1.2
Особенности развития математических представлений у детей старшего дошкольного
возраста
Формирование
знаний о числах и цифрах первого десятка, умение считать - основная задача для
детей шестого года жизни. В результате обучения, наблюдений окружающего мира и
сенсорного развития у детей формируются представления об образовании чисел,
отношениях между ними, количественном и порядковом счёте, части и целом. Они
понимают, что число предметов не зависит от величины, расстояния между ними,
пространственного размещения и направления счёта (слева – направо или справа –
налево). Эти представления помогают ребёнку лучше ориентироваться в окружающей
жизни, точнее выделять и оценивать особенности предметов и явлений,
воспринимаемых им. Восприятие становится более целенаправленным, чем у детей
пятого года жизни. Развивается способность к произвольному запоминанию. Ребёнок
лучше усваивает значение изучаемого математического материала для практической
деятельности.
Множество (это совокупность
объектов, которые рассматриваются как единое целое.) В старшей группе
продолжается работа над множествами: дети учатся выделять их части по тем или
другим признакам (цвету, форме, размеру), сравнивать между собой выделенные
части множества, устанавливать соответствие между элементами в этих частях,
определять, какая из частей больше (меньше). Дети практически знакомятся с
объединением множеств, начинают понимать, что несколько отдельных частей можно
объединить в одно целое множество и что любое множество больше, чем его часть.
Постепенно в
процессе операций с множествами у детей углубляются представления о числе и
счёте, отношениях между числами. Основное в этом возрасте – усвоить принцип
образования последующего за числом n числа n + 1 и любого предыдущего числа n –
1. Следует указать, что дети в этом возрасте в основном практически знакомятся
с принципом построения натурального ряда чисел, что происходит в процессе
практических упражнений с множествами, которые создают основу для понимания
взаимообратных отношений между числами. Так, дети практически сравнивают,
сопоставляют совокупности, выраженные смежными числами.
Ознакомление
с количественным составом числа из единиц в пределах пяти. Шестилетние дети понимают
не только то, что множество состоит из отдельных элементов, но и объясняют
отношения числа к единице, т. е. подчеркивают количество единиц в числе. При
этом дети должны понимать, что все числа составляются из единиц, количество
единиц в разных числах различно, оно соответствует различному количеству
элементов множества (совокупности).
Понимание
состава числа – очень важный момент подготовки детей к вычислительной
деятельности.
Порядковое
значение числа. Ознакомление с порядковым счетом начинается в группе детей
пятого года жизни. С шестилетками эта работа продолжается.
Умение
считать, называя порядковые числительные, и понимать, чем они отличаются от
количественных, имеет большое значение, прежде всего для усвоения отношений
между смежными числами натурального ряда, а в целом – успешного обучения в
школе.
Дети начинают
использовать в своей речи порядковые числительные одновременно с
количественными числительными очень рано, уже в конце второго года жизни.
Необходимо
научить детей порядковому счёту в пределах десяти; умению правильно отвечать на
вопросы «Сколько?», «Какой?», «Который?». Именно в процессе обучения
формируются представления о том, что числительное, которое было названо во
время счёта последним, даёт ответ на вопрос «Сколько?». Часто следует знать не
обо всех предметах группы, а о месте одного предмета в ряду других. В таких
случаях вопрос ставится так: «На котором месте этот предмет?» или «Какой он по
порядку?» В подобных ситуациях не пересчитывают все предметы, а считают только
до того предмета, о котором хотели узнать. При этом используются порядковые числительные.
Необходимо
объяснить детям, что результат количественного счёта не зависит от порядка, в
котором считают предметы. При этом важно лишь не пропустить дважды один и тот
же предмет. И, наоборот, для порядковых чисел направление счета имеет большое
значение. В количественном и порядковом счёте упражняются сначала с помощью
предметов, а потом без них.
Ознакомление
с порядковым значением числа происходит на основе сопоставление его с
количественным значением. Детей подводят к пониманию того, что когда нужно
узнать, сколько предметов всего, их считают так: один, два, три, четыре. В
результате такого счёта они могут ответить на вопрос «Сколько?»
Таким
образом, ознакомление дошкольников старшего возраста с порядковым значением
числа является важной ступенькой формирования количественных представлений.
Деление
целого на части. Первое знакомство с делением целого на части осуществляется в
средней группе. С необходимостью деления множества, а также отдельного предмета
на части дети неоднократно сталкиваются в быту, во время игр. Так, им не раз
приходилось делить между собой игрушки, сладости, покупать в магазине часть
(половину, четверть) хлеба, грядки на участки и т. д.
В старшей
группе дети называют части, сравнивая целое и части, понимают, что целое больше
каждой своей части, а часть меньше целого.
Таким
образом, значение развития математических представлений в жизни человека, в особенности
в детские годы, невозможно переоценить: оно готовит его к вступлению в жизнь с
учетом самоценности детства. В эти годы закладываются основы интеллекта
человека, формируются разнообразные потребности, взгляды и идеалы.
Страницы: 1, 2
|