Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом
p> 1.2. Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя Понятие личности в психологии. Группа, как известно, образуется из
нескольких взаимодействующих сотрудников, каждый из которых является
своеобразной личностью. В процессе решения совместных практических задач
люди вступают в сложные отношения друг с другом и с группой в целом.
Динамика взаимоотношений личности и группы представляется довольно сложной.
Для понимания и оценки этих взаимоотношений следует учитывать как свойства
личности, занимающей определенный статус и выполняющей определенную роль в
группе, так и состав, содержание деятельности и уровень организации группы,
а также других более широких социальных объединений. В чем же сущность психологического понятия «личность»? Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект
целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку
употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность».
Индивид - это человек как представитель вида, т.е. в этом понятии
подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается
индивидом, но только в процессе развития (в онтогенезе) он становится
личностью. На процесс развития личности влияют в единстве такие факторы как
природные задатки, влияние социальной сферы и воспитание. Личность – это «сознательный индивид» (Б.Г. Ананьев), т.е. человек,
способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С
позиции современного системного подхода деятельность личности
рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система,
характеризующаяся многомерностью и иерархичностью (Ломов Б.Ф., 1984). В ней
можно выделить три основные подсистемы: 1) когнитивную, в которой результируются функции познания и которая включает в себя познавательные процессы: восприятие, память, мышление и др. 2) регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность к саморегуляции деятельности и управлению деятельностью других людей; 3) коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми. Личность, наряду с общепсихологическими проявлениями, обладает
индивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером,
способностями, т.е. свойствами составляющими его индивидуальное
своеобразие. Человек всегда привносит свои индивидуальные качества в
процессы трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая
каждого члена производственной или учебной группы с точки зрения его
индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к
индивидуальности, т.е. личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же
время своеобразной и неповторимой. Система индивидуальных качеств человека
является его индивидуальностью, но одним людям удается ярко и продуктивно
проявить ее в своей деятельности, другим же – на очень скромном уровне.
Знание и учет индивидуальных качеств людей необходим руководителю для
реализации индивидуального подхода к ним, более успешному их обучению,
адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия,
для оптимального стимулирования эффективной деятельности членов коллектива. На основе анализа структуры личности и свойств индивидуальности можно
составить психограмму (психологический портрет) человека, позволяющий дать
ему качественную оценку. Считаем нужным обратиться к краткой характеристике когнитивных
процессов и индивидуально-психологических свойств личности. Когнитивные процессы личности. В условиях управления и общения люди
оценивают друг друга прежде всего по уровню интеллекта, образуемого
системой познавательных процессов. В частности, каждый руководитель должен
быть требователен к качествам собственного интеллекта, а также к умственным
способностям своих подчиненных при оценке их соответствия должности и
характера выполняемых ими производственных задач. Познавательные процессы, или когнитивные (от лат. cognitio - познание)
– это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание
субъектом явлений объективного мира. В эту систему включены следующие
процессы: 1. Сенсорные процессы (ощущение и восприятие), которые служат для
отражения объективной реальности в форме конкретных чувственных образов.
Ощущение обеспечивает отражение отдельных качеств объектов: цвет, яркость,
звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в
пространстве, двигательные и болевые реакции и т.д. Восприятие отражает
целостные образы объектов – человека, животных, растений, технических
объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных
образов и т.п. Эти процессы играют важную роль в профессиональном обучении,
деятельности, а уровень их сформированности у людей определяют их важные
профессиональные способности. Например, опытный водитель на слух определяет
неполадки в двигателе. 2 Память – это система мнемонических процессов, которые служат для
запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных
отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте
субъекта [ ,с.143]. Память позволяет человеку в пределах его
субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы
его деятельности и тем самым участвует в процессах прогнозирования. По временному параметру различают мгновенную (сенсорную),
кратковременную (оперативную) и долговременную память, образуя единую
систему переработки информации субъектом. Учет закономерностей этих видов
памяти необходим для эффективной организации учебной и профессиональной
деятельности 3. Мышление – это система процессов, осуществляющих отражение
объектов в их закономерных связях и отношениях, их понимание,
прогнозирование, принятие решений [ ,с144]. Мышление включает в себя
такие операции, как анализ и синтез, сравнение и различение,
абстрагирование, обобщение, систематизация, конкретизация. Благодаря
мышлению человек познает законы природы и общества, способен планировать
свою деятельность, воздействовать на природу и общество, сознательно
управлять своей деятельностью и действиями других людей. 4. Речь – это система процессов, обеспечивающих передачу и усвоение
информации, социальное управление людьми, самосознание и саморегуляцию
деятельности. Обязательным качеством руководителя должна быть высокая
культура речи, владение устной и письменной речью, умение использовать речь
как средство общения, убеждения и руководства людьми. 5. Внимание – это особая форма ориентировочной деятельности, которая
позволяет человеку в условиях обучения и профессиональной деятельности
выделять и четко воспринимать объекты на фоне окружающей среды [там же,
с.144]. При организации профессиональной деятельности важно учитывать
свойства внимания человека: объем, устойчивость, распределение,
переключение, которые могут выступать в качестве профессиональных
способностей. Устойчивость внимания – важнейшее условие продуктивности
учебной и практической деятельности, наблюдательности. Отсутствие указанных
свойств внимания – одна из основных причин допускаемых ошибок в управлении
техникой и людьми. 6. Воображение (фантазия) – это процесс формирования новых образов на
основе переработки образа памяти, т.е. прошлого опыта субъекта [там же,
с.145]. Воображение – основа творчества, изобретательства, предвидения
возможных событий. Система познавательных процессов образуют сферу интеллекта и является
определяющим компонентом сферы сознания личности. Индивидуально-психологические свойства личности и их учет в системе
управления. К индивидуально-психологическим свойствам личности относятся
темперамент, характер, направленность и способность. 1. Темперамент – это сочетание индивидуальных свойств, определяющих
динамическую сторону поведения. Согласно классификации Гиппократа , выделяются 4 основных
темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. По классификации
К. Юнга – Г. Айзенка выделяются 4 соответствующих типа: экстраверты
высокотревожный и малотревожный, интроверты малотревожный и
высокотревожный. Темперамент обладает определенным набором психологических проявлений в
деятельности субъекта: активность, реактивность, динамичность,
эмоциональность, тревожность, чувствительность и др. Учет свойств темперамента очень важен для профессионального отбора
людей к тем видам деятельности, где требуется скоростная переработка
информации, распределенность внимания, стрессоустойчивость и другие
качества. Поскольку темперамент есть устойчивая природная основа поведения
индивида, следует стремиться не к переделке типа, а к нахождению для
каждого темперамента наиболее подходящих способов реализации его качеств,
благоприятных для конкретного вида деятельности; ибо каждый человек,
тренируясь в выполнении определенных профессиональных задач, вырабатывает
некоторый приемлемый темп и стиль деятельности. Поэтому при индивидуальном подходе к сотрудникам необходимо подбирать
формы деятельности (по напряженности, темпу работы, наличию стрессовых
ситуаций и др.), к которым легче адаптируется тот или иной тип
темперамента. Холерик – сильный, неуравновешенный, возбуждаемый тип, высоко
тревожный экстраверт. Он наиболее продуктивен там, где требуется высокая
активность, увлеченность, концентрация внимания, лидерство, высокая ролевая
активность и т.п. Но его следует по возможности отстранить от конфликтных
ситуаций, строго объективно оценивать его успехи и тактично указывать на
недостатки, воспитывать выдержку и самообладание. Сангвиник – сильный, уравновешенный, лабильный тип, малотревожный
экстраверт. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро решает
текущие оперативные задачи, обладает быстрой переключаемостью внимания,
высокой эмоциональностью, контактностью, коммуникативностью. Его можно
использовать для разрядки конфликтных ситуаций в группе, организации
совместных действий, лидерства. Сангвиники мало подвержены нервным срывам,
стрессоустойчивы. Однако они мало продуктивны в условиях монотонной
деятельности, требующей длительного напряженного внимания, склонны к
перемене обстановки и видам деятельности. Флегматик – сильный, уравновешанный инертный тип, малотревожный
интроверт. Он не заменим в ситуациях, требующих пристального внимания,
обстоятельности в делах, терпения, неторопливости, продуктивен в монотонных
условиях. Однако он испытывает значительные трудности при необходимости
быстрого ориентирования на изменение ситуаций, быстрого принятия решений,
при ориентации конфликтных и стрессовых ситуациях. Малопригоден он и для
скоростной переработки учебной и производственной информации; социально
пассивен, не претендует на лидерство в группах, малообщителен и
малоэмоционален. Меланхолик – слабый тип нервной системы, высокотревожный интроверт.
Это сложный высокочувствительный тип, требующий тактичного подхода и
«щадящего» образа жизни. Малопригодный к нервным перегрузкам, к преодолению
стрессовых ситуаций, в которых часто теряется, затормаживается;
неконфликтен, но беззащитен перед конфликтами, старается их обходить, а не
разрешать, не претендует на лидерство, но в хорошем коллективе
исполнителен, отзывчив, ищет опору в более сильной личности. В спокойной
жизненной ситуации, не требующей перенапряжения, может проявлять высокую
интеллектуальную и практическую работоспособность, вдумчивость,
ответственность, исполнительность. 2. Характер – это сочетание устойчивых свойств поведения, определяющих
отношение субъекта к окружающей действительности. Структура характера
рассматривается прежде всего по сложившимся у человека типам отношений
(отношение к самому себе, другим людям, к деятельности и коллективу). Характер является результатом развития личности в онтогенезе в связи с
закреплением в поведении индивида различных проявлений психических
процессов: познавательных, эмоциональных и волевых. Потому в связи с
генезисом характера различают три группы черт: - интеллектуальные черты (критичность, наблюдательность, мечтательность и др.); - эмоциональные черты (чуткость, тщеславие, честность и др.); - волевые черты (целеустремленность, принципиальность, настойчивость и др.). В условиях профотбора людей на определенные должности (например, на
должности руководителя производственной группы) большую роль играет
психодиагностика черт характера, так как именно характер определяет
пригодность человека к нормальному общению и добросовестному отношению к
выполняемой работе. 3. Направленность личности – это проявление жизненных устремлений
человека и его мотивации. Структура направленности складывается из
потребностей, интересов, идеалов человека. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется
путем воспитания. Существуют 3 вида направленности личности: Личная – создается преобладанием в мотивационной структуре мотивов
собственного благополучия, самоутверждения, личного покоя (престижная,
авторитетная, эгоистическая направленность). Коллективистическая (общественная или альтруистическая – бескорыстное
служение другим людям) имеет место тогда, когда поступки человека
преимущественно побуждаются интересами и потребностями общества, группы,
других людей, т.е. преобладает коллективистический и альтруистические
мотивы. Деловая направленность - преобладание мотивов, порождаемых самой
деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к
истинности, познанию, овладению новым умением, глубокие интересы к любой
области жизни, науки, искусства. 4. Способности, по определению А.Н. Леонтьева, это такие свойства
индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения
некоторой деятельности. Выделяют различные виды способностей. По отношению к деятельности
различают: - общие способности, как основа успешности выполнения различных видов деятельности (работоспособность, настойчивость, активность и т.д.); - специальные (профессиональные) способности как основа успешности выполнения конкретных видов деятельности (управленческой, трудовой, педагогической). Управленческая деятельность требует от руководителя
организаторских, коммуникативных, научно-познавательных, конструктивных,
перцептивных, суггестивных, экспрессивных и других способностей. Способности не являются готовым природным даром человека, ибо в их
основе лежит природная одаренность, которая превращается в способности
только в благоприятных условиях обучения, тренировки, воспитания личности в
целом [ ,с.151]. Личностные качества руководителя. В самом общем виде можно определить
те требования, которым соответствует руководитель любого управленческого
ранга в различных социальных организациях. Эти требования определяются через профессионально значимые качества,
под которыми мы подразумеваем индивидуальные качества субъекта
деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее
освоения. Ответ на вопрос о качествах, которыми должен обладать
руководитель, претерпел существенную эволюцию в ходе развития
управленческой теории (Ф.Тейлор, А.Файоль, Л.И.Уманский и др.). На основе общего анализа исследований психологов в области
менеджмента, все качества, которыми должен обладать современный
руководитель, можно разделить на пять групп: 1)общечеловеческие качества;
2)психофизиологические качества; 3)деловые качества и организаторские
способности; 4)коммуникативные качества;5)профессиональные знания. В первую группу, то есть группу общечеловеческих качеств руководителя
включаются следующие: трудолюбие; принципиальность, честность;
обязательность, верность слову; самокритичность; гуманность; тактичность;
справедливость; целеустремленность; альтруизм; высокая культура,
безупречная нравственность; энергичность; работоспособность; выдержанность;
любовь к своему делу; оптимистичность; требовательность к себе и другим;
чувство юмора; внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.). К группе психофизиологических свойств личности относятся: крепкое
здоровье, стрессоустойчивость, общий уровень развития, интеллектуальные
свойства (наблюдательность, аналитичность мышления, устойчивость и
распределенность внимания, оперативность и логичность памяти,способность к
прогнозированию ситуаций и результатов деятельности), индивидуально-
психологические свойства (темперамент, направленность личности). К деловым качествам и организаторским способностям, по нашему мнению,
относятся: инициативность; самостоятельность в решении вопросов;
самоорганизованность (умение беречь свое и чужое время, пунктуальность и
точность); дисциплинированность; исполнительность; умение четко определить
цель и поставить задачу; способность менять стиль поведения в зависимости
от условий; умение расставить кадры и организовать их взаимодействие,
способность мобилизовать коллектив и повести его за собой; умение
контролировать деятельность подчиненных; способность и стремление
оперативно принимать решения; способность и стремление объективно
анализировать и оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных;
творческий подход к порученному делу; умение поддерживать инициативу,
стремление использовать все новое, прогрессивное; умение поддерживать свой
авторитет. В группу коммуникативных качеств мы включаем умение руководителя
устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями, с
подчиненными, умение поддерживать нормальный психологический климат в
коллективе, умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.), умение
выступать публично. К профессиональным знаниям, которыми должен владеть современный
руководитель мы относим: знание науки об управлении (основы менеджмента,
управление персоналом и др.); применение на практике современных
организационно-управленческих принципов и методов; умение работать с
документацией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|