Развитие личности
Пластичность
нервной системы: слабые функции могут быть компенсированы сильными (слабая
память - высокая организация познавательной деятельности).
1.
посредством
разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения,
возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит
перед собой, и условиями их достижения и т.д.).
2.
через
деятельность (игра, труд, учеба)
Споры в науке
вызывает вопрос о том, что движет развитием личности, под влиянием каких
факторов оно протекает. Анализ факторов развития начат еще античными учеными.
Всем было интересно узнать ответ на вопрос: почему разные люди достигают
разного уровня развития? Что оказывает влияние на развитие личности?
Схема 1
Факторы, влияющие
на развитие личности
Развитие
детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание
относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а
также вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под
влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам
внутренним. Развитие и формирование личности является результатом
взаимодействия этих двух факторов.
С точки зрения биологически
ориентированных направлений, развитие понимается как развертывание генетических
программ организма, как наследственно запрограммированное созревание природных
сил. Значит, определяющим фактором развития являются задатки - анатомо-физиологические
особенности организма, наследуемые от предков. Вариантом этой позиции является
взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторение всех стадий,
которые прошел человек в процессе своей исторической эволюции (филогенезе): в
онтогенезе в сжатом виде повторяется филогенез. Согласно З.Фрейду, в основе
развития человека тоже лежат биологические процессы, проявление в разных формах
либидо - полового влечения.
Многие психологи,
биологи утверждают, что развитие ребенка предопределяется врожденными
инстинктами, особыми генами сознания, носителями постоянных наследуемых
качеств. Это породило в начале 20 века учение о диагностировании свойств
личности и практику тестирования детей в начальной школе, деление их по
результатам тестов на группы, которые должны обучаться по разным программам в
соответствии со способностями, данными природой. Однако у науки нет ясного
ответа на вопрос о том, что именно биологически наследует человек.
Социологически
ориентированные направления рассматривают среду как определяющий источник развития
человека. Среда это все, что составляет окружение человека. Ученые выделяют
некоторые группы средовых факторов (А.В.Мудрик). К макрофакторам относят
космос, мир, климат, общество, государство; мезофакторы - отдельные социальные
группы людей и институты, школа, средства массовой информации; микрофакторы -
семья, сверстники. Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых
факторов в социологии принято называть социализацией. В педагогике, как было
сказано, оно близко к понятию воспитание в социальном значении.
Российская наука
понимает проблему соотношения влияния разных факторов на развитие личности
следующим образом. Биологически наследуемые особенности индивида только создают
почву для развития личности. Они развиваются под воздействием среды и
воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди
обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социальное
наследование, то есть прижизненное влияние окружающей среды и воспитания
обеспечивает развитие. Воспитание выгодно отличается от средовых факторов тем,
что это управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия
для развития и адаптации. Это же относится и к обучению как части целостного
педагогического процесса: обучение ведет за собой развитие.
Этот главный
закон развития личности, сформулированный Л.С. Выготским, означает, что
посредством совместной деятельности и общения формируются психические функции
ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание и пр. Воспитание
среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии
личности именно в силу его направленности и организованности.
Следовательно,
развитие личности представляет собой процесс, который определяется внутренними
и внешними факторами. Происходит он:
во-первых, в зависимости от внутреннего
мира личности, ее внутренних побуждений, присущих ей субъективных потребностей,
интересов и мотивов,
во-вторых, в зависимости от меняющихся
условий внешней среды и обстоятельств ее жизни.
Человек
развивается непрерывно с момента рождения и до смерти, проходя ряд
последовательно сменяющихся стадий: младенчество, детство, отрочество, юность,
зрелость, старость. Все они накладывают свой отпечаток на его образ жизни и
поведение.
Каждый человек
живет как бы в постоянно расширяющейся для него действительности. Вначале сферу
жизни для него составляет узкий круг непосредственно окружающих его людей,
предметов и явлений. Но далее в природном и социальном мире для него
открываются все новые и новые горизонты, расширяющие поле его жизни и
деятельности. Отношения, связывающие его с миром, приобретают не только иной
масштаб, но и иную глубину. Чем больше раскрывается для него действительность,
тем более богатым становится его внутренний мир.
Проявляется
развитие личности в тех изменениях, которые происходят в ее внутреннем мире, в
системе ее внешних связей и отношений. В процессе развития личности изменяются
ее потребности и интересы, цели и установки, стимулы и мотивы, навыки и
привычки, знания и умения, желания и стремления, социальные и нравственные
качества, изменяются сфера и условия ее жизнедеятельности. В той или иной мере
преобразуется ее сознание и самосознание. Все это приводит к изменениям
структуры личности, которая приобретает качественно новое содержание.
С середины 20
века, однако, активно развивается несколько иной взгляд на развитие личности.
Гуманистическая психология (А. Маслоу и др.) утверждает, что становление
личности не в меньшей мере зависит от активности самого человека. Активность
понимается как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя и высших
смыслов существования, к самореализации, часто вопреки окружающей среде,
нивелирующей, подавляющей индивидуальность. А. Маслоу, К. Роджерс и др.
считают, что помощь человеку, ученику школы состоит именно в том, разбудить его
собственные стремления к самоактуализации, которые, как они думают, изначально
ему присущи. На таком понимании личности и ее развитии в последние десятилетия
строятся воспитательные концепции на Западе, а в недавнее время и в нашей
стране. В более традиционных для отечественной науки терминах такая позиция
означает, что активность самого ученика, его воля, убеждения, деятельность по
саморазвитию и самовоспитанию относятся к внутреним факторам развития личности.
Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные свойства личности, части ее
структуры, формируются под воздействием воспитания в первую очередь. Но в ходе
жизни ребенка сами становятся источником, движущей силой его развития. Этим
объясняется отчасти, что под влиянием одних и тех же воспитательных и средовых
условий ученики вырастают разными. Это ставит вопрос о важности самовоспитания
и его связи с воспитанием. Педагогика понимает его так: воспитание вызывает
самовоспитание, и чем быстрей, тем лучше.
Развитие личности
может быть прогрессивным и регрессивным. Прогрессивное развитие связано с ее
совершенствованием, подъемом на более высокую ступень. Этому способствуют рост
знаний и умений, повышение квалификации, образования и культуры, возвышение
потребностей и интересов, расширение сферы жизнедеятельности, усложнение форм
деятельности и т.д.
Регрессивное
развитие, напротив, проявляется в деградации индивида как личности. Здесь на
основе "сужения" потребностей и интересов происходит утрата индивидом
былых навыков, знаний и умений, снижение уровня его квалификации и культуры,
упрощение форм деятельности и т.п. Жизненное пространство личности и ее
внутренний мир могут, таким образом, как расширяться, раздвигать свои границы,
так и оскудевать. Этого оскудения можно не замечать, а можно переживать как
беду.
В процессе
развития личности одни качества к ней приходят, приобретаются, занимая свою
нишу в ее структуре, другие уходят, утрачивая было значение, третьи остаются,
открываясь нередко с новой, порой неожиданной стороны. Такого рода изменения
происходят постоянно, вызывая переоценки устоявшихся ценностей, сложившихся
стереотипов.
Процесс развития
личности глубоко индивидуален. У разных людей он протекает по-разному. У одних
быстрее, у других медленнее. Зависит это от социально-психологических
особенностей личности, ее социального положения, ценностных ориентаций,
конкретно-исторических условий бытия. Свою печать на ход развития личности
накладывают конкретные жизненные обстоятельства. Благоприятные условия
способствуют течению этого процесса, а различного рода жизненные препятствия,
преграды тормозят его. Для развития человек должен быть обеспечен и
материальными благами, и духовной пищей. Без того либо другого полноценного
развития быть не может.
Параметры
развития -
способности ребенка, ценности, к которым он приобщился с помощью взрослых,
фонды развития, фонды "могу" и "хочу" (в точке их
пересечения рождается гармония компетентности и активности). Задача педагога - создать
условия, способствующие развитию, и устранить препятствующие:
1.
страх,
рождающий неуверенность в себе, комплекс неполноценности, следствием чего
становится агрессия;
2.
несправедливые
обвинения, унижения;
3.
нервное
напряжение, стрессы;
4.
одиночество;
5.
тотальную
не успешность.
Стимулирует
процессы развития эмоциональная стабильность, радость бытия, гарантия безопасности,
соблюдение прав ребенка не на словах, а на деле, приоритет оптимистического
взгляда на ребенка. Позитивная роль взрослого - это роль помощника-фасилитатора
- помогать ребенку в процессе его развития (в России таких 10%).
Л.С. Выготский
(1896-1934) выделил два уровня развития детей:
·
уровень
актуального развития: отражает особенности психических функций ребенка,
сложившихся на сегодняшний день;
·
зона
ближайшего развития: отражает возможности значительно больших достижений
ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Схема 2
Уровни развития
Л.С. Выготский
обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны
соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и
"зоне его ближайшего развития".
Воспитание,
идущее впереди развития вверх – признается, а по прямой – нет. Поэтому задача
воспитания состоит в том, чтобы создать зону ближайшего развития, которая в
дальнейшем перейдет в зону актуального развития, способствовать развитию
организма, индивидуальности и личности ребенка. Ребенка мы не просто
переставляем со ступеньки на ступеньку, ребенок занимает активную жизненную
позицию. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает
влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть
в саморазвитии.
Личность вовсе не
является продуктом только внешних влияний. Свою биографию она во многом
"пишет" сама, проявляя самостоятельность и субъективную активность. В
известной мере каждый человек сам делает свою жизнь, сам определяет линию и
стиль своего поведения. Он не является простой "калькой" внешних
условий среды, а выступает как результат индивидуального взаимодействия со
средой. К влияниям и воздействиям среды человек относится избирательно,
принимая одно и отвергая другое. Более того, человек активно воздействует на
среду, изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим нуждам и потребностям.
Изменяя среду, он одновременно изменяется и сам, овладевая новыми навыками,
знаниями и умениями. С помощью лопаты и экскаватора, например, человек
выполняет одну и ту же работу. Однако землекоп не может просто бросить лопату и
пересесть в кабину экскаватора. Он должен научиться пользоваться новой
техникой, овладеть навыками обращения с нею. Иначе говоря, человек - не только
объект воздействия извне, но и субъект, творец своей собственной жизни, своего
развития.
Развитие личности
включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и
интеллектуальное, и политическое, и правовое, и нравственное, и экологическое,
и эстетическое развитие. Причем, развитие разных сторон ее происходит с
неодинаковой скоростью, неравномерно. Одни стороны ее в течение тех или иных
исторических периодов могут развиваться быстрее, а другие медленнее. Так,
физически современный человек мало чем отличается от того, который жил 50 тысяч
лет назад, хотя физическое развитие организма человека в это время также
происходило. Развитие же его интеллекта, разума за это время было поистине
колоссальным: от примитивного первобытного состояния мышление сделало
гигантский скачок вперед, достигнув высот современного уровня. Возможности
разума человека в этом отношении безграничны. Как, впрочем, не имеет границ и
развитие личности в целом.
Межнаучный анализ
проблемы развития личности приводит педагогику к следующим выводам
методологического характера. Педагогический процесс следует рассматривать как
основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно
новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического
процесса. Такая парадигма получила в науке название личностно-ориентированного
образования. Разработка такого взгляда требует как от ученых, так и от
педагогов-практиков опоры на названные выше подходы: системный, личностный,
деятельностный, технологический.
Анализ
педагогического процесса в свете теории развития личности ведет к утверждению
субъект-субъектных отношений между учителем и учеником, что характеризует
современную педагогику как гуманистическую. Личностная ориентация
педагогического процесса обязывает видеть воздействие образования не только на
ученика, но и на учителя, личность которого также развивается в педагогической
деятельности, что определяет ряд проблем в подготовке и профессиональном росте
педагог.
3.
Этапы развития личности
Процесс развития личности подчинен психологическим закономерностям,
которые воспроизводятся относительно независимо от особенностей той группы, в
которой он протекает: в начальных классах школы, и в новой компании, и в
производственной бригаде, и в воинском подразделении, и в спортивной команде.
Они вновь и вновь будут повторяться, но каждый раз наполняясь новым содержанием.
Их можно назвать фазами развития личности. Этих фаз
три.
Итак, первая фаза
становления личности. Человек не может осуществить свою потребность в
персонализации раньше, чем освоит действующие в группе нормы (нравственные,
учебные, производственные и др.) и не овладеет теми приемами и средствами
деятельности, которыми владеют другие ее члены.
Это достигается
(одними более, другими менее успешно), но, в конечном счете, при переживании
некоторой утраты своих индивидуальных отличий. Ему может показаться, что он
полностью растворен в "общей массе". Происходит нечто вроде временной
потери личности. Но это его субъективные представления, потому что фактически
человек зачастую продолжает себя в других людях своими деяниями, имеющими значение
именно для других людей, а не только для него самого. Объективно он уже на этом
этапе может при известных обстоятельствах выступить для других как личность.
Вторая фаза порождается обостряющимся
противоречием между необходимостью "быть как все" и стремлением
человека к максимальной персонализации. Что же, приходится искать средства и
способы для осуществления этой цели, для обозначения своей индивидуальности.
Например, если
некто попал в новую для него компанию, то он, по-видимому, не станет пытаться сразу
в ней выделиться, а прежде попробует усвоить принятые в ней нормы общения, то,
что можно назвать языком этой группы, допустимую в ней манеру одеваться,
общепринятые в ней интересы, выяснит, кто для него друг, а кто враг.
Но вот, справившись,
наконец, с трудностями адаптационного периода, поняв, что для этой компании он
"свой", иногда смутно, а иногда остро он начинает осознавать, что,
придерживаясь этой тактики, он как личность в какой-то мере себя утрачивает,
потому что другие не могут в этих обстоятельствах его разглядеть. Не разглядят
из-за его неприметности и "похожести" на любого.
Третья фаза -
интеграция -
определяется противоречиями между уже сложившимися стремлением человека быть
идеально представленным в других своими особенностями и потребностью окружающих
принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые
им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху и т.
д.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|