Развитие координационных способностей у детей с детским церебральным параличом
Активные движения ‑ это движения, произвольно
совершаемые самим больным, без помощи извне, но под контролем (15). Больной выполняет
упражнения по показу и разъяснению обучающего. При выполнении движений важно, чтобы
больной понял, как нужно выполнять данное движение, какие ошибки он допускает и
как их можно исправить. Поэтому обучение больных правильным движениям должно быть
тесно связано с нортализацией чувствительных компонентов мышечного чувства, тактильной
чувствительности, вестибуломозжечковых реакций и зрительной ориентации, что особенно
важно при формировании новых двигательных навыков.
Принятая в лечебной гимнастике классификация
активных физических упражнений включает несколько их разновидностей (15).
Упражнения на расслабление мышц способствуют
восстановлению нарушений координации движений и нормализации деятельности внутренних
органов. При детском церебральном параличе они имеют главенствующее значение, как
для восстановления реципрокных взаимоотношений мышц-антагонистов, так и для торможения
непроизвольных движений. Чаще всего их используют в сочетании с различными видами
рефлексотерапии, включая разновидности массажа.
Упражнения на растягивание способствуют улучшению
эластичности тканей, тем самым облегчая восстановление подвижности в суставах. При
ДЦП эти упражнения применяются осторожно, особенно при контрактурах, а также при
наличии грубых послеоперационных швов в сочетании с тепловыми процедурами и упражнениями
на расслабление.
Дыхательные упражнения направлены на восстановление
нормального акта дыхания в покое, а также при совмещении с различными движениями
и действиями. При ДЦП эти упражнения играют важную роль в восстановительном лечении
всех форм заболевания с разной степенью поражения. Большое внимание уделяется овладению
типами дыхания с выполнением длительного выдоха, так как дыхание у больных в основном
поверхностное, не координированное с движениями.
Силовые и скоростно-силовые упражнения в статическом
напряжении направлены на регуляцию мышечных сокращений, на содействие восстановлению
подвижности в суставах и опороспособности, улучшение обменных процессов в мышцах,
нарастание мышечной массы (11). При ДЦП эта группа упражнений в основном направлена
на нормализацию опороспособности и силовой выносливости антигравитационных мышц,
преодолевающих действие силы тяжести и удерживающих тело в вертикальном положении.
Это в первую очередь вся система разгибательной мускулатуры на туловище и нижних
конечностях. Применяются упражнения с сопротивлением и различные отягощения. Эти
упражнения используются для улучшения работоспособности и правильной осанки.
Корригирующие гимнастические упражнения способствуют
исправлению порочных поз и деформаций (4). При ДЦП эти упражнения в первую очередь
направлены на борьбу с последствиями задержавшегося влияния ранних тонических рефлексов,
патологических синергий, синклезий и замещений, а также на нормализацию деятельности
афферентных систем (вестибуломозжечковых реакций, зрительного анализатора, проприоцептии,
тактильной чувствительности и пр.).
Применение этих упражнений должно быть индивидуальным,
но они могут частично использоваться и в групповых занятиях.
Упражнения на координацию движений применяются
при ДЦП для восстановления основ управления движениями (15). Эти упражнения способствуют
свободному переключению состояния мышцы (покой, напряжение, расслабление, сокращение),
восстановлению реципрокных взаимоотношений мышц-антагонистов и их совместной статической
работы для фиксации суставов; нормализации «схемы тело и движений»; овладению сложными
сочетаниями работы мышц различных частей тела при формировании двигательных стереотипов.
Упражнения в равновесии способствуют улучшению
координированных движений, воспитанию правильной осанки, выработке многих двигательных
навыков, тренировке и нормализации функций вестибулярного анализатора(11). Упражнения
в равновесии играют большую роль в восстановительном лечении. Они способствуют нормализации
опороспособности, развитию реакций равновесия в разных условиях – при передвижении
по разной почве, на различной по высоте и по форме поверхности опоры, с разной ее
устойчивостью, с использованием статических поз и передвижений, в сочетании со специальной
тренировкой вестибулярного анализатора.
Прикладные упражнения включают различные способы
передвижения – ползание, ходьбу, бег, а также прыжки, лазание метание, т.е. те естественные
движения, которые здоровый ребенок применяет в повседневной жизни.
В тяжелых случаях ДЦП ходьба является жизненно
необходимым навыком, так как владение или невладение им в решающей мере определяет
степень инвалидности больного, также как и тяжелые поражения рук, сжимающие его
возможности самообслуживания.
Для больных, передвигающихся с помощью костылей
или тростей, необходима тренировка в разных условиях, приближенных к повседневным,
чтобы повысить уровень социальной реабилитации.
Подвижные игры как средство лечебной физкультуры
имеют большое воспитательное значение как эмоциональный способ закрепления двигательных
навыков (12). В программе занятий они должны широко применяться при всех формах
заболевания, с разной степенью тяжести в разных возрастах, начиная от индивидуальных
игровых занятий до сложных командных и некоторых спортивных игр, проводимых по упрощенным
правилам.
Спортивные упражнения применяются в лечебной
физкультуре. Они являются одним из средств создания положительных эмоций, укрепления
воли для достижения поставленной цели, закаливания организма больных. Спортивные
упражнения с включением соревновательного метода должны использоваться при детском
церебральном параличе, с учетом возможностей и возраста. Хорошими средствами для
укрепления здоровья детей, закаливания организма, коррекции патологических расстройств
и совершенствования координации движений являются плавание, катание на санках, ходьба
на лыжах.
Выводы
Детский церебральный паралич
тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях
при ведущем двигательном дефекте.
Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу
двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного
мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы
за функциями мышц.
Двигательные нарушения, ограничивающие
предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения
и навыков самообслуживания, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную
зависимость от окружения взрослых. Это способствует формированию у него пассивности,
безынициативности, нарушает становление мотивационной сферы. Кроме того, при ДЦП
имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта, речи, зрения
и слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.
Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая
в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению
и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей
детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание.
ГЛАВА
2 МАТЕРИАЛ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ДЕТЕЙ
С ДЦП ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1
Характеристика групп исследуемых детей с ДЦП
Государственное учреждение
здравоохранения «Детский психоневрологический санаторий для лечения ДЦП «Автозаводский»
рассчитан на 100 коек круглосуточного пребывания детей и 50 коек дневного пребывания
с учетом с учетом открытия филиала в здании, переданном распоряжением главы администрации
города Нижнего Новгорода В.Е.Булавинова № 1967 от 30.12.2003 года по ул. Плотникова,
38. Филиал не функционирует ввиду реконструкции здания под медицинское учреждение.
Санаторий круглогодичный,
круглосуточный, подчинен Департаменту здравоохранения Нижегородской области и находится
на его бюджете.
Адрес санатория: 603101, Нижний
Новгород, Автозаводский район, ул. Ватутина, 10а. Главный врач – Вереш Лариса Александровна.
В санаторий принимаются дети
из Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Отбор детей в санаторий проводится
санаторно-курортной отборочной комиссией. Продолжительность каждого заезда в санатории
– 2,5 месяца.
Особое внимание в санатории
уделяется лечебной и адаптационной работе с детьми. Сохраняется связь с НИИТО (консультант
– старший научный сотрудник Пахомова Н.П.). Поддерживается связь с кафедрой «Неврологии
и психиатрии», возглавляемой доктором медицинских наук, профессором Густовым А.В.
(консультант – доктор медицинских наук Халецкая О.В.). Сохраняется преемственность
в работе с 1-й детской городской больницей, с роддомами № 7 и № 3, а также участковыми
неврологами.
Лечение и адаптация детей
проводится с использованием медикаментозной терапии, массажа, ЛФК.
В санаторий принимаются дети
со всеми формами ДЦП, в том числе и с самой тяжелой – двойной гемиплегией. В 2006
году принимались в основном дети с тяжелыми формами ДЦП.
С 1 марта по 1 апреля 2007
года были организованы занятия адаптивно-физической культурой с детьми, больными
разными формами ДЦП, и наблюдение за ними.
Состав
исследуемой и контрольной групп
Исследуемая
группа
|
1.
Дмитрий Б. Возраст – 5 лет.
Диагноз
санатория: ДЦП: двойная гемиплегия, ЗПМР, ЗРР.
Назначение
ЛФК: увеличение активности движений в суставах верхних и нижних конечностей. Развитие
пространственных представлений.
|
2.
Александр А. Возраст – 5 лет.
Диагноз
санатория: ДЦП: спастическая диплегия, ЗПМР. Церебрально-стеническое состояние.
Назначение
ЛФК: развитие ручной умелости. Обучать навыкам самообслуживания. Работа с костюмом
«Адель».
|
3.
Алексей Г.. Возраст – 5 лет.
Диагноз
санатория: ДЦП: спастическая диплегия, ЗПМР. Церебрально-стеническое состояние.
Назначение
ЛФК: развитие ручной умелости. Обучать навыкам самообслуживания. Работа с костюмом
«Адель».
|
4.
Михаил С. Возраст – 5 год.
Диагноз
санатория: ДЦП: спастическая диплегия
Назначение
ЛФК: лечебный комплекс упражнений.
|
5.
Надежда Г.. Возраст 6 лет.
Диагноз
санатория: ДЦП: гиперкинетическая форма
Назначение
ЛФК: лечебный комплекс упражнений.
|
6
Светлана С. Возраст – 6 лет.
Диагноз
санатория: ДЦП: спастическая диплегия, ЗПМР. Церебрально-стеническое состояние.
Назначение
ЛФК: развитие ручной умелости. Обучать навыкам самообслуживания. Работа с костюмом
«Адель».
|
7.
Лена А. Возраст – 4 года.
Диагноз
санатория: ДЦП: спастическая диплегия, ЗПМР. Церебрально-стеническое состояние.
Назначение
ЛФК: развитие ручной умелости. Обучать навыкам самообслуживания. Работа с костюмом
«Адель».
|
8.
Вера А. Возраст – 4 года.
Диагноз
санатория: ДЦП: гиперкинетическая форма.
Назначение
ЛФК: лечебный комплекс упражнений.
|
9. Люда С.. Возраст 6 лет.
Диагноз
санатория: ДЦП: атонически-остотическая форма.
Назначение
ЛФК: лечебный комплекс упражнений.
|
10.
Алла Д.. Возраст 6 лет.
Диагноз
санатория: ДЦП: атонически-остотическая форма.
Назначение
ЛФК: лечебный комплекс упражнений.
|
2.2
Задачи адаптивной физической культуры детей с ДЦП
и
принципы коррекционной работы
Задачи адаптивной физической
культуры детей с ДЦП можно разделить на несколько групп. В первую группу входят
те классические задачи, которые справедливы и в работе со здоровыми детьми ‑
это общеобразовательные, оздоровительные и воспитательные.
Вторую группу составляют двигательные
коррекционные задачи, которые целесообразно разделить на основные и вспомогательные.
К основным двигательным коррекционным задачам относится поэтапное двигательное развитие
детей в той последовательности, которая свойственна здоровым детям.
Для более детальной проработки
основных коррекционных задач сформулируем более частные вспомогательные задачи,
которые будет решать методист в процессе физического развития:
1. Коррекция порочных установок
опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба).
2. Преодоление слабости (гипотрофии,
атрофии) отдельных мышечных групп.
3. Улучшение подвижности в
суставах (профилактика и разработка контрактур).
4. Нормализация тонуса мышц
(коррекция познотонических реакций).
5. Улучшение мышечно-суставного
чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений.
6. Формирование компенсаторной
гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая
вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной).
7. Улучшение деятельности
сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
8. Развитие предметно-манипулятивной
деятельности рук (пальцев рук).
9. Формирование вестибулярных и антигравитационных
реакций статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве.
10. Формирование различных
опорных реакций рук и ног.
11. Общая релаксация (расслабление)
организма и отдельных его конечностей.
Следует отметить одну из важнейших
особенностей двигательного развития детей, на которую давно обратили внимание крупнейшие
отечественные [19] и зарубежные [26] ученые. Было убедительно доказано, что двигательное
развитие детей оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности на формирование
речи, психики, интеллекта, таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая,
тактильная, а также в широком смысле, на их поведение.
При стимулировании двигательных
функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень интеллектуального развития,
его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений следует проводить в
игровой форме (17).
Положительное влияние на развитие
двигательных функций оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных
(большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей:
опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, ходьба босиком
по песку и т.д.), температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры,
локальное использование льда), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением,
чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами).
На всех занятиях у ребенка
формируют способность воспринимать позы и направления движений, полезно проводить
под музыку. Особо важное значение имеет
четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка,
развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь.
Таким путем у ребенка формируются
различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего
психического развития (14).
Теперь о важнейших принципах
коррекционной работы.
1. Ребенок, больной ДЦП, должен
быть адаптирован к семье и окружающей среде, и ни при каких обстоятельствах не должен
быть изолирован.
2. Нужно учитывать конкретные и реальные цели.
Надо принимать во внимание усилие пациента, его намерения должны осуществляться.
Все попытки пациента к активным действиям должны поддерживаться.
3. Любое общение с ребенком
с ДЦП предлагает щадящий, индивидуальный образ действий. Важным условием является
готовность помочь в любой ситуации. Почти каждое движение предполагает демонстрацию
(показ). При этом попутно в подробностях объясняются и показываются все движения,
а затем просят детей их повторить.
4. Состязания могут также
влиять положительно на больных ДЦП.
5. Намеки и знаки детей не
должны быть незамеченными. На них тоже надо обращать внимание.
6. Каждое движение требует
минимума способности к движениям. Как и лечебная физкультура, терапия игры требует
следовать принципам специальных лечебных упражнений. Лечебные упражнения при ложных
двигательных примерах могут привести лишь к неправильному развитию или фиксации
прежних ошибок. Неверные формы движений откладываются в памяти и отрицательно влияют
на дальнейшее развитие.
Для того чтобы добиться хороших
результатов, занятия физическими упражнениями у детей с ДЦП должны быть ежедневными
и проходить в течение всего дня.
В сложный комплекс восстановительной
терапии ДЦП входят: медикаментозная терапия, работа по восстановлению познавательной
деятельности и речи, лечебная физкультура, массаж, ортопедический режим и протезирование,
при необходимости хирургическое лечение, а также физиотерапевтическое лечение и
трудотерапия.
Умелое сочетание всех форм
восстановительной работы на всех стадиях заболевания, правильное использование всех
видов массажа и ЛФК в этом комплексе являются залогом эффективной реабилитационной
терапии ДЦП.
2.3
Организация и методы исследования: педагогические,
функциональные,
психологические, статистические
Степень тяжести заболевания
больных варьирована от легкой до тяжелой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|