бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие количественных представлений у детей 5-ти лет бесплатно рефераты

Развитие количественных представлений у детей 5-ти лет

Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методические основы проблем формирования количественных представлений у дошкольников посредством художественной литературы

1.1 Значение использования художественной литературы в умственном развитии детей

1.2 Особенности восприятия дошкольниками художественных текстов

1.3 Возможности использования художественной литературы в процессе математического развития дошкольников

1.4 Развитие количественных представлений у детей посредством литературных представлений

Глава II. Опытно-педагогическая работа по использованию количественных представлений у детей 5-го года жизни посредством художественной литературы

2.1 Изучение особенностей использования художественной литературы в процессе развития количественных представлений в средней группе детского сада

2.2 Формирование количественных представлений у детей 5-го года жизни посредством художественной литературы

2.3 Педагогические рекомендации для работников ДОУ по использованию художественной литературы для развития количественных представлений 5-го года жизни

Заключение

Литература

Приложение


Введение


Дошкольное воспитание как первое звено общей системы народного образования играет важную роль в жизни нашего общества, осуществляя заботу об охране и укреплении здоровья детей, создавая условия для их всестороннего развития в раннем и дошкольном возрасте.

Содержание воспитательно-образовательной работы детского сада предусматривает обучение детей простейшим знаниям, умениям и навыкам, развитие их умственных и художественных способностей, формирование у них нравственных качеств. По мере того как ребенок растет, содержание дошкольного обучения и воспитания постепенно усложняется.

Ставший фундаментальным для педагогики тезис о том, что «личностью не родятся, личностью становятся» (А. П. Леонтьев), требует глубоких знаний и понимания закономерностей развития и воспитания детей.

Одна из таких закономерностей состоит в том, что, хотя ребенок появляется на свет с определенными врожденными задатками, они создают лишь известные органические предпосылки для его психического развития, не предопределяя фатально ни характера, ни уровня этого развития. Каждый нормальный ребенок обладает громадными потенциальными возможностями, и вся проблема заключается в том, чтобы создать оптимальные условия для их выявления и реализации.

Ведущую роль в психическом развитии и становлении детской личности играет обучение в широком смысле слова, которое заключается в овладении материальной и духовной культурой, созданной человечеством.

Процесс воспитания предполагает не только активное воздействие взрослого на ребенка, но и деятельность самого ребенка (игровую, учебную, трудовую), имеющую свои цели, направленность, мотивы. Вот почему правильная организация детской деятельности и педагогическое руководство ею являются важнейшей воспитательно-образовательной задачей.

В данной работе пойдет речь о влиянии художественной литературы на развитие ребенка, а также будут широко рассмотрены аспекты формирования у детей математических навыков при помощи художественной литературы.

Глава I. Теоретико-методические основы проблем формирования количественных представлений у дошкольников посредством художественной литературы

1.1 Значение использования художественной литературы в умственном развитии детей

Что же дает ребенку художественная литература, в части сказка? Как влияет на формирование его личности? Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.

В связи с этим перед взрослыми, и в первую очередь перед воспитателями, встают две основные задачи: во-первых, попять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, открылось ли ему что-либо новое в мире чувств под влиянием сказки, а если нет, то почему; и, во-вторых, помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать для него особые условия, в которых могли бы развернуться его активность, его содействие персонажам произведения.

Поэтому только чтения сказки недостаточно, чтобы оценить, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане, и чтобы помочь малышу глубже прочувствовать события и поступки персонажей.

Книга прочитана, но она еще долго должна жить в группе, семье в виде различных игр, драматизации, разговоров. Необходимо создать такие игровые условия, в которых дети и персонажи как бы сблизятся, войдут в контакт друг с другом. Тогда те эмоции, те чувства, которые возникли в процессе чтения, найдут выход и получат такое развитие, которое предопределяет педагогический процесс.

1.2 Особенности восприятия дошкольниками художественных текстов

Восприятие художественного произведения - очень сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности — в знакомстве с явлениями окружающей действительности через искусство. Н. К. Крупская писала: «Надо помочь ребенку через искусство... яснее мыслить и глубже чувствовать».

Воображение, т. е. способность представить изображаемые ситуации, раздвинуть рамки собственных представлений с помощью фантазии, еще в раннем детстве развивается средствами искусства, И в частности художественной литературы, а затем, помогая приобщаться к более сложным и более тонким произведениям, делает этот процесс взаимообогащаемым и непрерывным. Фантазия и чувство связаны очень тесно.

Советский психолог Л. С. Выготский писал, что «психология детского возраста отметила важный для деятельности воображения момент, который назван законом реального чувства в деятельности фантазии. Сущность его проста, в его основе лежит практическое наблюдение. С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств».

Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. В. И. Ленин писал в «Философских тетрадях»: «...Нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке»'.

Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».

Однако и волнение, и сострадание, и радость ребенка должны быть адресованы именно тем персонажам и тем событиям, которые этого достойны, а недостойные поступки должны соответственно осуждаться.

Необходимым условием такого отношения к изображаемому является правильное его понимание, умение разобраться в ситуации, выделить поступки героев, их причины и следствия. Поэтому взрослые, обращая главное внимание на развитие чувств ребенка, при чтении книг, просмотре кинофильмов и спектаклей должны не забывать о тех мыслительных процессах, на которых основывается эмоциональное отношение к событиям. Только полностью уверенный в том, что малыш верно понимает изображаемые явления, воспитатель может ожидать от него соответствующих эмоциональных оценок и чувств.

Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и, конечно, это информация, которую дети получают из книг, спектаклей, фильмов и т. п.

Произведения искусства не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности; главное — они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Как маленький ребенок может постигнуть высоту благородного поступка и низость коварства, злобы и предательства, испытать радость любви и силу ненависти? Конечно, из произведений искусства, и особенно из сказок, где ярко представлен мир высоких чувств и духовных ценностей, наполняющих смыслим жизнь взрослых людей. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.

В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости.

Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах1. Литература, искусство заставляют ребенка задуматься над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или вообще невозможно в повседневной жизни. Сила искусства в эмоциональном воспитании детей огромна. Известный советский композитор Д. Б. Кабалевский так говорит о значении искусства (сказок, песенок, картинок и т. п.) для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес»².

Сказка особенно пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Само построение сказки: ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи явлений, доступные пониманию дошкольника, результаты разных характерных поступков, повторы — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Их захватывают сказочные события, детям порой бывает трудно оставаться в роли зрителя или слушателя, им хочется действовать, активно помогать или отвергать. Ребята на какое-то мгновение даже забывают, что они находятся, например, в зрительном зале, вскакивают с мест, подсказывают героям, смеются, плачут, т. е. пытаются вмешаться в ход событий. Есть дети, которые, слушая сказку, застывают в напряженной позе — не шевелясь и как бы не дыша. Их захваченность событиями не проявляется явно.

Однако они переживают их, содействуют персонажам не менее активно, чем эмоционально-подвижные и открытые дети. Таких детей надо уметь отличать от равнодушных, безразличных. От взрослого требуется глубокое знание детей, чтобы понять, что и как чувствует ребенок, слушая сказку. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение,— это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».


1.3 Возможности использования художественной литературы в процессе математического развития дошкольников

Как уже было сказано ранее сказки и другие художественные произведения оказывают огромное влияние на развитие ребенка. Художественная литература пробуждает активность ребенка, так как она настраивает малыша на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь.

Художественная литература широко используется и для математического развития. В этом случае художественная литература является базисом, основой на которую накладывается та или иная программа. В большинстве случаев обучение проходит в виде игры.

С помощью игры, основанной на каком-либо художественном сюжете, можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Родители порой сами предлагают ребенку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения; в магазин, чтобы проверить умение считать, и т. д.

Существуют определенные виды игры, направленные на умственное развитие ребенка-дошкольника. Их можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Особая группа игр поможет подготовить ребенка к школе. Для детей каждой возрастной группы (от 3 до 6 лет) предлагаются все

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки но насыщенности и цветовому тону. Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы. Знание такого признака предмета, как величина, выражается в том, что ребенок может расположить 8—10 палочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины и порядке ее убывания или возрастания, назвать основные градации величины предметов по 3 измерениям (длина, ширина, высот).

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности.

Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, - это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивое и. внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 —1,5 часа. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание между 6-7 предметами.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель — запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, т. е. средства, облегчающие процесс запоминания.

Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление - это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками. Основная форма мышления дошкольника наглядно-образное мышление — т. е. такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е. формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

И наконец, игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Почти для каждой игры даются варианты упрощенного или усложненного ее проведения, а также каждой игре сопутствует основа - какое-либо художественное произведение. Поэтому, организуя игры с ребенком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.

Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в нею уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: «верно — неверно». Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки тут важны индивидуальные черты ребенка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребенок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Страницы: 1, 2, 3, 4