Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном ...
3-й уровень – правильно употребляет простые
грамматические формы, не допускает ошибки при согласовании прилагательных и
существительных в роде, числе, падеже; числительных и существительных;
пропускает и заменяет предлоги; ошибки в ударениях и падежных –окончаниях.
5. Звукопроизношение.
1-й уровень – резко искажено звуковое
оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность
слухового распознавания звуков.
2-й уровень – значительно отстает от нормы;
многочисленные искажения, замены и смешения звуков; нарушено произношения
мягких и твердых, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляются
диссоциации между произношением изолированного звука и употреблением его в
спонтанной речи.
3-й уровень – улучшается, но могут
оставаться все виды нарушений; характерны нестойкие замены, когда звук в разных
словах произносится по-разному и замены групп звуков более простыми по
артикуляции.
6. Слоговая структура слова.
1-й уровень – грубо нарушена, сокращение
слогов от 2-3 до 1-2; ограниченная способность восприятия и воспроизведения
слоговой структуры слова.
2-й уровень – грубо нарушена слоговая
структура и звуконаполняемость слов; сокращения количества слогов, перестановка
слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении
гласных.
3-й уровень – нарушений меньше; в наиболее
трудных случаях ошибки и искажения остаются те же, что и у детей 2-го уровня,
особенно страдает звуконаполняемость слов.
7. Фонематическое восприятие.
1-й уровень – фонематическое развитие
находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо не нарушен; задания
по звуковому анализу ребенку не понятны.
2-й уровень – не определяет позицию звука в
слове; не может выбрать картинки с заданным словом, не выделяет звук из ряда
других; к звуковому анализу и синтезу не готов.
3-й уровень – не достаточно развиты
фонематическое восприятие и фонематический слух; готовность к звуковому анализу
и синтезу самостоятельно не формируется.
Сопоставительный анализ особенностей речи
детей с 1-, 2-, 3-м уровнем ОНР по структурным компонентам языковой системы
позволяет увидеть динамику развития и достижения ребенка в процессе обучения,
выбрать оптимальные методы и приемы работы на каждом этапе, предусмотреть
усложнение речевого и учебного материала.
3. Сравнение нормы с
ОНР у детей
в дошкольном возрасте
Одним из
компонентов всестороннего изучения детей (их речевых и не речевых процессов,
сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и т. д.)
является логопедическое обследование.
Его цель –
установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить его характер
и степень тяжести, выявить потенциальные возможности к дальнейшему овладению
родным языком.
Исследование включало в себя констатирующий
эксперимент, который состоял из 3-х этапов:
1. Изучение анамнестических данных;
2. Исследование состояния речевых функций (по традиционной схеме логопедического
обследования);
3. Исследование психических функций ребенка.
Изучение анамнеза ребенка включает в себя анализ медицинских документов, психолого-педагогическая
характеристика, логопедическое заключение и личные дела. Учитывались бытовые
условия дома, взаимоотношения ребенка с родителями, реакция ребенка на среду,
средство и тип воспитания.
Исследование импрессивной и
эксспресивной речи опиралось на принятую кафедрой
логопедией методику (обследование речи по всем составляющим ее компонентам).
При обследовании речевого развития ребенка
проверяется активная и пассивная речь. В процессе беседы логопед устанавливает
контакт с ребенком, нацеливает на живое общение. Ребенку предлагают вопросы,
помогающие выяснить его кругозор, интересы, отношение к окружающим. Вопросы
задаются таким образом, чтобы ответы были развернутыми, рассуждающего характера.
Беседа дает первые сведение о речи ребенка, определяет направление дальнейшего
углубленного обследования различных сторон речи.
Психологическое
обследование устанавливало уровень развития речи и мышления. В процессе исследований
психических функций дошкольников с ОНР проводился качественный анализ нарушений
его познавательной деятельности с акцентом на определение тех сохранных
звеньев, которые могут быть использованы для компенсации дефекта.
У дошкольников с
ОНР "недостаточно развиты произвольные процессы внимания и восприятия, их
усидчивость и работоспособность значительно ограничены. В следствии нарушения
речи большинство из низ недостаточно понимают словесные инструкции и не
способны дать словесный ответ о своих действиях." [15] В связи с этим инструкции
были короткими и простыми, предъявлялись дважды, в ряде заданий по восприятию
на слух предлагалась и внешняя зрительная опора, большинство заданий не
требовали развернутых словесных объяснений.
Обследование
начиналось с беседы, которая была направлена на установление эмоционального
контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемой
работе. После этого ребенку предлагались задания на исследование важнейших психических
процессов: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти, образного
мышления, способности к классификации, сравнению, конструктивному праксису.
Ответы
испытуемых регистрировались в индивидуальном протоколе.
По
окончании констатирующего эксперимента составлялось заключение, в котором
отражалось состояние речи и не речевых психических функций, высказывалось
предположение о структуре дефекта и определялся уровень речевого недоразвития
испытуемого. Затем полученные данные констатирующего эксперимента, проводимого
с дошкольниками, имеющими ОНР, сравнивались с данными эксперимента, проводимого
с детьми, не имеющими какого-либо речевого расстройства. Это позволило
установить ход психического развития дошкольников с ОНР и сформулировать
основные положения коррекции и компенсации познавательной деятельности этой категории
детей.
В эксперименте
участвовало 20 человек в возрасте 5-6 лет, которые были разделены на 2-е
группы, по 10 человек в каждой (экспериментальная и контрольная).
В
экспериментальную группу входило 10 человек – 8 мальчиков и 2 девочки. Обследование
проведено на этапе констатирующего эксперимента. Было выявлено у 5-ти детей –
ОНР II уровня, и у 5-ти детей – ОНР
III уровня. Все эти дети посещали
логопедическую группу 1 год.
В анамнезе
отмечались: частые соматические заболевания (3 человека); патология беременности
у матерей четырех детей (в первой половине беременности). У некоторых детей по
данным медицинской карты и беседы с родителями отсутствовали какие-либо выраженные
отклонения в раннем нервно психическом развитии. Анализ анамнестических данных
позволил установить наличие у некоторых из них отклонение в развитии в пренатальный,
натальный и постнатальный периоды. Патология родов отмечалась в анамнезе у 2-их
детей (применение щипцов, стремительные роды, преждевременные роды, рождение в
асфиксии, родовые травмы). Почти все дети состояли на учете у
микропсихоневролога, с момента рождения. Пять испытуемых наблюдались так же
другими специалистами (ортопедом, дерматологом, гастроинтерологом, лором, и
др.).
Звукопроизношение
у 2-х детей мономорфно, у остальных полиморфно. В основном отмечались замены и
пропуски свистящих, шипящих и сонор.
Теоретическое
обоснование и содержание методике констатирующего эксперимента дано
основывалось на анализе теоретических положений А.Р. Лурии, Л.С. Выготского,
А.И. Леоньева. Фундаментальные исследования этих ученых позволили определить
принципиальное положение лежащие в основе связи речи и других психических
функций ребенка.
На основе
принципа качественного анализа экспериментальных данных, разработанных Л.С.
Выготским, "учет экспериментальных данных строится не на самом факте выполнения
или невыполнении ребенком определенных заданий, а на основании анализа его деятельности
в процессе решения задания. Оценивается и отношение испытуемого к эксперименту,
и те способы действий, которые он выбирает, и характер его ошибок, и восприимчивость
к помощи"[11]. Благодаря этому можно получить данные об особенностях психической
деятельности ребенка даже тогда, когда правильный результат работы так и не будет
достигнут.
Оценка результатов проводилась на
основе вышеназванного принципа по методике Марковской И. Ф. [27]. В ее методике
оценка потенциальных возможностей ребенка производится на основании следующих
факторов:
1) Тяжесть и
распространенность нарушений психических функций;
2) Определение
ведущего фактора, препятствующего выполнению заданий;
3)
Восприимчивость ребенка к помощи экспериментатора. Оценка результатов проводилась
по 5-ти балльной шкале:
Ø
5 баллов
— задание выполняется правильно;
Ø
4 балла —
правильное выполнение, но замедленное;
Ø
ребенок
самостоятельно находит средства коррекции;
Ø
3 балла —
ребенок сначала правильно выполняет задание, но при истощении возникают
нестойкие ошибки, которые преодолеваются путем организации внимания и
эмоционального подкрепления;
Ø
2 балла —
наличие выраженных расстройств: персеверации, стойкие эхопраксии, утрата
программы действия;
Ø
помощь
экспериментатора приводит к нестойкой коррекции ошибок;
Ø
1 балл —
задание недоступно, помощь не эффективна.
Балльные оценки
соответствовали уровням выполнения заданий: высокий (5 б), выше среднего (4 б),
средний (3 б), ниже среднего (2 б), низкий (1 б).
Данные
исследований детей имеющих ОНР сравниваются с данными, полученными при
обследовании детей с нормальной речью, заносятся в таблицы и делаются выводы о
состоянии речевых и неречевых психических функций у детей с ОНР.
Результату эксперимента не противоречат
данным исследователей занимающихся проблемами состояния речевых и неречевых
психических функций у детей с ОНР. Наблюдения показывают, что дошкольники с
ОНР характеризуются более или менее развитым наглядно-действенным мышлением и
резким отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического
мышления. А так же не высокой памятью, низкой концентрацией внимания,
недостаточной сформированностью различных видов восприятия. Об этом свидетельствуют
данные нижеприведенного граф. 1.
График
1
Средние значения показателей состояния неречевых психических
функций у детей с ОНР и без речевой патологии
В работах, раскрывающих проблему ОНР у
детей, было показано, что между нарушением устной речи и познавательной
деятельностью существует непосредственная связь. Отсюда естественно было
предположить у детей, имеющих недостатки произношения, словарного запаса и
грамматического строя, возникновение определенных трудностей в развитии
познавательной деятельности. Хотя неоднократные указания на недостатки психических
процессов у детей с ОНР имелись в литературе, предметом специального исследования
эти вопросы не являлись.
При исследовании состояния речевых и
неречевых психических функций привлекались дети ОНР и дети с нормальным речевым
развитием. Анализ ответов, беседы с воспитателем и логопедом позволил сделать
вывод о том, что у большинства исследуемых детей качество выполненных заданий
имеет непостоянный характер.
По особенностям состояния высших
психических функций, предъявлявшихся в эксперименте заданий, все участвующие в
нем испытуемые (дети с ОНР) разделялись на две группы.
У детей 1-й
группы на первом плане выступает непосредственное недоразвитие познавательной
деятельности. Недостатки познавательной деятельности детей 1-й группы можно
объяснить наличием неблагоприятного анамнеза (родовая травма, асфиксия, заболевания
нервной системы, травмы мозга в первые годы жизни); энцефалопатии (ПЭП) - собрание
различной неврологической микросимптоматики (влияние пренатальных патогенных
факторов); неблагоприятных условий в окружении и воспитании. Нарушения познавательной
деятельности в этом случае выражаются в медленном темпе деятельности, более
узком объеме внимания и кратковременной памяти, с преобладанием нарушений
(недостатков) вербально-логического мышления, проявляющиеся в результатах
выполнения различных заданий.
Можно
предположить, что в раннем возрасте у испытуемых (дети с ОНР) не образовался
тот опыт познания мира через моторно-тактильные ощущения, который является базой
для чувственного познания нормально развивающегося ребенка (в анамнезе
описанных мною случаев почти всегда есть указания на задержку психомоторного
развития). Но основным дефектом у испытуемых все же является запоздалое и
неполноценное включение речи в развитие. В период раннего дошкольного возраста,
когда идет бурный процесс познания окружающего, речь с каждым днем принимает в
этом процессе все более активное участие. Слово, начинает, играть существенную
роль в смысле способа расширения опыта ребенка.
Дети 2-й группы
характеризуются преобладанием функционально- динамических нарушений
мыслительной деятельности. Это понятие подразумевает большую вариативность
указанных нарушений у одного и того же ребенка в зависимости от его общего
состояния.
Одновременно дети
могли хорошо справиться с выполнением даже сложного задания, и допустить ошибки
в более простом. Можно предположить, что причиной таких противоречивых
результатов является состояние работоспособности ребенка в данный момент. Такое
непостоянство проявлений работоспособности детей с ОНР можно объяснить
воздействием натальных патогенных факторов, влияющих на нервно-психическое состояние
ребенка (срок наступления родов, гипоксия, асфиксия).
Следствием
наличия этих факторов являются выраженные эмоциональные нарушения (повышенная
возбудимость типа «короткого замыкания», импульсивность, неуправляемость
аффекта, с недостаточной критикой и памятью на происшедшее; выраженная
утомляемость, отвлекаемость, истощаемость, недостаточность доступного
сосредоточения); психомоторные нарушения; соматические расстройства (легко
возникают воспалительные и простудные явления); нарушения поведения, изменения
характера.
Таким образом, ведущим фактором в структуре
нарушений высших психических функции детей 2-й группы являются нарушения
регуляции деятельности и работоспособности ее выполнения. Детям этой группы
свойственны неустойчивое активное внимание, повышенная истощаемость, инертность
и замедленность всех психических процессов, сочетающимися с
относительно высоким уровнем познавательной деятельности. Но при нарастании
утомления и отсутствии спокойных условий для выполнения задании качество их
деятельности резко ухудшается. У них быстро наступает нервное истощение, ослабление,
как памяти, так и внимания, выявляется недостаточность развития мышления в
целом.
Результаты исследования определили, что
наиболее низкие показатели дошкольники с ОНР обеих групп обнаружили в сфере
вербально – логических способностей. Однако, после помощи, организации
внимания, эмоционального подкрепления, они, как правило, справляются с
заданием.
Логические операции сравнения и
классификации детям с ОНР доступны, если не требуется сложного грамматического
оформления. Но в то же время они, в среднем, отстают от детей с нормальной
речью по большинству исследуемых параметров. В пробе на исследование операции
классификации (субтест «Назови лишнее слово») правильные ответы дали лишь 70 %
дошкольников с ОНР, в то же время, как их сверстники с нормальной речью- 100 %.
При этом 30% детей с ОНР чаще делали ошибки, но активно использовали помощь
экспериментатора.
Результаты исследования операции сравнения
показали, что правильное выполнение пробы характерно у 40 % детей с ОНР и 100 %
детей с нормальной речевым развитием. Вместе с тем, медленный темп выполнения
был отмечен у 20% здоровых детей и у 40% детей с ОНР. 60% дошкольников с ОНР
выделяли общие признаки исключительно на конкретном, формальном уровне.
Основным параметром сравнения у дошкольников с ОНР являлась цветовая
характеристика сравниваемых объектов, а у их сверстников без речевой патологии
к вышеназванному параметру добавлялись такие характеристики, как форма, порядок
расположения, направленность и др.
Трудным для них
является переход от сигнификативной функции слова к обобщающей (субтест «Назови
одним словом»).
В наибольшей же
мере выражена неполноценность усвоения и воспроизведения вербализованных
знаний, не подкрепленных опытом ребенка (опросник Керна-Йирасека). Правильные
ответы этого опросника отмечаются лишь у 10% дошкольников с ОНР, при этом им
характерен медленный темп выполнения задания, тогда как у детей с нормальным
речевым развитием - 100%. Также нестойкие ошибки в ответах опросника
Керна-Йирасека отмечены у 70 % дошкольников с ОНР, и у 20% детей с ОНР выявлено
наличие выраженных пробелов в знаниях, основанных на их речевом опыте (табл.1,
2).
Таблица 1
Суммарные результаты исследований понятийного мышления
(в % от общего числа заданий)
|