бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста бесплатно рефераты

2.3 Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по сюжетному рисованию


Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Представители реалистического направления в изобразительном искусстве всегда придавали большое значение технике рисунка, уделяя выработке ее особое внимание.

Техника рисования художниками понимается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или других материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы и пр.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями.

В изобразительном искусстве под техникой (от греческого искусная и искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши, темперы и пр.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера - передачу вещественности предметов.

Таким образом, под техникой рисунка следует понимать - владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Особое значение придается умелому, правильному изображению контура, формы предмета.

Рисование в детском саду направлено на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста.

Необходимость обучения рисованию, и в частности техническим навыкам, подчеркивается и советской психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова и другие. За время пребывания в группе дети успевают изучить различные технологии изображения такие как:

1. Тычок жесткой полусухой кистью. Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками. Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Оттиск пробкой. Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

4. Восковые мелки + акварель. Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

5. Монотипия предметная. Это особая техника создания художественных оттисков. Как свидетельствует название (греч. monos - единый и typos - оттиск) Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

6. Кляксография обычная. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

7. Кляксография с трубочкой. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

8. Кляксография с ниточкой. Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

9. Набрызг. Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу

10. Тычкование. Ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

11. Монотипия пейзажная. Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша), создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми

стимулируют желание детей взять в руки карандаш или кисть и начать рисовать, а непосредственное соприкосновение с красками, сравнение цвета красок с окружающими предметами и природой помогают развивать у ребёнка фантазию, творчество и воображение, и мелкую моторику рук.

Для занятий по сюжетно-тематическому рисованию с детьми старшего дошкольного возраста, возможно, использовать такие техники нетрадиционного рисования, как сюжетная монотипия, кляксография, фотокопия, граттаж.

Таким образом, в процессе исследования мы установили, что эффективным средством развития творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ является сюжетное рисование, т.к. эффективность сюжетного рисования обусловлена такими специфическими особенностями, как вариативность способов создания рисунка, поиск выразительных средств в передаче образов изображения, возможность создания неповторимых продуктов детской деятельности (сюжетно - тематических рисунков).

Следовательно, организация занятия по сюжетному рисованию, выступает необходимым условием развития детского творчества.

Чтобы создать сюжет, ребенку требуется активная работа воображения и наличие определенных знаний, умений и навыков. На этих занятиях максимально развивается самостоятельность и изобразительные способности ребенка, важные для развития его творчества. Одним из наиболее важных условий успешного развития способностей ребенка на занятиях по сюжетному рисованию является разнообразие и вариативность работы. Рисование нетрадиционными техниками - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.


Глава 3. Экспериментальное исследование


3.1 Этапы и методы экспериментального исследования


С целью подтверждения гипотезы, мы выстроили структуру экспериментальной работы и исследовали педагогические условия, при которых развитие детского творчества на занятиях по сюжетному рисованию в старшем дошкольном возрасте будет являться наиболее эффективными.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ комбинированного вида № 4 города Прокопьевска с мая 2010 по ноябрь 2010г. Для эксперимента были отобраны 16 детей в возрасте от 6 до 7 лет.

При отборе детей, участвующих в эксперименте, использовались следующие критерии:

1.                 половая гетерогенность группы;

2.                 адаптация ребенка к ДОУ.

В исследовании принимали участие 16 детей старшего дошкольного возраста Мы их разделили на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную. (см. таблицу №1)


Таблица №1

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Саша Б.

Коля И.

Лера З.

Катя А.

 Данил М.

Миша Р.

 Нонна М.

Лиза С.

 Кирилл С.

Артём Л.

 Ира С.

Катя О.

Саша Т.

Антон З.

 Даша Э.

Ира Б.

Первый этап - констатирующий; его задачи:

выявление исходного уровня сформированности изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста;

выявление состояния проблемы по использованию сюжетного рисования в развитии изобразительного творчества в практике.

Для решения первой задачи нами были выбраны следующие методы и методики:

1.1 Беседа с детьми. Этим методом были диагностированы потребность, интерес к творческой деятельности, увлеченность ею и самостоятельность в выполнении работы. (см. приложение №2)

1.2 Тест для детей "Неполные фигуры" (Е.П. Торренс). Выбор указанного варианта задания объясняется тем, что предлагаемые в нем наглядные опоры активизируют всю психическую деятельность детей. Процесс дорисовывания и создания воображаемой картины позволяет выявить особенности операций анализа, синтеза, способности видеть целое раньше частей. Ребенок подчиняет свое воображение поставленной задаче, создавая новый целостный образ с использованием данной фигуры. В то же время предложение нарисовать картину обеспечивает условия для фантазирования, проявления внутренней позиции.

1.3 Метод анализ продуктов детской деятельности: нами изучались рисунки детей. С помощью этого метода нам удалось диагностировать остальные критерии - владение техническими навыками и умениями, изобразительно-выразительными средствами для создания образа и проявления творчества. (см. приложение №4)

2. Для решения второй задачи проводилась беседа с педагогом, изучались планы руководителя по изобразительной деятельности (см. приложение №1)

Второй этап - формирующий.

Цель дальнейшей работы: повысить уровень развития сюжетного рисования детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проходил с сентября по ноябрь 2010г. Нами были разработаны серии сюжетных занятий с использованием нетрадиционных техник с целью развития детского творчества у детей старшего дошкольного возраста. (см. Приложение №5)

При проведении формирующего эксперимента были использованы подгрупповые занятия с детьми экспериментальной группы.

Формирующий эксперимент носил последовательный характер и предполагал проведение нескольких взаимосвязанных этапов.

1.                 Обучающий, на котором детей знакомили с несколькими техниками нетрадиционного рисования:

Занятие 1. "Хмурая, поздняя осень".

Нетрадиционные техники: восковые мелки + акварель, монотипия, оттиск печатками.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзаже; учить отображать состояние погоды в рисунках (ветер, туман, дождь) цветом, линиями, оттисками, составлять композиции" использованием разных способов; упражнять цветовосприятие отбором тонких оттенков холодного, печального и экспрессивного колорита поздней осени.

Занятие 2 "Я люблю пушистое, я люблю колючее"

Нетрадиционные техники: тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к животным через их изображение в различных художественных техниках; упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя.

Занятие 3 "Моя любимая погода зимой".

Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками.

Цель: воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных (техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках (ясно, метель); развивать чувство композиции, колорита.

Занятие 4 "Я в волшебном лесу".

Нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, тычок полусухой кистью, черно-белый граттаж.

Цель: развивать фантазию и творчество в рисовании нетрадиционными графическими техниками вы разительного образа леса; развивать чувство композиции, колорита.

Занятие 5 "Паук в паутине".

Нетрадиционная техника: обрывание бумаги.

Цель: учить технике обрывания бумаги; закрепить представление о свойствах бумаги; познакомить с техникой рисования фломастером.

Дети были заинтересованы работой с красками; в ходе занятий у детей развивались умения создавать художественный образ с помощью цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных живописных техник.

2. Творческий, на котором детям предоставлялась возможность самостоятельно выбрать заинтересовавшие техники для создания неповторимых сюжетов.

Занятие 6. "Я шагаю по ковру из осенних листьев".

Нетрадиционные техники: печать листьями, набрызг, восковые мелки + акварель.

Цель: развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по поверхности листа; выбирать необходимую технику, способ, материал, цветовые решения.

Занятие 7. "Бабочки, которых я видел летом".

Нетрадиционные техники: "знакомая форма - новый образ" (обведение кулака, ножниц, кисти руки или печать ею), монотипия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6