бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Развитие детского изобразительного творчества в сюжетном рисовании бесплатно рефераты

ü в большинстве семей созданы хорошие условия по развитию у детей творчества

ü родители чаще всего активно участвуют в жизни и деятельности своих детей

ü большая часть детей группы имеет достаточное количество художественных впечатлений

ü среди детей есть такие, которые очень любят рисовать (Иман М., Карина Н., Саша С., Настя Ш., Даша М., Олег Г., Ника П., Алиса А. и др.)

ü некоторые дети хорошо составляют рассказы, но рисовать не умеют, а, следовательно, не могут и отобразить созданный воображением художественный образ с помощью изобразительных средств

Анкета для воспитателя была ориентирована на выявление форм работы воспитателя с детьми по изобразительной деятельности, методов, используемых в работе. Также в нее были включены вопросы, ответы на которые предполагали отношение воспитателя к детскому изобразительному творчеству и осознанию влияния изобразительной деятельности на развитие личности ребенка в целом. В данной анкете воспитателем также могли быть высказаны предложения по улучшению методической и предметной среды в организации художественной деятельности в детском саду.

Изучив ответы воспитателя, мы сделали следующие выводы :

ü работа по изобразительной деятельности в детском саду ведется

ü педагог использует различные возможности изобразительного искусства для развития личности детей

ü детям предоставляется самостоятельность в изобразительной деятельности

ü привлекается внимание родителей к изобразительной деятельности детей

ü однако, по прежнему в детском саду в большинстве своем используются традиционные материалы по изобразительной деятельности.

Второй этап был направлен на выявление предпосылок изобразительного творчества у детей и проходил в виде занятия со всей группой на тему «Снег, снег кружится, белая вся улица…».

Программное содержание: учить передавать несложный сюжет, включать в рисунок знакомые предметы; замечать красоту в сочетании белого цвета с другими красками; продолжать учить выполнять рисунок в указанной последовательности; упражнять в ритмичном нанесении точек концом кисти по всему листу бумаги.

Оборудование: 2-3 иллюстрации с изображением снегопада; листы бумаги серого цвета размером А4, кисти, краски гуашь.

Ход занятия

Воспитатель показывает детям иллюстрации с изображением снегопада. Спрашивает, что нарисовано на картинках.

Обращает их внимание на то, что во время сильного снегопада снег покрывает все предметы вокруг. И крыши домов, и ветви деревьев, и столбики забора, и скамейки и т.д. снежинки летят повсюду. Мы видим все предметы как бы сквозь летящие снежинки на сером небе, на предметах (темно-зеленых елях, черных стволах деревьев и др.).

- Сегодня вы будете рисовать картинку к песенке «снег, снег кружится, белая вся улица». Решайте сами, что вы нарисуете на улице: один или 2 дома, деревья или другие предметы (снеговик, забор, скамейки, ворота).

- Сначала вы нарисуете дома, деревья и другие предметы, кто что захочет, потом снег, лежащий на земле и на всем, а в конце кончиком кисти нарисуете везде маленькие снежинки.

Путем вопросов педагог закрепляет представления детей о последовательности выполнения рисунков. Спрашивает нескольких человек, что они нарисуют на своей улице, и предлагает всем приступить к работе.

В процессе работы надо следить, чтобы дети сначала изображали крупные предметы (дома, деревья), потом предметы меньшего размера (изгородь, снеговик, скамейки). Напоминает, что надо дождаться, пока высохнет одна краска, и только потом накладывать на нее другую(окна на домах и т.п.).

Педагог также напоминает, что ветки у деревьев следует рисовать концом кисти. Советует рисовать их белой краской, так как в сильный снегопад снег покрывает ветки целиком. На ветвях ели нападавший снег можно изобразить приемом примакивания. Когда дети приступают к рисованию снежинок, следит, чтобы их изображали по всему листу бумаги.

В конце занятия педагог выставляет рисунки на стенд для просмотра. На верхнюю полочку помещает два-три рисунка с наиболее удачным изображением снегопада, говорит: «дети, посмотрите на эти рисунки, они очень подходят к песенке «снег, снег кружится, белая вся улица». На рисунках больше всего белого цвета: белый снег на крыше дома, на деревьях и заборе. Все предметы видны сквозь падающие снежинки. Кто найдет среди других рисунков похожие на эти и поставит их рядом?» приглашает нескольких детей к доске. Спрашивает: «почему ты считаешь, что этот рисунок тоже подойдет к песенке «Снег, снег кружится…» ?».

Отобранные рисунки сдвигают вместе и все любуются на заснеженную улицу.

В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ, объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ. Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых изображен снегопад, заснеженная улица и т.п.

Положительным в занятии было то, что часть детей справилась с поставленной целью.

Большая же часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать художественный образ на основе привлечения накопленного ранее опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде таблицы.


Имя ребенка

Показатели процесса и качества продукции детского художественного творчества


Отношения, интересы

Способы творческих действий

Качество результатов творчества


искренность, , увлеченность, эмоциональность

Интерес к изобраз. деятельности

Способность «вхождения» в изображаемый образ

Создание нового из ранее усвоенного

Дополнения, изменения, преобразования

Самостоятельное нахождение новых способов

Нахождение адекватных изобр.-выразит. средств

Индивидуальный «почерк»

Соответствие элементарным худож. требованиям

1. Алиса А.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2. Арсений Б.

-

-

-

+

-

-

+

-

+

3. Вова Б.

+

-

-

-

+

-

+

-

+

4. Дима В.

-

+

+

+

-

-

+

-

+

5. Олег Г.

+

+

+

+

-

+

+

-

+

6. Оля Д.

+

+

+

+

-

-

-

-

+

7. Алина К.

-

+

-

-

-

-

+

-

+

8. Андрей К.

-

+

-

+

-

-

+

-

+

9. Максим К.

+

+

+

-

-

-

+

-

+

10. Кирилл К.

+

+

+

+

-

+

+

+

+

11. Антон К.

-

-

+

+

-

+

-

-

-

12. Иман М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

13. Саид М.

-

+

+

-

-

-

+

-

+

14. Валик М.

-

-

-

-

-

-

-

-

+

15. Маша М.

+

+

+

+

-

-

+

-

+

16. Карина Н.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

17. Алина П.

+

+

-

-

-

-

+

-

+

18. Ника П.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

19. Саша С.

+

+

-

-

-

-

+

+

+

20. Никита Т.

-

-

-

-

-

-

+

-

+

21. Саша Ш.

+

+

-

+

-

-

-

-

-

22. Настя Ш.

+

+

+

+

-

+

+

-

+

23. Саша М.

-

+

-

-

-

-

+

+

+

24. Даша М.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

25. Даша Б.

-

+

-

+

-

-

-

-

+


Наличие определенного критерия отмечено знаком «+», отсутствие – знаком «-».

Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод о том, что в исследуемой нами группе дети в основной своей массе имеют средний и низкий уровень творчества на занятиях сюжетным рисованием. Но есть и те, кто показал хорошие результаты: предпосылку к развитию высокого уровня творчества – это Алиса А., Кирилл К., Иман М., Настя Ш., Карина Н., Ника П., Олег Г., Даша М. Все перечисленные дети оценены положительно по всем или большинству критериев.

По итогам констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что одинаково важны для развития изобразительного творчества у детей и обучение, и создание условий в семье и детском саду. Но немаловажную роль играют и личностные предпосылки к развитию творчества.


2.3 Развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования с использованием нетрадиционных техник


Проводился с детьми: Алисой А., Кириллом К., Иман М., Настей Ш., Кариной Н., Никой П., Олегом Г., Дашей М. , которые в констатирующем эксперименте показали имеющиеся предпосылки развития высокого уровня изобразительного творчества.

Целью формирующего эксперимента было развитие изобразительного творчества у детей среднего дошкольного возраста в процессе сюжетного рисования с использованием нетрадиционных техник.

Использование нетрадиционных техник на занятиях по сюжетному рисованию в нашем исследовании обусловлено тем, что в среднем дошкольном возрасте сюжетное рисование только начинает развиваться. Наша же работа проводилась с детьми среднего дошкольного возраста. Мы предположили, что использование детьми нетрадиционных техник на занятиях по сюжетному рисованию может помочь им в более полной передаче того художественного образа, который они хотят изобразить.

В ходе формирующего эксперимента были проведены индивидуальные занятия со способными детьми. Все занятия носили характер занимательного материала. На этих занятиях дети осваивали новую технику, новые изобразительные материалы, новые технические возможности этих материалов.

1. «Бабочки на полянке»

Нетрадиционные техники: монотипия предметная

Программное содержание: формировать у детей представление о внешнем виде, строении бабочки, особенностях питания, разнообразия окраски; упражнять в счете, определении правой и левой стороны; учить детей составлять узор и добиваться симметричного изображения путем складывания бумаги; воспитывать аккуратность.

Ход занятия

Дети сидят полукругом

- Дети, послушайте, что со мной однажды случилось. Гуляла я по лесу и вышла на необычную полянку. Какая она была красивая, яркая, усыпанная необычными цветами! Мне захотелось понюхать цветочек. Но только я наклонилась, как все «цветы» вспорхнули и улетели. Что это за необычные цветы были на полянке? (Воспитатель предлагает рассмотреть бабочку).

- Видели ли вы бабочек? Где вы их видели? Что делали бабочки? А почему бабочки могут летать? А что у бабочек есть еще, кроме крылышек? Давайте сейчас внимательно посмотрим на иллюстрацию и определим, что есть у бабочки. Здесь вы увидите то, что уже назвали. (Воспитатель подзывает ребенка к картинке. Ребенок рассматривает еще раз и говорит, что есть у бабочки).

- А что у бабочки самое красивое? Сколько всего крылышек? Давайте посчитаем, сколько крылышек с левой стороны туловища, и сколько с правой. Как можно сказать по-другому? (поровну) а сейчас давайте посмотрим еще раз на оба крылышка с левой стороны. Одинаковые ли они по форме? Размеру? А с правой стороны? Правильно. Верхние и нижние крылышки отличаются по форме и размеру.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5