Разработка программы профессиональной подготовки заливщиков металла
Обучение
приемам заливки форм, время и скорость заливки, высота струи жидкого металла.
Ознакомление
с правилами положения носка ковша над формой, поворота ковша, непрерывности и
напора струи и др. Выполнение работ по очистке шлака с поверхности металла в
ковше перед заливкой, по установке и извлечению запорных пробок из литниковых
чаш, по зажиганию газов в заливаемых формах.
Участие в
заливке форм на плацу, рольганге и конвейере, заливке в кокили.
Обучение
приемам подготовки изложниц, шлаковен для слива остатков металла и шлака из
ковшей, извлечения слитков из изложниц и уходу за изложницами.
Ознакомление
с модифицированием и раскислением металла в ковше присадками (в случаях,
предусмотренных технологией отливки деталей).
Обучение
уборке рабочего места, инструмента, сливов остатков металла из ковшей, очистке
подвесок и ковшей от шлака и настылей металла.
Участие в
заливке форм для средних отливок под руководством заливщика более высокого
разряда.
Обучение
заливке из крановых и ручных ковшей емкостью до 0,3 т чугуна, стали или
цветного жидкого металла в формы, изложницы или постоянные металлические формы
для несложных и толстостенных отливок.
Выполнение
работы по подготовке ковшей изложниц и других различных устройств к заливке.
Выполнение
работ по надеванию и снятию жакетов различных размеров при безопочной формовке
на конвейере с заданным ритмом.
Контроль
температуры разливаемого металла.
Выполнение
работы в качестве подручного при заливке металла из крановых ковшей емкостью до
5 л и определение по внешним признакам пригодности жидкого металла и ориентировочной
температуры в период его заливки.
Ознакомление с возможными
аварийными ситуациями: уход металла в стопор, под плиту, разъедание футеровки и
кожуха ковша и др. Освоение мероприятий по предотвращению аварий. Порядок
действий обслуживающего персонала при возникновении аварийных ситуаций.
Тема 7. Ознакомление
с участками выбивки, обрубки, очистки, отделки и исправления литья
Ознакомление
с оборудованием для выбивки, обрубки, очистки, отделки и исправления литья с
работами по выбивки, обрубки, очистки, отделки и исправления литья, с
применяемыми инструментами и приспособлениями. Участие в работах по выбивке,
обрубке, очистке, отделке и исправлению литья.
Освоение
приемов выбивки, обрубки, очистки, отделки и исправления литья.
Механизация
приемов выбивки, обрубки, очистки, отделки и исправления литья.
Тема 8. Самостоятельное
выполнение работ заливщика металла 2 разрядов
Самостоятельное
выполнение всего комплекса работ (под наблюдением инструктора производственного
обучения), предусмотренных квалификационными характеристиками и должностными
инструкциями заливщика металла 2 разрядов с соблюдением технологических
инструкций и правил безопасности труда. Освоение передовых форм организации
труда и выполнения работ.
Совершенствование
навыков выполняемой работы.
2.2 Пример разработки раздела и одной из
тем раздела в развёрнутом виде
РАЗВЁРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема
|
Кол-во часов
|
Технико-технологические сведения
|
Дидактическое оснащение
|
Дополнительная литература
|
СПЕЦИАЛЬНАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ (71ч)
|
Шихтовые материалы для плавки чугуна и
стали
|
3
|
Шихтовые
материалы для получения расплавов из серого чугуна и стали.
Металлическая
шихта.
Первичная
– предельные и литейные чугуны, ферросплавы.
Вторичная
– чугунный лом, стальной лом, стружка чугунная, стальная, брикетированная,
возврат собственного производства (литники, скрап, брак литья).
Чугуны
литейные, предельные; маркировка, химический состав, условия применения.
Ферросплавы:
ферромарганец, ферросилиций, феррохром, ферротитан, силикокальций.
Маркировка, химсостав, условия применения. Модификаторы обычные, комплексные;
их назначение.
Подготовка
шихтовых материалов к плавке: отбор, очистка, сортировка, измельчение, сушка,
предварительный нагрев.
Правила
организации рабочего места.
Требования
безопасности труда.
|
Плакаты, презентация
|
Гиршович Н.Г. "Чугунное литье", Сойфер В.М., "Металлургия
стали" под редакцией В. И. Явойского и Г. Н. Ойкса
|
План-конспект
урока производственного обучения
Курс:
Специальная технология
Тема: Шихтовые материалы для плавки чугуна и стали
Цели урока:
1.
Сформировать
знания о шихтовых материалах, способах хранения, применения.
2.
Развивать технологическое мышление. Выработать навыки определения качества
шихтовых материалов по внешним признакам.
3.
Воспитать
у учащихся профессиональную компетентность, стремление к развитию
профессиональных способностей.
Задачи урока:
1.
Ознакомить с технологическим процессом приготовления расплавов.
2.
Ознакомить с применяемыми шихтовыми материалами.
3.
Ознакомить со способами хранения, переработки.
4.
Ознакомить с подготовкой шихтовых материалов к плавке.
5.
Ознакомить с требованиями безопасности.
Тип урока:
комбинированный.
Методы и
технологии применяемые на уроке:
- репродуктивный метод:
информационно-рецептивный, направленный на первичное овладение знаниями:
объяснительно-иллюстративное изложение;
- объяснительно - иллюстративная лекция.
Учебно-материальная
база:
1.
Гиршович Н.Г. Чугунное литье.
2.
Металлургия
стали под редакцией В. И. Явойского и Г. Н. Ойкса
3.
ГОСТы.
Дидактическое
оснащение:
1.
Образцы шихтовых материалов.
Конспект
урока по
деятельности
№
|
Наименование
структурных элементов занятия
|
Деятельность
преподавателя
|
Деятельность
учащихся
|
1.
|
Организационная
часть (5 мин)
|
Приветствие,
проверка присутствия, организации рабочего места.
|
Отвечают
на приветствие мастера.
Староста
докладывает о явке учащихся.
Приводят
в порядок рабочее место.
|
2.
|
Основной
этап урока (2ч.40мин)
|
Психологическая
подготовка к восприятию урока:
-
организация внимания;
-
устранение отвлекающих факторов;
Целевая
установка:
-
сообщение темы и разъяснение цели урока (что будут делать и чему научаться);
- Тема урока: шихтовые материалы для
плавки чугуна и стали.
Материалы, используемые для
выплавки чугуна и стали, принято делить на металлосодержащие (металлошихта,
металлодобавки), добавочные (флюсы) и окислители. В качестве металлошихты
используют: а) чугун (жидкий или твердый); б) стальной или чугунный лом; в)
чугунная и стальная стружка; г) продукты прямого восстановления железа из
железной руды; д) ферросплавы.
Основную часть металлошихты
составляют чугун, стальной лом и чугунный лом. Также используется продукт
прямого восстановления железной руды – металлизированные окатыши (93 – 98 % Fe). Самая
дешевая часть металлошихты – стальной и чугунный лом.
В тех случаях, когда в состав
завода входят сталеплавильные цехи и доменный цех, чугун в сталеплавильный
цех поступает в жидком виде. Использование в качестве шихты жидкого чугуна
позволяет получать заметную экономию в расходе топлива и сокращает
продолжительность плавки.
В зависимости от технологических
или экономических требований плавильщики используют чугун той или иной марки.
В отдельных случаях для улучшения состава чугуна применяют методы внедоменной
его обработки (для удаления излишних серы, кремния, фосфора).
Если в составе завода нет
доменного цеха, то в качестве шихты используют твердый чугун передельный и
литейный, который поступает в чушках.
Литейный чугун предназначен для
дальнейшего передела в чугунолитейных цехах при производстве отливок.
В зависимости от рода топлива
литейный чугун может быть коксовым и древесноугольным.
Литейный коксовый чугун
выплавляют семи марок: ЛК0 – ЛК0. Каждую марку подразделяют на три группы по
содержанию марганца, пять классов по содержанию фосфора и на пять категорий
по содержанию серы.
Передельный чугун предназначен
для дальнейшего передела в сталь или переплавки в чугунолитейных цехах при
производстве отливок. В зависимости от назначения изготовляется: для
сталеплавильного производства (П1 и П2); для литейного производства (ПЛ1 и
ПЛ2). Каждую марку подразделяют на четыре группы по содержанию марганца, три
класса по содержанию фосфора и на пять категорий по содержанию серы.
В отдельных случаях для ускорения
плавки и повышения производительности сталеплавильных агрегатов чушковой
чугун
предварительно расплавляют в "металлургических"
вагранках или других плавильных агрегатах.
Второй главной составной частью
металлошихты является лом. В любой промышленной стране ежегодно образуется
значительное количество железосодержащего лома. Сбор этого лома и его
обработка с целью рационального использования представляет важную
народохозяйственную задачу. Для ее решения существует специальная отрасль –
ломоперерабатывающая промышленность, оснащенная сложным оборудованием. Из
общего количества образующегося лома около 35 % образуется непосредственно на
металлургических заводах (обрезь металла при прокатке, бракованные слитки,
скрап и т.д.), обычно это тяжеловесный лом, химический состав которого
известен. Этот лом в основной своей массе используют в качестве
металлошихты на тех же заводах, где он образуется.
Около 20 % лома образуется при
металлообработке на машиностроительных заводах и им подобных заводах
(стружка,
отходы при
штамповке и т.д.); 45 – 50 % составляет амортизационный лом (отслужившие
свой срок машины, рельсы и т.п.), а также металл, извлекаемый при разборке
шлаковых отвалов.
В связи с многообразием
источников образования этого лома состав его далеко не всегда известен.
Иногда он загрязнен содержащими серу смазочными маслами, цветными металлами,
содержащимися в различных деталях сдаваемых в лом машин.
Некоторые из этих примесей вредны
для обслуживающего персонала, и для агрегатов, и для качества чугуна и стали.
Приходится учитывать также, что в
ряде случаев загружаемый в плавильные агрегаты лом покрыт значительным слоем
ржавчины, что влияет как на величину угара металла при плавке, так и на
технологию плавки.
Особенную ценность представляют
лом и отходы чугуна и стали легированных марок. Такие примеси, как никель,
молибден, кобальт, медь, в процессе плавки не окисляются. Поэтому их
количество, попадающее с ломом в агрегат, остается в готовых
расплавах. Поскольку стоимость всех этих примесей очень высока, использование легированного
лома для выплавки
легированных
марок чугуна и стали экономически очень эффективно. Поэтому все отходы чугуна
и стали легированных марок хранят отдельно и за их использованием на заводах
установлен строгий контроль.
В качестве добавочных материалов
(флюсов) в плавильном производстве обычно используют: а) известняк; б)
известь; в) боксит и др.
В
качестве окислителей применяют кислород, сжатый воздух, железную руду,
окалину, агломерат, железорудные брикеты.
Ферросплавы
- это сплавы железа с кремнием, марганцем, хромом, вольфрамом и другими
элементами, применяемые в производстве чугуна и стали для улучшения ее
свойств и легирования.
Исходным
сырьем для получения ферросплавов служат руды или концентраты. Для
производства основных сплавов - ферросилиция, ферромарганца; силикомарганца и
феррохрома - пользуются рудами, так как в них высоко содержание окислов
элемента, подлежащего восстановлению. При производстве ферровольфрама,
ферромолибдена, феррованадия, ферро-титана и других сплавов руду вследствие
малой концентрации в ней полезного элемента обогащают, получая концентрат с
достаточно высоким содержанием окислов основного элемента.
Ферромарганец
применяют для раскисления и легирования чугуна и стали. В ферросплавных печах
выплавляют углеродистый ферромарганец двух марок: ФМн78 и ФМн70, которые
содержат марганца соответственно 75-82 и 65-75%. В сплавах также содержится
5-7% С, от 1 до 4-6% Si, 0,3-0,6% Р, 0,02% S. Марганцевые
руды содержат много фосфора, поэтому и в ферромарганце содержание этого
вредного элемента высокое.
Ферросилиций
применяют для раскисления и легирования стали и в качестве восстановителя при
производстве некоторых ферросплавов. Получают ферросилиций различных марок с
содержанием кремния от 19-23% (сплав ФС20) до 92-95% (сплав ФС92). Помимо
кремния ферросилиций содержит железо и ряд примесей. В сплавах, содержащих
41-47% кремния и более, имеется до 0,1-0,2% С, до 0,2-0,6% Мп, до 0,05% Р, до
0,02% S и до 1,5-2,5%
Al. В
малокремнистых сплавах(19 - 27% Si) содержание углерода достигает
0,6-1,0%.
Для
легирования чугуна и стали хромом в нашей стране производят 17 марок
феррохрома. Эти сплавы в основном отличаются по содержанию углерода, которое
изменяется от 0,01 до 9%. Углеродистый феррохром производят четырех марок:
ФХ650, ФХ800, ФХ850 и ФХ900, которые содержат более 65% Сг и соответственно
углерода менее 6,5; 8; 8,5 и 9%. Они содержат до 2% Si, до 0,05% Р и
до 0,06% S.
Ферротитан
различных марок в соответствии с отечественными стандартами содержит 20-40% Ti, < 0,2% С,
1-12% Si, <3% Сu, от 6 до
18-25% AI. Медь,
алюминий и кремний - нежелательные, но неизбежные примеси. (Кроме того
стандартом предусмотрены сплавы, содержащие 65-78% Ti, которые в
отличие от остальных получают сплавлением титановых отходов или титановой
губки со стальным ломом в индукционных печах).
Модификаторы
- малые добавки одного или нескольких отдельных элементов, в т. ч. в виде
соединений, вводимые в расплав чугуна, стали и сплава без существенного
изменения их химич. состава с целью видоизменения морфологии первичных
кристаллов, а также увеличения дисперсности кристаллизационных фаз.
Модифицирование широко используется при литье сталей, чугунов, сплавов на
основе цветных металлов — А1, Си, Mg, Ti. В качестве модификаторов литой
структуры используют добавки: для стали — Mg, Si, Li, ферросплавы (ферробор,
ферроцерий, феррованадий), РЗМ (Се, La, мишметалл), CeO, VN. Для чугуна
используют графитизирующие, стабилизирующие и комплексные модификаторы: в
качестве графитизирующих — силикокальций, ферросилиций, графит серебристый,
лигатуры (Si-Ca-Ti, Si-Mn-Zr, Si-Mn-Ca и др.); в качестве стабилизирующих —
лигатуры (Сг-Mn-Si, FeCr-Si и др.); в качестве комплексных модификаторов —
лигатуры Ni-Si, Si-AI-Са и др.
Все поступающие на плавку шихтовые материалы должны храниться в крытых помещениях. Перед применением шихтовые материалы должны быть проверены на взрывобезопасность, радиационную безопасность, просушены, очищены от нефтепродуктов и посторонних включений. |
Готовятся
к восприятию урока;
Убирают
лишние вещи с рабочего места, отключают телефоны;
Учащиеся
слушают название темы и целей урока;
|
3.
|
Заключительный
этап урока (15 мин)
|
Подведение
итогов занятия в целом.
Выдача
домашнего задания: Повторить пройденный материал.
|
Слушают.
|
Заключение
В данном курсовом проекте была разработана
программа профессиональной подготовки заливщиков металла на предприятии. Были
рассмотрены психолого-педагогическое обоснование создания программы, психологические
аспекты обучения взрослых на производстве, педагогические
подходы к реализации программы профессиональной подготовки.
Разработанная учебная программа
предназначена для использования при организации обучения по единичной
квалификации "Заливщик металла".
Отбор и структурирование содержания тем
учебной программы произведены на основании требований к общепрофессиональным,
общеспециальным и специальным знаниям и умениям обучающихся, осваивающих
единичную квалификацию "Заливщик металла".
Список использованной литературы
1.
Ананьев
Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность
восприятия / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворятпина, Н.А. Кудрявцева. М.: Просвещение,
1968.
2.
Ананьев
Б. Г.
Теория ощущений. - Л.: ЛГУ, 1961.
3.
Беляева
А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах:
Методическое пособие.- М.:Высш.шк.,1991.
4.
Вопросы
психологии
памяти: Сб. ст. / Под ред. А.А. Смирнова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
5.
Железнякова
Н.Н., Никитина И.П. Основы профессионально-педагогической деятельности. – М.,
2001.
6.
Занина
Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. – Ростов н/Д:Феникс,
2005.
7.
Кулюткин
Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
8.
Морева
Н.И. Технологии профессионального обучения.- М., 2008.
9.
Панина
Т.С. Современные способы активизации обучения.- СПб., 2006.
10.
Пидкасистый
А.И. Педагогика.- Ростов н/Д., 2003.
11.
Подласый
И.П. Педагогика. в 2-х томах.- М., 2005.
12.
Пурин
В.Д. Педагогика среднего профессионального образования – Ростов н/Д: Феникс,
2006.
13.
Семёнов
В.И. Обучающие семинары.- М., 2002.
14.
Скакун
В.А. Методика перподавания специальных предметов. – М.: Издательский центр "Академия",
2007.
15.
Степанова
Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии. СПб.: СПб
акмеологическая академия, 1995.
16.
Тарифно-квалификационная
характеристика заливщика металла.
17.
Фельдшгейн
Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии:
Избр. психол. тр. М.: Междунар.
пед.
академия.
1995.
18.
Фридман
Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987.
19.
Харламов
А.Ф. Педагогика.- Киев, 1998.
20.
Эрганова
Н.Е. Методика профессионального обучения. – М.: Издательский центр "Академия",
2007.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|