Рациональные приёмы работы с литературными источниками
Рациональные приёмы работы с литературными источниками
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
1. ПОИСК И ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ....................... 5
2. ОСМЫСЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА........................... 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 14
Утверждение
известного советского психолога С.Л. Рубинштейна о том, что «человек доподлинно
владеет лишь тем, что добывает собственным трудом», в полной мере относится к
процессу самообразования личности.
Под
самообразованием в современной науке понимается «сознательная деятельность
человека, направленная на самостоятельное познание, повышение своего
образования и личностное совершенствование» [10, с. 45]. Самообразование
осуществляется в различных видах самостоятельной деятельности и может
характеризоваться как с организационной, так и с познавательной стороны.
Организационная
самостоятельность проявляется в умении правильно организовать свой режим дня,
поставить цель, спланировать и выполнить определённую работу. Она включает в
себя овладение такими необходимыми элементами культуры умственного труда, как
умение сосредоточиться на главном, умение разумно распределить своё время,
физические и духовные силы. Познавательная самостоятельность проявляется в
готовности к деятельности (учебной, трудовой и т.д.) без посторонней помощи.
Формирование познавательной самостоятельности в процессе самообразования происходит
тогда, когда процесс усвоения осуществляется не путём механического
запоминания, а с учётом общепринятых психолого-педагогических закономерностей
усвоения знаний.
Большое значение
в этом процессе имеет самостоятельная работа с литературой, выработка
рациональных приёмов этого вида образовательной деятельности. Овладение
рациональными приёмами работы с литературными источниками является признаком
сформированности у личности культуры умственного труда как одной их важнейших
предпосылок дальнейшего самообразования. Вопрос о самообразовании является
одним из актуальных после окончания школы, поэтому одна из важнейших задач не
только школы, но и вуза – формирование у учащихся и студентов рациональных
приёмов работы с литературными источниками.
Основные приёмы
работы с литературными источниками включают в себя деятельность, связанную с
поиском, изучением, обработкой, осмыслением полученной информации, её
систематизацией и хранением.
В связи с
актуальностью проблемы, нами была выбрана тема реферата «Рациональные приёмы
работы с литературными источниками». В процессе работы мы поставили перед собой
следующие задачи:
-
рассмотреть
вопросы поиска и изучения литературных источников;
-
проанализировать
основные приёмы по осмыслению, систематизации и сохранению литературных
источников.
Работа состоит из
введения, дух параграфов, заключения и списка использованных источников.
В процессе поиска
литературных источников следует просмотреть все виды источников, связанных с
темой собственной работы (или исследования). В их число могут входить
материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии,
информация, размещенная в сети Интернет, отчеты о научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работах, диссертации, депонированные рукописи, отчеты
специалистов о зарубежных командировках, иные различные материалы. В этой
связи Вам могут помочь информационные изданиями типа каталогов, которые
включают в себя не только сведения о публикациях в печати, но и краткий обзор
их содержания.
В процессе поиска
материалов по интересующей теме рекомендуется широко использовать возможности
информационно-поисковых систем, баз и банков данных. Полученная таким образом
информация может оказаться полезной как сама по себе, так и послужить в
качестве отправной точки для поиска дополнительной информации [5, с .135].
Изучение
литературных источников предполагает в первую очередь их чтение. Чтению обычно
предшествует предварительный просмотр, который предполагает знакомство с
аннотацией, оглавлением, введением (предисловием). Чтение может быть
ознакомительным и углублённым. Во время ознакомительного чтения следует выяснить,
какие сведения, необходимые для курсового исследования, содержатся в документе.
Ознакомительное чтение обычно происходит в начале работы, когда необходимо
отобрать литературу по теме, составить план курсовой работы, определить
рабочее название курсовой. Предварительный просмотр и ознакомительное чтение
уместно сопровождать составлением плана документа и выписок из него. Целью
углубленного чтения является уяснение основных положений работы, системы
доказательств, выводов автора.
При работе с
литературными источниками рекомендуется вести записи прочитанного. Записи
делятся на систематизированные и несистематизированные. Существует несколько приёмов
ведения систематизированных записей, к их числу относятся планы, конспекты,
рефераты, аннотации. К несистематизированным записям относятся выписки.
План - это систематизированная
запись текста, отражающая структуру документа. План обычно составляется при
ознакомительном чтении, тогда, когда еще точно не известно, какие разделы
данной книги пригодятся в дальнейшем. План позволит легко вспомнить, о чем шла
в книге речь, и определить целесообразность ее дальнейшего изучения.
Конспект - это систематизированная
запись текста, отражающая содержание документа и его структуру. При подготовке
курсовой конспект является наиболее распространённой формой систематизированных
записей прочитанного. Конспектирование помогает накопить нужный материал.
Конспект может быть кратким или развернутым. В кратком конспекте фиксируются
основные положения (тезисы) работы, в развернутом помимо тезисов даётся
подробное изложение работы или ее отдельных частей.
Составляя
конспект, рекомендуется сжато, без лишних слов записывать самое необходимое из
прочитанного произведения. В основе конспекта должен лежать план изучаемого
произведения. Поэтому полезно прежде всего составить план, а затем, раскрывая
пункты плана, вести записи. Конспектируют документы, как правило, своими
словами. Наиболее важные и наиболее трудные для понимания части текста лучше
цитировать. Цитаты, содержащиеся в конспекте, могут быть в дальнейшем
перенесены в текст, поэтому их следует очень тщательно сверять с оригиналом. Конспект
рекомендуется вести так, чтобы легко можно было бы найти нужный материал:
записи лучше всего делать в тетрадях большого формата или на отдельных листах.
Писать надо на одной стороне листа, обязательно отмечая в конспекте номера
страниц источника, с которых взяты сведения. Однако это может быть и
индивидуальным.
Реферат представляет собой
максимально сжатое изложение содержания документа или его части. Он должен
включать основные идеи, фактические сведения и выводы документа. Реферат по
своему содержанию близок к сочинению на заданную тему, но в сочинении
излагаются собственные рассуждения о предмете изложения, а в реферате
пересказываются материалы источников.
Выписки - это краткие записи
отдельных фрагментов текстов, цифр, дат и других фактов. Заведите для выписок
блокнот и держите его всегда под рукой.
Ф.А. Кузин
предлагает следующие этапы работы над литературными источниками [7, с. 49]:
-
общее
ознакомление с источником в целом по его оглавлению;
-
беглый
просмотр всего содержания;
-
чтение в
порядке последовательности расположения материала;
-
выборочное
чтение какой-либо части произведения;
-
выписка
представляющих интерес материалов;
-
критическая
оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись, как фрагмент
будущей собственной работы.
При изучении
литературы по определённой теме обычно используется не вся информация, а только
та, которая имеет непосредственное отношение к выполняемой работе. Таким
образом, критерием оценки прочитанного является возможность дальнейшего
практического использования в своей работе.
Работу с
литературой лучше начинать с наиболее фундаментальных работ, авторы которых
обладают максимальным научным авторитетом в данной области, а затем двигаться
дальше в направлении от общего к частному – от базисных положений к более
конкретным. Однако не следует забывать, что задача состоит в том, чтобы не
заимствовать материалы из авторитетных источников, а в том, чтобы, почерпнув из
них все лучшее, осмыслить и переработать весь накопленный в процессе
собственной работы материал, предложив своё осмысление темы.
Помимо
фундаментальных работ, следует уделить внимание научным статьям, публикуемым в
периодических изданиях и размещенным в сети Интернет, делая при этом поправку
на то, что они, как правило, более актуальны, но и более подвержены искажениям,
вызванным политической и экономической конъюнктурой.
При работе с
литературой нужно стремиться не только к заимствованию материала. Рекомендуется
параллельно обдумывать найденную информацию. Этот процесс может совершаться в
течение всей работы над собственной темой – тогда собственные мысли, возникшие
в ходе знакомства с чужими работами, могут стать основой для получения нового
знания.
Когда накоплен
достаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций,
можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны на
листках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскать
содержательные и логические связи.
Осмысление – это
поиски ответов на интересующие вопросы. Исходя из поставленных задач, в ходе
осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: «что? где? когда? почему?
зачем и для какой цели?». Ответы должны быть обоснованными, то есть
представлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны быть
непротиворечивыми, за исключением случаев иррационально-сложных феноменов, где
возможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия.
Нередко
осмысление понимают как описание и объяснение фактов, такую задачу обычно
ставят перед собой историки – описать, как это было «на самом деле».
При работе над
литературными источниками необходимым являются их отбор и оценка. Необходимым
является использование только проверенных научных фактов. Научные факты
характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и
достоверность [7, с. 50]. Новизна научного факта говорит о принципиально новом,
неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе.
Очень полезным
приемом работы с литературными источниками является составление картотеки
научных источников по теме. Грамотно составленная картотека даже при беглом
обзоре заголовков позволяет охватить проблему в целом. Структура карточки, по
мнению В.П. Кохановского, может выглядеть так (Схема: Приблизительная структура
карточки анализа литературы):
Схема:
Приблизительная структура карточки анализа литературы
|