Работа с одаренными детьми
2.2 Обучение одаренных детей в обычном классе
Существует несколько технологий обучения одаренных детей в обычном
классе. В данной курсовой работе мы хотим рассмотреть технологии «Труднейший
первый шаг», «Уплотнение учебной программы», «Независимое обучение».
«Труднейший первый шаг».
Метод следует использовать в начале обучения детей. Смысл данной
технологии состоит в том, что ученикам предлагается попробовать решить 5 или 6
сложных заданий и упражнений, перед тем как приступить к основному заданию.
Если они успешно справляются с этим заданием, то получают уровень «А» (что
означает отлично) и тогда имеют возможность использовать время, которое
осталось, для занятий тем видом деятельности, который интереснее и нужнее,
естественно, под контролем учителя.
Этот метод можно использовать на разных уроках: математики, языка,
чтения, целью которых является закрепление умений и навыков на практике во
время изучения определенного правила, понятия. Причина, по которой этот метод
работает, очень простая. Одаренные дети могут усваивать даже новые понятия быстрее,
нежели однолетки, и лучше запоминают то, что учат, следовательно они и
нуждаются в меньшей практике.
«Труднейший первый шаг» необычайно успешен в работе с детьми с
неудовлетворительным поведением, которые отказываются выполнять задания со
всеми. «Чаще всего дети плохо себя ведут из-за краха ожиданий, расстройства их
планов. А использование этого метода даст возможность этим детям в процессе
урока выполнить ту работу, которая важнее для них или даже просто помечтать.
Задание 1.
ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
Подготовить по две карточки с понятиями – общими и частными и смешать их. Для
выполнения задания нужно расположить слова так, чтобы слева располагалась
карточка с общим понятием, а справа – с частным.
ВРЕМЯ ГОДА
|
ОСЕНЬ
|
СТОРОНА ГОРИЗОНТА
|
СЕВЕР
|
ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ
|
ПЕСОК
|
ТОПЛИВО
|
УГОЛЬ
|
ОСАДКИ
|
ДОЖДЬ
|
ВОДОЕМ
|
ОЗЕРО
|
КУСТАРНИК
|
МАЛИНА
|
ОКЕАН
|
ТИХИЙ ОКЕАН
|
ОРГАН ЧУВСТВ
|
ГЛАЗ
|
ПЛАНЕТА
|
ЗЕМЛЯ
|
ЗВЕЗДА
|
СОЛНЦЕ
|
РЕБЕНОК
|
МАЛЬЧИК
|
РАСТЕНИЕ
|
ДЕРЕВО
|
ЗЕРНОВАЯ КУЛЬТУРА
|
ПШЕНИЦА
|
ЧИСЛО
|
ДРОБЬ
|
МНОГОУГОЛЬНИК
|
ТРЕУГОЛЬНИК
|
ЕДИНИЦА ДЛИНЫ
|
МЕТР
|
ЕДИНИЦА ВРЕМЕНИ
|
ЧАС
|
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
|
СЛОЖЕНИЕ
|
ЖИВОТНОЕ
|
ВОЛК
|
ПРИБОР
|
КОМПАС
|
ПРОСТРАНСТВО
|
РАВНИНА
|
ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ
|
ТАЯНИЕ ЛЬДА
|
Задание 2.
Теперь надо
будет сделать то же самое, но уже с тремя карточками. Необходимо расположить их
слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа
– самым частным, а расположенное посередине – промежуточным по общности (то
есть частным но отношению к левому понятию и общим по отношению к правому
понятию).
ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ
|
ТОПЛИВО
|
НЕФТЬ
|
ОСАДКИ
|
ДОЖДЬ
|
ЛИВЕНЬ
|
ВОДОЕМ
|
ОЗЕРО
|
БАЙКАЛ
|
ЛЕСНОЕ РАСТЕНИЕ
|
ДЕРЕВО
|
ДУБ
|
ВОДОЕМ
|
РЕКА
|
ВОЛГА
|
ГРИБ
|
СЪЕДОБНЫЙ ГРИБ
|
МАСЛЕНОК
|
ЖИВОТНОЕ
|
ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ
|
КОРОВА
|
ПТИЦА
|
ЛЕСНАЯ ПТИЦА
|
ДЯТЕЛ
|
ТРАВА
|
ЛУГОВАЯ ТРАВА
|
КЛЕВЕР
|
ВОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО
|
ОКЕАН
|
АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН
|
НЕБЕСНОЕ ТЕЛО
|
ПЛАНЕТА
|
ЗЕМЛЯ
|
ПРИРОДА
|
ЖИВАЯ ПРИРОДА
|
РАСТЕНИЯ
|
ЧЕЛОВЕК
|
ПИСАТЕЛЬ
|
ЧЕХОВ
|
ПРИРОДА
|
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
|
КАМНИ
|
КНИГА
|
УЧЕБНИК
|
«РОДНАЯ РЕЧЬ»
|
МНОГОУГОЛЬНИК»
|
ПРЯМОУГОЛЬНИК
|
КВАДРАТ
|
ЧИСЛО
|
МНОГОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО
|
ТРЕХЗНАЧНОЕ ЧИСЛО
|
ГРИБ
|
НЕСЪЕДОБНЫЙ ГРИБ
|
МУХОМОР
|
ДЕРЕВО
|
ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО
|
ЕЛЬ
|
ОДЕЖДА
|
ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА
|
ШУБА
|
ИЗМЕНИТЬ
|
УМЕНЬШИТЬ
|
УМЕНЬШИТЬ В 2 РАЗА
|
ДЕЙСТВИЕ
|
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
|
СЛОЖЕНИЕ
|
ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА
|
ЛЕС
|
ЛИСТВЕННЫЙ ЛЕС
|
ЧАСТЬ СУШИ
|
МАТЕРИК
|
АФРИКА
|
Задание 3.
В предыдущих
заданиях нужно было найти общие понятия к одному слову (более частному). А
теперь нужно придумать общие понятия не к одному, а к двум словам. Как
выполнить это задание? Прежде всего, нужно сравнить понятия между собой и
установить, чем они похожи. Причем искать нужно сходные СУЩЕСТВЕННЫЕ признаки
понятий, которые позволяют объединить их в одну группу. Попробуйте обобщить
следующие пары понятий.
1. Окунь – карась
|
рыбы
|
2. Метла – лопата
|
инструменты
|
3. Лето – зима
|
времена года
|
4. Июнь – июль
|
летние месяцы
|
5. Нефть – торф
|
топливо
|
6. Собака – пчела
|
живые существа
|
7. Трава – гриб
|
растения
|
8. Нож – ложка
|
столовые приборы
|
9. Дом – дача
|
здания, жилище
|
10. Автомобиль – поезд
|
транспорт
|
11. Нога – рука
|
конечности
|
12. Сапоги – туфли
|
обувь
|
13. Пушкин – Лермонтов
|
поэты
|
14. Конфета – торт
|
сладости
|
15. Глаза – уши
|
органы чувств
|
16.
Природоведение-математика
|
учебные предметы
|
17. Плюс – минус
|
математические знаки
|
18. Уменьшаемое – вычитаемое
|
математические понятия
|
19. Точка – запятая
|
знаки препинания
|
20. Дождь – снег
|
осадки
|
21. Метр – сантиметр
|
единицы измерения
|
22. Сумма – разность
|
результаты математических
действий
|
23. Скорость – время
|
характеристики движения
|
24. Торф – уголь
|
полезные ископаемые
|
25. Солнце – Луна
|
небесные тела
|
26. Повесть – рассказ
|
литературные произведения
|
27. Делимое – делитель
|
математические понятия
|
28. Треугольник – пятиугольник
|
геометрические фигуры
|
Пары понятий
можно произносить вслух, а можно предъявлять в виде карточек или напечатанными
на отдельном листе. Отвечать дети могут устно или письменно.
Задание 4.
Между
понятиями может быть такое отношение: одно понятие, которое называется общим,
РОДОВЫМ, целиком включает в себя другое, которое называется частным,
конкретным, ВИДОВЫМ. Этот тип отношений между понятиями называется РОД – ВИД.
Но возможны и
другие отношения между понятиями. Например, одно понятие обозначает какой-то
ПРЕДМЕТ, вещь, явление, а другое понятие обозначает ЧАСТЬ этого предмета, вещи,
явления. Так, понятие ДЕРЕВО обозначает нечто целое, а понятие КОРЕНЬ – часть
этого целого. Такое отношение называют отношением ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ.
В следующих
заданиях найди понятия, отношения между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ
(в некоторых заданиях может быть не один, а несколько правильных ответов).
1. Кастрюля, сковорода,
посуда, крышка, кухня
|
(кастрюля – крышка;
сковорода – крышка)
|
2. Мебель, дверца, шкаф,
стол, книжный шкаф
|
(шкаф – дверца; книжный шкаф
– дверца)
|
3. Экран, изображение,
телевизор, цветной телевизор, радио
|
(телевизор – экран; цветной
телевизор – экран)
|
4. Обувь, туфли, щетка,
крем, подошва
|
(обувь – подошва; туфли – подошва)
|
5. Растение, сад, лепесток,
мак, цветок
|
(цветок – лепесток; мак – лепесток)
|
6. Время, будильник, ручные
часы, секунда, циферблат
|
(будильник – циферблат;
ручные часы – циферблат)
|
7. Книга, страница, буква,
учебник, писатель
|
(книга – страница; учебник –
страница)
|
8. Фигура, квадратный метр,
куб, квадрат, сторона
|
(куб – сторона; квадрат – сторона)
|
9. Юг, стрелка, горизонт,
компас, направление
|
(компас – стрелка)
|
10. Животное, рыба, карась,
плавник, озеро
|
(рыба – плавник; карась – плавник)
|
11. Ветка, орешник,
кустарник, растение, колючий кустарник
|
(орешник – ветка; кустарник –
ветка; колючий кустарник – ветка)
|
12. Пчела, шмель, насекомое,
мед, крыло
|
(пчела – крыло; шмель – крыло)
|
13. Кукуруза, пшеница, хлеб,
растение. початок
|
(кукуруза – початок)
|
14. Нос, человек, дыхание,
запах, мальчик
|
(человек – нос; мальчик – нос)
|
15. Писатель, глава, роман,
рассказ, интересный роман
|
(роман – глава; интересный
роман – глава)
|
16. Понятие, слово, рассказ,
суффикс, произносить
|
(слово – суффикс)
|
17. Крепость, дача, дом.
стена, строить
|
(крепость – стена; дача – стена;
дом – стена)
|
18. Кошка, хвост, собака,
домашнее животное, мяукать
|
(кошка – хвост; собака – хвост)
|
19. Число, дробь, цифра,
математика, числитель
|
(дробь – числитель)
|
20. Растение, корень, трава,
дерево, животное
|
(растение – корень; трава – корень;
дерево – корень)
|
Упражнения
следует представлять на отдельных карточках. Ответы учащихся могут быть устными
или письменными.
Задание 5.
Между
понятиями возможно и такое отношение, когда оба они указывает на предметы,
вещи, явления, и чем-то сходные, одинаковые, принадлежащие к одной и той же
группе. Эту группу можно назвать общим понятием. Например, РОМАШКА и ГВОЗДИКА,
СТОЛ и СТУЛ, ВЕСНА и ЗИМА. Эти пары понятий можно объединить одним, более общим
понятием – цветы, мебель, времена года. Говорят, что такие понятия – это
понятия одного порядка, они находятся между собой в отношении РЯДОПОЛОЖНОСТИ.
В следующих
заданиях найдите понятия, которые находятся в отношениях РЯДОПОЛОЖНОСТИ.
1. Уменьшаемое, сумма,
вычитание, вычитаемое, задача
|
уменьшаемое, вычитаемое
|
2. Математика, число,
сторона, квадрат, треугольник
|
квадрат, треугольник
|
3. Прямоугольник, ширина,
скорость, длина, цифра
|
ширина, длина
|
4. Вес, время, грамм,
минута, тонна
|
грамм, тонна
|
5. Делимое, деление,
множитель, делитель, сумма
|
делимое, делитель;
множитель, делитель
|
6. Ночь, сутки, темнота,
солнце, день
|
ночь, день
|
7. Пеликан, пингвин,
животное, волк,
|
пеликан, пингвин
|
8. Сумма, действие,
математика, сложение, вычитание
|
сложение, вычитание
|
9. Вода, река, рыба, водоем,
озеро
|
река, озеро
|
10. Мореплаватель, человек,
солнце, луна, свет
|
солнце, луна
|
11. Гора, земля, равнина,
участок, география
|
гора, равнина
|
12. Прибор, температура,
градус, термометр, барометр
|
термометр, барометр
|
1 3. Ухо, лицо, человек,
ученик, глаз
|
ухо, глаз
|
14. Точка, кавычки,
предложение, слово, язык
|
точка, кавычки
|
15. Письмо, писатель,
литературное произведение, сказка, новелла
|
сказка, новелла
|
16. Северный полюс, Африка,
карта, Антарктида, мореплаватель
|
Африка, Антарктида
|
17. Растение, рис, хлеб,
просо, поле
|
рис, просо
|
18. Песня, птица, клест,
клетка, иволга
|
клест, иволга
|
19. Песок, глина, керосин,
строительство, полезные ископаемые
|
песок, глина
|
20. Север, горизонт, восток,
география, Индия
|
север, восток
|
Упражнения
следует представлять на отдельных карточках. Ответы учеников могут быть
в любой форме.
Задание 6.
Между
понятиями могут быть и такие отношения, когда одно из них отражает
какое-то событие, а другое указывает на причину этого события. При этом
понятие-событие называют СЛЕДСТВИЕМ, потому что оно происходит вслед за
причиной (следует за причиной). Например, ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ может стать причиной
ПОЖАРА (пожар в этом случае – СЛЕДСТВИЕ шалости с огнем). Значит, два понятия –
ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ и ПОЖАР – находятся между собой в ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ
отношениях.
В следующих
заданиях найди нары понятий, которые находятся между собой в
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ отношениях.
1. Образование льда, север,
мороз, погода, снег
|
мороз – образование льда
|
2. Осень, холод, дерево,
листопад, время года
|
осень – листопад
|
3. Время года, весна,
деревья, лето, таяние льда
|
весна – таяние льда
|
4. Кипение воды, образование
пара, жара, кастрюля, солнце
|
кипение воды – образование
пара
|
5. Радость, игра, плач,
таблетка, боль
|
боль – таблетка: боль – плач
|
6. Радость, подарок, кукла,
игра, дети
|
подарок – радость
|
7. Вода, юг, море, волны,
ветер
|
ветер – волны
|
8. Страх, ребенок,
опасность, явление природы, дом
|
опасность – страх
|
9. Дождь, вода, снег, солнце,
лужа
|
дождь – лужа
|
10. Смех, слезы, горе,
книга, телевизор
|
горе – слезы
|
Упражнения
лучше представлять на отдельных карточках. Форма ответов любая.
Попробуйте
найти ПРИЧИНУ следующих событий.
1.НАВОДНЕНИЕ
|
(разлив реки, таяние снега)
|
2. ТРАВМА (ПЕРЕЛОМ)
|
(падение)
|
3. ГОЛОЛЕД
|
(мороз после дождя)
|
4.ДВОЙКА
|
(невыученный урок)
|
5. ЗАГАР
|
(солнце)
|
6. НАГРАДА
|
(ударный труд)
|
7. ДОЖДЬ
|
(туча)
|
8. ДЫМ
|
(пожар, костер)
|
9.ОЧКИ
|
(ослабление зрения)
|
10. СИНЯК
|
(Удар)
|
А теперь
найдите СЛЕДСТВИЕ.
1. БОЛЕЗНЬ
|
(лечение)
|
2. УКОЛ
|
(боль)
|
3. ПРАЗДНИК
|
(радость)
|
4. АВАРИЯ
|
(травма, смерть)
|
5. ОСКОРБЛЕНИЕ
|
(обида, ссора)
|
6. УРАГАН
|
(разрушения)
|
7. МОЛНИЯ
|
(гром)
|
8. ВОСХОД СОЛНЦА
|
(рассвет)
|
9. ОПОЗДАНИЕ НА УРОК
|
(замечание учителя)
|
10. РАБОТА
|
(усталость)
|
Понятия
следует отпечатать на общем листе. Ученик может записывать свои ответы рядом
или отвечать устно. Ответы могут быть другими; главное, чтобы они
соответствовали требованиям заданий, то есть были причиной или следствием.
Задание 7.
Иногда бывает
так, что события следуют одно за другим, но не являются причиной и следствием
друг друга. Например, ВТОРНИК – СРЕДА. В таких случаях говорят, что понятия
находятся в отношениях ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (так как события идут последовательно
одно за другим).
Подбери к
следующим понятиям такие, которые находились бы с ними в отношениях
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
1.ЯНВАРЬ
|
(февраль)
|
2. ПОДРОСТОК
|
(юноша)
|
3.ПЕРВЫЙ
|
(второй)
|
4. ЗИМА
|
(весна)
|
5. ДЕНЬ
|
(вечер)
|
6.ЧЕРДАК
|
(крыша)
|
7.ЗАВТРАК
|
(обед)
|
8. ШЕСТИКЛАССНИК
|
(семиклассник)
|
9. НАЧАЛО
|
(середина)
|
10.1998
|
(1999)
|
Понятия могут
быть отпечатаны на общем листе. Ученик может писать свои ответы
рядом или отвечать устно.
Задание 8.
Познакомимся
с типом отношений между понятиями, который встречается чаще всего и называется
ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ. Так называют отношения между понятиями, когда одно из них
отражает какое-то свойство, качество, признак или функцию другого (функция –
это то, для чего используется предмет).
Например,
КОШКА – МЯУКАНИЕ, ГОРА – ВЫСОТА, НОЖ – ЕДА, ДОМ – ТЕПЛО.
В следующих
заданиях к каждому понятию подбери такие, которые находятся с ним
в ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ отношениях.
1. ЧЕРТЕЖ
|
(масштаб)
|
2. ОЗЕРО
|
(глубина, рыба)
|
3. ПЧЕЛА
|
(мед, укус, полет)
|
4. НЕБО
|
(луна, голубизна)
|
5. ЧИСЛО
|
(цифра, математика)
|
6. ЗАДАЧА
|
(решение, математика)
|
7. ПРЯМОУГОЛЬНИК
|
(длина, ширина, площадь)
|
8. ДВИЖЕНИЕ
|
(скорость, езда, автомобиль)
|
9. УМНОЖЕНИЕ
|
(множитель, произведение)
|
10. ДЕЛЕНИЕ
|
(остаток, делимое, делитель)
|
11. РАССТОЯНИЕ
|
(измерение, длина)
|
12. СКАЗКА
|
(герой, рассказчик)
|
13. ЗИМА
|
(мороз, снег, каток)
|
14. ЛЕТО
|
(каникулы, жара, купание)
|
15. ШКОЛА
|
(урок, учитель, ученик,
класс)
|
16. ПОЭТ
|
(стихи, книга)
|
17. УЧЕНИК
|
(ранец, тетрадь, школа)
|
18. КАРТИНА
|
(художник, краски)
|
19. БИБЛИОТЕКА
|
(читатель, каталог)
|
20. СТОЛ
|
(скатерть, настольная лампа,
обед)
|
Кроме
ответов, приведенных в скобках, существует много других правильных ответов.)
Выводы
Изученная литература позволяет сделать следующие выводы: одаренные
дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является
индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню
знаний и способностей. Творческие начала в человеке проявляются независимо от
воспитания и образования, однако можно создать условия для их развития. В
результате многолетней работы по созданию методик, концепций, систем развития
одаренности накопился оригинальный опыт, который должен быть использован в
педагогической практике и дальнейших исследованиях.
Работа по предлагаемым нами методам требует серьезной подготовки,
в частности, специального обучения педагогического коллектива, создания
методико-психологических служб, налаженной связи с родителями – особой
организации всей работы школы в целом.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в
психолого-педагогической литературе существует множество определений
одаренности. Каждый ребенок одарен по-своему и невозможно в рамках общей теории
разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми. В
данной курсовой работе были приведены основные определения одаренности,
используя психолого-педагогическую литературу была раскрыта сущность понятия
одаренности, были приведены классические методы и концепции, используемые в
работе с одаренными детьми, а также – наиболее перспективные на наш взгляд
современные методики.
В заключении хотелось бы дать несколько универсальных советов
учителям для работы с одаренными детьми. Несомненно основное требование к
учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности.
Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе.
Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы.
Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не
только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе
воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
Список использованных источников
1.
Пер. з англ. В. Красноголова – Все для вчителя – с 15–16.
2.
Ванбреннер С., – Навчання обдарованих дітей у звичайному
класі. Гильбух Ю.З. – Розумово обдаравана дитина. – Киев 1993. 87 с.
3.
Гильбух Ю.З. – Внимание: одаренные дети. – М., 1991, 78 с.
4.
Иващенко Н. – Три точки на листе бумаги. Управление школой №38, октябрь 1999 год –
3 с.
5.
Леви К. – Нестадартна дитина. – Киев 1991, с. 102.
6.
Лейтес Н.С.
– Способность и одаренность в детские годы. – М., 1984, с. 17–29.
7.
Лейтес Н.С.
– Умственные способности и возраст. – М., 1972, с. 47–56.
8.
Ліщук В. – Щоб не спали здібності дитини. – Держава і Освіта, 1999,
№3, с. 14.
9.
Лопатина М.А.
– Работа с одаренными учащимися. – Журнал «Завуч», 1999, №6, с. 70–72.
10. Мельхорн П. – Гениями
не рождаются. – Киев, Вища школа, 1985, с. 10–15.
11. Митин А. Управленческие взаимоотношения
с талантливыми детьми. – Управление персоналом. – 2000, с. 15–19. 12. Огурэ Л. 12. Марафон
для одаренных. – ЛГО №4, 2000, с. 28–32.
13. Психология одаренности
детей и подростков. Под ред. Н.С. Лейтес, М., 1996, с. 2–30.
14. Рагозіна В., – Не бійтеся
досконалості…, Шлях освіти №4, 1999 – с. 66–69.
15. Тесленко В., Алфімов В., – Розвиток
одарованості школярів. – Шлях освіти. / 1999, с. 30–31.
16. Тorrance Е. P. Thе search for
satori and creativity. Great Neck, New
York: Greativi
Synergetic Associates. – 1979. p. 77.
17. Т. Хромова – Одаренные
дети. – Воспитание школьника. – 1997,
№4, с. 6–9.
18. Т. Хромова, В. Юркевич
– Одаренный ребенок нуждается в дискомфорте. / Психологопедагогическая
мастерская. – 19 – 69 с.
19. Пшенічка П. – Розвиток творчих
здібностей учнів. Шлях освіти. / 1999–25–27 с.
20. Чудковский В., Юркевич В. – Одаренность: дар или
испытание. – М, 1990, с. 13–22.
21. Штерн В. – Умственная
одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их
применении к детям школьного возраста. / Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под
ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997. – 128 с. – 3–11 с.
Страницы: 1, 2, 3
|
|