Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию
Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию
I. Введение.
Воспитание есть процесс социальный
в самом широком смысле. Воспитывает
всё: люди, вещи, явления, но прежде
всего и больше всего – люди. Из них
на первом месте – родители и педагоги.
А.С.
Макаренко
В
последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся
социально – экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на
неустойчивой психике порастающего поколения. Размытость нравственных идеалов,
определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов
западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются
питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде
школьников. Причём проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей
(как это было раньше), но и детей более младшего возраста.
Ещё далеко
не все отцы и матери в полной мере сознают свою родительскую ответственность и
тем более проявляют её на деле. В беседах с родителями учащихся нередко
приходится слышать такое: «Для нас главное – накормить и одеть ребёнка да
проследить за выполнением школьных заданий». Несомненно, что на ряду с другими
причинами, подобное отношение родителей к детям играет определённую роль в
росте среди школьников негативных явлений – таких, как потребительство,
равнодушие, нигилизм, жестокость и другое.
Об
актуальности дальнейшего повышения ответственности родителей за подготовку
нового поколения говорят допускаемые ими ошибки в семейном воспитании. Причём
об этих ошибках говорят сами отцы и матери, сознавая их, и тем не менее мирясь
с ними. Преодолению ошибок препятствует именно недостаточное осознание родителями
своей ответственности за подготовку подрастающего поколения.
Семья
обязана формировать физически и психически, здоровую, нравственную,
интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной
и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания
являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное,
эстетическое, трудовое воспитание.
Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей
или, как минимум дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Это
особенно важно теперь, когда прежние эстетические ориентиры подвергаются
сомнению, появилось множество ложных ценностей, сбивающих и детей, и родителей
столку, разрушающих их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Задачи
включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого
воспитанника в созидание прекрасного своими руками: практические занятия
живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих студиях, группах и т.д.
«Эстетическое общественное сознание выражается в форме искусства, которое
является важным средством, снимающим у детей напряжение от учёбы, труда,
спорта. И можно смело утверждать, что искусство осуществляет своеобразную
психотерапию», так говорил Лихачёв ( ).
Воспитывая
всесторонне развитых людей – физически совершенных, духовно богатых и
нравственно безупречных, нельзя не уделять должного внимания музыкальному
развитию детей, формированию у них интереса и любви к музыке. Музыка является
величайшим источником эстетического и духовного наслаждения.
Музыка в
нашей стране вошла в каждый дом. Музыку слушают взрослые и дети – классическую,
народную, духовную, серьёзную и развлекательную.
Разобраться в этом потоке музыкального звучания бывает порой очень трудно,
особенно детям. Сама жизнь убеждает нас в том, что мы часто не всегда умеем
замечать красоту, бываем порой равнодушны к музыке глубокого содержания. И всё
потому, что в детские годы в семье не уделялось должного внимания музыкальному
воспитанию.
Безусловно, школа помогает ребёнку воспринимать те или иные музыкальные
явления, пробуждает интерес и любовь к музыке, особенно если занятия проводит
любящий своё дело учитель. Однако старания учителя станут более эффективными,
если в доме школьника царит дух любви и уважения к музыке, поддерживается
постоянный интерес к этому источнику радости и вдохновения.
Известный
советский скульптор С.Г. Коненков как-то сказал: «Я никогда бы не вступил на
путь искусства, если бы с детства не полюбил музыку. Впечатления детства во
многом определяют будущее человека, они – фундамент сознательной жизни». ( )
Но привить
детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам тонко чувствует
музыку, глубоко воспринимает её. Ярко свидетельствуют результаты различных
социально-психологических исследований о том, что семья оказывает значительную
помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой и подготавливает почву
для его формирования.
Поэтому
возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей.
Как
организовать работу с родителями по обучению в области музыке, как привлечь
родителей к совместной работе со школой, какую помощь оказать им, чтобы общие
усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?
Основные
усилия в наделении родителей музыкально-педагогическими знаниями должны
исходить от школы, ибо она является ведущим воспитательным институтом, в
котором работают профессиональные педагогические кадры, владеющие необходимой
методикой, способные использовать не только современные научные данные, но и
свои ежедневные наблюдения за детьми, опыт работы с ними.
Подласый
И.П. отмечает, что в работе с родителями популярно формой остаются:
родительские собрания, также приглашение родителей в школу для беседы,
посещение семей своих учеников, изучая на месте не только бытовые условия, но и
характер организации семейного воспитания. Нетрадиционно подошла к родительским
собраниям Дереклеева Н.. В своей статье «Нетрадиционная форма проведения
собраний», опубликованной в научно - методическом журнале «Воспитание
школьников», она предложила такие формы проведения собраний, как: родительский
тренинг, дискуссия, круглый стол.
Крупинина
И. Затронула вопрос о педагогическом просвещении родителей: семейному
воспитанию помогут такие организационные формы как школьные и классные
лектории, групповое и индивидуальное консультирование.
Лаврентьев
В.В. рекомендует такое направление в работе с родителями: привлечение их к
участию в общешкольных делах.
Бордовская
Н.В. и Реан А.А. предлагает формы помощи в работе с родителями: организационно
педагогическую работу с родителями, осуществление их педагогического
просвещения и проведения систематической, индивидуальной работы по улучшению
обучения и воспитанию учащихся.
Анализируя
и обобщая литературу, мы пришли к выводу, что работой педагога – музыканта с
родителями по эстетическому воспитанию практически никто не занимается хотя это
очень важно и актуально в наше время. В основном в литературе затрагивается
вопрос о работе классного руководителя общеобразовательной школы. Отсутствие
научно – методической литературы, которая бы чётко сформулировала функции
педагога-музыканта, что является важной причиной для решения этой проблемы.
В своей
работе мы опирались на опыт других преподавателей-музыкантов, на их неудачи и
положительные результаты. Что позволило нам разработать свою методику по работе
с родителями. Эту работу мы провели работая с группой родителей одной из
музыкальных школ города Альметьевска.
Объектом
нашего исследования стали родители учащихся в музыкальной школе.
Предметом – воздействия педагога-музыканта на родителей посредством рекомендаций,
приобщения к музыкальному искусству. Целью нашей работы является достижение
определённого уровня понимания задач. Отсюда вытекает ряд моментов:
-
информирование родителей учащихся о значимости
эстетического воспитания;
-
привлечение родителей к тесному сотрудничеству.
Родители и преподаватель-музыкант партнёры единомышленники, отсюда вытекает
связь: педагог → родители → дети;
-
создание в семье ученика благоприятного
музыкального микроклимата;
-
приобщение родителей к музыкальному искусству;
-
понимание родителями о значимости того, что они
имеют большое влияние на детей в поддержке интереса и уважения к музыке, к
этому источнику радости и вдохновения;
-
понимание ответственности родителей за подготовку
подрастающего поколения;
Если педагог-музыкант в своей работе с родителями по эстетическому
воспитанию будет использовать такие формы работы, как: совместные концерты
учащихся и родителей; лекции, семинарские занятия, педагогические практикумы;
встречи с артистами, певцами, композиторами; музыкально-педагогическое
самообразование (чтение книг о музыке, чтение музыкальных журналов); домашние
концерты; совместные походы в театр, филармонию, то мы предполагаем, что
родители передадут свой опыт детям и эстетическое воспитание детей будет более
эффективным.
Основная часть.
Глава I.
§1.Взаимодействие классного
руководителя и семьи.
Суть взаимодействия классного руководителя и
семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении
ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого
взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки
и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет к педагогу и родителям объединить
свои усилия для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые
необходимы для его самоопределения и самореализации в случае
неудачи.
Сотрудничество школы и семьи - это результат
целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которое, прежде
всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание
особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.
Семья рассматривается, как начальная структура
членов общества, связанных между собой родственными отношениями, совместно
живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.
Система семейного воспитания претерпевает
значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в
традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
n однодетность или малодетность
семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают
практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями;
n молодые семьи имеют возможность
отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается, остаются
не востребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания
бабушек и дедушек;
n основательно утрачены
традиции народной педагогики, которые отличают, что воспитывать ребёнка надо,
пока он маленький, и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;
n происходящая урбанизация
общества усилила анонимность общения детей и взрослых, особенно в крупных
городах;
n осложнение семейного
воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкая
зарплата, безработица, низкий прожиточный минимум и.т.д.);
n гипертрофированная
политизация общества, когда родители увлекаются просмотром телепередач
политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на
общении с детьми, то есть на их воспитание не остаётся времени;
Классный руководитель должен
быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении
содержанием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы
семей, которые классифицируются:
n
по
количеству детей: многодетные, малодетные, однодетные и бездетные;
n
по
составу:
однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети),
межпоколенные (дети, родители и родители родителей);
n
неполная
семья:
только один из родителей воспитывает ребёнка;
n
внебрачная
семья: когда
женщина рождает и воспитывает ребёнка, не зарегистрировав брак. Исследование
психологов, социологов, педагогов показывает, что семейные обстоятельства и
условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их
жизнь и даже предопределяют их судьбу.
В педагогике рассматривается
классификации семьи и по характеру взаимоотношений. Ю.П. Азаров делит семьи на
три типа:
n
идеальная;
n
средняя;
n
негативная
или скандально- раздражительная.
Исследователь М.И. Буянов называет
следующие типы семей:
n
гармоничная;
n
распадающаяся;
n
распавшаяся;
n
неполная.
У педагогов - практиков деление
семей принято на «благополучные» и «не благополучные». Их признаки:
n
в
«благополучной» семье оба родителя: работают, имеют достаточно благополучное
материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей;
n
«формально-благополучные»
: благополучие нередко носит видимый характер и определяется лишь анкетными
данными, семья не занимается воспитанием детей;
n
«неблагополучные»
семьи, где явно просматриваются дефекты воспитания- постоянные окрики,
наказания детей. Создаёт надлом в душе ребёнка, это делают его ущербным, он не
может найти своё место в семье, а потом и в жизни;
n
рождается
новый тип семьи «новых русских»: высоко обеспеченные и сверх обеспеченные.
Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных
отношениях и воспитании детей.
Совместная деятельность
педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно
настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное
планирование, подводят итоги деятельности.
Такое взаимодействие
предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной
деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик
и составления программ его развития.
Характер взаимодействия
педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем
одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы
родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам
школы, класса.
Основными формами работы с
семьёй являются: групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам
можно отнести беседы с родителями по вопросам воспитания ребёнка, консультации,
посещение семьи.
Классному руководителю
необходимо помнить, что к любой беседе, консультации (если они заранее
обговорены и спланированы), необходимо готовиться.
Посещение семьи, как форма
работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный
руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности
может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту формы работы можно
рассматривать как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить
взаимоотношения педагога с семьёй.
Такая форма может
использоваться в зависимости от условий, особенностей и специфике ситуации.
Если в своей практике классный руководитель, воспитатель, педагог использует
эту форму с семьёй, желательно соблюдать следующие условия:
n
не
приходить в семью без предупреждения и согласования времени визита;
n
не
планировать свой визит более чем на 5 - 10 минут (чтобы не быть
обременительным);
n
не вести
беседу стоя у входа, в верхней одежде родители могут растеряться, придите им на
помощь примерно следующими словами: «Разрешите раздеться. Где у вас можно
присесть и поговорить»;
n
не
поучайте родителей, а советуйте;
n
желательно
вести беседу при ребенке, выбрав щадящую для него форму и содержание (если беседа
проходит без ребенка, то зачастую родители, пересказывая беседу, с умыслом
искажают ее в свою пользу).
Предметом педагогического
консультирования могут стать рекомендации по самостоятельному изучению
соответствующей литературы, раскрывающей различные аспекты семейного воспитания
детей (традиционные приемы и методы воспитания, специфика воспитательной работы
с учетом современных условий и др.). Родителям следует рекомендовать
публикации о закономерностях психического развития, о факторах способствующих
личностному росту, о саморазвитии и самовоспитании личности. Родителям
желательно знать особенности детей с отклонениями в развитии, так как именно
они нередко являются причиной их девиантного поведения. Система знаний о
ребенке как о субъекте воспитательного процесса, его возрастных, индивидуальных
особенностях с учетом социальных факторов развития, о закономерностях общения
и способах проявления эмоций поможет родителям оптимально строить отношения со
своими детьми.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|