Работа над изобразительными средствами языка в аспекте развития речи учащихся пятых классов на уроках русского языка
Природа у Есенина играет
и переливается всеми цветами радуги:
Синий туман. Снеговое
раздолье.
Тонкий лимонный лунный
свет…
или
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой
воде…
Отсюда
неожиданность, смелость многих красочных (цветовых) эпитетов у Есенина. Поэт
говорит: «О Русь, малиновое поле!» или «синее счастье».
-
А что такое
эпитет? (Это прилагательное, употребляемое в переносном смысле, которое
характеризует какое-либо явление или предмет и служит для того, что сделать его
характеристику ярче). Активно Есенин использует метафору.
-
Напомните
определение метафоры. (Это скрытое образное сравнение). У Есенина встречается
такая метафора: «осень – рыжая кобыла – чешет гриву».
Для
Есенина природа – это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно.
Работа с текстами:
-
Давайте обратимся
к стихотворению «Береза» на странице 266. (Учитель читает стихотворение вслух).
-
Какова тема этого
стихотворения? (красота русской природы).
-
Перед нами образ
березы в зимнее время года. В учебнике есть иллюстрация И.И. Пчелко к
стихотворению. Все ли отразил художник, что хотел сказать поэт? Может быть,
кто-то из вас представляет другую картину? (Вид из окна и так далее).
Давайте
назовем все изобразительные средства, которые мы здесь увидели. (Можно выписать
в тетради).
·
Белая (береза) –
цветовой эпитет;
·
(береза)
принакрылась – олицетворение;
·
принакрылась
снегом, точно серебром – сравнение;
·
на пушистых
(ветках) – эпитет;
·
снежною (каймой)
– эпитет;
·
в сонной (тишине)
– эпитет;
·
в золотом (огне)
– цветовой эпитет;
·
И горят снежинки
в золотом огне – метафора;
·
А заря, обходя,
осыпает – олицетворение;
·
(Обсыпает ветки
новым) серебром – метафора.
Таким
образом, мы видим, что стихотворение «Береза» состоит из сплошных тропов.
Обратимся к еще одному
стихотворению С. Есенина – «Топи да болота». Прочитайте его и назовите
изобразительные средства.
·
синий (плат
небес) – цветовой эпитет;
·
хвойной позолотой
взвенивает лес – метафора;
·
меж лесных кудрей
– метафора;
·
темным (елям) –
эпитет;
·
елям снится –
олицетворение;
·
суховатой (липой)
– эпитет;
·
слухают ракиты –
олицетворение;
·
посвист ветряной
– эпитет;
Какова
же тема этого стихотворения? (Описание природы родного края).
-
С какой целью
поэт использует тропы? (для более точного и яркого описания, а также для
эмоционального воздействия на читателя).
В
следующем разделе выпускной квалификационной работы обратимся к этапам работы
над эпитетом в 5 классе, как одним из наиболее интересных изобразительных
средств в речи.
2.2
Этапы
работы по обогащению речи учащихся 5 класса эпитетами
Система работы над
эпитетом в пятых классах является важным звеном в работе по развитию образной
речи и заключается в объяснении, закреплении и активизации в речи учащихся
эпитетов, с которыми они встречаются в процессе обучения. Работа над эпитетом
воспитывает внимание к слову, понимание оттенков его значения. Поэтому задачи
нашего экспериментального обучения в период педагогической практике следующие:
1. Научить учащихся
выделять эпитеты среди других образных выражений в художественных текстах и в
чужой речи, понимая их художественную необходимость.
2. Развить такие качества
учащихся 5 классов, как ассоциативность мышления, художественную зоркость,
эмоциональность.
3. Обогатить речь детей
(устную и письменную) яркими разнообразными эпитетами.
Основное отличие этой
схемы, разработанной учителем. От действующей в том, что в начале изучения
изобразительных средств языка дается понятие образное выражение как «яркая
картина жизни», которую можно увидеть, пережить. Понятие об эпитете формируется
у учащихся в результате анализа языкового материала. При этом важно помнить
предостережение Л.С. Выготского: если знакомить пятиклассников с образными
средствами языка путем прямого обучения понятиям, то этим «не достигается
ничего, кроме пустого усвоения слов, голого вербализма…». В целях формирования
осознанного владения эпитетами, способствующими развитию образной речи
учащихся, а также во избежание формализма в знаниях вводится понятие образное
выражение.
Важной составляющей
методики обучения учащихся 5 классов пользованию эпитетов является
разработанная нами система упражнений в образной речи, в которой выделяется три
группы в соответствии с типами мыслительной деятельности и девять подгрупп в
соответствии с основными макроумениями в области образной речи: 1)аналитические
упражнения – направленные на формирование умения находить образные выражения в
тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди
образных средств языка; 2) аналитико-синтетические упражнения направленные на
формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его
синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование
умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном
тексте; 3)синтетические упражнения - направленные на формирование умения
составлять словосочетания с эпитетами.
Исследование образной
речи учащихся 5 классов позволяют сделать вывод, что в большинстве случаев
ученики редко используют эпитеты в своей речи, а если и используют, то без
элементарного знания теории. Поэтому в ходе исследования мы пришли к мысли о
необходимости введения теоретических основ изучения эпитета, так как лишенные
теоретического обоснования занятия по русскому языку не могут на необходимом
уровне обеспечить языковую подготовку учащихся к использованию эпитетов в их
речи.
Исходя из
общедидактических принципов научности, сознательности и активности в усвоении
знаний, систематичности, а также опираясь на методический принцип оценки
выразительности речи, мы определили необходимый минимум теоретических сведений
из области развития образной речи учащихся, достаточный для изучения эпитета.
В целях эффективного
формирования специальных коммуникативно-речевых умений в области развития
образной речи посредством эпитета в данном исследовании разработаны критерии
отбора практического языкового материала, используемого в процессе обучения
пятиклассников использованию эпитетов: 1) коммуникативный; 2) частотный; 3)
познавательный; 4) образовательно-воспитательный 5)адапционно-возрастной; 6)
критерий преемственности и последовательности.
В методической системе
выделено три этапа: пропедевтический, репродуктивный, продуктивный.
Этапы работы над
эпитетом.
Этап
|
Цель
|
Методы
|
Упражнения
|
Пример
|
1. Пропедевтический
|
Пробудить у учащихся интерес к
образным выражениям, встречающимся в художественных произведениях и в живой
речи, создать положительную мотивацию для их изучения; привлечь внимание
учеников к эпитету как средству развития образной речи.
|
Сообщение, беседа, наблюдение.
|
Аналитические упражнения – направленные
на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения,
направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств
языка.
|
Задание. Прочитайте.
В солнечный день осенью на опушке
елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как
будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку,
как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. (по М.
Пришвину)
- Что вы себе представляете, прочитав
текст? Какая картина возникает в воображении?
-Какое необычное словосочетание помогло
вам? (молодые разноцветные осинки).
-Почему осинки молодые, но уже разноцветные?
(в лес пришла осень. Все осинки надели желтые сарафаны. В глазах рябит от буйства
красок).
|
2. Репродуктивный
|
Помочь пятиклассникам усвоить
оттенки значений эпитетов и способы употребления их в художественном тексте.
|
Беседа, наблюдение, самостоятельный
анализ языкового материала.
|
Аналитико-синтетические упражнения
направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен
эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные
на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость
эпитетов в данном тексте
|
Задание. Прочитайте.
Столько времени прошло, а все было
серебряное утро. Собака вошла в воду. Выбежала серебряная. Недалеко медведица
переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий
бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью… (По Пришвину)
- Какое утро описывает Пришвин? (Серебряное
утро).
-Почему утро серебряное?
-что хотел передать нам автор? (Автору нравится это утро.
Еще довольно прохладно и потому возникает ощущение свежести)
|
3. Продуктивный
|
Постижение учащимися различных
приемов создания образности с помощью эпитетов.
|
Реконструирование и конструирование
текста, изложение, сочинение.
|
синтетические упражнения - направленные
на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами.
|
Задание. Прочитайте и озаглавьте
текст.
Перед рассветом стало особенно
холодно. Мы притушили костер и загремели по снегу. Именно загремели: каждый
шаг проламывал снежную корку. Она рушилась, звеня, точно стекло. Тогда мы привалились
спинами к стволам сосен, оттоптали ногами гремучий снег и затихли. (По Н.
Сладкову).
-Почему автор дал снегу такое название
– гремучий? Запишите свое рассуждение.
Представьте, что снег повалил большими
хлопьями. Попробуйте описать это, используя эпитеты.
|
Построенная таким
образом целенаправленная и систематическая работа над развитием образной речи
учеников пятого класса посредством эпитета способствует формированию
коммуникативно-речевых умений.
Заключение
Из
рассмотренного и представленного нами материала можно сделать следующие выводы:
1.
изобразительные средства разнообразны и необходимо познакомить учащихся с их
особенностями, функциями и целями использования;
2.
на уроках русского языка в 5-6 классах мало внимания уделяется образной стороне
речи учащихся, формированию у них умения сознательно использовать в своей речи
изобразительные средства языка;
3. существует ряд
упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи, которые
необходимо использовать на уроках русского языка.
4.
при изучении тропов необходимо проводить параллели с литературой, так как на
уроках литературы их изучение более обширно.
На
уроках русского языка и литературы необходимо больше внимания уделять образной
стороне речи учащихся; разрабатывать такую систему работ, которая будет
способствовать сознательному употреблению изобразительных средств в собственной
речи.
Литература
1. Валгина Н.С.,
Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учеб./под ред. Н.С.
Валгиной. – 6-е издание, перераб. И доп.-М.: Логос, 2002.-528 с.
2.
Веселовский А.Н. историческая поэтика.-М.,1989.
3 Виноградов В.В. Русский язык.-М.,
1986.
4 Виноградов В.В. Стилистика. Теория
поэтической речи. Поэтика.-М.,1963.
5 Винарская. Е.Н. выразительные
средства текста.-М.,1989.
6 Винокур Г.О. О языке художественной
литературы.-М.,1991.
7 Винокур. О. Избранные работы по
русскому языку.-М.,1959.
8 Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты
хорошей речи.-М.,1993.
9 Дэвидсон Д. Что означают метафоры.
.-М.,1990.
10 Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и
практика речевой коммуникации.-М.,2002.
11 Квятковский А.П. Поэтический
словарь.-М.,1966.
12 Квятковский А.П. Школьный
поэтический словарь.-М.,1998.
13 Ковалев В.П. Языковые выразительные
средства русской художественной прозы.-М.,1984.
14 Константинова С.К. Изучение
олицетворений.//Русский язык в школе.1994.№3.
15 Краткая литературная
энциклопедия.-М.,1978.
16 Методика преподавания литературы.//
под ред. О.Ю. Богдановой .-М.,1999.
17 Новикова Л.И. Дидактические
материалы о стилистике и культуре речи// Русский язык в школе.2001.№3.
18 Одинцов В.В. О языке художественной
прозы.-М.,1973.
19 Перепелкина Н.А. Работа с эпитетом
как путь к постижению образности художественного текста// Русский язык в школе.2001.№3.
20 Полянских И.Н. Учимся видеть
метафору.// Русский язык в школе.2000.№5.
21 Потебня А.А. Теоретическая
поэтика.-М.,1990.
22 Программа для образовательных
учебных заведений на 1992/93 учебный год. Русский язык.//под.ред. В.Л.
Склярова. М.,1992.
23 Программно-методические материалы.
Лит-ра.-5-6 кл/сост. Т.А. Калканова.-М.,1990.
24 Русский язык. Энциклопедия/ Филин Ф.П.
.-М.,1979.
25 Серебрянников Б.А. Общее
языкознание.-М.,1970.
26 Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся
мире. Русский язык начала 21 столетия. Состояние, проблемы
перспективы/Исследования по славянским языкам. -№6. –2001.
27 Сосновская И.В. Программа по
литературе для 5-х классов «Школа гармонии души и мысли».
28 Тимофеев Л.И. Основы теории
литературы.-М.,1976.
29 Тодоров Л.В. Восхищение поэтическим
тропом.//Русская словесность. 2005 №1.
30 Томашевский Б.В. Теория литературы.
Поэтика.-М.,1996.
31 Чернец Л.В. «Ночевала тучка золотая»
(О метафоре)// Русская словесность. 2000 №6.
32 Чернец Л.В. Ирония как стилистический
прием// Русская словесность. 2001 №5.
33 Ясинская С.Г. Секрет художественного
слова. Тропы//Русская словесность. 2001 №5
[1] Ушинский К.Д. Собрание
сочинений в 11 тт. М.-Л.,1948-1952. – Т.3
[2] Солнцев В.М. Язык как
системно-структурное образование. – М., 1971. – С. 189
[3] Ильенко С.Г. Контекст и
связный текст в их лингвистической интерпретации/ Языковые единицы и контекст.
– Л., 1973. – С 159.
Страницы: 1, 2, 3
|