бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Работа над изобразительными средствами языка в аспекте развития речи учащихся пятых классов на уроках русского языка бесплатно рефераты

Природа у Есенина играет и переливается всеми цветами радуги:


Синий туман. Снеговое раздолье.

Тонкий лимонный лунный свет…


или


Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде…

Отсюда неожиданность, смелость многих красочных (цветовых) эпитетов у Есенина. Поэт говорит: «О Русь, малиновое поле!» или «синее счастье».

-          А что такое эпитет? (Это прилагательное, употребляемое в переносном смысле, которое характеризует какое-либо явление или предмет и служит для того, что сделать его характеристику ярче). Активно Есенин использует метафору.

-          Напомните определение метафоры. (Это скрытое образное сравнение). У Есенина встречается такая метафора: «осень – рыжая кобыла – чешет гриву».

Для Есенина природа – это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно.

Работа с текстами:

-          Давайте обратимся к стихотворению «Береза» на странице 266. (Учитель читает стихотворение вслух).

-          Какова тема этого стихотворения? (красота русской природы).

-          Перед нами образ березы в зимнее время года. В учебнике есть иллюстрация И.И. Пчелко к стихотворению. Все ли отразил художник, что хотел сказать поэт? Может быть, кто-то из вас представляет другую картину? (Вид из окна и так далее).

Давайте назовем все изобразительные средства, которые мы здесь увидели. (Можно выписать в тетради).

·        Белая (береза) – цветовой эпитет;

·        (береза) принакрылась – олицетворение;

·        принакрылась снегом, точно серебром – сравнение;

·        на пушистых (ветках) – эпитет;

·        снежною (каймой) – эпитет;

·        в сонной (тишине) – эпитет;

·        в золотом (огне) – цветовой эпитет;

·        И горят снежинки в золотом огне – метафора;

·        А заря, обходя, осыпает – олицетворение;

·        (Обсыпает ветки новым) серебром – метафора.

Таким образом, мы видим, что стихотворение «Береза» состоит из сплошных тропов.

Обратимся к еще одному стихотворению С. Есенина – «Топи да болота». Прочитайте его и назовите изобразительные средства.

·        синий (плат небес) – цветовой эпитет;

·        хвойной позолотой взвенивает лес – метафора;

·        меж лесных кудрей – метафора;

·        темным (елям) – эпитет;

·        елям снится – олицетворение;

·        суховатой (липой) – эпитет;

·        слухают ракиты – олицетворение;

·        посвист ветряной – эпитет;

Какова же тема этого стихотворения? (Описание природы родного края).

-          С какой целью поэт использует тропы? (для более точного и яркого описания, а также для эмоционального воздействия на читателя).

В следующем разделе выпускной квалификационной работы обратимся к этапам работы над эпитетом в 5 классе, как одним из наиболее интересных изобразительных средств в речи.


2.2           Этапы работы по обогащению речи учащихся 5 класса эпитетами


Система работы над эпитетом в пятых классах является важным звеном в работе по развитию образной речи и заключается в объяснении, закреплении и активизации в речи учащихся эпитетов, с которыми они встречаются в процессе обучения. Работа над эпитетом воспитывает внимание к слову, понимание оттенков его значения. Поэтому задачи нашего экспериментального обучения в период педагогической практике следующие:

1. Научить учащихся выделять эпитеты среди других образных выражений в художественных текстах и в чужой речи, понимая их художественную необходимость.

2. Развить такие качества учащихся 5 классов, как ассоциативность мышления, художественную зоркость, эмоциональность.

3. Обогатить речь детей (устную и письменную) яркими разнообразными эпитетами.

Основное отличие этой схемы, разработанной учителем. От действующей в том, что в начале изучения изобразительных средств языка дается понятие образное выражение как «яркая картина жизни», которую можно увидеть, пережить. Понятие об эпитете формируется у учащихся в результате анализа языкового материала. При этом важно помнить предостережение Л.С. Выготского: если знакомить пятиклассников с образными средствами языка путем прямого обучения понятиям, то этим «не достигается ничего, кроме пустого усвоения слов, голого вербализма…». В целях формирования осознанного владения эпитетами, способствующими развитию образной речи учащихся, а также во избежание формализма в знаниях вводится понятие образное выражение.

Важной составляющей методики обучения учащихся 5 классов пользованию эпитетов является разработанная нами система упражнений в образной речи, в которой выделяется три группы в соответствии с типами мыслительной деятельности и девять подгрупп в соответствии с основными макроумениями в области образной речи: 1)аналитические упражнения – направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка; 2) аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте; 3)синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами.

Исследование образной речи учащихся 5 классов позволяют сделать вывод, что в большинстве случаев ученики редко используют эпитеты в своей речи, а если и используют, то без элементарного знания теории. Поэтому в ходе исследования мы пришли к мысли о необходимости введения теоретических основ изучения эпитета, так как лишенные теоретического обоснования занятия по русскому языку не могут на необходимом уровне обеспечить языковую подготовку учащихся к использованию эпитетов в их речи.

Исходя из общедидактических принципов научности, сознательности и активности в усвоении знаний, систематичности, а также опираясь на методический принцип оценки выразительности речи, мы определили необходимый минимум теоретических сведений из области развития образной речи учащихся, достаточный для изучения эпитета.

В целях эффективного формирования специальных коммуникативно-речевых умений в области развития образной речи посредством эпитета в данном исследовании разработаны критерии отбора практического языкового материала, используемого в процессе обучения пятиклассников использованию эпитетов: 1) коммуникативный; 2) частотный; 3) познавательный; 4) образовательно-воспитательный 5)адапционно-возрастной; 6) критерий преемственности и последовательности.

В методической системе выделено три этапа: пропедевтический, репродуктивный, продуктивный.


Этапы работы над эпитетом.

Этап

Цель

Методы

Упражнения

Пример

1. Пропедевтический

Пробудить у учащихся интерес к образным выражениям, встречающимся в художественных произведениях и в живой речи, создать положительную мотивацию для их изучения; привлечь внимание учеников к эпитету как средству развития образной речи.

Сообщение, беседа, наблюдение.

Аналитические упражнения – направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка.

Задание. Прочитайте.

В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. (по М. Пришвину)

- Что вы себе представляете, прочитав текст? Какая картина возникает в воображении?

-Какое необычное словосочетание помогло вам? (молодые разноцветные осинки).

-Почему осинки молодые, но уже разноцветные? (в лес пришла осень. Все осинки надели желтые сарафаны. В глазах рябит от буйства красок).

2. Репродуктивный

Помочь пятиклассникам усвоить оттенки значений эпитетов и способы употребления их в художественном тексте.

Беседа, наблюдение, самостоятельный анализ языкового материала.

Аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте

Задание. Прочитайте.

Столько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду. Выбежала серебряная. Недалеко медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью… (По Пришвину)

- Какое утро описывает Пришвин? (Серебряное утро).

-Почему утро серебряное?

-что хотел передать нам автор? (Автору нравится это утро. Еще довольно прохладно и потому возникает ощущение свежести)


3. Продуктивный

Постижение учащимися различных приемов создания образности с помощью эпитетов.

Реконструирование и конструирование текста, изложение, сочинение.


синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами.

Задание. Прочитайте и озаглавьте текст.

Перед рассветом стало особенно холодно. Мы притушили костер и загремели по снегу. Именно загремели: каждый шаг проламывал снежную корку. Она рушилась, звеня, точно стекло. Тогда мы привалились спинами к стволам сосен, оттоптали ногами гремучий снег и затихли. (По Н. Сладкову).

-Почему автор дал снегу такое название – гремучий? Запишите свое рассуждение.

Представьте, что снег повалил большими хлопьями. Попробуйте описать это, используя эпитеты.


Построенная таким образом целенаправленная и систематическая работа над развитием образной речи учеников пятого класса посредством эпитета способствует формированию коммуникативно-речевых умений.

Заключение


Из рассмотренного и представленного нами материала можно сделать следующие выводы:

1. изобразительные средства разнообразны и необходимо познакомить учащихся с их особенностями, функциями и целями использования;

2. на уроках русского языка в 5-6 классах мало внимания уделяется образной стороне речи учащихся, формированию у них умения сознательно использовать в своей речи изобразительные средства языка;

3. существует ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи, которые необходимо использовать на уроках русского языка.

4. при изучении тропов необходимо проводить параллели с литературой, так как на уроках литературы их изучение более обширно.

На уроках русского языка и литературы необходимо больше внимания уделять образной стороне речи учащихся; разрабатывать такую систему работ, которая будет способствовать сознательному употреблению изобразительных средств в собственной речи.

Литература


1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: учеб./под ред. Н.С. Валгиной. – 6-е издание, перераб. И доп.-М.: Логос, 2002.-528 с.

2. Веселовский А.Н. историческая поэтика.-М.,1989.

3       Виноградов В.В. Русский язык.-М., 1986.

4       Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.-М.,1963.

5       Винарская. Е.Н. выразительные средства текста.-М.,1989.

6       Винокур Г.О. О языке художественной литературы.-М.,1991.

7       Винокур. О. Избранные работы по русскому языку.-М.,1959.

8       Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи.-М.,1993.

9       Дэвидсон Д. Что означают метафоры. .-М.,1990.

10   Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации.-М.,2002.

11   Квятковский А.П. Поэтический словарь.-М.,1966.

12   Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь.-М.,1998.

13   Ковалев В.П. Языковые выразительные средства русской художественной прозы.-М.,1984.

14  Константинова С.К. Изучение олицетворений.//Русский язык в школе.1994.№3.

15   Краткая литературная энциклопедия.-М.,1978.

16   Методика преподавания литературы.// под ред. О.Ю. Богдановой .-М.,1999.

17   Новикова Л.И. Дидактические материалы о стилистике и культуре речи// Русский язык в школе.2001.№3.

18   Одинцов В.В. О языке художественной прозы.-М.,1973.

19   Перепелкина Н.А. Работа с эпитетом как путь к постижению образности художественного текста// Русский язык в школе.2001.№3.

20  Полянских И.Н. Учимся видеть метафору.// Русский язык в школе.2000.№5.

21   Потебня А.А. Теоретическая поэтика.-М.,1990.

22   Программа для образовательных учебных заведений на 1992/93 учебный год. Русский язык.//под.ред. В.Л. Склярова. М.,1992.

23   Программно-методические материалы. Лит-ра.-5-6 кл/сост. Т.А. Калканова.-М.,1990.

24   Русский язык. Энциклопедия/ Филин Ф.П. .-М.,1979.

25  Серебрянников Б.А. Общее языкознание.-М.,1970.

26  Скляревская Г.Н. Слово в меняющемся мире. Русский язык начала 21 столетия. Состояние, проблемы перспективы/Исследования по славянским языкам. -№6. –2001.

27  Сосновская И.В. Программа по литературе для 5-х классов «Школа гармонии души и мысли».

28   Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.-М.,1976.

29  Тодоров Л.В. Восхищение поэтическим тропом.//Русская словесность. 2005 №1.

30  Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика.-М.,1996.

31  Чернец Л.В. «Ночевала тучка золотая» (О метафоре)// Русская словесность. 2000 №6.

32  Чернец Л.В. Ирония как стилистический прием// Русская словесность. 2001 №5.

33   Ясинская С.Г. Секрет художественного слова. Тропы//Русская словесность. 2001 №5


[1] Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. М.-Л.,1948-1952. – Т.3

[2] Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. – М., 1971. – С. 189

[3] Ильенко С.Г. Контекст и связный текст в их лингвистической интерпретации/ Языковые единицы и контекст. – Л., 1973. – С 159.


Страницы: 1, 2, 3