Работа классного руководителя с неблагополучными семьями
Работа классного руководителя с неблагополучными семьями
Министерство образования и науки РФ, ГОУ ВПО Челябинский
государственный
педагогический университет,
Региональный институт педагогического образования и
дистанционного обучения
Курсовая работа
Работа классного руководителя с неблагополучными семьями
Выполнила: Гарипова Н.В.
Студентка 3 курса СДПП
Научный руководитель:
Дата сдачи_____________
Дата защиты:___________
Оценка________________
г. Учалы
2007
Оглавление:
Введение
Глава 1. Основные
направления деятельности классного руководителя с учениками и родителями
1.1
Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся
1.2
Методы изучения семьи ученика
Глава 2. Особенности
работы классного руководителя с неблагополучной семьей
2.1 Показатели
негативного влияния неблагополучной
семьи на ребенка
2.2
Рекомендации
к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из
неблагополучных семей
2.3 Памятка для классных
руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями
Заключение
Список литературы
Введение
В первой трети ХХ века в
России семья была прочной, надёжной и действенной школой воспитания детей, в
которой воспитанием занимались оба родителя, дедушки и бабушки. После
Октябрьской революции всё изменилось: раскрепощается женщина, уничтожается
частная собственность, семейное воспитание заменяется общественным (сад, ясли,
школа-интернат и т.д.), родители перестали воспитывать детей как наследников. У
многих женщин развилось отрицательное отношение к материнству.
К 80-м годам
положение усугубилось экономическими, гражданско-общественными процессами,
которые привели к пьянству, наркомании, воровству, проституции, жестокости и
насилию в отношении женщин, детей, пожилых и престарелых людей. Нарушилась
эмоциональна и духовная близость между родителями и детьми, определённая часть
отцов и матерей перестали заниматься воспитанием, полагаясь на образовательные
учреждения. В итоге, во многих семьях дети растут с искажёнными представлениями
о смысле человеческой жизни, порядочности, человеческих ценностях, с
отсутствием уважения и привычки к честному труду.
Снижение уровня
позитивного родительства и негуманное отношение к родным детям в конце ХХ –
начале ХХI века обусловлено
многообразными объективно-субъективными факторами:
- низкий доход.
-
генетическая
и духовная деградация родового чувства (кровных связей);
-
увеличилось
число отцов и матерей, злоупотребляющих алкоголем, наркотиками, возросло число
суицидов, всё это приводит к увеличению семей группы риска для детей и
общества. Именно в таких семьях происходит расторжение браков, дети становятся
сиротами (33 000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, из них 86%
социальные сироты при живых родителях), идёт полная деградация членов семьи;
-
наличие
категорий матерей и отцов с ярко выраженной эгоистической устремлённостью –
люблю себя и не могу пожертвовать своим комфортом для детей;
-
наличие
отцов и матерей, отбывающих наказание в местах лишения свободы, которые не
могут ничего дать своим детям ни в моральном, ни в материалом плане;
-
наличие
категории юных матерей, нуждающихся в поддержке, которые не имеют средств к их
воспитанию.
-
наличие
категории матерей-отказниц, которое постоянно возрастает.
-
неподготовленность
юношей и девушек к будущей семейной жизни;
-
изменения
в основных функциях семьи: репродуктивная - тенденция к молодёжному типу,
воспитательная - сложности и трудности в воспитании детей налаживания с ними
контактов, морально-нормативная – ухудшение отношений между родителями и
детьми, насилие и жестокость в обращении с женой, детьми, стариками, отчуждение
детей от родителей и наоборот, регулятивная – ослабление контроля за
жизнедеятельностью детей, игнорирование ЗОЖ, ослабление родительского внимания
по формированию личности, злоупотребление алкоголем, наркотиками, увеличение
суицидов среди детей.
Под
неблагополучной мы склонны принимать такую
семью, в которой нарушена структура,
обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или
скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
С учетом
доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие
группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной
(открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные
семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных
ресурсов (в частности, неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи,
образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны
общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко
расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может сказаться на
нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной
особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем,
социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия
неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит
окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на
личностное формирование детей.
Основные направления деятельности
классного руководителя в работе с учащимися и их родителями.
Основная
задача классного руководителя (общая с родителями) – создать условия для
свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь
интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех
неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Классный
руководитель должен знать проблемы физического и психического здоровья учеников
и сделать все возможное, чтобы и родители и ученики не боялись рассказывать о
своих проблемах.
На
первое место в работе педагога выносятся проблемы физического здоровья
учащихся, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в
учебе и уровень его развития.
Для
обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель
работает по следующим направлениям:
1.
Привлечение детей по программе «Здоровье».
2.
Привлечение к этой деятельности преподавателей физической
культуры, родителей.
3.
Подготовка и проведение классных мероприятий, направленных
на осознание учениками самоценности здоровья.
4.
Информирование родителей о специфике физического развития,
вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания,
привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями и
самими учениками.
Второе
направление деятельности классного руководителя-общение.
Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное
развитие личности ребенка, это прежде всего эстетическое воздействие,
направленное на формирование общепризнанных ценностей. Успеху работы классного
руководителя способствует три личностных образования: интерес к жизни, интерес
к человеку, интерес к культуре.
Решение
проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, они
должны стать нормой для учащихся.
1.
Высшая ценность – человеческая жизнь. Никто не имеет права
посягать на нее.
Интерес
к жизни – это непременное условие работы с детьми, условие эффективности
воспитания.
Воспитание
с этих позиций направленно на формирование способности быть счастливым, в
основе которой принятие жизни как дара природы.
2.
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право
на понимание, способной совершенствоваться, обладающей индивидуальными
ценностями (семья, близкие люди, увлечения).
Классный
руководитель должен воспринимать детей как носителей индивидуального
внутреннего мира и поэтому быть простым в общении, добрым в оценке, спокойным и
несуетливым в организации дела.
3.
Культурные ценности мира, их значение в развитии и
становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности жизни.
Какие общечеловеческие ценности могут помочь в воспитательном процессе – во
введении ребенка в контекст современной культуры? Главная их роль – стать
регулятором норм общения между людьми, критериями оценки поступков человека.
Задача
педагога – помочь учащимся понять , что без принятия культурных ценностей мира,
без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни.
Третье
направление деятельности классного руководителя – это познавательная сфера
жизни ребенка. Защита учеников в этой области означает разъяснение всем
учителям – предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный
руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому
ребенку с «оптимистической» позиции (А.С.Макаренко).
Для
решения этой проблемы нужно обратить внимание:
-
на выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений
ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального
определения;
-
на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы
ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;
-
на проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы
коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса;
-
на организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и
возможностей, саморазвитию.
Четвертое
направление деятельности классного руководителя – это семья, в которой
растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен
помнить, что, воспитывая ученика, он влияет в первую очередь на воспитательный
потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и
не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках
рассматривается его взаимодействие с родителями.
Педагогу
необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его
жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:
1.
Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его
взаимоотношений с членами семьи.
2.
Психолого-педагогическое просвещение родителей через
систему родительских собраний, консультаций, бесед.
3.
Организация и совместное проведение свободного времени
детей и родителей.
4.
Защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных
семьях.
Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения
(сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного
руководителя, о методах воспитания, о целях и задачах личностного развития
школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях
школьной деятельности ученика, о взаимоотношении в группе, о выявленных
способностях в текущих делах и т.п.) и корректировка семейного воспитания –
именно той стоны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей),
режиму жизни и деятельности ребенка, что обеспечивает и коррекцию личности
родителей.
Формы взаимодействия учителя с
родителями учащихся.
В
практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует
коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом
случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
Традиционные формы работы с
родителями.
1.
Родительские собрания.
2.
Общешкольные и общественные конференции.
3.
Индивидуальные консультации педагога.
4.
Посещение на дому.
Рекомендации по проведению
родительских собраний.
1.
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не
констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2.
Тема собраний должна учитывать возрастные особенности
детей.
3.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический
характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением
личности учащихся.
Родительские
конференции.
Имеют огромное значение в системе воспитательной
работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы
общества, активными членами которого станут дети.
Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из
них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских
конференций. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с
обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в
школе.
В их задачу входит проведение социологических и
психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а так же
знакомство учеников конференции с результатами исследований. Активными
участниками конференции выступают сами родители. Они готовя анализ проблемы с
позиции собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то,
что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по намеченной
проблеме.
Индивидуальные
консультации.
Это одна из важнейших форм
взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда
педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей,
боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные
консультации-собеседования с родителями.
Готовясь к консультации необходимо
определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной
работы с классом.
Индивидуальная консультация должна иметь
ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между
родителем и учителем. Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему
все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и
выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
1.
Особенности здоровья ребенка.
2.
Его увлечения, интересы.
3.
Предпочтения в общении в семье.
4.
Поведенческие реакции.
5.
Особенности характера.
6.
Мотивация учения.
7.
Моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать
анкету «Мой ребенок», которая заполняется совместно с родителем:
1. Когда он родился, то…
2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было…
Страницы: 1, 2, 3
|