бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Рабочая тетрадь по "Мировой художественной культуре" как средство развития мыслительной активности школьников бесплатно рефераты

Первоначально учебная дисциплина «Мировая художественная культура» относился к школьному курсу истории. Затем его стали преподавать как факультативный курс. Некоторое время МХК входила в группу дисциплин по выбору. Сейчас в общеобразовательной школе преподавание МХК ведется на основании государственного образовательного стандарта базового уровня и профильного обучения.

Например, в нашем городе МОУ СОШ № 8 реализует обучение по художественному профилю (литература, искусство).

Изучение мировой художественной культуры в школе направлено на достижение следующих целей:

·               развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

·               воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

·               освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

·               овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

·               использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

И.Л. Гольдман, аспирант Санкт-Петербургского университета профсоюзов, выделяет три важнейших цели, ради достижения которых необходимо изучать в образовательном учреждении предметы образовательной области «Искусство»: «Во-первых, развитие у учащегося навыков быть читателем, зрителем и слушателем. В процессе внимательного разглядывания (чтения, прослушивания) произведений искусства учащийся приучается самостоятельно считывать заложенную в визуальном, вербальном, музыкальном тексте информацию, интерпретировать, анализировать ее, формировать собственную точку зрения.

Вторая цель – это развитие креативности ученика. Побуждая его не только смотреть, слушать, читать, но и самому выступать в роли творца, мы формируем в нем умение действовать в ситуациях, не имеющих аналога в его прошлой жизни; не воспроизводить шаблоны, а в самом себе обнаруживать богатые творческие резервы для созидательной деятельности любого рода. Наконец, третья цель, к достижению которой необходимо стремиться педагогу – искусствоведу, это формирование в сознании ученика целостной, а не разрозненной картины мира /Гольдман/».

Существует несколько теоретических подходов в преподавании мировой художественной культуры. Исторический подход предполагает описание жизни людей в историческом развитии, в их временной или территориальной локализации. Этот подход характеризуется субъективным отношением учителя к отбору материала. Теоретическое обоснование, объяснение причин, особенностей при данном подходе чаще всего не рассматривается. При эклектическом подходе история культуры выступает как сумма историй достижений в той или иной совокупности сфер (истории, науки, техники). Возможно теоретическое обоснование, но оно зависит от вкусов автора. Художественный подход включает в себя серию рассказов о выдающихся творцах и их творениях. Философский подход рассматривает развитие человека в его отношениях к природе и обществу. Человек является субъектом культуры. Логика развития культуры вытекает из ее сущности. Главной проблемой применения данного подхода является поиск материала, через который идет развитие культуры //. (Уч.по к/л)

Во время педагогической практики ………(где) мы применяли эклектический подход, так как именно он позволяет наиболее полно познакомить учащихся с достижениями культуры за малый объем времени, который отведен по учебному плану на изучение МХК в школе. И именно при этом подходе можно наиболее эффективно использовать рабочую тетрадь.

Одним из важнейших условий успешного обучения и развития мыслительной активности учащихся является хорошо продуманная организация их самостоятельной работы.

Как отмечает в своей статье «Какой учебник нужен курсу МХК?» Ванюшкина Л., «общение с произведением искусства – индивидуальный, глубоко личный процесс. Групповые методы работы в классе должны рассматриваться всего лишь как прелюдия момента, когда ребенок остается один на один с картиной, музыкой, книгой» //./Ванюшкина/ И здесь важная роль принадлежит дидактическим материалам, которые рассматриваются как независимый канал получения информации, дополняющий, обогащающий, индивидуализирующий и систематизирующий знания ученика.

Учителями МХК учебники используются главным образом в качестве источника предметной информации, на основе которой разрабатываются собственные сценарии учебного процесса. Чтобы с помощью такого учебника все учителя, независимо от их опыта и квалификации, могли эффективно организовать учебный процесс, необходимо методическое сопровождение в виде методических пособий для учителя, хрестоматий, практикумов, книг для чтения, рабочих тетрадей, которые составляют учебно-методический комплекс.

Поэтому «первичные компоненты» учебно-методических комплексов (учебники, книги для учителя, рабочие тетради) подвергаются более строгому, чем прежде, отбору. Следует заметить, что в современных учебниках значительно увеличен объем фактического материала, приводится большое количество дат и имен. Это освобождает учителя от необходимости рассказывать о ходе событий, что было неизбежно при чрезмерной краткости ранее действовавших учебников, но требует перехода к принципиально новой методике. Основой урока становится теперь работа с текстом и его обсуждение. При этом первоначальное знакомство с материалом учебной книги может частично осуществляться непосредственно в классе, а частично – в ходе выполнения домашних заданий.

При написании дипломной работы мы попытались выяснить отношение учителей мировой художественной культуры города Шадринска к использованию рабочих тетрадей в своей педагогической деятельности. Для этого мы использовали один из эмпирических методов исследования – письменный опрос. Нами было опрошено пять учителей МХК школ №1, №2, №7, №8, №9 разного возраста и с различным стажем работы в школьной системе образования, из которых четыре человека работают в системе образования более десяти лет, а один – первый год . (Приложение 1)

Цель опроса – выяснить отношение учителей МХК к рабочим тетрадям.

Задачи анкетирования:

1.             выяснить, сталкивались ли учителя МХК школ г. Шадринска в своей педагогической деятельности с рабочими тетрадями по МХК и используют ли их на своих уроках;

2.             если не используют, то выявить причины этого;

3.             в чем они видят мотивы использования рабочих тетрадей в самостоятельной учебной деятельности учащихся.

На вопросы анкеты – «сталкивались ли вы в своей педагогической деятельности с рабочими тетрадями по МХК» и «используете ли их на своих уроках», все учителя МХК дали отрицательный ответ. Как отметили сами респонденты, они не видели рабочие тетради по данному школьному предмету, но слышали о них.

Из предложенных анкетой критериев использования рабочих тетрадей на уроках МХК респонденты выбрали следующие:

·              рабочие тетради облегчают учителю планирование урока (40%);

·              позволяют сочетать на уроке устную и письменную работу (60%);

·              избавляют учащихся от большого объема механической работы (20%);

·              помогают учащимся выделять в тексте наиболее важную и существенную информацию (80%);

·              способствуют привлечению всего класса к активной познавательной деятельности (100%).

Учителями были определены и причины, по которым рабочие тетради по мировой художественной культуре не используются в школах города Шадринска. Трое респондентов из пяти видят причину в недостаточном финансировании школ. Два других ответили, что не используют рабочие тетради, так как до сих пор нет единой, универсальной, достаточно полно разработанной программы по МХК и учебно-методического комплекса, которым можно было бы пользоваться на протяжении нескольких лет.

Здесь мы приведем мнение И. Мирошниковой, автора нескольких статей, опубликованных в журнале «Искусство в школе». Она пишет: «В существующих программах довольно разнообразны подходы к предметности МХК: в одних – предметом обсуждения является галерея великих достижений художественного гения человека; в других – разные виды художественного творчества в их связях и взаимовлияниях; в-третьих – формы взаимодействия в мире искусства различных эпох и регионов и т.д.» /Мирошникова/.

Как говорят сами учителя МХК, они ведут свои уроки чаще всего в форме лекций, пытаясь тем самым передать обучающимся максимум информации по изучаемой теме. При подготовке к уроку МХК учитель нацеливает учеников на использование различных энциклопедий по искусству (например, «Энциклопедия для детей», «Народы и религии мира», «Мифы народов мира»), учебных пособий по смежным предметам (истории, литературе, музыке), электронных справочников («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»). Элементы рабочей тетради по МХК есть в рабочих тетрадях по истории России для среднего школьного звена авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. /4/. Но в учебниках по истории тема искусства освещается поверхностно, что не способствует формированию у школьника целостной картины мира культуры.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

Школьный курс «Мировая художественная культура» стал самостоятельной дисциплиной в начале девяностых годов XX века и в силу специфики объекта этого учебного курса (искусство) и предмета обучения (ребенок, взаимодействующий с искусством) является «живой» неравновесной системой и характеризуется не столько определенностью текста самой программы, сколько неопределенностью образовательных ситуаций.

Изучение мировой художественной культуры в школе направлено на развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей учащихся; воспитание художественно-эстетического вкуса; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; на овладение учащимися умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Одним из важнейших условий успешного обучения и развития мыслительной активности учащихся является хорошо продуманная организация их самостоятельной работы. И здесь важная роль принадлежит дидактическим материалам, которые рассматриваются как независимый канал получения информации, дополняющий, обогащающий, индивидуализирующий и систематизирующий знания ученика.

Как показал анкетный опрос, проводимый нами в школах города Шадринска, учителя мировой художественной культуры не используют на своих уроках комплексные рабочие тетради по МХК из-за недостаточного финансирования школ, а также ввиду отсутствия универсальной, достаточно полно разработанной, но при этом учитывающей индивидуальные особенности учащихся программы по данному школьному курсу.

Все преподаватели мировой художественной культуры отмечают следующие возможности использования рабочих тетрадей на уроках: рабочие тетради способствуют привлечению всего класса к активной познавательной деятельности; помогают учащимся выделять и запоминать наиболее важную информацию; значительно облегчают учителю планирование урока, позволяя сочетать на уроке устную и письменную работу.


2.3 Рабочая тетрадь как средство дифференциации и индивидуализации процесса обучения

Педагогический опыт показывает, что при самостоятельном чтении учебника школьники часто скользят по тексту, не замечая многих важных положений. В то же время, видя, что в учебнике содержатся все основные сведения, ребята зачастую не ведут записей по ходу урока. Следует учитывать текстовую и логическую сложность учебников, а также уровни восприятия и понимания смысла текста учащимися. Учитель же, привыкший большую часть урока использовать для передачи информации, нередко испытывает трудности в организации работы ребят. Помочь в преодолении этих затруднений, почти неизбежно возникающих при переходе к новой учебной литературе, призваны рабочие тетради на печатной основе.

Современный процесс обучения должен быть ориентирован на личность, а значит должен учитывать природные особенности (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать), индивидуальные особенности восприятия, а также склонности, интересы, способности учащегося. Методологическими основами индивидуализации процесса обучения являются теории о межполушарной асимметрии головного мозга, учения о деятельности ведущей репрезентативной системы.

Согласно теории о межполушарной асимметрии головного мозга индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е годы нашего века профессором психологии Калифорнийского технологического института Роджером Сперри (в 1981 году за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия) //. (Кучегашева)

Функциональная асимметрия полушарий мозга − это распределение психических функций и их частных особенностей между полушариями головного мозга (латерализация).

Предпосылки асимметрии закладываются при формировании мозга у плода и продолжают складываться вплоть до подросткового возраста и далее. Пучки нервных волокон, идущих от мозга к телу, перекрещиваются (икслатеральный путь). Левое полушарие управляет правыми анализаторами тела, правое - левыми.

Каждое полушарие является ведущим в функциях по обеспечению определенных психических процессов. Каждое полушарие способно справляться с различными видами задач, но часто одно отличается от другого как по подходу к их решению, так и по эффективности.

Выделяют несколько видов функциональных асимметрий:

1.                 Моторная асимметрия – неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемая каждым полушарием мозга.

2.                 Сенсорная асимметрия – неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела.

3.                 Психическая асимметрия – специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности.

Морфологически полушария принципиально не отличаются. Правое лишь на пять грамм больше левого, но в левом полушарии больше серого вещества.

Сознание человека базируется на совместной деятельности двух полушарий, хотя одно из них является доминантным.

Индивидуальность зависит от типа функциональной асимметрии полушарий, а также от уровня их интегрального взаимодействия (рис.1).

Правое полушарие – узнавание предметов, цвет, форма, различение голосов. Правое полушарие перерабатывает информацию одновременно и целостно, не рассматривая при этом отдельные части, элементы, входящие в состав предмета или явления. Интровертированность. Развита кратковременная, непроизвольная память. Правое полушарие следит за всеми изменениями окружающей среды, за изменением настроения, а левое анализирует эти изменения, оно ответственно за выбор цели, которую мы ставим перед собой на будущее. В правом полушарии объединяется вся информация, приходящая из соматосенсорной зоны, сообщающая относительное положение тела в пространстве. Она соединяется с информацией, поступающей из зрительных и слуховых зон коры, благодаря чему мы имеем точное представление о собственном теле во время его передвижения в пространстве.

Левое полушарие отвечает за речь, письмо, чтение, счет, сознательное абстрактное мышление. Экстравертированность. Развита долговременная, логическая память. Левое полушарие принимает переработанную информацию, аналитическую и последовательную с привлечением фактов, логики. В левом полушарии информация, приходящая из соматосенсорной зоны соединяется с памятью, что позволяет осмысленно интерпретировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения (сообщение от рецепторов кожи, мышц, суставов) и вырабатывать определенную линию поведения //. (П.П. Кучегашева)


Рис.1 Функциональная асимметрия левого и правого полушария мозга.


Использование рабочих тетрадей по мировой художественной культуре положительно влияет на деятельность правого полушария (на процесс узнавания предметов, цвета, общую обработку информации; развивает образное и художественное мышление, кратковременную, непроизвольную память) и на деятельность левого полушария (активизирует логическое и абстрактное мышление, развитие речи, письменных навыков, развитие долговременной, логической памяти). Они развивают межполушарное взаимодействие, что является одним из требований здоровьесберегающей технологии. Применение рабочих тетрадей способствует выполнению таких требований здоровьесберегающей технологии, как учет особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона на уроке, использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения учащихся, использование разных видов деятельности //. (Севрук, 203)

Страницы: 1, 2, 3