Психосоциальные аспекты реабилитации при наркозависимости
Психосоциальные аспекты реабилитации при наркозависимости
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ
АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ
Плашко
Р.В. КФ МГЭИ, 5 курс.
Нормализация
семейных отношений является одной из самых важнейших задач реабилитации
наркозависимых и больных алкоголизмом, так как включение членов семьи в
реабилитационный процесс, в 2-3 раза повышает его эффективность (Meyenberg R.,
1988).
Для
разработки обоснованной программы психологической поддержки наркозависимого
подростка, необходимо исследование содержания и социально-психологических
механизмов формирования личностных изменений у подростков, а так же изучение
специфики структуры внутрисемейных и родительско-детских отношений в их семьях
(РДО).
Предполагается,
что у наркозависимых подростков личностные деформации формируются в среде
подростков и в семье, т.е превалируют социально-психологические факторы на
отношение человека к наркотикам.
Для
достижения общей цели работы необходима разработка детальной характеристики
сфер личностных деформаций, через рассмотрение их формирования в системе
отношений подростка. В процессе работы в этом направлении были определены
следующие сферы:
1.
Сфера самосознания и самооценки (отношение к себе как к личности).
2.
Сфера мотивации, отношение к причинам, порождающим определенное поведение.
3.
Сфера общения, социальных отношений.
4.
Сфера психологической защиты, особенности отношения к травмирующим событиям и
ситуациям, переживание удачных моментов жизни.
5.
Морально-волевая сфера, особенности отношения к собственному поведению и
поведению других людей.
6.
Аффективно-эмоциональная сфера отношений к предметам и явлениям окружающего
мира.
Испытуемыми
выступили подростки в возрасте 15-18 лет, состоящие на учете у подросткового
врача-нарколога психоневрологического диспансера г. Воркуты (экспериментальная
группа) и 14-16 летние учащиеся средней общеобразовательной школы N 40 г.
Воркуты (контрольная группа). В обеих группах было протестировано 48 человек.
Экспериментальная группа состояла из 31 юноши и 17 девушек, контрольная из 22
юношей и 26 девушек.
Использовались
констатирующий и сравнительный методы исследования. В качестве эмпирического
метода использованы: для исследования личностных особенностей подростков в
сфере самосознания и самоотношения блок методик разработанных А.С.
Спиваковской - перспективные рисунки "Я" и "Каким я хочу
быть" ("Я - реальное", "Я - идеальное" и модифицированные
варианты методики Дембо-Рубинштейна).
Для
изучения самоотношения подростка использовался стандартный бланк методики
Дембо-Рубенштейна, на листе бумаги была изображена лестница из 10 ступеней. Мы
выбрали, более общую шкалу - "плохой» - «хороший".
Для
исследования особенностей развития мотивационной сферы подростков мы
использовали методики "Изучение мотивов взаимодействия с взрослыми" и
"Изучение мотивов поведения в ситуации выбора", разработанные Ю.А.
Афонькиной и Г.А. Урунтаевой.
Для
диагностики коммуникативных навыков подростка с наркозависимостью,
определяющих особенности развития их социальных отношений, мы использовали
метод научного наблюдения во время беседы с подростковым врачом-наркологом и на
тренинговых занятиях у психотерапевта.
Для
диагностики личностных особенностей подростков в сфере социальных отношений
использовалась проективная психодиагностическая методика Рене-Жиля.
Посредством ее применения планировалось оценить социальную приспособленность
подростков, особенности поведения в ситуации социального взаимодействия, а также
их восприятие отношений в семье.
Для
исследования осо6енностей реагирования на фрустрирующие ситуации подростков,
как формы проявления их защитных механизмов, использовался вариант теста -
ассоциации изображений Розенцвейга. Для выявления эмоциональных особенностей
использовались результаты интерпретации проективных рисунков, в ходе
наблюдения за общением наркозависимых подростков отмечались их эмоциональные
реакции. В качестве дополнительного источника информации использовались
анамнестические данные (anamnesis vitae, anamnesis morbi).
Для
диагностики развития морально-волевых качеств подростков использовались методы
наблюдения и беседы, касающейся осознания подростком нравственных основ
поведения. Таким образом, в результате сравнительного исследования личностных
особенностей подростков, страдающих наркозависимостью, были выделены
специфические характеристики личностного развития наркозависимых подростков и
социально-психологические механизмы их формирования, содержание которых
представлено в выводах:
1.
Основным механизмом развития личностных изменений у наркозависимых подростков
- является социальное сравнение. Оно определяет формирование негативного
самоотношения, преобладание эмоциональной направленности взаимодействия с
взрослыми вследствие осознания собственной неполноценности в ходе общения со
сверстниками и ослабление коммуникативной направленности, несущей угрозу
самооценке подростка.
2.
Формирование самоотношения в структуре личности определяется социально-психологическим
механизмом компенсации чувства неудовлетворенности собой, возникающего в
социальном взаимодействии. Он реализуется путем активизации коммуникативных
отношений, что находит выражение в связи между самооценкой подростка и его
стремлением к лидерству в группе.
3.
Стержневым моментом формирования личности наркозависимого подростка является
усиление самозащитных тенденций, выражающееся в активном избегании травмирующих
воздействий, а также в реализации эгозащитного типа реагирования в
фрустрирующих ситуациях. Это определяет строение защитных структур
наркозависимых подростков, а также особенности мотивации их взаимодействия со
взрослыми.
В
ходе работы по исследованию специфики и особенностей структуры отношений в
семьях наркозависимых подростков изучалась структура представлений членов
семьи друг о друге и о семье в целом, для этого использовалась методика
написания проективного сочинения "Я и моя семья", а также проективный
рисунок "Я и моя семья". При изучении вопросов, связанных с
особенностями межличностной коммуникации в семье был использован метод беседы
и взрослый вариант методики изучения способов реагирования на фрустрационные
ситуации Розенцвейга. Изучая взаимопонимания в семейном общении, мы
использовали модифицированный вариант методики Розенцвейга. Испытуемым
предлагалось выполнить задания, отвечая сначала за себя, а затем попробовать
"угадать" ответы своего супруга. Проведенное исследование выявило
специфику развития структуры и взаимоотношений в семьях наркозависимых
подростков, что дает основания сделать следующие выводы:
1.
Семьи наркозависимых подростков отличаются недифференцированностью и низкой
структурированностью субъективных представлений о членах семьи по сравнению с
семьями здоровых детей.
2.
Для семей подростков с наркозависимостью, характерно наличие защитных
тенденций, выраженных в нежелании решать или выносить на обсуждение
существующие проблемы. Их развитие связано с деструктивным типом семейной
структуры.
3.
В экспериментальных группах зафиксировано расхождение в субъективном восприятии
семьи между детьми и родителями "тенденция идеализации" или
"тенденция отрицания". Это подтверждает вывод о существовании и
усилении защитных механизмов в семьях наркозависимых подростков.
4.
В исследуемых группах различаются направленность и типы реакций в коммуникации.
Родители наркозависимых подростков склонны к внешнеобвинительным реакциям и
ждут разрешения конфликтов от других людей. Отсутствие ответственности за
разрешение ситуации ведет к восприятию ее как деструктивной и обусловливает
деструктивный тип развития семьи.
5.
Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и наркозависимых
подростков по параметру "конструктивность – деструктивность отношений".
Это связано с меньшей интегрированностью семей последних.
6.
Обнаружены значимые различия между семьями здоровых и наркозависимых
подростков по параметру "здоровый образ жизни", с чем связано снижение
критичности оценки наркомании, как явления.
Полученные
в исследовании данные могут быть использованы для осуществления индивидуального
и дифференцированного подхода к наркозависимым подросткам в рамках комплексной
борьбы с наркотизмом несовершеннолетних и оказания им психосоциальной и
медикосоциальной помощи
Список
литературы.
1.
Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике - СПб.: Питер
Ком, 1999.
2.
Курек Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными
веществами в подростковом возрасте. - СПб.: Алетейя, 2006.
3.
МКБ-10/IСD-10. Психические расстройства и расстройства поведения(FОО - F99) / (Класс
V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации). М., 1998
4.
Словарь терминов, относящихся к алкоголю, наркотикам и другим психоактивным средствам.
Женева: ВОЗ. 1996.
5.
Соломзес ДЖ. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.
6.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2005.
7. Meyenberg
R. Why do youth turn to drugs? Aspects of drug addiction prevention in and out of
schoo1s. Alcoho1, drugs and tobacco: Prev. and control / Rea1 AND aspirate.:
Proc 35 Th. Int. Kong. Alc. and Drug Depend, Oslo 31 Juli - 6 Aug. Abstr. -
Lausanne. 1988. Р. 270.
|