Психопрофилактика аддиктивного поведения
Реальным выходом из создавшейся ситуации является привлечение к
профилактической работе педагогов и психологов средних школ и других учреждений
системы образования. Очевидно, что максимальной возможностью при проведении
профилактики обладают люди, имеющие постоянный контакт с детьми и подростками,
которые могут уловить те нюансы состояния и поведения, зачастую ускользающие от
родителей и специалистов наркологов.
Обучение педагогов и психологов основам профилактической работы, предоставление
им адекватной информации о наркологических заболеваниях, вооружение их
конкретными психотехническими и психотерапевтическими приемами (ролевые игры,
тренинги, психодрама, дискуссионная работа), способами формирования системы
альтернативных наркотикам увлечений, позволит уже в ближайшем будущем оградить
подрастающие поколение страны от наркотической эпидемии.
Теоретическое обоснование
методов.
У зависимости много граней и сторон. Обращаясь к теме наркотиков,
общество чаще всего особенно выделяет сильные наркотики. На самом же деле они
представляют собой лишь небольшую часть всего спектра зависимостей, к которому
относятся алкоголизм, зависимость от медикаментов и курение, а также так
называемые поведенческие зависимости, такие, например, как зависимость от
телевидения, игровых автоматов и т. д.
В целом профилактика зависимости, конечно же, занимается формами
зависимости, последствия которых проявляются достаточно очевидно. Но мы в своей
работе стараемся побудить подростков вступить в полемику со своей жизненной
ситуацией и присущими им элементами зависимого поведения. При этом речь чаще
всего идет о таких зависимостях, которые не воспринимаются как таковые, которые
уже стали повседневной реальностью. Поэтому мы понимаем профилактику
зависимости, прежде всего, как стимулирование и поддержку обращения к своим
собственным чувствам и желаниям, выработку социальной компетенции и активное
участие в создании своего жизненного пространства.
Употребление наркотиков начинается по разным причинам и в разных ситуациях.
Поэтому профилактика зависимости должна создавать такие жизненные условия,
которые бы моделировали ситуации пропаганды наркотиков и предотвращали первое
употребление и вступление в зависимость.
Профилактика зависимости должна доставлять удовольствие и давать
импульсы для более активного вступления в контакт с другими и с самим собой.
Необходимо помнить, что
“наркомания
расползается как пожар: для его возникновения может быть достаточно
одной спички, а для прекращения недостаточно и десятков пожарных
машин”. Так что, “гаси искру до пожара, беду отводи до удара”.
При выборе методов мы ставили следующие содержательные акценты, которые
относятся к важнейшим задачам профилактики зависимости у подростков. Обращение
к собственной личности и составляющим собственной личности, которые могут вести
к наркотической или другим зависимостям, обуславливает необходимость обратиться
к элементам зависимого поведения, а также умению справляться с конфликтами,
способности к контактам и т. д. При этом обсуждаются причины зависимого
поведения и пробуждается осознание того, что пристрастие и зависимость это те
темы, с которыми каждый из нас сталкивается в различных формах и сферах, то
есть они являются составными частями нашей жизни.
Решение конфликтов также может быть связано с употреблением наркотиков.
Часто практикуемая стратегия состоит в том, чтобы путем употребления
наркотических средств уйти в сторону от решения проблем и конфликтов. Говорить
друг с другом, иметь возможность доверить кому-либо свои проблемы, выслушать
другого и знать, где и у кого можно получить помощь - важные цели профилактики
зависимости.
Восприятие и выражение чувств, одна из важных тем нашей работы. Молодые
люди сами ищут ответы на такие вопросы как: Как проявляются гнев, страх,
симпатия или радость? Как я веду себя, когда я печален, рассержен? Как я могу
рассказать о моих эмоциях другим? Имею ли я право показать свою слабость, или
другие злоупотребят моим поведением? Неумение выразить свои чувства означает,
что растет внутреннее напряжение, и для того, чтобы облегчить свое состояние,
могут быть использованы и наркотики. Как я провожу свое свободное время? Что
доставляет мне удовольствие, а что раздражает? Как я могу изменить в своем
окружении то, что мне не нравится?
Здесь важную роль играют возрастные группы. Поэтому представленные нами
методы обращаются к следующим темам. Как я ощущаю себя в группе? Какую роль я
беру на себя в группе? Как мы в группе ведем себя по отношению к “чужакам”? и
т. д. В комплексе также представлены конструктивные формы снятия стресса и
расслабления.
Представленные методы подходят к теме зависимости от наркотиков,
пробуждают потребность в информации и дают представление об уровне знаний и
основных интересах молодых людей.
Материалы собраны по принципу “кирпичиков”, это означает, что их можно
комбинировать в зависимости от педагогической ситуации и временных рамок. В
комплексе представлены различные методы, при этом выделены и используемый
материал, и время проведения, и процесс проведения.
2.Методологическая часть.
Проект выборки.
Опрос всех молодых людей,
составляющих объект исследования практически невозможен так как пришлось бы
опросить, только в нашем городе, несколько тысяч человек, поэтому мы прибегаем
к выборочному обследованию, то есть к сбору данных путем опроса специально
подобранной группы респондентов в количестве 26 человек (11 класс МОУ
г.Сургута).
Первичное анкетирование
Согласно задач нашего
исследования было проведено анкетирование. Анкета составлена в виде вопросов,
утвердительный ответ на любой из которых свидетельствует о предрасположенности
респондента к употреблению ПАВ.
|