Психолого-педагогические и методические направления изучения курса социально-экономической географии в 10 классе на базовом уровне
·
Наблюдать,
анализировать и планировать учебно-воспитательный процесс в дидактических,
психологических аспектах.
·
Обоснованно
выбирать эффективные формы, средства и методы обучения и воспитания, определять
уровень воспитанности и развития учащихся.
·
Проводить
разнообразную работу по развитию познавательной активности, интересов и
потребностей учащихся.
·
Осуществлять
коллективную и индивидуальную воспитательную работу в классном коллективе,
кружке, клубном объединении по интересам и др.
·
Изучать
функциональные обязанности классного руководителя, наставника, воспитателя.
·
Проводить
индивидуальную работу с учащимися и их родителями.
·
Осуществлять
самоанализ, самооценку и корректировку собственной деятельности.
·
Обоснованно
отбирать, конструировать и применять различные методы, приемы и формы
организации обучения, воспитания адекватно поставленным задачам, выявлять
причины несоответствия результатам.
·
Составлять конспекты,
сценарии, проектировать ситуации, проводить методический анализ педагогической
деятельности.
2. Коммуникативные
умения:
·
Использовать
разнообразные формы и методы педагогического общения с учащимися, родителями,
коллегами в различных жизненных ситуациях.
·
Строить деловые и
личные отношения со всеми лицами, принимающими участие в воспитании учащихся.
·
Развивать чувство
понимания и сопереживания учащимся, родителям, коллегам.
·
Формировать и
закреплять умения и навыки по технологии педагогической техники и мастерства.
·
Развить
способность к педагогической рефлексии.
·
Уметь выражать и
обосновывать свою позицию.
·
Уметь
мотивировать поведение и деятельность.
·
Уметь строить
межличностные отношения, больших и малых групп.
·
Предупреждать и
разрешать конфликтные ситуации с учащимися, овладеть технологией разрешения
конфликтов.
3. Организаторские
умения:
·
Организовать и
провести конкретное внеурочное, внеклассное воспитательное мероприятие в данном
классе, коллективе.
·
Организовать
воспитание учащихся, способствовать сплочению.
·
Организовать
индивидуальную работу с учащимися, группой, коллективом в целом.
·
Рационально
распределять время между структурными и логическими частями урока, между
методами изложения учебного материала практикантом и работой учащихся.
·
Управлять учебной
деятельностью школьников, описать и организовать учебное рабочее место
школьника.
4. Исследовательские
умения:
·
Изучение личности
и коллектива в целом с целью диагностики и проектирования их развития и
воспитания.
·
Изучение
передового педагогического опыта: новые педагогические системы, новые формы
воспитательной работы, современные технологии обучения и воспитания,
альтернативные, вариативные и авторские программы и учебники.
·
Изучение
психологических аспектов учебно-воспитательной деятельности: учет возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся, особенностей познавательной деятельности
учащихся; учет мотивации учения и участия, учащихся во внеклассной работе,
особенностей общения в классном коллективе.
5.Мобилизационные умения:
·
Активизировать и
развивать познавательную деятельность учащихся, обеспечивать внимание,
запоминание, осмысление учебного материала.
·
Добиваться
актуализации имеющихся знаний, формировать новые на базе опорных.
6.Информационные умения:
·
Формировать у
учащихся географические знания.
·
Передавать
учебную информацию в строгой логической последовательности, используя
индуктивный и дедуктивный способы формирования знаний, увязывая ее с
предыдущими темами курса географии и осуществляя межпредметные связи.
·
Передавать знания
учащимся, свободно пользуясь методами устного изложения, работая с учебником,
картой и другими источниками информации, с различными средствами обучения.
·
Использовать
разнообразные методы и формы проверки знаний учащихся; Объективно оценивать
ответы учащихся, комментировать оценки.
·
Давать
комментарии по выполнению домашнего задания.
7. Ориентационные умения:
·
Осуществлять
воспитывающее обучение географии: формировать научное мировоззрение учащихся,
осуществлять их идейное, нравственное, трудовое, эстетическое, природоохранное,
политехническое, профориентационное воспитание, как через учебный
географический материал, так и путем установления межпредметных связей.
·
Осуществлять
воспитание учащихся в ходе внеклассной работы по географии и при выполнении
обязанностей классного руководителя.
·
Использовать
интегральные методы обучения и воспитания;
8. Развивающие умения:
·
Осуществлять
развивающее проблемное обучение школьников разных уровней сложности.
·
Включать в
обучение, в том числе при выполнении самостоятельных работ, типовые и
проблемные задания.
·
Обучать
школьников приемам учебной деятельности.
·
Осуществлять
диагностику сформированности основных сфер индивидуальности школьника,
использовать средства их развития в процессе обучения и во внеклассной работе.
Формирование всех этих
навыков и умений происходит непосредственно как в процессе преподавания
географии, так и при проведении внеклассных мероприятий, беседах с ведущими
учителями и классными руководителями. В одном случае мы тренируем эти навыки на
практике, в другом перенимаем опыт людей обладающих большим опытом работы по
данной тематике.
Глава 3. Психолого-педагогические
основы
3.1 Учебная работа
Согласно задачам
педагогической практики, студент-практикант должен сформировать ряд
профессиональных умений и навыков психолого-педагогического характера, а так же
закрепить полученные теоретические знания на практике. Для достижения этих
целей производится работа по различным направлениям: учебной, воспитательной, организации
внеклассных мероприятий, работа в качестве классного руководителя. Каждое из
этих направлений помогает развить те или иные качества практиканта,
сформировать у него целостную картину учебного процесса в школе.
Учебная работа является
ведущим направлением для практикантов, именно здесь происходит отработка
навыков преподавания географии в рамках определенного класса, а так же
позволяет применить все полученные теоретические знания на практике.
В течение педагогической
практики мною было проведены уроки по следующим темам: «Многообразие стран
современного мира», «Политико-административное деление стран. Политические
строи мира», «Политическая география. Геополитика», «География мировых
природных ресурсов. Общество и природа», «Мировые ресурсы. Ресурсообеспеченность».
После изучения крупного раздела «Политическая карта мира», я провел контрольную
работу, что позволило закрепить получены знания, и отработать умения учащихся.
Стоит отметить, что
каждый из уроков проходил этапы разработки и проверки. На этапе разработки мною
изучалась основная тематика (согласно учебному плану), прорабатывался материал
(текст, иллюстрации, дополнительные источники), конспектировался ход урока с
указанием целей и задач, оборудования, и т.д. Затем урок проверялся ведущим учителем
и корректировался, если были замечены какие-либо ошибки или недоработки.
Важным аспектом
преподавания географии было также и то, что класс не профильный и поэтому
учебный план по географии был ограничен количеством часов. Это означало то, что
весь объем информации должен был даваться учащимся в виде самостоятельных
заданий, акцентировалось внимание на самообучение. Таким образом, целью уроков
было ознакомление с наиболее общими вопросами, объяснение наиболее характерных
понятий, работа по проблемным вопросам вызывающим наибольшие сложности у
учащихся. Построение урока в хронологическом отношении в этом случае было
максимально смещено на проверку домашнего здания и объяснения нового материала.
Подготовка к уроку
включала с себя не только обеспечение рабочего места учителя – подготовку доски,
размещение наглядных пособий, но и работу с проектором, что позволяло
максимально наглядно представить учебный материал, повысить интерес к
географии. Из наглядных средств обучения на уроках географии мною широко использовался
наглядный материал: иллюстрации учебника, настенные карты, электронные и
мультимедийные каты. Все они служили одной цели – повышению информативности
излагаемого материала.
В своем большинстве
проводимые мною уроки географии по структуре были комплексные, т.е. включали в
себя несколько блоков: проверка домашнего задания, объяснение нового материала,
закрепление материала, домашнее задание. Однако не все они удовлетворяли этой
схеме, в течение преподавания географии мною было начаты две крупные темы, а
это значит встала необходимость в проведении вводных уроков – уроков в которых отсутствует
элемент проверки домашних заданий, и которые носят, в общем, обзорный характер,
позволяющий подготовить учеников к восприятию нового материала. Так же мною была
проведена контрольная работа по теме «Политическая карта мира» в качестве
элемента контроля степени усвоения информации, она включала в себя как вопросы,
касающиеся терминологии, так и творческие задания, позволяющие расширить
кругозор учеников.
По формам все уроки мною
строились в форме беседы, т.к. это позволяет организовать двустороннюю связь, что,
на мой взгляд, позволяет включиться в процесс наибольшее количество учеников,
задействовать их внимание, оценить степени увлеченности вопросами географии.
Таим образом, в структуре урока всегда присутствовал элемент воспроизводящей
беседы, когда мною задавались вопросы, подводящие учеников к новому материалу,
затем объяснялся новый материал, завершалось это все фронтальным опросом,
посвященному только что изученной теме. Но это не единственная форма проведения
урока, так же мною был проведен урок с использованием Шаталовской схемы,
посвященный «Многообразию стран мира», в котором я наглядно в виде схем и
рисунков представил классификацию стран по различным показателям. В дальнейшем
при проверке знаний учащихся было заметно, что этот способ оказался наиболее
удачным, т.к. степени усвоения и запоминания материала существенно отличалась
от остальных уроков. Однако трудность разработки такого урока, существенно затрудняют
использование его на всем протяжении педагогической практики. Один из уроков
был построен на работе с докладами учеников по теме «Мировые ресурсы», в
котором они, разбившись на группы, выступали с подготовленными докладами и
презентациями. В этом случае весь новый материал озвучивался ими и лишь
комментировался мною, в случае если какие-то важные факты были упущены.
Для контроля усвоения
нового материала, мною применялись различные методы проверки знаний учеников,
как по форме, так и по охвату (индивидуальные, фронтальные). Как уже
упоминалось ранее, почти в каждом уроке присутствовал блок проверки домашнего
задания, он проводился в виде индивидуальных и фронтальных опросов, работу с
картой, проверки тетрадей и контурных карт. Те вопросы, которые вызывали
наибольшую трудность, повторялись мною еще раз. Большое внимание я уделял
проверке навыков работы с наглядными материалами, с целью формирования навыка
совершенного чтения карты. При оценке ответов исходил из их стройности,
структурированности, если речь идет о творческих заданиях, то акцентировал
внимание на ответах, в которых имел место нестандартный подход, личностная
характеристика.
3.2 Воспитательная
работа
Следующим направлением,
по которому осуществлялась моя деятельность, в качестве практиканта, была
воспитательная работа. По своей структуре она носит комплексный характер и
имеет ряд направлений: мировоззренческое, учебное, эстетическое, нравственное и
т.д. учебный процесс в школе предполагает, что воспитание по всем этим направлением
происходит в единстве. Различные виды деятельности школьников построены, так
что бы охватить максимальное количество этих направлений, некоторые из них
могут включать различные их сочетания.
В рамках педагогической
практики я постарался реализовать комплексный подход и сочетать различные виды
деятельности с разными направлениями воспитательной работы. В рамках уроков
географии я старался воспитать у учеников стремление к самообучению, развить их
кругозор на примере сопоставления глобальных и региональных аспектов географии.
В беседах посвященных проблемным вопросам таким как: ресурсообеспеченость
Земли, взаимодействие человека и природы я старался в рамках экологического
образования заострить их внимание на проблемах экологии, природопользования,
воспитать чувство неотрывности человека от окружающей среды. Так же в ряде тем
затрагивал и политические вопросы, задавал задания, которые требовали
осмысления современных геополитических ситуаций в мире. Старался выслушать
оценку каждого из учеников, высказывал свою точку зрения, иногда специально
противоположную, чтобы заставить школьников вступать в дискуссии. Все это
приводило к тому, что объект изучения для них казались уже не статическим, а
динамическим, изменяющимся во времени, с учетом социально-экономических особенностей
он приобретал уже личностный подход т.к. отношение к ним порой носит слишком
субъективный характер и может быть оценено с разных позиций. Здесь так же я
пытался развить некоторые личностные черты учащихся, умение их отстаивать свою
позицию.
Немного другие
направления воспитания я старался развить уже во внеурочное время, это
различные внеклассные мероприятия, классные часы, беседы с учениками. Это
связано с их спецификой, т.к. здесь уже имеет место неформальная обстановка, и
имеется больше возможностей для беседы на отвлеченные темы. Сюда можно отнести
и беседы о вреде курения, проводимые не только с учащимися 10А класса, профессионально-ориентационные
беседы, выяснении о дальнейших учебных планах учеников, об их предпочтениях к
определенным профессиям. В такой атмосфере очень просто налаживается
взаимосвязь с учениками, большую роль играет так же и открытость учеников к
таким беседам. Я старался во время таких разговоров делал акцент на
необходимости обучения в жизни людей, о роли спорта и здорового образа жизни и
т.д. в целом можно сказать, что эти беседы я старался направить на эстетическое
и мировоззренческое воспитание школьников.
Во время классных часов
посвященных борьбе с наркотиками, ценностным ориентациям, правам и обязанностям
людей, которые были подготовлены мною, главный упор делался на воспитание
личностных качеств, приоритетности тех или иных ценностей.
Внеклассные мероприятия,
проводимые, в течение педпрактики я условно разделил, на учебные и неученые. К
первым относится экскурсия по краеведению «Изучение одного края», в рамках
которой школьникам демонстрировали кинофильм, посвященный дню г. Калининграда,
посещение музея мирового океана на экспозицию «Удивительные миниатюры», все они
были объедены краеведческой целью, изучение родного города, и т.д. Другие же
цели я преследовал, когда организовывал поход в Зоопарк и кинотеатр Плаза,
здесь я делал упор на развитие межличностных взаимоотношений в коллективе,
коммуникативных свойств, повышению дружеской атмосферы в коллективе. Я посчитал
это необходимым вследствие того, что класс является сборным и в целях сплочения
ребят подобные мероприятия необходимы. Подобные цели преследовались при
организации групповых работ по уборке и дежурству по школе, развить чувство
коллектива, трудовую дисциплину, ответственность и исполнительность.
3.3 Внеклассная работа
по географии
В качестве внеклассных
мероприятий по географии мною были организованы две экскурсии: Музей мирового
океана «Удивительные миниатюры», краеведческая экскурсия «Изучение родного края».
Помимо этого в рамках Дней гимназиста, проводимых в школе, участвовал в
подготовке команды 10А класса по брейн-рингу по географической тематике.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|