Психология личности
Человек, желающий
владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и
качества, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих
возможностей.
3.
Образование
3.1 Система
формального образования как объект социологического изучения
В процессе
нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль
играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих
поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть
переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого
уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без
овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе
социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека
к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества.
Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование
- обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных
ценностей.
Более подробно
образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему,
"функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов
общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего
научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами
поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим
строем общества, уровнем его материально-технического развития
В социологии
принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин
"формальное образование" подразумевает, во-первых, существование в
обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы,
вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения.
Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система
образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы
"задающему" объем получаемых знаний, научение определенным навыкам и
действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности
(гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям
исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Стало быть
функционирование системы формального образования определяется господствующими
в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками,
которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области
образования.
В социологии
объектом изучения выступает прежде всего система формального образования,
отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным
учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина
"неформальное образование", то под ним понимается
несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно
осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями,
сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям,
усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное
образование также является важной составной частью социализации индивида,
помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но
по отношению к системе формального образования в современном обществе оно
играет вспомогательную роль. Далее, говоря о социологических проблемах образования,
мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования.
3.2. Эволюция
системы образования
Для того, чтобы
лучше понять роль и место социального института образования в современном
индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций, следует кратко
рассмотреть эволюцию системы образования.
В примитивных,
первобытных обществах образование являлось составной частью
социально-производственного процесса. В те далекие времена не существовало ни
школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций
участвовали все члены общества. "В жизни подрастающего поколения не
существовало и особого периода подготовки к усвоению социальных ролей
взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и способности приобретались и
развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам
племени[1]. Характерно, что
приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам
начиналось с 4—5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми
участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда,
участвовали в приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались
мужчины, а девочек - женщины. Когда ребенок подрастал, он подвергался особой
церемонии "инициации", продолжающейся несколько дней, в течение
которых юноши и девушки должны были продемонстрировать и подтвердить свои
способности и права взрослых членов общества, участвуя в состязаниях, танцах,
обрядах и культовых действиях.
В
доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного
разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства
начинается обособление института образования. Специальную подготовку и
обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей.
Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить школы в
Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей
благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию,
основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий
осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок
отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в
качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками,
искусством торговли, ремесла и др. Подавляющая часть населения - крестьянство -
обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного
процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.
В эпоху
средневековья начинает складываться более организованная система образования,
когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений
по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже,
Оксфорде и других городах. Несколько позже культурно-образовательные функции
университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции,
предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики,
математики, логики. Характерной особенностью системы формального образования в
доиндустриальном обществе являлось то, что оно было доступно ограниченному
числу лиц выходцам из богатых и престижных сословий.
Подлинная
революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа:
образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для
широких слоев населения.
Такая радикальная
трансформация института образования была вызвана потребностями экономики,
научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В
XIX—XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы,
растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее
образование становится необходимым условием получения профессии в основных
отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на
период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение
ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии
промышленности, науки и техники.
Быстро растет
сеть высших учебных заведений - институтов, колледжей, университетов,
осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации. Так, в бывшем СССР
насчитывалось около 1000 вузов, в которых обучались около 5 млн. чел. и
ежегодно выпускалось около 800 тысяч специалистов с высшим образованием.
Наиболее впечатляющих масштабов достигло развитие системы высшего образования в
США, где общее количество студентов достигает 12,5 млн. чел., из них 8 млн.
учатся в высшей школе, а 4,5 млн. - в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное
специальное образование.
Не только
массовость и общедоступность характеризуют современную систему образования.
Кроме того, она отличается рядом качественно новых свойств: если в
доиндустриальном обществе система образования была ориентирована, главным образом,
на сохранение и воспроизводство культуры, опыта и знаний предшествующих
поколений, то в современном обществе институт образования становится важнейшим
фактором культурного и социального изменения. Вторую половину XX в. не
случайно называют эпохой культурной и образовательной революции по той причине,
что система образования становится ключевым фактором общественного прогресса.
Во всех
промышленно развитых странах мира период 60-80-х годов ознаменовался крупными
реформами в системе образования, задача которых заключалась в повышении ее
эффективности, упрочении материально-технической базы на основе новых
информационных технологий и гуманизации образовательного процесса.
Наиболее
существенными особенностями современной системы образования являются следующие
моменты: превращение ее в дифференцированную многоступенчатую (начальное,
среднее и высшее образование) систему, позволяющую человеку непрерывно улучшать
и обновлять полученные ранее знания и навыки) (здесь важная роль отводится
учреждениям, занятым повышением квалификации и переподготовки кадров). Также
громадное воздействие образования оказывает на человеческую личность. Оно
является, по сути дела, основным фактором ее социализации, духовного и
интеллектуального развития. Полученное человеком образование в значительной
степени определяет возможности дальнейшей карьеры, достигаемое социальное
положение. Социальный статус человека в современном обществе в первую очередь
определяется престижем его профессии, который зависит от полученного образования.
Подобно другим
социальным институтам институт образования призван обеспечивать социальную
стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с
удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей
общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным
ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе[2].
Функцию
социализации выполняет в обществе также и институт семьи, но современная семья
не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний, навыков, умений, так как
большинство социальных ролей во взрослом обществе требует систематического и
длительного обучения. Именно эту двойственную задачу и призван решать институт
образования, организация которого характеризуется непрерывностью и
многоступенчатостью, что позволяет осуществлять поэтапную социализацию и
обучение молодежи. Вместе с тем круг задач, выполняемых институтом образования
в современном обществе, значительно шире, наиболее важные из них с точки зрения
общества - подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным
позициям в социальной структуре общества, что является одним из
важнейших функциональных требований любой социальной системы. Эта задача
решается не общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями -
училищами, техникумами, институтами, университетами и др.
3.3 Функции
института образования в обществе
Рассмотрим более
подробно функции, выполняемые в обществе
институтом
образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют внимание на
разных сторонах деятельности института образования.
Наиболее
важные из социальных функций института образования.
1) Трансляция и
распространение культуры в обществе - первая и наиболее существенная из них.
Она заключается в том, что посредством института образования происходит
передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом
широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные
ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным
профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование
являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также
не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои
национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет
исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее
неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится
носителем национального сознания и национальной психологии.
2) Формирование у
молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов,
господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни
общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение
языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит
предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы
ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя,
становятся сознательными гражданами страны.
Содержание
осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей
в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов,
морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное
воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном
индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, под
контролем которого находится система формального образования, поэтому
религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо
в специальных негосударственных учебных заведениях.
3) Социальная
селекция - одна из важнейших функций института формального образования.
Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает
возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный
подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и
студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в
нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески
одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для
максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.
В современном
обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг
государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и
технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока
талантливой молодежи.
Процесс селекции,
отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой
как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как
раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по
способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами,
возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного восьмилетнего
образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические
училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть ее выпускников
поступают в вузы. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в
народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С
точки зрения социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого
институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом
(когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных
заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре
общества. Посредством этого достигается воспроизводство в обновление социальной
структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего.
Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он
запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие
социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило, открывает
для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице
должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным
образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим
каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить
престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью,
собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса
человека в современном обществе.
4) Функция
социального и культурного изменения является прерогативой современного
института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными
способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и
открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя
научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в
обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу
тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для
западных стран интеграция науки, высшего образования и производства,
результатом которой является ускорение научно-технического прогресса.
Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими
центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования,
экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных
фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует
совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и
открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества
специалистов.
Модель социальной
организации (структуры) образования может быть представлена как состоящая из
трех основных социальных позиций: 1) руководители и организаторы
образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная модель,
значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют
различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние
специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им особенностями
управления и педагогической деятельности, контингентом преподавателей и
учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне допустимо выделить
соответствующие трем указанным социальным позициям обобщенные образцы
поведения, нормативные требования и ролевые предписания, посредством которых
регулируется социальное взаимодействие в процессе образования.
Итак, высшую
позицию в социальной структуре образования занимают руководители различных
рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и деканы,
директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической зависимости
указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль, которую выполняют
административные работники в системе образования. Их главная задача заключается
в том, чтобы принимать ответственные решения и формировать стратегию
образовательного процесса: определять перечень основных дисциплин и
последовательность их изучения, обеспечить материально-техническую базу
образовательных учреждений и т.п. Они несут ответственность за формирование
преподавательского корпуса, определяют нормативные требования к деятельности
преподавателей и сотрудников, а также - критерии оценки их труда. Представители
высшего управленческого звена формируют государственную политику в области
образования, разрабатывают универсальные требования к содержанию и качеству
учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и
политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный контроль над
системой образования, определяют систему формальных санкций в учебных
заведениях. Административные работники нижнего звена (ректоры вузов и деканы,
директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление процесса
образования, корректируют и уточняют стратегию обучения применительно к
данному учебному заведению, осуществляют оперативное руководство и контроль за
работой преподавателей и поведением учащихся.
Центральное место
в структуре системы образования занимает учитель. Нормативные требования к
адекватному выполнению роли учителя сводятся к следующим моментам: он должен
быть специалистом в определенной области науки и культуры (истории, литературы,
математики, физики и т.п.), обладать лекторскими способностями и умением
общаться с аудиторией, владеть методикой обучения студентов или школьников,
научить их самостоятельным приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с
литературой, решение задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять
трудные вопросы, помочь исправить ошибки и т.д.
Эти нормативные
требования к социальной роли учителя являются самыми общими, они не раскрывают
многих особенностей учительской профессии, и в первую очередь деятельности тех
педагогов, которые добиваются выдающихся результатов в работе с учащимися, в
том числе с так называемыми трудными подростками.
Другая
особенность ролевого поведения учителя, в большой мере связанная с
традиционными нормативными требованиями - это умение объективно оценивать
знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело в том, что
выставляя оценку, учитель не только определяет правильность знаний учащегося,
но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и сама оценка
имеет большое личное значение, так как выступает для учащегося мотиватором
учебной деятельности. Оценка учителем достигнутых учащимся знаний является,
таким образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной
стратификации" в классе, будь то школа, или студенческая группа в вузе.
Посредством нее все учащиеся ранжируются на определенные подгруппы: отличники,
"хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые
социологи считают, что взаимное оценивание - учителем знаний учащихся, а
учащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств - определяет
своеобразие межличностного взаимодействия в школе.
Переживаемый в
нашем обществе кризис больно задел и сферу образования, что с наибольшей отчетливостью
проявилось в падении общественной ценности образования и тесно связанным с этим
падением престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.
В работе Ф.Г.
Зиятдиновой, базирующейся на материалах социологических опросов и посвященной
анализу социального положения учительства, отмечается, что престиж профессии
учителя значительно понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих
учителей paстет доля лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности
своей профессии. По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока,
некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по отношению к
своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация учительского труда,
настроенность на созидательный труд также значительно изменились в
отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и радостно, 2% отбывают
время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% - с чувством тяжелой
повинности, а большая часть 61% - с постоянным беспокойством и тревогой. Налицо
кризис профессии учителя, огромная неудовлетворенность своим трудом громадной
армии работников школы. Главная причина такого положения - кризисные явления в
экономике, политике, морали и культуре, отсутствие четкой государственной
программы перестройки школы, которая не только была бы способной на достаточно
высоком уровне обеспечить финансирование школы, но и, что самое главное -
создать условия для социальной востребованности образования и знаний, которые
будут способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус
учителя.
А что происходит
в действительности? Свыше 60% опрошенных из факторов, важных для успеха
в жизни, поставили образование на предпоследнее - 14-е место. Самое печальное,
что именно у молодых людей в возрасте до 20 лет, когда и приобретаются знания,
ценность образования стоит на предпоследнем месте, у родителей оно на третьем
месте от конца из 14-ти позиций. Как следствие, около половины учащихся старших
классов и студентов вузов слабо настроены на получение знаний. Падение
ценности образования в нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг
учительской профессии в общественном сознании. Это подтверждают и
социологические опросы. Так, в 1989 г. при ответе на вопрос, заданный
учащимся-старшеклассникам "Как вы оцениваете престиж профессии учителя в
нашем обществе?" 4,6% признали его "высоким", 61,5% -
"средним" и почти одна треть респондентов "низким" и
"очень низким" (32,8%). Через два года (в 1991 г.) эти оценки
снизились: уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии учителя в
обществе "низким" и 21% -"очень низким". Опросы родителей
также свидетельствуют о резком снижении авторитета учителя в обществе: только
35% считают престиж учительской профессии высоким, около половины, 46% —
"средним", а 51% - "низким "и "очень низким".
Теперь поговорим
о другой ключевой роли в структуре образовательного процесса -
"ученика" (учащиеся школ, училищ, студенты и др.). Какие требования к
его поведению предъявляет нормативно-ценностная система образования? Они
достаточно очевидны: изучать различные предметы согласно программе курса
(класса), усваивать и запоминать информацию, овладевать навыками самостоятельного
изучения и использования изученных фактов, добросовестно посещать учебные
занятия, уметь слушать педагога и принимать участие в ходе занятий, лекций и
т.п. Непременное условие продвижения ученика по многоступенчатой лестнице
образования - успешная сдача экзаменов и зачетов. По отношению к нерадивому
учащемуся действует система санкций - неудовлетворительная оценка текущих
занятий, замечания и записи в дневнике, вызов родителей и пр., вплоть до
исключения из школы. В вузе система санкций более формализована: отлынивающий
от занятий студент может получить выговор от деканата, в случае неудовлетворительной
сдачи сессии, он наказывается лишением стипендии, не переводится на следующий
курс. В нормативной структуре формального образования существуют, конечно, и
определенный набор позитивных санкций, направленных на поощрение добросовестной
учебы, стимулирующих учащегося к высоким достижениям в учебе. В первую очередь
это отличные оценки, выдача аттестата с отличием и льготы, которые он дает при
поступлении в средние и высшие учебные заведения, повышенная или именная
стипендии в вузе, диплом с отличием, рекомендация для поступления в аспирантуру
и т.д.
Решающее место в
системе социального взаимодействия, характеризующего образовательный процесс,
занимают взаимоотношения между учителем и учеником. Надо отметить, во-первых,
присущее этим отношениям неравенство: статус учителя неизмеримо выше статуса
ученика, первый занимает господствующее положение, второй - положение
подчиненного. Доминирующее положение учителя обусловлено тем, что он организует
учебный процесс и управляет им, является источником знаний для учеников,
моральным авторитетом. Господствующая позиция учителя в классе (или учебной
группе) порождает авторитарный стиль в преподавании, означающий безусловное
подчинение ученика авторитету учителя. Этот стиль предполагает, что учитель
должен быть строг с учащимися и наказывать провинившихся. Именно этот стиль
взаимоотношений многие столетия господствовал в системе формального образования
вплоть до последнего времени. Содержательной основой авторитарного стиля
преподавания в педагогике является традиционное понимание целей образования как
процесса передачи знаний от учителя к ученику. Первый является специалистом в
определенной области знаний и культуры, и его главная задача заключалась в
том, чтобы передать ученику определенный объем знаний и научить ими
пользоваться. Роль ученика сводилась к пассивному усвоению и запоминанию той
информации, которую давал ему педагог. Однако в современную эпоху
традиционный авторитарный стиль в обучении оказывается все более неэффективным,
утрачивает свою былую популярность. Объясняется это тем фактором, что
современное высокоразвитое индустриальное общество в силу большой сложности
хозяйственного механизма, уникальности новейшей техники, ее громадного
воздействия на все стороны общественной жизни, включая и окружающую природную
среду, требует нового типа специалиста будь то предприниматель, инженер,
экономист или юрист. Этот специалист должен не только обладать большими
познаниями в соответствующей области, но и быть творческой, инициативной
личностью, умеющей принимать смелые и нестандартные решения, учитывать
множество факторов, связанных с использованием новейшей техники и технологии, с
ее социальными и культурными последствиями.
Новый,
демократический стиль в построении образовательного процесса характеризуется
следующими особенностями:
1) формальный
процесс передачи знаний заменяется решением конкретных задач, которые
совместно обсуждают учитель и ученик;
2) сущность
передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию, а заключается в
овладении разнообразной информацией;
3) формой общения
учителя с учеником становится не научение, а взаимный обмен информацией, что,
естественно предполагает большую самостоятельную работу ученика;
4) инициатором и
ведущим в образовательном процессе выступает учащийся;
5) характер
отношении между участниками - попеременное доминирование или равенство учителя
и ученика;
6) в роли
обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал, а любой
носитель ценной информации .
Очевидно, что
такого рода нетрадиционная, демократическая модель образовательного процесса
может успешно применяться в процессе обучения взрослых людей, имеющих
сознательную мотивацию к образованию, желающих творчески овладеть изучаемыми
предметами. К этой группе могут быть отнесены старшеклассники, студенты,
специалисты, обучающиеся в системе повышения квалификации и др. Что касается
начальной и средней школы, то в их деятельности удачно сочетаются элементы
демократического и авторитарного стилей управления учебным процессом. Без
демократического стиля, предполагающего уважительное отношение к ученику,
сочетаемое со стремлением помогать ему и сопереживать вместе с ним, трудно
пробудить у школьников интерес к учебе, привить им необходимые моральные
качества.
Отмеченные выше
трудности во взаимоотношениях учащихся и Учителей, безусловно, в значительной
мере снижают эффективность образовательного процесса. Переход к новым,
демократическим взаимоотношениям между ними является важнейшим звеном процесса
перестройки образования на гуманистических началах, но это станет реальностью
лишь тогда, когда общество в целом будет реформировано на принципах рыночной
экономики и демократические институты окончательно утвердятся в стране. Только
тогда возрастет ценность образования в стране, повысится престиж учительской
профессии, а учащиеся и их родители будут сознательно ориентированы на
получение образования.
Заключение
В современном
индустриальном обществе школа, в первую очередь высшая, не является в полной
мере демократическим заведением. Некоторые социологи даже приписывают институту
образования консервативные функции, поскольку он воспроизводит существующее в
обществе социальное неравенство, а высшую школу называют элитарной. Подобные
факты нельзя отрицать. Однако при этом нужно помнить, что всеобщее равенство
является утопией, и каждое общество имеет свой средний образовательный
стандарт, соответствующий его объективным потребностям. В ряде высоко развитых
индустриальных держав мира, таких как Япония, Германия, США этот стандарт уже
выходит за рамки обязательного среднего образования. Кроме того в ряде западных
стран (Франция, Германия и др.) распространяется практика приема в вузы без
вступительных экзаменов, что является достаточно убедительным свидетельством
демократизации системы высшего образования. Аналогичные эксперименты начинают
практиковаться и в нашей стране.
В современном
обществе более образованные социальные слои занимают более высокое положение в
иерархии социального престижа. Движение индивида вверх или вниз по шкале
социального престижа становится в прямую зависимость от уровня его образования.
Таким образом образование является одним из важнейших символов социальной
позиции и средством достижения успеха в обществе. Расширение масштабов
образованности населения, совершенствование системы образования оказывают
сильнейшее воздействие на социальную мобильность, делают ее более открытой и
динамичной.
Список литературы
1. Общая психология: Учеб. пособие для
студентов пед. институтов / Под ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение,
1981.
2. Психология и педагогика: Учеб.
пособие / Под ред. В.М Николаенко. – М.: ИФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
3. Психология и педагогика: Учеб.
пособие / Под ред. А.А. Радугина. – М.: Изд-во «Центр», 1997.
[1] Заславская
Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новоибирск, 1991. С.110, 111
[2] Кузьминов
Я. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации// Вопр.
Экономики, 1992, 3. С. 51
Страницы: 1, 2
|
|