Психология человека
Психология человека
БАШКИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДОГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
ПЕДАГОГИКИ
Реферат
По
дисциплине: Общая психология.
Выполнил:
Проверил:
Уфа
2007
Содержание.
1
|
Сознание
человека.
|
3
|
|
1.1
|
Природа
человеческого сознания.
|
3
|
|
1.2
|
Возникновение и
развитие сознания.
|
3
|
|
1.3
|
Сознание и
бессознательное.
|
4
|
2
|
Деятельность.
|
6
|
|
2.1
|
Понятие и
строение человеческой деятельности.
|
6
|
|
2.2
|
Развитие
человеческой деятельности и её виды.
|
9
|
|
2.3
|
Деятельность и
психические процессы.
|
13
|
|
2.4
|
Умения, навыки
и привычки.
|
14
|
3
|
Мышление.
|
17
|
|
3.1
|
Природа и виды
мышления.
|
17
|
|
3.2
|
Особенности
творческого мышления.
|
18
|
|
3.3
|
Теории мышления
в психологии.
|
20
|
|
3.4
|
Развитие
мышления.
|
22
|
4
|
Речь.
|
24
|
|
4.1
|
Речь
и её функции.
|
24
|
|
4.2
|
Речь
как средство общения людей.
|
25
|
|
4.3
|
Речь
как инструмент мышления.
|
27
|
|
4.4
|
Соотношение
мышления и речи.
|
27
|
5
|
Теории
личности.
|
28
|
|
5.1
|
Общие
представления о личности.
|
28
|
|
5.2
|
История исследования личности.
|
28
|
|
5.3
|
Современные
теории личности.
|
29
|
|
5.4
|
Развитие и
формирование личности.
|
29
|
|
5.5
|
Проблема
устойчивости личности.
|
30
|
6
|
Способности.
|
32
|
|
6.1
|
Понятие о
способностях.
|
32
|
|
6.2
|
Способности,
задатки и индивидуальные различия людей.
|
|
|
6.3
|
Природа
человеческих способностей.
|
33
|
|
6.4
|
Развитие и
формирование способностей.
|
33
|
7
|
Список
источников.
|
33
|
1 Сознание человека.
1.1 Природа человеческого сознания.
Итак, сознание — это высшая форма отражения действительного мира,
свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в
обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном
построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и
самоконтролю поведения человека.
Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание
принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания,
содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы.
Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного
мира.
Человек, в отличие от животных сам себя познает и сознает, он способен
совершенствоваться. Его сознанию присущи такие стороны, как самосознание,
самоанализ, самоконтроль. Их формирование происходит, когда человек выделяет
себя из окружающей среды. Самосознание — самое важное отличие психики человека
от психики самых развитых животных.
Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма
отражения действительности. Сознание человека структурно организовано и
является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся
между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания важно выделить
осознание предметов и переживание, т.е. отношение к содержанию того, что
отражается.
Развитие сознания возможно только при пополнении его новыми знаниями об
окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные
уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания.
Мозг современного человека сформировался в результате длительной эволюции,
и представляет собой сложноорганизованный орган. Уровень сознания зависит от
степени организации мозга и подтверждается это тем, что сознание ребенка
формируется с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старика дряхлеет,
угасают и функции сознания.
1.2 Возникновение и развитие сознания.
Сознание современного человека — это продукт истории всего человечества,
итог развития бесконечной череды поколений людей. Прежде чем понять его
сущность, необходимо выяснить, как оно зародилось. Сознание развивалось вместе
с эволюцией психики животных. На протяжении миллионов лет создавались условия
для возникновения разумного человека, без этого появление человеческого
сознания стало бы вряд ли возможным.
Вначале у живых организмов появилась первоначальная основа психики —
отражение. Отражение воспроизводит признаки, свойства и отношения отражаемого
объекта. Живой организм обладает раздражимостью и чувствительностью,
специфическими свойствами отражения.
Отражение является информационным взаимодействием, одно оставляет о
себе память в другом. Информацией для живого организма является все, с чем этот
организм взаимодействует.
Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность
опосредованном взаимодействии всего со всем — все несет информацию обо всем.
Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является
всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства
мира: ведь все в мире "помнит" обо всем! Это вытекает из принципа
отражения как всеобщего свойства материи.
У простейших организмов, а также растений сформировалась способность
"отвечать" на воздействие внешней среды, эта форма отражения
называется раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной
избирательностью — простейший организм, растение, животное приспосабливается к
окружающей среде. Эту стадию психики можно назвать сенсорной.
Через многие миллионы лет организмы приобрели способность ощущения, с
помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе
сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело
способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму, температуру и
т.п.
Это сделалось возможным потому, что у животных появилась нервная
система, которая дала возможность активизировать отношения с окружающей средой.
Это персептивная стадия развития.
Наивысшей формой отражения в животном мире является восприятие, которое
позволяет представить объект целиком и полностью. Психика, как результат
взаимодействия мозга с внешним миром и психическая деятельность дали
возможность животным не только приспособиться к окружающей среде, но и в определенной
мере проявить внутреннюю активность по отношению к ней и даже изменять среду.
У высших млекопитающих уже появляется элементарное мышление. Так,
например, обезьянам присуща психическая деятельность сложнее, чем у других
животных. Эту стадию психики называют стадией интеллекта.
Объединив все перечисленные стадии психики человек "добавил"
чувства, волю, а на основе механической памяти животных у него развивается
логическая, смысловая память, таким образом, все формы психического отражения у
него объединились в единое целое. Этой единой, сложной, высшей формой отражения
в эволюции природы и является сознание.
1.3 Сознание и бессознательное.
Сознание не является единственным уровнем, на котором
представлены психические процессы, свойства и состояния человека, далеко не
все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально
осознается им. Кроме сознания, у человека есть и
бессознательное. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по
своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но
актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции,
связанной с сознательными процессами, также называют психическими.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех
психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть
бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия,
проприоцептивные ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения,
которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и
слуховой центральных системах.
Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в
феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости,
которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта,
предмета, ситуации.
Бессознательная память — это та память, которая связана с
долговременной
и генетической памятью. Это та память, которая управляет
мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный
момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает
в процессе решения человеком
творческих задач, а бессознательная речь
- это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое
другое, не осознаваемое человеком в
психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые
личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания,
сознания и воли человека, он проявляется в своих
наиболее глубоких чертах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|