Психологическое обеспечение гармоничного развития ребенка
Во многих работах указывается, что в условиях госпитализма
страдает предречевое и речевое развитие, разлука с матерью сказывается на
развитии познавательных функций, на эмоциональном развитии ребенка.
§2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Врожденные формы психики и поведения
Без точного знания того, с чем
ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного
развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно
сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.
Люди, окружающие младенца, помогают
ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка,
обучают, воспитывают его, способствуют приобретению человеческих
психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного
существования. Поддержка ребенка со стороны родителей и взрослых начинается с
рождения и продолжается как минимум в течение полутора десятков лет до тех пор,
пока ребенок не станет взрослым и не сможет вести независимый, самостоятельный
образ жизни. Но и современному взрослому человеку для того, чтобы оставаться
человеком и развиваться как человек, нужна постоянная поддержка со стороны
других людей, общение и взаимодействие с ними. Без этого он быстро деградировал
бы как личность.
Вместе с тем младенец уже при
рождении обладает немалым запасом практически готовых к употреблению, сложных
сенсорных и двигательных способностей - инстинктов, позволяющих ему
приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. У
новорожденного с рождения, например, имеется немало сложных движений,
развивающихся в основном по генетически заданной программе в процессе
созревания организма, в том числе рефлекторных, возникающих сразу и без
специального обучения с первых часов жизни под воздействием соответствующих
внутренних и внешних стимулов, закодированных в качестве ключевых в программах
развития этих движений. При рождении у младенца имеются ощущения всех
элементарные формы восприятия, памяти, благодаря которым становится возможным
его дальнейшее познавательное и интеллектуальное развитие. Они представляют
собой генетически заданные структуры или блоки сенсорных систем, из которых
непосредственно или при незначительной прижизненной модификации строятся более
сложные познавательные структуры. В число таких базовых элементов восприятия
можно включить, например, механизмы зрительного, слухового и мышечного сосредоточения,
слежения за объектами, их сличения, локализации в пространстве, сохранения в
памяти, обработки следов их воздействий.
Младенец, которому от рождения всего
лишь 1-2 дня, уже способен различать химические вещества по вкусу. Обоняние как
один из древнейших и важнейших органов, чувств начинает у него функционировать
также сразу после рождения. Такими же особенностями обладают элементарное
зрение, движения и слух.
В первые два месяца жизни ребенок
демонстрирует способность к рефлекторному повороту головы в ответ на
прикосновение какого-либо предмета к уголку рта, сильно сжимает ладони при
касании их поверхности, совершает общие некоординированные движения руками,
ногами и головой. У него имеется также способность зрительного слежения за
движущимися объектами, поворота головы в их сторону. В родильных домах дети в
первые дни их жизни инстинктивно поворачиваются лицом в сторону окна, из
которого льется дневной свет.
Младенец способен различать вещества
на вкус. Он определенно предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен
определить степень сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них
поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиений и дыхания. Эти
двигательные и физиологические реакции аналогичны тем, которые наблюдаются у
взрослых людей при повышенном внимании и особом интересе к чему-либо.
Следует также назвать группу
врожденных процессов, способствующих самосохранению и развитию детского
организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания,
температуры тела, обменных процессов и т. п. Несомненно врожденными являются
сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд
других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни
ребенка.
Готовность к функционированию с
рождения обнаруживают не только основные органы чувств, но и головной мозг.
Количество нервных клеток в коре
головного мозга у новорожденного почти такое же, как у взрослого человека,
однако эти клетки еще незрелые, а связи между ними слабые. Созревание мозга и
организма ребенка, их превращение в мозг и организм взрослого происходят в
течение нескольких лет после рождения и заканчиваются только с поступлением в
школу. Созревание и развитие мозга находится под прямым влиянием множества
разнообразных внешних воздействий и впечатлений, которые получает ребенок от
окружающей среды.
Проведенные исследования обнаружили,
что в мозге ребенка, с момента рождения которого прошло не более полутора
суток, можно зарегистрировать различные электрические потенциалы, возникающие в
ответ на воздействия цветовых раздражителей на орган зрения. К этому времени
мозг уже в состоянии формировать условные рефлексы.
Применительно к младенцу важно знать
не только врожденные формы психики и поведения, но и процесс естественного
развития организма. Особое значение в первые месяцы жизни имеет развитие
движений .
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА
Моторика младенца с рождения имеет
довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов,
предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется
повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное
значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных
движений.
Развитие движений ребенка в течение
первого года жизни идет очень быстрыми темпами, причем прогресс, достигаемый в
этом отношении за двенадцать месяцев, поразителен. Из практически беспомощного
существа, располагающего ограниченным набором элементарных общих врожденных
движений рук, ног и головы, ребенок превращается в маленького человека, не
только легко стоящего на двух ногах, но относительно свободно и самостоятельно
передвигающегося в пространстве, способного одновременно с движениями ног
выполнять сложные манипулятивные движения руками, освобожденными от локомоции
(функции обеспечения передвижения в пространстве) и предназначенными для
исследования окружающего мира.
В младенческом возрасте быстро
формируются двигательные навыки детей, особенно сложные, сенсорно
скоординированные движения рук и ног. Эти движения в дальнейшем играют весьма
существенную роль в становлении познавательных и интеллектуальных способностей
ребенка. Благодаря движениям рук и ног ребенок получает значительную часть
информации о мире, на движениях рук и ног учатся видеть по-человечески глаза.
Сложные ручные движения входят в первичные формы мышления и становятся его
неотъемлемой частью, обеспечивая совершенствование интеллектуальной
деятельности человека.
Все предметы ребенком примерно до
семимесячного возраста захватываются почти одинаково. После семи месяцев можно
наблюдать, как движения рук, и в частности кисти ребенка, постепенно начинают
приноравливаться к особенностям захватываемого предмета, то есть приобретают
предметный характер. Вначале такое приспособление наблюдается в момент
непосредственного контакта руки с предметом, а после 10 месяцев приспособление
руки и кисти осуществляется заранее, еще до касания предмета, только на основе
его зрительно воспринимаемого образа.
Это свидетельствует о том, что образ
предмета начал активно управлять движениями рук и регулировать их, то есть о
том, что у ребенка возникла сенсомоторная координация.
Согласованные действия рук и глаз
начинают появляться у ребенка довольно рано, задолго до того момента, когда
возникает четкая сенсомоторная координация. Ребенок схватывает в первую очередь
те предметы, которые попадаются ему на глаза, и это отмечается уже на втором -
третьем месяце жизни. На следующем этапе, относящемся к возрасту от 4 до 8
месяцев, система скоординированных зрительно-моторных движений усложняется. В
ней выделяется фаза предварительного слежения за объектом до того, как он будет
схвачен. Кроме того, ребенок начинает зрительно и двигательно предвосхищать
траекторию перемещения предметов в пространстве, то есть прогнозировать их
движение.
Одним из первых младенец усваивает
хватание и удерживание предметов в руке, пытаясь приблизить их ко рту.
Возможно, что в этом своеобразном
действии проявляется атавизм, связанный с тем, что у многих животных основным
органом манипулирования и исследования окружающего мира были челюсти.
Сначала ребенок схватывает случайно
оказавшиеся под рукой предметы, которые она встречает на пути своего
естественного следования. Затем движения руки становятся более
целенаправленными и управляемыми образом зрительно воспринимаемого предмета,
находящегося на некотором расстоянии от ребенка. Младенец ловит его,
манипулирует им, обращая внимание на свойства этого предмета. Наиболее яркие и
привлекательные свойства предметов он начинает воспроизводить при помощи
повторных движений. Например, он трясет погремушку для того, чтобы
воспроизвести издаваемый ею звук; бросает предмет на пол с целью проследить
траекторию его падения; стучит одним предметом о другой, чтобы еще раз услышать
характерный звук. В этом возрасте ребенок уже начинает понимать, что
воспроизведение движений способно еще раз воссоздать желаемый результат.
В этот период происходит начало
формирования произвольных движений, и все это относится к первому полугодию
жизни.
На втором полугодии дети начинают
подражать движениям взрослых, повторять их и тем самым оказываются практически
подготовленными к началу научения путем подражания. Ранее сформировавшиеся
движения глаз играют ориентировочно-исследовательскую роль в совершенствовании
сложных ручных движений. С помощью зрения ребенок изучает окружающую
действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся
более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных
движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации.
Зрение и движения рук становятся далее основным источником познания ребенком
окружающей действительности.
К концу младенческого возраста у
ребенка возникает особая форма движения, служащая средством направления
внимания взрослого человека и управления его поведением с целью удовлетворения
актуальных потребностей ребенка. Это в первую очередь указательный жест,
адресованный взрослому, сопровождающийся соответствующей мимикой и
пантомимикой. Ребенок указывает взрослому рукой на то, что его интересует,
рассчитывая на помощь взрослого.
ВОСПРИЯТИЕ И ПАМЯТЬ У МЛАДЕНЦЕВ
Из всех органов чувств главнейшее
значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в
самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения
глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной
плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному
возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения
глаз. Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на
предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может
самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.
Младенцы первых двух месяцев жизни
большую часть времени бодрствования занимаются рассматриванием окружающих
предметов, особенно тогда, когда они накормлены и находятся в спокойном
состоянии. Вместе с тем зрение является чувством, наименее развитым при
рождении (имеется в виду тот уровень развития, которого зрение может достичь у
взрослого человека). Хотя новорожденные в состоянии следить глазами за
движущимися объектами, однако вплоть до 2 - 4 - месячного возраста их зрение
является относительно слабым.
Достаточно хороший уровень развития
движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту.
Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен
генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей
внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся
более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов,
а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать
ребенок.
Примерно со второго месяца жизни у
ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем -
четвертом месяцах формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже
сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными,
показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если
перед его взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или
когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая
экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно
создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).
Наблюдая за развитием детей первого
года жизни, советские психологи Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что
примерно на шестой недели жизни ребенка его поведение при виде взрослого
человека резко меняется. Если раньше взгляд малыша лишь ненадолго
останавливался на взрослом человеке и быстро “убегал” в сторону, то теперь
происходит нечто совсем иное: ребенок долго и внимательно смотрит в глаза
взрослому, на лице его появляется улыбка, он начинает гулить. Создается впечатление,
что поведение ребенка осмысленно, он весь тянется к взрослому и как бы говорит
ему: “Не уходи, побудь со мной подольше”. Ученые назвали эту удивительную
реакцию младенца “комплексом оживления”.
На втором месяце жизни младенец
особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих
предметов. Его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко
эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2 - 3 месяцев
младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений.
Было бы неправильно связывать
возникновение у ребенка комплекса оживления со зрительным восприятием хорошо
знакомых лиц. Многие слепые от рождения дети также начинают улыбаться примерно
в двух-трехмесячном возрасте, услышав только голос своей матери.
Улыбка на лице ребенка возникает и
поддерживается не сама собой. Ее появлению и сохранению способствует ласковое
обращение матери с ребенком или заменяющего ее взрослого человека. Для этого
выражение лица взрослого должно быть добрым, радостным, а его голос приятным и
эмоциональным.
Установлено, что интенсивное
эмоциональное общение взрослого с ребенком способствует, а редкое и бездушное
препятствует развитию комплекса оживления и может привести к общей задержке
психического развития ребенка.
Дальнейшие наблюдения и работы
советских исследователей (Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной и других) показали,
что комплекс оживления есть не что иное, как выражение потребности ребенка в
общении со взрослым, активная попытка малыша привлекать и удерживать взрослого
человека, общаться с ним.
Первые элементы комплекса оживления
появляются на втором месяце жизни. Это замирание, сосредоточение, улыбка,
гуление, причем все они вначале возникают как реакции на обращение взрослого к
ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и
появляются одновременно. Каждый из них выступает как специфическая реакция на
соответствующие воздействия взрослого и служит цели активизации общения ребенка
со взрослым. На заключительном этапе его развития комплекс оживления
демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность
общения со взрослым.
К трех-четырехмесячному возрасту дети
своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и
общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте
около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в
поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает
в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится
родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро
прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года
жизни. Вместе с ней растет и стремление ребенка постоянно находиться рядом со
знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним.
Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми
и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14 - 18 месяцам жизни, а
затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт
самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения
неуправляемы, а защитные реакции слабы.
Рассмотрим некоторые данные, которые
характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом
возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, то есть
отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности,
возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения
ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность
запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также
складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3 - 4 - месячного
возраста ребенок, по - видимому, в состоянии хранить образ воспринятого
предмета не более одной секунды. После 3 - 4 месяцев время сохранения образа
увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в
любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем
узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается
активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что
свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной
памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует
объективные связи, существующие между предметами.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|