бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Психологические особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте бесплатно рефераты

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. В настоящее время социальная ориентация во многом определяет профессиональное самосознание человека, его профессиональное самоопределение и профессиональный выбор.

Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности.

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я" [19, c.165].

Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров). Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем. Если они решили продолжить образование, их снова начинает волновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к "ненужным" учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению [22, c.93]

Байтингер О.Е., проводивший масштабные экспериментальные исследования развития ориентации на будущее и планирования в подростковом возрасте, приходит к выводу о том, что в возрасте 16-17 лет развитие психологической функции планирования отнюдь не завершено, оно продолжается даже после двадцатилетнего рубежа [7, c.118]. Из этого следует в частности, что к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций. Наконец, надо учитывать вмешательство личностной психодинамики, склонность принять желаемое за действительное или вытеснить неприятные ожидания.

Итак, психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.

Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Мировоззренческий выбор необходим именно в юности, иначе смешение ценностей в будущем не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения и не способствует таким образом ее психическому здоровью.

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я". Доминирующая мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.

Итак, к моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.

Таким образом, профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.


2. Эмпирическое исследование психологических особенностей профессионально самоопределения старшеклассников


2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования


В экспериментальной части нашей работы мы решили изучить психологические особенности профессионального самоопределения у старшеклассников, а так же проанализировать полученные данные.

Мы предположили, что старшеклассники, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании мотивационной сферы и имеют активную жизненную позицию.

Экспериментальная база нашего исследования – средняя общеобразовательная школа п.Солнечный, Марий Эл. В исследовании принимали участие 40 детей в возрасте 15-16 лет, учащиеся 9, 10 и 11 классов.

На основе беседы, на первом этапе исследования, были выбраны те школьники, которые уже выбрали будущую профессию, - 20 человек. Эти школьники вошли в состав экспериментальной группы. Там же были выявлены школьники, которые еще не имеют четкого представления о своей будущей профессии, которые вошли в состав контрольной группы (20 человек).

Результаты исследования представлены в приложении 1.

В работе были использованы следующие экспериментальные методики:

1. Для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий – методика "Дифференциально-диагностический опросник" Климова (ДДО).

3. Для исследования мотивации достижения у подростков – методика "Потребность в достижении" А.А.Реана. Методика позволяет выяснить, насколько развита мотивация достижения у подростков, стремятся ли они достичь поставленную цель, или пасуют перед жизненными трудностями.

3. Для исследования мотивации общения подростков – методика "Потребность в общении" А.Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова. Потребность в общении является ведущей в подростковом возрасте. Снижение этой потребности влечет за собой социальную дезадаптацию во взрослом обществе. Вот почему так важно выяснить, насколько общительны подростки.


2.2 Результаты диагностики


Мы провели анкетирование, результаты которого представлены в приложении 2. Диагностические методики для нашего исследования взяты из практикума по возрастной психологии (Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, СПб "Речь" - 2002), и представлены в приложении 1.

1. По результатам методики "ДДО Климова" мы получили следующие результаты (Диаграммы 1 и 2).

На диаграмме 1 показано, как распределились предпочтения наших испытуемых из экспериментальной группы.


Диаграмма 1. Диагностика предпочитаемых типов профессий у школьников, выбравших будущую профессию

Как видно из диаграммы 1, большинство школьников, определившихся с выбором, отдают предпочтение типам профессий "человек-техника" и "человек-знак". Наименьшее предпочтение получили такие категории, как "человек-природа" и "человек-худ.образ".


Диаграмма 2. Диагностика предпочитаемых типов профессий у школьников, не определившихся с выбором


Итак, из диаграммы 2 мы видим, что среди наших испытуемых из контрольной группы не обнаружилось значительных предпочтений какого либо типа профессий. Однако наиболее популярным оказался тип "человек-художественный образ", а наименьшее количество выборов получила категория "человек-человек".

Таким образом, полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников, не определившихся с выбором. Те школьники, которые уже выбрали профессию, отдают предпочтение категориям "человек-техника" и "человек-знак".

2. Исследование учебной мотивации подростков

По результатам методик "Направленность на отметку" и "Изучение направленности на приобретение знаний" мы получили следующие обобщенные результаты. В диаграмме 3 показана величина средних баллов направленности на отметку и на знания.

У школьников, выбравших будущую профессию отмечается повышение мотивации и на учебу, и на отметку. В то время как школьники, не определившиеся с выбором, менее мотивированы, как на учебу, так и на отметку.


Диаграмма 3. Сравнительное исследование учебной мотивации школьников


Таким образом, можно видеть следующее: учебная мотивация школьников, выбравших профессию, выше по сравнению с мотивацией тех, кто пока не определился с выбором (как направленность на отметку, так и направленность на приобретение знаний);

3. Исследование мотивации достижения у подростков

По результатам методики "Потребность в достижении" мы получили следующие обобщенные результаты. В группе школьников, выбравших профессию, средний балл по данной методике заметно выше, чем в группе школьников, не определившихся с выбором. Это значит, что школьники, выбравшие профессию, более заинтересованы в достижении поставленных целей.

Графическое представление полученных данных приведено в диаграмме 4.



Диаграмма 4. Результаты исследования по методике "Потребность в достижении"


Таким образом, потребность в достижении в группе школьников, не выбравших профессию, в целом значительно ниже, чем в группе уже выбравших.

4. Исследование мотивации общения подростков

По результатам методики "Потребность в общении" мы получили следующие обобщенные результаты (диаграмма 5).


Диаграмма 5. Выраженность потребности в общении у подростков


Итак, мы видим, что школьники, выбравшие будущую профессию испытывают большую потребность в общении, чем те, которые не имеют четкого представления о будущей профессии.

Для того чтобы более подробно исследовать направленность мотивации общения у школьников обеих групп, мы проанализировали данные методики "Мотивация общения" (диаграмма 6).

Диаграмма 6. Направленность мотивации общения


Итак, мы видим, что в группе школьников, выбравших будущую профессию (1) стремление к принятию преобладает над страхом отвержения. В то время, как в группе школьников, не определившихся с выбором (2) наблюдается противоположная тенденция: страх отвержения доминирует над стремлением к принятию.

Обобщая полученные данные, можно сделать следующие основные выводы по главе 2:

·                   Полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников, не определившихся с выбором. Те школьники, которые уже выбрали профессию, отдают предпочтение категориям "человек-техника" и "человек-знак".

·                   Учебная мотивация школьников, выбравших профессию, выше по сравнению с мотивацией тех, кто пока не определился с выбором (как направленность на отметку, так и направленность на приобретение знаний);

·                   Потребность в достижении в группе школьников, не выбравших профессию, в целом значительно ниже, чем в группе уже выбравших.

·                   В группе школьников, выбравших будущую профессию, стремление к принятию преобладает над страхом отвержения. В то время, как в группе школьников, не определившихся с выбором наблюдается противоположная тенденция: страх отвержения доминирует над стремлением к принятию.

·                   Школьники, выбравшие будущую профессию испытывают большую потребность в общении, чем те, которые не имеют четкого представления о будущей профессии.


Заключение


Итак, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.

Профессиональное самоопределение тесно связано с профориентацией и рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.

Отсутствие мировоззренческого выбора в юности, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения и не способствует таким образом ее психическому здоровью.

Образ будущей профессии достаточно сложное образование, включающее эмоциональные и когнитивные компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я". Существуют такие личностные свойства и качества, которые не включаются в сферу осознания и самооценки, человек просто не может оценить себя по ряду параметров.

Доминирующая мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию. К моменту профессионального самоопределения выпускники не готовы сделать зрелый, полноценный выбор по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.

Профессиональные установки выражают собой личностную активность субъекта деятельности и относятся к смысловым установкам, возникающим в ходе общего и профессионального развития.

Для эффективного профессионального выбора необходимы: дифференцированность Я-концепции субъекта профессионального развития, доверие к себе; рациональность решения жизненных задач; достижение автономии; ориентация на будущее; сформированность профессиональных интересов и общих трудовых навыков; некоторый опыт практической работы. На основе описания зрелых профессиональных установок конструируются средства диагностики их индивидуально-специфических проявлений.

Личные профессиональные планы выпускника школы, его способности и склонности часто не учитываются при выборе специальности. У большинства молодых людей выбор профессии основывается на существующих в обществе стереотипах, что мешает найти себя в мире профессий и создает психологические трудности.

В ходе экспериментального исследования изменения социальных представлений мы получили следующие результаты:

·                   Полученные данные говорят о широте диапазона интересов школьников, не определившихся с выбором. Те школьники, которые уже выбрали профессию, отдают предпочтение категориям "человек-техника" и "человек-знак".

·                   Учебная мотивация школьников, выбравших профессию, выше по сравнению с мотивацией тех, кто пока не определился с выбором (как направленность на отметку, так и направленность на приобретение знаний);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6