Психологические особенности процесса самоутверждения
И лишь в искусстве, в бескорыстном
созерцании чистых форм, в духовной действительности, в мышлении можно
освободиться от господства мировой воли.
Ф. Ницше [ ] рассматривает в своей
концепции человека, как уникального, единственного и неповторимого чуда
природы, но обычно, как говорит Ницше, люди боятся своей уникальности,
стремятся быть как все «принадлежать к массе» и становятся «фабричным
товаром, безразличными существами». Он говорит, что «в мире есть единственный
путь, по которому никто не может идти кроме тебя; куда он ведет, не спрашивай –
иди по нему!»(с. 31, 11). Но позднее взгляды Ницше кардинально изменились.
В своей последней книге «Ecce Homo» он пишет, что реальными людьми
движет стремление самоутвердиться не путем самоопределения, а путем преодоления
других. И руководит самоутверждением воля к власти.
Ницше вводит в свою концепцию термин
«сверхчеловек», который является аналогом понятию «человек - личность»,
обозначив тем самым новую стадию в развитии человека. Конкретным средством
создания такого человека и является самоутверждение, основанное на воли к
власти. Здесь он предполагает два пути. Первый – путем самоопределения природы
(опираясь и попирая других людей) и второй – собственно человеческое
самоутверждение, т.е. человек должен бороться и преодолевать себя, а не других
– это самоутверждение будущего. Мешают становлению человека – личности и
субъективные свойства самих людей (леность, трусость и т.д.), и созданные
социальными институтами духовные ценности (например, добродетель делает
человека «ручным послушным зверем»).
В XX в. феномен самоутверждения практически перешел из области философии в
область, прежде всего психологии. И, прежде всего, этот процесс наиболее широко
представлен в теории А. Адлера. Одним из центральных положений в ней было то,
что физически не здоровый человек формирует комплекс неполноценности и он
пытается преодолеть его путем возвышения личностного чувства, стремлением к
превосходству.
Данное стремление является
врожденным, но его нужно воспитывать, развивать, чтобы реализовать свой
человеческий потенциал. Будучи, неясной и в основном неосознанной в начале
своего формирования, в детские годы, эта жизненная цель со временем становится
источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл. Это
фундаментальный мотив, который присущ для всех. Само превосходство, как цель,
может принимать позитивное, конструктивное, так и негативное, деконструктивное
направление. Негативное направление существует у людей со слабой способностью к
адаптации у тех, которые борются за свое превосходство за счет других. Хорошо
приспосабливающиеся наоборот, проявляют свое стремление к превосходству в
позитиве так, что оно соотносится с благополучием других. Стремление к
превосходству также сопряжено с большими энергетическими затратами, но в
результате реализации этого стремления уровень напряжения у человека скорее
растет, чем снижается. Стремление к превосходству касается не только человека
как отдельного индивидуума, но и человека, как члена общества.
В своей книге «О нервичном
характере»(2) он описывает процесс стремления к превосходству,
самоутверждения у нормального и здорового человека. Итак, невротик в ходе
самоутверждения сконцентрирован на своем «Я», на проблеме самоуважения,
стремится к силе, к самовозвеличиванию, к реализации сугубо эгоистических целей
и единственный выход видит в достигнутом превосходстве над другими «Я», в
подавлении их. Нормальный человек на первое место ставит преодоление внешних
трудностей, решение реальных, жизненных задач, что в конечном счете
способствует его совершенствованию.
В ходе последующего развития
психологии анализ самоутверждения становится все более научным. Именно, сюда
можно отнести Курта Левина (1890-1947). [8, 11]. Новизна состояла в том, что
составляющие феномена самоутверждения были подвергнуты измерению. «Полевая
идея» Левина существенна для понимания теории самоутверждения. «Полем»
он назвал ту внешнюю психологическую среду, в которой существует личность.
Взаимоотношение между личностью и психологической средой образует «жизненное
пространство». Выход за его пределы создает напряжение (что-то подобное
адлеровскому чувству неполноценности). Главными побудителями человеческого
поведения являются потребности. Он делит потребности на конкретные, «квазипотребности»
(каждая из которых может быть полностью удовлетворена) и «истинные»
(профессиональная потребность, нужда в самоутверждении и т.п.). Аналогичным
образом разделялись и цели – «реальные» и «идеальные». К. Левин
говорил, что в проблемной ситуации у человека могут возникнуть несколько
различных целей и задача его будет состоять в выборе первой из них. На этот
выбор существенно влияет «уровень притязаний личности», который может меняться
в зависимости от ситуационных, культурных, индивидуальных и т.п. факторов.
Причем К. Левин и его ученики проводили, как выше было указано, исследование
описанных феноменов. Именно таким образом было сформулировано одно из главных
противоречий самоутверждения: «Основная проблема уровня притязаний может
быть раскрыта, как явное несоответствие между тенденцией устанавливать все
более высокие цели и обычным представлением о том, что жизнь регулируется
тенденцией избегать излишних усилий» [9, с. 5-9]. Личность предпочитает
ставить все более высокие цели, трудные, получая удовольствие от их реализации
в большей степени, чем от легких целей. Причем в зависимости от успешности
претворения целей в жизнь один человек ставит наиболее адекватные цели, другой
ставит более низкую цель или цель намного превышающую его возможности. Т.е.
здесь мы видим опять же описание различных способов самоутверждения. У
нормальной личности оно идет благодаря постепенному повышению уровня
притязаний, игнорирование этого ведет к тому, что человек самоутверждаясь или
завышает свою самооценку, или занижая их оценивая себя как незначительное,
неспособное существо.
4. «Я – концепция» и основные положения
Феномен самоутверждения зависит от
следующих факторов таких, как характер притязаний личности, ее возможности. Но
мы предположим, что самоутверждение в своем формировании будет на представлении
индивида о себе, на «Я - концепцию». Поэтому в данной главе мы и рассмотрим
основные положения касающиеся «Я - концепции».
«Я - концепция» - это
совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценками [4,
с.3].
Первые представления о «Я -
концепции» принадлежат Джемсу, Кули, Миду.
Джемс [4] говорит об интегральном Я,
в котором выделяется
-
Я - сознательное (рефлексивно-процессуальный
аспект);
-
Я - как объект, содержание сознания в котором в
свою очередь можно следующие моменты: Я духовное, Я материальное, Я социальное,
Я физическое.
Кул и Мид [4] подчеркивают ведущую
роль социального взаимодействия, как источник «Я - концепции».
Э. Эриксон [24] рассматривает
проблематику «Я - концепции»сквозь призму эгоидентичности, понимаемой им как
возникающий на биологической основе продукт определенной культуры, характер
которого определяется особенностями данной культуры и возможностями индивида.
Рассматривал «Я - концепцию» и К.
Роджерс [4, 22] в рамках феноменологического подхода и говорит, что «Я -
концепция» - это одновременно и представления и внутренняя сущность индивида,
имеющая относительную стабильность и регулирующую поведение.
Р. Бернс [4] выделяет в «Я -
концепции» три элемента:
1. Когнитивная составляющая (представления
индивида о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными).
2. Эмоционально-оценочная составляющая
(самооценка) – аффективная оценка представления о себе.
3. Поведенческая составляющая – это поведение,
определяемое вышеперечисленными составляющими.
Рассматривают
три основных вида «Я - концепции»:
1. Реальное Я – то какой я есть на самом деле.
2. Зеркальное Я – как меня видят другие (его
также называют социальное Я)
3. Идеальное Я – то каким мы хотели бы быть.
Определяют
следующие функции «Я - концепции»:
1. «Я - концепция» определяет ориентацию опыта, т.е. у человека существует
тенденция строить на основе своих образов не только поведение, но и
интерпретацию индивидуального опыта, т.е. «Я - концепция» действует как
внутренний фильтр.
2. Она способствует внутренней согласованности личности и является
источником того, как к человеку будут относиться.
Г. Олпорт
[22] считает «Я - концепцию»центральным образованием личности, рассматривая ее
как пространственно- временную структуру. Это миг между прошлым и будущим и эта
центральная точка в пространстве, вокруг которой все организовано.
У.
Спиркина [19] категория Я занимает центральное место. Это высшее, сложнейшее
интегрированное и динамическое образование в духовном мире человека,
регулирующая психическую жизнь. Соотношение себя и объективной реальности у
него осуществляется посредством Я. При этом подчеркивает, что «Я - концепция»
это всегда сознательная структура. Он дает следующие характеристики Я:
1. Я – устойчиво, оно может меняться вместе с изменениями условий жизни.
2. Я обладает пластичностью.
3. Я обладает цельностью, внутренней собранностью.
Кон [9]
подчеркивает, что «Я - концепция» входит в структуру личности в качестве
установки и называет два свойства Я: дифференцированность и обобщенность. И
предлагает четыре закона, по которым конструктируется образ Я.
1. Интеграция или система отраженного, зеркального Я, т.е. образ Я
формируется на основе других людей и этими людьми в разное время выступают
разные люди
2. Система социального сравнения, т.е. идет сравнение Я наличного с прошлым
и будущим, свои достижения сравниваются с притязаниями. Также идет сравнение
себя с другими людьми, формируется самооценка.
3. Система самоатрибуции , т.е. приписывание себе определенных свойств.
4. Система так называемой смысловой интеграции жизненных переживаний, т.е.
все предыдущие системы взаимосвязываются с помощью интегрирования.
Р. Бернс
подчеркивает, что «Я - концепция» формируется под влиянием внешних воздействий,
очень важны среди них конфликты со значимыми другими. «Я - концепция» развивается
под влиянием множественных сенсорных импульсов, воспринимаемых нашей нервной
системой.
Проведенные
в 1973 году исследования показывают, что по мере взросления уменьшается
значение следующих категорий: внешность, общие сведенья и идентичность
(половая, расовая), друзья, семья и родственники, вещи, принадлежащие ребенку и
т.п. Увеличивается относительная доля таких категорий, как: обобщенные
личностные качества, устойчивые особенности поведения, направленность,
интересы, увлечения, убеждения и ценностные установки, отношение к себе,
отношение к лицам противоположного пола, сопоставление себя с другими людьми и
т.п.
Исследования
Монтемайора и Эйзена [4] устанавливают, что самооценка с возрастом становиться
все более дифференцированной. Этот факт объясняют тем, что «Я - концепция» с
возрастом делится на ряд независимых друг от друга «Я - концепций», относящихся
к разным сферам жизни, действительно, даже Э. Эриксон утверждает, что его эго
на данной стадии обладает достаточной силой, чтобы интегрировать график роста и
работы организма со структурами социальных правил.
В
заключении можно сказать, что «Я - концепция» является важной единицей развития
личности и формируется под влиянием жизни.
5. Гипотеза
Исходя
из всего вышенаписанного, мы выдвинули следующую гипотезу. Гипотеза: в
основе различий между людьми в способах собственного самоутверждения могут
лежать разные варианты саморепрезентации.
Экспериментальная часть
1. Методика и ее обоснование,
испытуемые
Когнитивный,
эмоциональный компонент «Я - концепции» может быть исследован с помощью
вопросов различного рода и различных оценочных шкал. Сюда можно отнести
опростник Лоуренса, опростник Вольпе-Лазаруса и др. Однако как таковые
опоросники, хотя и дают возможность оценить особенности образа Я, но здесь есть
вероятность того, что испытуемые будут руководствоваться неосознанной или
сознательной корректировкой «Я - концепции» с целью создать наиболее
благоприятное восприятие о себе. Поэтому в данной работе был использован
тематический апперцепционный тест (ТАТ), который при всех его недостатках
(трудность, неоднозначность интерпретации, необходимость большого количества
времени для его проведения и т.д.) позволяет раскрыть внутренний мир человека
во всем его многообразии. К тому же у опрашиваемого человека создается
впечатление, в соответствии с инструкцией, что исследуется лишь особенности его
воображения или фантазии, при описании им качеств другого человека (людей,
изображенных на картинках), а не его собственные качества и свойства,
конкретные отношения, его мотивы и тенденции, конфликты и способы их
разрешения. Применяемый стимульный материал, неопределенный по содержанию,
дает возможность определить, что человек увидел в персонажах, те
характеристики, которые свойственны ему самому.
Для
исследования был выбран следующий вариант анализа ТАТ. Данный анализ состоял в
следующем: каждый рассказ рассматривался как целое, из которого выбирались
главные и неглавные темы, без традиционной оценки отдельных элементов
рассказа. Отбирались вопросы, конфликты, составляющие из себя предмет заботы
героя. Т.е. выбирались общие темы. Также дополнительно для оценки аспектов «Я -
концепции», нами были выбраны следующие показатели, которые назывались
испытуемыми при описании главного героя:
-
Наличие половой идентификации (например, «это чисто
женская работа», «откровенный мужской разговор»);
-
Наличие возрастной идентификации (например,
«девочку зовут Оля, ей 11-12 лет»);
-
Наличие идентификации с социальными ролями
(например, «сельская учительница», «гувернантка»);
-
Описание особенностей внешности (физическое Я)
(например, «красивая женщина», «лысый мужчина»);
-
Упоминание о личностных качествах, мотивах,
интересах, т.е. психологических свойств («психическое Я») (например, «хитрая,
расчетливая, злобная старуха», «романтическая душа»).
(Данные
показателя были выбраны в соответствии с положением Р. Бернса, описанным выше).
Для
уточнения поведенческого аспекта и эмоционального аспекта (т.к. исходя из
отношения к персонажу, к его успехам или неудачам, его возможностям и т.д.
можно судит о самооценке, эмоциональном компоненте) были выбраны следующие
показатели:
- Изоляция от других (например, «человек смотрит в окно и видит, идущих
куда-то людей, но это совершенно иная жизнь … Он живет своей жизнью отличной от
других … Люди его не зажигают, он же не зажигает людей …»);
- Зависимость, самоотдача (например, «девушка живет вместе с родителями,
которые говорят ей что делать, заботятся о ней … и в будущем она будет
заботиться о маме и папе, т.к. она считает себя им обязанной … »);
- Лидерство, руководство, т.е. подчинение себе других (например, «здесь
изображен начальник, очень властный человек … Он кричит на свою подчиненную и
она не возражает, т.к. он ее начальник, а она подчиненная …»);
- Равное партнерство (например, «Они идут вдвоем по горной дороге,
взявшись за руки, придерживая друг друга … никто из них не забегает вперед…);
В нашей
работе также было использовано еще две методики. Одна из них тест-опростник на
самоотношение В.В. Столина, С.Р. Пантелеева. Это процесс рассматривался А.А.
Бодалевым в качестве первой из составляющих, необходимой для анализа «Я -
концепции». Данный опросник в отличие от других имеет много шкал, изучающих и
дополняющих результаты, полученные с помощью ТАТ, об аспектах «Я - концепции».
Он позволяет выявить глобальное, самоотношение, уровень конкретных действий в
отношении к своему Я и т.д. В нем представлены следующие шкалы – шкала S – измеряет интегральное чувство «за» ил «против» собственного «Я»
испытуемого; самоуважение (шкала, направленная на отражение аспектов
самоотношения к своим особенностям, возможность контролировать свою жизнь,
степень веры в свои силы и т.д.); аутосимпатия (шкала эта на позитивном
полюсе объединяет доверие к себе, интерес к собственным мыслям, чувствам,
уверенность в собственном интересе для других). Также опростник содержит семь
шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные
внутренние действия в адрес «Я» испытуемого, а именно шкалы: самоуверенность;
отношение других (ожидание положительного или отрицательного отношения
от других); самопринятие; саморуководство; самопоследовательность;
самообвинение, самоинтерес, самопонимание.
Третья
методика – опростник «Стратегии самоутверждения личности» Е.П. Никитина,
Н.Е. Харламенковой, данный опростник является по-нашему мнению единственным в
своем роде опростником, изучающим особенности самоутверждения человека (других
опростников, изучающих именно самоутверждение нами не было найдено).
Страницы: 1, 2, 3
|
|