Психологическая специфика конфликтов на различных уровнях социальной системы
Семья — уникальный
институт взаимодействия людей. Уникальность эта заключается в том, что этот
теснейший союз нескольких людей (муж и жена, потом дети, с ними могут совместно
проживать и родители мужа или жены) связывают нравственные обязательства. В
этом союзе люди стремятся провести как можно больше времени в совместном
взаимодействии, доставлять в процессе взаимодействия радость и удовольствие
друг другу.
Однако семья
постоянно находится в процессе развития, в результате этого возникают
непредвиденные ситуации и членам семьи приходится реагировать на все
изменения. И на их поведение в различных ситуациях оказывают влияние
темперамент, характер и личность. Неудивительно, что в каждой семье между ее
членами с неизбежностью возникают различного рода столкновения. В жизни каждой
семьи, которая существует продолжительное время, есть периоды, когда в ней
происходят важные изменения, способные вызвать конфликтные ситуации. Назовем
основные из них.
Первоначальный
период — происходит адаптация супругов друг к другу. По статистике в течение
первого года совместной жизни разрушаются до 30% браков.
Второй период —
появление детей, которым необходимо уделять много внимания, резко ограничивает
возможности супругов в профессиональном росте, в удовлетворении прежних
увлечений, накапливается усталость, могут проявляться противоположные
представления по вопросам воспитания и профессиональной ориентации детей.
Такая обстановка может провоцировать межличностные конфликты.
Третий период —
появление новых членов семьи во взаимодействии — невест, зятьев, внуков,
родителей другой стороны. Наступающие зрелый возраст и старость также создают
свои проблемы.
Каждый из этих
периодов характеризуется своими специфическими конфликтными ситуациями и
конфликтами. На возникновение межличностных конфликтов в семье на любом
отрезке ее развития могут влиять различные внешние факторы. Прежде всего, это
изменения, происходящие в обществе, например, изменение моральных и культурных
критериев, утверждение культа наживы и ориентация на удовлетворение
чувственных потребностей (в противоположность интеллектуальным, требующим
огромных затрат времени и внутренней энергии), отсутствие социальной
защищенности семьи и др.
В первый период,
период притирки супругов, наиболее типичными причинами конфликтов являются:
·
межличностная несовместимость;
·
претензии на лидерство;
·
претензии на превосходство;
·
разделение домашних дел;
·
претензии на управление бюджетом;
·
следование советам родственников и друзей;
·
интимно-личная адаптация.
Второй период,
вызывающий кардинальные изменения, связан с появлением в семье детей. В это
время причин и поводов для возникновения конфликтных ситуаций появляется
значительно больше, возникают проблемы, которых ранее не было. Ребенок требует
к себе внимания 24 часа в сутки. Жена становится матерью, она кормит ребенка,
больше времени уделяет ему, у нее накапливается усталость, особенно если
ребенок беспокойный. Ей необходим отдых не только физический, но и психическая
разгрузка. Многие женщины в таком положении становятся раздражительными, неадекватно
реагируют на некоторые действия мужа. Конфликт может возникнуть по любому
поводу.
В этих условиях
муж обязан относиться к жене с большим вниманием, чем до рождения ребенка-
Раздражение жены обязательно скажется на формировании характера ребенка. Более
того, оно может оказать влияние на формирование его смысла жизни. Психолог
Д.А. Леонтьев утверждает, что смысл жизни у каждого человека складывается
очень рано.
Вторым
фундаментальным психологическим фактом является то, что на бессознательном
уровне определенный смысл и направленность жизни, цементирующие ее в единое
целое, складывается у каждого человека уже к 3—5 годам...[3]
Ребенок растет, а
с ним и конфликты. В наше время, когда нет гарантии безопасности нигде и
никому, конфликты между родителями и детьми возникают из-за их позднего
возвращения домой. В конфликтах между родителями и детьми большое значение
имеет позиция взрослых. Подросток не всегда способен действовать как взрослый
человек. Его личность находится в стадии становления, поэтому реакция
подростков на внешнее воздействие более непосредственна, чем у взрослых.
Конфликты
приобретают особую остроту между родителями и подростками там, где родители не
ушли в своем развитии далеко от подростков.
В третьем
периоде, когда в семье появляются новые члены (невестки или зятья), может
возникнуть много причин для межличностных конфликтов. Вариантов появления
нового человека в семье может быть много, однако самым популярным является тот,
когда муж приводит жену в семью, к родителям. В таких случаях возможны
конфликты: мать — невестка, мать — сын, сын — жена. Эти конфликты с
неизбежностью втягивают в свою орбиту отца сына и родственников его жены.
После вступления в
брак молодых людей всем необходимо понять, что не только они, но и все
родственники переходят в совершенно новое качество, не известное ранее никому
из них — появился новый «родной» человек в семье. Все усилия родственников должны
быть направлены на то, чтобы помочь молодым супругам найти взаимопонимание. Все
в новой семье должно быть направлено на ее укрепление, а не на разрушение, не
на провоцирован и е межличностных конфликтов, а на их предупреждение.
1.3. Межличностные конфликты в педагогическом
процессе
В педагогической
практике основными видами межличностных конфликтов являются конфликты:
·
ученик — ученик;
·
ученик — учитель;
·
учитель — учитель.
Конфликт
«ученик — ученик». Большая часть конфликтов среди
учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах.
Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим
авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при
взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на
признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конфликты
своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные
ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти
каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с
родителями.
Случайные
межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за
демонстрации личного превосходства, цинизма, отсутствия сочувствия к другим, а
также между отдельными учениками младших классов.
Конфликт
«ученик — учитель». Межличностные конфликты между
учениками и учителями возникают в старших классах. В младших классах учитель
для ученика — такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому
межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение
личности, отстаивается позиция «Я — взрослый», которая способствует созданию
конфликтных ситуаций с преподавателем.
В старших классах
школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой,
самостоятельно решают вопросы, касающиеся лично его, имеют собственные
привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом
возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо острее и может
приводить к конфликтам в любой форме.
Конфликты между
учителем и учениками могут возникать из-за несправедливых оценок. В таких
случаях в конфликт может втянуться весь класс, выступая на стороне ученика.
Некоторые учителя придерживаются двух противоположных стратегий в оценке знаний
учеников. Одна выражается в заниженных требованиях для установления
благоприятных отношений с учениками, другая — в завышенных требованиях с целью
подготовки учеников для поступления в институт. Обе стратегии потенциально
конфликтны. Завышенные оценки отучают хороших учеников от активной учебы,
заниженные оценки воспринимаются классом как произвол учителя. Необходима
справедливая оценка знаний учеников.
Конфликт
«педагог — педагог». Конфликтные ситуации в среде
педагогов возникают не только из-за своеобразия темперамента и характера, но и
в случаях невысокого уровня развития личности. Выделяют несколько вариантов
поведения в среде преподавателей:
1) соперничество
учителя, только достигающего высокого уровня профессиональной деятельности, с
ранее признанными авторитетами. Он может распространять негативную информацию
о признанных авторитетах, которые давно и успешно работают с учениками.
Начинается нездоровое соперничество, чреватое межличностными конфликтами;
2) поведение,
подчеркивающее степень превосходства опытных преподавателей над молодыми, когда
они позволяют себе снисходительно поучать их, выражать недовольство их
методами, навязывать в виде образца свою методику;
3) создание некоторыми
преподавателями благоприятного впечатления о себе не продуктивной
деятельностью, а имитацией ее участием в различных общественных мероприятиях,
саморекламой и т.п.
В высшей школе
данные конфликты приобретают формы:
·
студент — студент,
·
студент — преподаватель,
·
преподаватель — преподаватель,
·
преподаватель — руководство.
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТЫ
В ОРГАНИЗАЦИИ
Организация — это не
только производственно-технологическое объединение людей и средств
производства. Это также и коллектив тружеников, которые объединяют свои усилия
и способности для развития производства, принимают активное участие в решении
социально-экономических проблем. Организация — это такая совокупность людей,
в которой индивиды объединены определенными связями и отношениями.
В обществе
функционируют различные типы организаций: предприятия, учреждения,
университеты, институты, финансовые структуры, общественные организации
(например, политические партии, профсоюзы и др.), ассоциативные организации
(например, семья).
Являясь важнейшей
ячейкой общества, организация соединяет и координирует поведение людей,
специализирующихся на разных типах деятельности, включает их в единый трудовой
процесс, решает не только производственные задачи, но и создает условия для
развития своих членов. Взаимные связи и отношения складываются не только на
основе производственной деятельности, но и под влиянием реальных условий
жизни: политических, психологических, нравственных и др. Людей сплачивают общие
интересы, идеи, цели, нравственные нормы и принципы. Однако наряду с
солидарностью в трудовом коллективе возникают и конфликтные ситуации.
2.1. Специфика конфликта в организации
Конфликт в организации
— это открытая форма существования противоречий интересов, возникающих в
процессе взаимодействия людей при решении вопросов производственного и личного
порядка.
Предтечей конфликта в
организации является социальная напряженность в коллективе. Можно назвать
несколько точек зрения на сущность социальной напряженности.
1) Социальная
напряженность в реальной жизни выступает как осознание большинством членов
трудового коллектива очевидных нарушений принципа социальной справедливости и
готовность найти выход из ситуации через ту или иную форму конфликта[4].
2) Социальная
напряженность представляет собой противоречие между объективным характером
социальных отношений и субъективным характером поведения субъектов этих
отношений. На уровне организации проявление напряженности будет сопровождаться
отклонением от нормального сотрудничества, которое является специфической
качественной характеристикой социальных отношений в процессе трудовой
деятельности.
3) Социальная
напряженность — это нарушение нормальных отношений и неадекватное
функционирование участников взаимодействия.
Выделяют две группы
факторов, способствующих возникновению социальной напряженности в трудовом
коллективе: внутренние и внешние.
К внутренним факторам
относятся:
·
невыполнение руководством организации своих
обещаний и нежелание объяснить людям действительное состояние дел;
·
нарушение режима производства из-за постоянного
срыва поставок сырья и материалов; невозможность для членов трудового коллектива
хорошо заработать;
·
отсутствие видимых результатов предметной заботы об
улучшении условий труда, быта и отдыха работников;
·
конфронтация персонала управления и работников
из-за несправедливого распределения материальных благ и фонда оплаты труда;
·
внедрение инноваций и радикальных преобразований
без учета интересов работников;
·
подстрекательская деятельность неформальных
лидеров.
Внешние факторы:
·
дестабилизация обстановки в стране, столкновение
интересов различных политических групп;
·
возникновение острого дефицита на продукты и товары
первой необходимости;
·
ущемление социальных льгот в новых законодательных
актах;
·
резкое ослабление правовой социальной защиты
интересов членов трудового коллектива;
·
обеспечение честного и добросовестного труда,
незаконное обогащение отдельных граждан.
Конфликты в
организации развиваются, как правило, через конфронтацию частных и общих
интересов.
Люди, занимающие
различные статусы в организации, могут сознавать или не осознавать свои
объективные интересы и их противоречивость. Но только осознанные интересы
превращаются в источник активных социальных действий работника. Это осознание
происходит либо в результате самостоятельного осмысления собственного
жизненного опыта в организации, либо при разъяснительной работе тех, кто
осознал раньше противоречивость возникших интересов, либо в результате
манипулирования сознанием членов организации. Однако осознание
противоположности интересов еще не ведет автоматически к конфликту. Конфликт —
это открытая форма существования противоречивых интересов.
Конфликт может
вытекать как из реально противоположных объективных интересов, так и из
иллюзорного представления об их противоположности. Конфликт на искусственной
почве может возникнуть в случае, когда его участники принимают различие интересов
за их противоположность[5].
В организациях также различают:
1) внутренние конфликты и 2) конфликты с внешней средой.
Внутренние конфликты
возникают в рамках организации (предприятия) и разрешаются, как правило, через
существующие нормативы и соглашения, т.е. так называемые правила игры, принятые
на определенном уровне и между заинтересованными сторонами. К этим конфликтам
относятся:
1) межиндивидуальный
конфликт — расхождение личных целей сотрудников. Примером такого конфликта
может служить конфликт между авторитарным стилем управления руководителя и
стремлением некоторых подчиненных к инициативе и творчеству;
2) внутригрупповой
конфликт — между соперничающими сотрудниками внутри подразделения или между
руководителями подразделений по вопросу «Кто важнее в иерархии отдела или
предприятия?». Здесь часто возникают смешанные мотивации, связанные с
амбициями, карьерными целями;
3) межгрупповой
конфликт — например, конфликт между совладельцами предприятий. Эта ситуация
особенно сложна, если собственность поделена между органами власти
(федеральная, муниципальная собственность) и частными лицами.
Конфликты с внешней
средой — это конфликты в большинстве своем руководителей и владельцев
предприятий с конкурентами, клиентами, поставщиками, с собственным профсоюзом.
2.2. Производственные конфликты
Производственные
конфликты — это специфическая форма выражения противоречий в производственных
отношениях трудового коллектива.
Производственные
конфликты существуют на всех уровнях. Можно выделить следующие типы
производственных конфликтов:
1) конфликты внутри
малых производственных групп (внутригрупповые конфликты):
·
конфликт между рядовыми работниками;
·
конфликт между руководителями и подчиненными;
·
конфликт между работниками различной квалификации,
возраста;
2) конфликты между
малыми производственными группами (межгрупповые конфликты);
3) конфликты между
производственными группами и административно-управленческим аппаратом;
Внутригрупповые
конфликты:
Страницы: 1, 2, 3
|