Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
4.
Отсрочка на 1 год начала обучения детей, не готовых
к школьному обучению, что возможно только детям шестилетнего возраста.
По
итогам диагностического обследования возможно создание спецгруппы и класса
развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического
обучения в школе. Так же создаются группы коррекции и развития по основным
параметрам.
Такие
занятия могут проводиться и в период адаптации в школе. Например, курс Г.А.
Цукермана «Введение в школьную жизнь» проводится именно в период начала
школьного обучения.
Этот
курс создан для того, чтобы на пороге школы, между дошкольным и школьным
детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника».
Это своеобразная десятидневная инициация в новый возраст, в новую систему
отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.
Введение
носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка. По форме,
по манере общения «введение строится как обучения новичка учебному
сотрудничеству. Но материал, с которым работают дети – чисто дошкольный:
дидактические игры на конструирование, классификацию, сериацию, рассуждение,
запоминание, внимание. Предлагая эти, по сути развивающие задания, мы не
стремимся научить их в совершенстве все выполнять. Усилия детей должны быть
сосредоточены на основании отношений: на умении договариваться, обмениваться
мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие
школьники».
Существует
еще одна программа адаптационных занятий для первоклассников «Введение в
школьную жизнь», разработанная кандидатом психологических наук Санько А.И.,
психологом МОУ № 26 Челябинска Кафеевой Ю.[37] Этот курс помогает детям
осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в исполнении
установленного порядка.
Особое
место в курсе занимают мотивационные беседы, которые позволяют выявить детей с
учебно-познавательной мотивацией.
Занятия
способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и созданию
благоприятного психологического климата в классе.
Курс
предусматривает игровые занятия, которые предполагают сводную форму общения.
Здесь возможны подвижные упражнения, не столь жестко как на уроке, лимитировано
время. Занятия проводит психолог в течение первых учебных дней. Он получает
информацию о новых учениках.
Таким
образом для организации психологической помощи ребенку на этапе подготовки к
школьному обучению применяют следующие приемы: подготовка в д/саду, диагностика
в школе с последующими коррекционными занятиями.
ВЫВОД
1.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и
достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной
программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Психологическая
готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей,
не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы,
направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
2.
Под писхофизической готовностью понимается физическое созревание ребенка, а
также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной
норме уровня развития психических процессов.
Под
интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов –
способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять
существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта
представлений, в том числе образных и нравственных, соответствующее речевое
развитие, познавательная активность.
Под
личностной готовностью понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков
общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута
сравнительно хорошая эмоциональная и волевая устойчивость, на фоне которой возможно
развитие и протекание учебной деятельности.
Несформированность
одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом
развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и
социально-психологической сфере.
Для
подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы:
специальные занятия в д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной
готовности и подготовка до школы.
II. ГЛАВА
2.1.
Программа занятий
Психологическая
готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской и
педагогической психологии. От ее решения зависит, как построение оптимальной
программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной
учебной деятельности у учащихся начальных классов.
Мы предлагаем
программу занятий, направленных на подготовку детей к успешному школьному
обучению. Цель: формирование готовности к школьному обучению.
Задачи:
1.
Формирование положительного отношения к школе,
мотивы учения;
2.
Развитие познавательных процессов;
3.
Формирование навыков общения и совместной
деятельности.
Цель и задачи
позволили нам определить содержание программы:
Для формирования
положительного отношения к школе мы выбрали следующие упражнения: «Бег
ассоциаций», «Изображение предметов». Для развития памяти, внимания, мышления,
воображения: «Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери картинку», «Ищи
безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки», «Бывает – не бывает».
Навыки общения и
совместной деятельности предполагается формировать через следующие упражнения:
«Бип», «Маленькие обезьянки», «Путаница», «Зеркало».
По форме
организации все игры и упражнения можно разделить на:
-
групповые («Бег ассоциаций»)
-
в парах («Зеркало»)
-
индивидуальные («Собери картинку», «Волшебное яйцо»)
Остальные игры и
упражнения по форме организации являются фронтальные.
Основной прием –
игра. Игровая форма была выбрана в связи с учетом особенностей возраста. На
этом этапе дошкольного детства игра является ведущей деятельностью ребенка,
кроме того, в игре, в привычной обстановке дети легче усваивают навыки и
знания. Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных
процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической
зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д. Занятие в
группе проводится после диагностики. Состав группы 6-8 человек.
Продолжительность занятия 25-30 минут. Если занятия организуются в детском
саду, они проводятся 2-3 раза в неделю. Если занятия проводятся на базе школы –
то по субботам, 1 раз в неделю.
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель: Знакомство
психолога с детьми, детей с психологом, детей друг с другом. Развитие навыка
работы в парах. Развитие памяти, внимания.
Ход занятия:
1.
Ритуал приветствия:
Цель:
знакомство, развитие умения слушать друг друга.
Ход: Психолог
выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и говорит, что этот предмет
будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет
нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог
держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом
сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так
далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают
место, где будет находиться их символ.
Затем все
договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за
руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем
что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях.
2.
«Четыре стихии»
Цель: развить
внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного
анамуатора.
Ход: Играющие
сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все
должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки
вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из
круга. Победителю все дети аплодируют.
3.
«Запоминай порядок»
Цель: развитие
памяти.
Ход: Психолог
показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает
последовательность их расположения.
4.
«Попугай»
Цель: развитие
навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти,
учить понимать другого человека.
Ход: Психолог
демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например,
назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет
роль попугая, стараясь подхватить интоннацию ребенка, повторить его голос. Дети
разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за
партнером.
5.
Итог занятия:
-
Чем мы сегодня занимались?
-
Что понравилось больше всего?
6.
«Ритуал прощания»
Дети, вместе с
психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми.
ЗАНЯТИЕ 2.
Цель:
формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах,
группах. Воспитание наблюдательности.
Ход занятия:
1.
«Ритуал приветствия»
2.
«Настроение в цвете»
Цель: развитие
воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу.
Ход: Детям
предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем
психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое. Дети делают это с
символом в руках.
3.
«Бег ассоциаций»
Цель:
формирование положительного отношения к школе»
Ход: Дети
делятся на 2 группы. Психолог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда
я говорю слово «школа»?
Каждая группа
отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не
только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа».
4.
«Изображение предметов»
Цель: воспитание
наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого.
Ход: Ребенок
мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал
– становится ведущим.
5.
Физминутка «Ванька-встанька»
Цель: Дать
возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям.
Ход: Отдых наш
физкультминутка
Занимай свои
места:
Раз – присели,
два – привстали.
Руки к верху
все подняли.
Сели, встали,
сели, встали
Ванькой-встанькой
словно стали,
А потом
пустились вскачь,
Будто мой
упругий мяч.
6.
«Зеркало»
Цель: развитие
навыка работы в парах
Ход: Дети
разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют
движения.
7.
«Настроение в цвете»
Цель:
отслеживание эмоционального состояния детей. Психологическая поддержка.
8.
Итог занятия.
9.
Ритуал прощания.
Занятие 3.
Цель: развитие памяти, мышления, навыка
совместной деятельности.
Ход занятия:
1.
«Ритуал приветствия»
2.
Настроение в цвете»
3.
«Пары слов»
Цель развитие
памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.
Ход: Детям нужно
запомнить вторые слова из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик –
машина, зима – гора, стол – пирог, зубы – щетка, река – мост.
Затем психолог
говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Психолог объясняет, как
можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.
4.
Физкультминутка «Шалтай-болтай»
Цель: развитие памяти, навыка работы по
образцу.
Ход: Дети поворачивают туловище вправо,
влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы на слова «свалился во сне»
резко наклоняют корпус тела вниз.
Психолог показывает пример, дети повторяют.
«Шалтай-болтай
сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне»
5.
«Собери картинку»
Цель: развитие
мышления.
Ход: Каждому
ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети собирают, психолог при
необходимости помогает.
Второе задание
усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно совместное собирание
картинки.
6.
«Путаница»
Цель: развитие
навыка совместной деятельности.
Ход: Выбирается
водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не
разжимая рук начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась
путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей.
7.
«Настроение в цвете».
8.
Итог занятия.
9.
Ритуал прощания.
Занятие 4.
Цель: Развитие навыков общения,
воображения, внимания.
Ход занятия:
1.
«Ритуал приветствия».
2.
«Настроение в цвете».
3.
«Ищи безостановочно».
Цель: развитие внимания.
Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг
себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы).
4.
«Волшебное яйцо».
Цель: развитие
воображения.
Ход: каждому
ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем
детям предлагается дорисовать овал, так, чтобы получился новый предмет. В конце
занятия можно организовать выставку рисунков.
Если предложить
ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились разные предметы, то
это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления.
5.
«Маленькие обезьянки»
Цель: развитие
внимания, навыков общения.
Ход: каждый из
стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает какую-то позу. Один из играющих,
поглядев на них 40-50 сек., копирует позу каждого, а остальные стоят спокойно.
6.
Физминутка «Шалтай-болтай»
7.
«Бывает - не бывает»
Цель: развитие
воображения, внимания.
Ход: Психолог
говорит предложения. Если это бывает – дети хлопают в ладоши, не бывает –
топают ногами.
«Волк бродит по лесу. Волк сидит на
дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет.
Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует».
8.
«Бип».
Цель: раскрытие
групповых отношений, навыков общения.
Ход: Дети сидят
на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к
детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит
«Бип».
9.
«Настроение в цвете».
10.Итог занятия.
11.«Ритуал приветствия».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время в литературе
уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению
и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему
актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и
социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его
психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие
многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а
определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.
Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными
компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая,
нравственная готовности.
Все
перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В
случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента
возникает потребность в психологической помощи ребенку. Разработанная с этой
целью программа может быть использована и в детском саду.
Проанализировав
данную литературу, мы предполагаем, что упражнения в нашей программе будут
содействовать успешному обучению учащихся.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.
Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972
– 48 с.
2.
Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в
контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
3.
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983 – 180с.
4.
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности
благополучных детей М. 1994 – 189 с.
5.
Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
6.
Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
7.
Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к
школе?» М. 1994 – 189 с.
8.
Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки
детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.
9.
Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М.
1995 – 289 с.
10. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической
готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование»
1997 – 235 с.
11. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под
редакцией Дубровиной М. 1987 – 235 с.
12. Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. 1994 – 189 с.
13. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 – 16с.
14. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики
/Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 – с. 250-257
15. Козлов
Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения», Екатеринбург, 1998 - 136 с.
16. Кравцов
Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991
- 145 с.
17.
Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с.
18.
Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977 - 278 с.
19. Марлова
Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976 - 190 с.
20. Мухина
В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 – 488 с.
21. Мухина
В. С. «Детская психология», М. 1985 – 315 с.
22. Никитин
Б. П. «Развивающие игры», М. 1994 – 189 с.
23.
Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 – 261 с.
24.
«Особенности психологического развития детей 6 – 7 летнего возраста» под ред.
Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 – 189 с.
25.
Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива», М. 1978
– 291 с.
26.
Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 – 7 летнего возраста и подготовка их к
школе», М. 1978 – 291 с.
27.
«Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией И. В.
Дубровиной, М. 1998 – 225 с.
28.
«Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 – кн. 1, 205 с.
29. Рогов
Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 – кн. 1, 214 с.
30.
«Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М. 1999 (с 31
– 65).
31.
Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и
коррекционные программы», М. 1993 – 215 с.
32. Санько
А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 1999, №
23 – с 51 – 63.
33. «Учимся
общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М., М. 1999 –
178 с.
34.
«Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин
В. В., М., 1999 – 253 с.
35.
Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992 – 94
с.
36.
Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 – 301 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|