Психологическая готовность к обучению в школе
Как видим, к школе каждый
ребенок приходит со своим, индивидуальным результатом развития, который должен
быть оценен психологом, а полученная информация – правильно использована.
Следует сказать, что высокие
показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность
адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у
ребенка не возникнет проблем. К сожалению, иногда получается так, что у
этих детей, впервые же дни обучения, формируется завышенная самооценка своих
возможностей; ребята начинают относиться к учению легкомысленно, у них не
развиваются такие качества личности, как настойчивость, упорство,
самокритичность, и они теряют интерес к учебе. Постепенно, при возрастании
учебных трудностей, у этих детей возникают проблемы в обучении и закрепляются
не самые благоприятные личностные особенности. Получается, что хороший уровень
психического развития, достигнутый ребенком к моменту поступления в школу, не
обеспечивает долгосрочных гарантий школьной успешности и столь же высоких
темпов развития личности ребенка в школьные годы.
Но возможно и другое. Ребенок
воспитывается в неблагоприятных условиях и к моменту поступления в школу
демонстрирует низкие показатели психологической готовности. Но если учителю
удается вызвать положительное отношение к учению, то постепенно ребенок
включается в учебную деятельность, приучается сначала с помощью учителя, а
потом и самостоятельно, преодолевать встречающиеся затруднения и восполняет
недостатки своего дошкольного развития. В благоприятных условиях
систематического обучения, при правильной педагогической помощи ребенок может
существенно продвинуться в психическом развитии.
Может показаться, что
поскольку диагностика психологической готовности может дать лишь краткосрочный
прогноз школьной успеваемости, то она и не очень важна. Это не так. Определение
психических возможностей ребенка помогает учителю и психологу решать ряд задач,
связанных с началом обучения в школе.
Из выше сказанного следует
сделать вывод, что под психологической готовностью к школьному обучению
понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для
освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это
один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
2.2 Аспекты готовности
ребенка к началу обучения в школе.
Разные требования,
предъявляемые обучением к психике ребенка, определяют структуру психологической
готовности; основными ее аспектами являются умственная и личностная готовность.
Умственная (или
интеллектуальная) готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов
(восприятия, памяти, мышления, воображения, речи и др.), владение знаниями,
умениями и навыками по программе обучения и воспитания в детском саду,
сформированность общих интеллектуальных умений.
Сформированность, например,
памяти до уровня школьных требований проявляется в том, что ребенок способен к
произвольному запоминанию, хранению и отсроченному воспроизведению информации,
владеет навыками опосредствованного запоминания. Указанием на речевую
готовность к обучению в школе считают способность ребенка понимать обращенную к
нему речь, определенный словарный запас и грамотную обиходную речь, умение
четко воспринимать и произносить речевые звуки.
Личностная готовность предполагает зрелость
мотивов учебной деятельности, развитое познавательное отношение к внешнему
миру, определенный уровень самосознания, коммуникативную зрелость как
сформированность средств, навыков и желания общаться, достаточный уровень
эмоционального о волевого развития психики ребенка. В ней выделяются нравственная
и волевая готовность.
Рассмотрим данные аспекты
подробнее.
2.2.1 Умственная готовность.
Готовность ребенка к школе в
области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон.
Ребенку, поступающему в 1 класс, необходим известный запас знаний об окружающем
мире: о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях,
их труде и др. сторонах общественной жизни, о том, «Что такое хорошо и что
такое плохо», т.е. о моральных нормах поведения. Но важен не столько объем
этих знаний, сколько их качество – степень правильности, четкости и
обобщенности, сложившихся в дошкольном детстве представлений.
Мы знаем, что образное
мышление старшего дошкольника дает достаточно богатые возможности для усвоения
обобщенных знаний, и при хорошо организованном обучении дети овладевают
представлениями, отображающими существенные закономерности явлений, относящихся
к разным областям действительности. Такие представления – наиболее важное
приобретение, которое поможет ребенку перейти в школе к усвоению научных
знаний. Вполне достаточно, если в итоге дошкольного обучения ребенок
познакомится с теми областями и сторонами явлений, которые служат предметом
изучения разных наук, начнет их выделять, отличать живое от неживого, растения
от животных, природное от созданного руками человека, вредное от полезного.
Систематическое ознакомление с каждой областью знаний, усвоение систем научных
понятий – дело будущего.
Особое место в
психологической готовности в школе занимает овладение специальными умениями и
навыками, традиционно относящимися к собственным школьным, - грамотой, счетом,
решением арифметических задач.
Начальная школа рассчитана на
детей, не получивших специальной подготовки, и начинает обучать их грамоте и
математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и
навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению.
Вместе с тем, значительная часть детей, поступающих в 1 класс, умеет читать, а
счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и
элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность
школьного обучения. Положительное значение имеет образование у детей общих
представлений о звуковой стороне речи и ее отличии от содержательной стороны, о
количественных отношениях вещей и их отличий от предметного значения этих
вещей. Поможет ребенку учиться в школе и усвоение понятия числа и некоторых
других первоначальных математических понятий.
О готовности к усвоению
школьной программы свидетельствуют не сами по себе знания и навыки, а уровень
развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Общего
положительного отношения к школе и к учению не достаточно для того, чтобы
обеспечить устойчивую успешную учебу, если ребенка не привлекает само
содержание получаемых в школе знаний, не интересует то новое, с чем он
знакомится на уроках, если его не привлекает сам процесс познания.
Познавательные интересы
складываются постепенно, в течение длительного времени, и не могут возникнуть
сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не
уделяли достаточно внимания. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают
не те дети, которые не имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем
знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у
которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо несвязанные
с какой либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Для
преодоления интеллектуальной пассивности требуется углубленная индивидуальная
работа с ребенком.
Уровень развития
познавательной деятельности, который может быть достигнут детьми к концу
дошкольного возраста, включает в себя определенные качества восприятия и
мышления ребенка.
Ребенок, поступающий в школу,
должен уметь планомерно овладевать предметы, явления, выделять их разнообразные
свойства. Ему необходимо владеть достаточно полным, точным и расчлененным
восприятием, т.к. обучение в начальной школе в значительной мере основано на
выполняемой под руководством учителя собственной работе детей с различным
материалом. В процессе такой работы происходит выделение существенных свойств
вещей. Важное значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и
времени. Представление о времени, и чувство времени, умение определить, сколько
его прошло, - важное условие организованной работы ученика в классе, выполнения
заданий в указанный срок. Особенно высокие требования предъявляет обучение в
школе систематическому усвоению знаний, к мышлению ребенка. Ребенок должен
уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь
сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать,
находить причины явлений, делать выводы.
Еще одной стороной умственного
развития, определяющей готовность ребенка к школе, является развитие его речи –
владения умением связано, последовательно, понятно для окружающих описать
предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое
явление, правило.
2.2.2 Личностная готовность.
Психологическая готовность к
школе включает качества личности ребенка (личностная готовность), помогающая
ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую
деятельность. Это – общественные мотивы поведения, т.е. усвоенные ребенком
правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и
поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной
деятельности дошкольников.
Основное место в подготовке
ребенка к школе занимает организация игры и продуктивных видов деятельности.
Именно в этих видах деятельности впервые возникают общественные мотивы
поведения, складывается иерархия мотивов, формируются и совершенствуются
действия восприятия и мышления, развиваются социальные навыки взаимоотношений.
Конечно, это происходит не само собой, а при постоянном руководстве
деятельностью детей со стороны взрослых, которые передают подрастающему
поколению опыт общественного поведения, сообщают необходимые знания и
вырабатывают необходимые навыки. Некоторые качества могут быть сформированы
только в процессе систематического обучения дошкольников на занятиях – это
элементарные умения в области учебной деятельности, достаточный уровень
производительности познавательных процессов.
В психологической подготовке
детей к школе немалую роль играет получение обобщенных и систематизированных
знаний. Умение ориентироваться в специфических культурных областях
действительности (в количественных отношениях вещей, в звуковой материи языка)
помогают овладеть определенными навыками на этой широкой основе у детей
вырабатываются те элементы теоретического подхода к действительности, которые
дадут им возможность сознательно усваивать разнообразные знания.
Субъективно готовность к
школе нарастает вместе с неизбежностью первого сентября идти в школу. В случае
здорового, нормального отношения близких к этому событию, ребенок с нетерпением
готовиться к этому событию.
Особая проблема – адаптация к
школе. Ситуация неопределенности всегда волнует. А перед школой каждый ребенок
испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новых, по сравнению с
детским садом, условиях. Может случиться и так, что ребенок в младших классах
будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь
ребенку в этот трудный для него период жизни обрести
самого себя, научить его самого отвечать за свои поступки.
Возможность управлять своим
поведением тесно связана с уровнем развития способности контролировать свои
поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно
выполнять указания взрослого, действовать в соответствие с правилом,
использовать образец, сосредотачивать и удерживать внимание на определенной
деятельности в течение длительного времени.
Волевая готовность к школе позволит ребенку включиться
в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для
него правила.
Мотивационная готовность к школе – это желание ходить
в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника. Интерес
детей к миру взрослых, стремление быть похожим на них, интерес к новым видам
деятельности, установление и сохранение положительных взаимоотношений с
взрослыми в семье и школе, самолюбие, самоутверждение – все это возможные
варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным
трудом.
Одна из наиболее значимых
потребностей в данном возрасте – познавательная. Уровень ее развития –
один из показателей психологической готовности к школе. Познавательная
потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе
знаний, интерес к процессу познания.
Познавательный интерес можно
сравнить с костром: для горения постоянно необходимо топливо – новые
впечатления, знания, умения. Без «топлива» костер начинает гаснуть. В
дошкольный период познавательную потребность детей во многом стимулируют и
удовлетворяют родители. У детей, не получивших необходимого им общения с
родителями и другими близкими взрослыми, эта потребность остается неразвитой.
Социально-психологическая
готовность к школе означает наличие таких качеств, которые помогают
первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать
коллективно. Умение общаться со сверстниками поможет ему в совместной работе на
уроке. Не все дети к этому готовы. Родителям необходимо наблюдать умеет ли их
ребенок в процессе игры договариваться с другими детьми, согласует ли свои
действия с правилами игры, а может он игнорирует партнера по игре…
Учебная деятельность –
деятельность коллективная, а потому ее успешное усвоение становится возможным
при наличие дружеского и делового общения между ее участниками, при умении
скооперироваться, объединить усилия для достижения общей цели.
Несмотря на важность каждого
из названного ранее критериев психологической готовности, самосознание ребенка
представляется особенным. Оно связанно с отношением к самому себе, к своим
возможностям и способностям, к своей деятельности и ее результатом.
А.С.Выготский отмечал, что с переходом в новый возрастной период происходят
серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Он «открывает» свои
переживания. Самооценка становиться более объективной. Появляется тенденция к
обоснованию своих оценок. Это важно для последующего формирования умения
оценивать свою деятельность и результаты своего учения. Завышенная оценка своих
возможностей, необъективное отношения к результатам своей деятельности,
неверное восприятие оценок учителя могут осложнить адаптацию ребенка к школе.
Трудно сказать, какие из
перечисленных факторов психологической готовности к школе являются более
существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них
у разных детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного
из необходимых психологических качеств может привести к сложностям и
конфликтам.
Глава 3. Психодиагностика школьной зрелости.
3.1 Задачи психодиагностики.
Определение психических
возможностей ребенка помогает учителю и психологу решать ряд задач, связанных с
началом обучения в школе.
Во-первых, это задача определения
наиболее благоприятного срока поступления ребенка в школу.
Во-вторых, это задача проведения
коррекционно-развивающей работы с детьми, оказавшимися психологически
неготовыми к школьному обучению.
В-третьих, это задача оказания
родителям, воспитателям и учителям консультативной помощи в целенаправленном
формировании личности ребенка и нормализации учебной деятельности.
Рассмотрим данные задачи
подробнее.
Сегодня есть возможность
начать обучение с шести лет в подготовительных классах школы или детского сада
или с семи лет в обычных первых классах. Поэтому задача психолога, исходя из
результатов определения психологической готовности, сделать вывод о том,
готов ли ребенок к обучению с шести лет или целесообразно пойти в школу после
семи. Обычно в подготовительные классы направляют детей, которые по своим
психологическим показателям вполне готовы к обучению уже в возрасте шести лет.
Если вовремя не начать обучать такого ребенка, то его развитие затормаживается.
Часто эти дети самостоятельно овладевают счетом, чтением, письмом и в школе
«скучают»; обучение в первом классе не оказывает на них необходимого
развивающего воздействия. Но иногда целесообразно даже не очень психологически
готового ребенка рекомендовать в подготовительный класс, если есть уверенность,
что щадящий режим обучения в этом классе окажет более благоприятное воздействие
на психическое развитие ребенка, чем его воспитание дома или обучение в группе
детского сада.
В результате диагностики
психологической готовности, как правило, обнаруживаются неготовые к обучению
дети. Наблюдения показывает, что если к шести годам у ребенка не формируются
предпосылки готовности к обучению, то и к семи годам ребенок приходит в школу и
начинает учиться, являясь фактически неготовым к систематическому обучению. Следовательно,
необходимо еще до поступления в школу активизировать предпосылки готовности к
школьному обучению. Конечно, одному психологу такая работа может оказаться не
под силу. Но то, что не смогли сделать родители и воспитатели отдельно от
психолога, они смогут сделать, объединив свои усилия. А результаты диагностики
психологической готовности помогут определить наиболее несформированные стороны
психики ребенка.
Для психологически неготовых
к обучению в школе детей необходимо организовывать специальные индивидуальные
или групповые занятия, на которых в игровой форме развивать внимание и память,
мышление и речь. Важно сформировать у ребенка положительное отношение к школе,
снять имеющий иногда место страх перед ней. Это можно сделать на экскурсии по
школе, во время которой познакомить ребят с их будущими учителями. Очень
полезно поиграть с ребенком в «школу», чтобы он сам мог попробовать себя в роли
учителя и ученика.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|