Психофизиология стресса
2) гиперестезические реакции — тревога нарастает,
ранее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, повышается
раздражительность;
3) собственно тревога — центральный
элемент рассматриваемого ряда. Проявляется ощущением неопределенной угрозы.
Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать
время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в
результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;
4) страх — тревога, конкретизированная на
определенном объекте. Хотя объекты, с которыми связывается тревога, могут и не
быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно
устранить определенными действиями;
5) ощущение неотвратимости надвигающейся
катастрофы, нарастание интенсивности тревожных расстройств приводит субъекта к
представлению о невозможности предотвращения грядущего события;
6) тревожно-боязливое возбуждение —
вызываемая тревогой дезорганизация достигает максимума, и возможность
целенаправленной деятельности исчезает.
Тревога, несмотря на обилие различных
смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным
механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении
сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные
механизмы, и вместе с тем, при значительной интенсивности, лежит в основе
развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает
включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти
механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая
редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе
адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом
пограничных психопатологических явлений.
Эффективность психической адаптации
впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. При конфликтных
ситуациях в семейной или производственной сфере, затруднениях в построении
неформального общения нарушения механической адаптации отмечались значительно
чаще, чем при эффективном социальном взаимодействии. Также с адаптацией
напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, Оценка
личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем
большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка
таких же качеств как фактора отталкивающего — с её нарушениями.
Но не только анализ факторов окружающей
среды определяет уровень адаптации и эмоциональной напряжённости. Необходимо
также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние
непосредственного окружения и особенности группы, в котором осуществляется
микросоциальное взаимодействие.
3.3. ТРИ ФАЗЫ СТРЕССА.
Описывая
стрессовый процесс, Селье выделил три фазы:
1) Реакция
тревоги - наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и
выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма.
Происходит возбуждение симпатической нервной системы; гипоталамус посылает
химический сигнал в гипофиз, заставляя его усилить выделение
адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в свою очередь попадает с кровью
в надпочечники и вызывает секрецию кортикостероидов (адреналина и
норадреналина). Под действием адреналина увеличивается артериальное давление,
учащается пульс, увеличивается кровоток в мышцах, и одновременно снижается в
таких органах, как ЖКТ, почки и т.д. Ускоряется обмен веществ, свертываемость
крови, увеличивается психическая активность. Дыхание становится частым и
прерывистым.
Также в этой фазе происходит повышение концентрации сахара в крови (гипергликемия),
а так же сморщивание тимуса (вилочковой железы, которая отвечает за иммунитет
организма). В желудочно-кишечном тракте появляются кровоточащие язвочки.
Происходящие
на этой фазе изменения функционально неоднозначны, и не всегда полезны для
организма (например, повышение артериального давления – необходимый компонент
физиологической мобилизации – при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях
может привести к инсульту или инфаркту).
В
основном эти изменения подготавливают весь организм к действию и возможной
борьбе с повреждающими факторами. Ученые измеряют стрессовую реакцию по
увеличению содержания норадреналина, АКТГ или кортикостероидов в крови
2) В фазе сопротивления (фаза
устойчивости) усиливается секреция кортикостероидов (гормоны, обладающие выраженным
действием на водно-солевой (минералокортикоиды), углеводный и белковый
(глюкокортикоиды) обмен), изъявления исчезают, организм проявляет повышенную
устойчивость (адаптируется) к действию стрессора.
3)При
длительном и интенсивном действии стрессора фаза сопротивления сменяется фазой
истощения, которая сопровождается резким снижением сопротивляемости организма,
ухудшением его состояния, возникновением различных заболеваний;
Механизмы, переводящие организм из фазы
сопротивления в фазу истощения до сих пор неизвестны.
3.4. УСТОЙЧИВОСТЬ
ЧЕЛОВЕКА К СТРЕССУ.
Устойчивость человека к возникновению
различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего,
индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией
личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда
оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В
противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей,
возникающих при усложнении условий. Однако работа в стрессогенной ситуации
обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что
может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни
“стрессовой этиологии” — сердечнососудистые патологии, язва желудка,
психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния — весьма
характерны для современных людей. Стрессы, особенно если они часты и длительны,
оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на
физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска»
при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и
заболевания желудочно-кишечного тракта.
В связи с этим важны прикладные
исследования индивидуальной устойчивости человека к стрессу и, как следствие этого,
развития патологических состояний. В серии исследований М. Фридмана и Р.
Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного
труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой
деятельностью. Ими выделены два основных типа: А — подверженных стрессу, В —
устойчивых к стрессу лиц. Представители типа А характеризуются ярко очерченным
поведенческим синдромом, определяющим стиль их жизни. У них чаще наблюдается
“выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели,
агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная
речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки
времени и повышенной активности”. Платой за это является потеря здоровья, часто
уже в молодом возрасте.
4. К ЧЕМУ ПРИВОДИТ
СТРЕСС.
Последствия стресса.
По
данным новых исследований подтверждено наличие связи между эмоциональным состоянием и возникновением
болезней. В одном из исследований пять тысяч больных сообщили, какие события в
их жизни предшествовали физическому заболеванию: смерть супруга, развод, брак,
смена местожительства, потеря работы или уход на пенсию, т.е. в большинстве
случаев имели место драматические жизненные ситуации. В дальнейшем исследовании
психологи пришли к выводу, что преодоление жизненных кризисов, особенно когда
способы этого преодоления неудачны, может снизить сопротивляемость болезням.
Длительный стресс и, связанная с ним гормональная
перестройка, приводят к:
1.
инсультам;
2.
заболеваниям желудочно-кишечного
тракта (язвенная болезнь желудка и 12-типерстной кишки, нарушения аппетита,
запоры или диарея и т. д.);
3.
нарушениям сна (бессонница,
сонливость);
4.
синдрому хронической
усталости, ухудшению памяти, снижению концентрации;
5.
неврозам, депрессивным состояниям;
6.
головным болям,
головокружению;
7.
снижению иммунитета;
8.
импотенции и другим
расстройствам в сексуальной сфере;
9.
бронхиальной астме;
10. повышению уровня «плохого» холестерина, что приводит к
атеросклерозу;
11. ускорению старения, резкому ухудшению волос, кожи и
ногтей;
12.
появлению сердечно-сосудистых заболеваний, таких как гипертония, гипотония,
приступы учащенного сердцебиения, приступы стенокардии и др.;
13. возникновению
некоторых кожных заболеваний, например, экземы;
Хронический
стресс, особенно, у негативно настроенных людей, повышает риск
инсулинорезистентности, предшествующей развитию сахарного диабета 2 типа. Абсолютно новым является
предположение о влиянии стресса на развитие онкологических процессов, медициной
это еще не доказано, но в исследовании психологов было замечено, что раком чаще
болеют люди, подверженные длительным депрессиям.
Стресс
влияет на возникновение так называемых психосоматических заболеваний. Причиной
их появления является не нарушение функций какого-либо органа или системы, а
длительное воздействие психогенных факторов. Перечисленные выше заболевания в
данном случае являются психосоматическими, хотя большинство их могут
развиваться и по другим причинам.
Недавно учеными было выяснено, что стресс может привести к
болезни Альцгеймера. Британские ученые определили область мозга, которая может
уменьшаться в объеме под воздействием гормонов стресса. Эти изменения являются
маркером, свидетельствующем о высоком риске развития болезни Альцгеймера и
депрессии, сообщает «The Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism».
В исследовании, проведенном учеными из Эдинбургского университета
в 2006 году, принимали участие 20 здоровых мужчин в возрасте от 65 до 70 лет. У
всех участников оценивались уровни гормонов стресса и, при сканировании
головного мозга, анализировались размеры передней части коры поясной извилины –
отдела головного мозга, расположенного в его центральной части. Выяснилось, что
уменьшение размеров передней части коры поясной извилины ассоциировалось с высоким
уровнем гормонов стресса. Кроме того, уменьшение объема передней части коры
поясной извилины свидетельствует о высоком риске развития слабоумия и
депрессии, сообщили авторы исследования. «Ранее врачам было известно, что
старение и некоторые заболевания, часто развивающиеся в пожилом возрасте, в
частности болезнь Альцгеймера и депрессия, могут быть связаны с уменьшением
объема мозга; но сейчас впервые удалось показать, что повышенные уровни
гормонов стресса могут вызывать уменьшение объема этой важной области», - заявил
руководитель исследования Аласдар МакЛулих (Alasdair MacLullich).
Открытие углубляет знания о процессах, возникающих при
старении, депрессии и болезни Альцгеймера. Результаты исследования могут
подтолкнуть ученых к созданию новых средств для борьбы с болезнью Альцгеймера и
депрессией, основанных на снижении уровня гормонов стресса, считает МакЛулих.
Болезнь Альцгеймера - это прогрессирующее дегенеративное
заболевание головного мозга, проявляющееся снижением интеллекта. При развитии
болезни Альцгеймера происходит постепенное снижение памяти и внимания,
нарушение процессов мышления и способности к обучению, дезориентация во времени
и пространстве.
Только в США болезнью Альцгеймера страдают примерно 4,5 млн.
человек.
По материалам «The Journal of
Clinical
Endocrinology and Metabolism».
5. СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ.
К счастью, многих проблем можно избежать, если использовать
специальные техники борьбы со стрессом. Исследованием этих техник занимаются
специалисты из Массачусетской больницы (Бостон, США). «Победить хронический
стресс помогают врожденные защитные механизмы. С точки зрения физиологии,
расслабление – это обратная сторона напряжения», - объясняет специалист по психосоматической
медицине Herbert Benson, - «Для глубокого расслабления характерны такие
процессы, как снижение интенсивности обмена веществ и артериального давления,
замедление дыхания и сердцебиения, расслабление мышц. Достичь глубокого
расслабления можно разными способами».
Ученые рекомендуют применять следующий метод:
• Выберите какое-то определенное слово, звук, короткую
фразу или молитву. Например, «мир», «раз» или «храни меня, Господи».
• Удобно сядьте и закройте глаза. Лучше выбрать тихое
место.
• Постарайтесь постепенно расслабить все мышцы тела.
Начните с ног и закончите шеей.
• Дышите спокойно и естественно. На каждом выдохе
повторяйте выбранное слово или фразу.
• Постарайтесь войти в состояние полной пассивности. Не
надо стараться или беспокоиться, хорошо ли вы справляетесь с упражнением. Когда
в сознании возникают какие-то мысли, просто скажите себе «ну и пусть» и
спокойно продолжайте повторять ключевые слова.
• Занимайтесь по 10-20 минут ежедневно. Время можно
контролировать, периодически бросая взгляд на часы.
• Закончив упражнение, посидите спокойно еще около минуты.
Позвольте мыслям постепенно вернуться в сознание.
• Выполняйте упражнение один или два раза в день. Хорошо
заниматься, например, перед завтраком или ужином.
По материалам «Benson-Henry Institute
for Mind Body»
Очень часто люди при возвращении домой
переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы
избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать
на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой
стресс, а виной всему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день
впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: вернувшись домой
с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию.
Вот несколько рекомендуемых способов
релаксации за 10 минут.
1. Сядьте в кресло, расслабьтесь и
спокойно отдохните.
2. Заварите себе крепкого чая или сварите
кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем
серьезном не думать.
3. Включите магнитофон и послушайте свою
любимую музыку. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку, отключившись от
ваших мыслей.
4. Если ваши близкие дома, выпейте чай
или кофе вместе с ними и спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои
проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости, разбитости это
очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете
найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжение трудового
дня.
5. Наполните ванну не очень горячей водой
и полежите в ней. В ванне проделайте успокаивающие дыхательные упражнения.
Сделайте глубокий вдох через сомкнутые губы, опустите нижнюю часть лица и нос в
воду и сделайте очень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше
(выдох с сопротивлением). Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение,
накопившееся за день, постепенно спадает.
6. Погуляйте на свежем воздухе.
7. Наденьте спортивный костюм, кроссовки
и побегайте эти 10 минут.
Очень важно, чтобы инициатива таких
“переделок” дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких,
что в это короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях, и
попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову, для решения всех
домашних проблем, потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.
Страницы: 1, 2
|