Психическое совершенствование детей
Просим
ребенка: "Выбери среди этих предметов все, которые можно катить. Попробуй
закатить их в воротца."
Интересная
ситуация получается с конусом: он в принципе катится, но закатить в воротца не
удается - он катится "вокруг себя".
Рекомендуется
выполнить с ребенком следующее компьютерное упражнение
Упражнение
6.
Повторяются
упражнения "Игра с пальчиками" и "Прятки".
Занятие 3.
Цель
занятия: развитие мелкой моторики, координации и пространственных ориентировок.
Упражнение
1.
Цель
упражнения: развитие мелкой мускулатуры кисти и пальцев, вовлечение ребенка в
деятельность подражания, обучение общению с педагогом, обучение пониманию и выполнению
инструкций, знакомство со звучанием слов-числительных, а также развитие
внимания и речи.
Показываем
ребенку большой палец своей руки, затем поочередно соединяем его (прижимаем) с
остальными пальцами той же руки под такой текст:
Пальчик-мальчик,
где ты был?
С
этим братцем в лес ходил,
С
этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел,
С
этим братцем песни пел.
Ребенок
повторяет движения и слова с правой и левой рукой.
Аналогично
предыдущей считалке при повторах начинаем заменять первые слова на порядковые
числительные (С первым братцем в лес ходил, со вторым - щи варил…).
Учите
ребенка соединять пальцы быстрым движением, как будто пальцы "прихлопывают".
Упражнение развивает координацию и мелкие мышцы пальцев. После каждого повтора
нужно резко разогнуть все пальцы ладони, стараясь развести их пошире, а затем
встряхнуть расслабленной кистью (снять напряжение).
Упражнение
2.
Цель
упражнения: развитие координации движения обеих рук, развитие мелкой моторики,
внимания. Обучение пониманию и выполнению инструкций.
|
Соединяем
кончики пальцев обеих рук. Надавили (какая рука сильнее?), отпустили,
расслабили. Повторить упражнение 2-3 раза. Это упражнение входит в
пальчиковую гимнастику.
Включаем в
пальчиковую гимнастику и разнообразные упражнения на подражание:
-
"поиграли на пианино" (побегали пальчиками по столу);
- "побежали-побежали" (пошевелили пальцами растопыренных
ладоней);
- "поймали муху" (резко сжали кулак);
-
"отпустили муху" (резко разжали кулак);
"дерево
закачалось" (покачали над собой расслабленными кистями) и т. п.
|
Упражнение
3.
Цель
упражнения: развитие координации и моторики, развитие воображения и обучение
принятию роли в игре.
Складываем
пальцы рук, получая на экране (на стене) изображение зайчика (мизинец и
безымянный палец загибаются и придерживаются большим пальцем -
"мордочка", а два других пальца поднимаются вверх -"ушки",
кисть чуть-чуть наклоняется вперед). Зайчик прыгает на экране. "Это
мама-зайчиха зайчат ищет. Где они?" Предлагаем ребенку сделать зайчонка
(если получится, из обеих рук - двух зайчат.) Зайчики прыгают на экране вокруг
зайчихи, шевелят "ушками".
Упражнение 4.
Цель
упражнения: развитие координации, моторики и мелких движений пальцев (работа с
мозаикой). Обучение сравнению совокупностей путем установления
взаимно-однозначного соответствия.
Мама-зайчиха
повела зайчат домой. Сама пошла по зеленой дорожке: показываем ребенку доску
для мозаики (элементы - круглые или шестигранные шляпки на штырьках), на
которой выложена "зеленая дорожка".
Предлагаем
ребенку сделать своим зайчатам такие же дорожки: сначала - синюю, потом -
розовую… Если детей 2-3, то каждый выкладывает дорожку своего цвета своему зайчику.
Просим
ребенка выложить дорожку такой же длины, как у нас. Опираемся не на пересчет
деталей, а на установление соответствия общей длины движением пальца.
Упражнение 5.
Цель
упражнения: развитие восприятия, обучение ориентации на плоскости, развитие
координации. Обучение умению "смена точки зрения" (децентрация).
Вот
их домик (любая коробка). Покажи, как они побегут домой (дети "бегут"
пальчиками по дорожке в направлении "к дому").
А
если дом здесь, покажи, как они побегут:
Занятие 4.
Цель
занятия: развитие мелкой моторики, координации и воображения. Развитие
коммуникативной деятельности. Формирование количественных представлений
"один-много".
Повторяются
упражнения №1 и №2 из Занятия №3.
Упражнение
1.
Цель
упражнения: развитие мелкой мускулатуры кисти и пальцев, вовлечение ребенка в
деятельность подражания, обучение общению с педагогом, обучение пониманию и выполнению
инструкций, знакомство со звучанием слов-числительных, а также развитие
внимания и речи.
Показываем
ребенку большой палец своей руки, затем поочередно соединяем его (прижимаем) с
остальными пальцами той же руки под такой текст:
Пальчик-мальчик,
где ты был?
С
этим братцем в лес ходил,
С
этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел,
С
этим братцем песни пел.
Ребенок
повторяет движения и слова с правой и левой рукой.
Аналогично
предыдущей считалке при повторах начинаем заменять первые слова на порядковые
числительные (С первым братцем в лес ходил, со вторым - щи варил…).
Учите
ребенка соединять пальцы быстрым движением, как будто пальцы "прихлопывают".
Упражнение развивает координацию и мелкие мышцы пальцев. После каждого повтора
нужно резко разогнуть все пальцы ладони, стараясь развести их по шире, а затем
встряхнуть расслабленной кистью (снять напряжение).
Упражнение
2.
Цель
упражнения: развитие координации движения обеих рук, развитие мелкой моторики,
внимания. Обучение пониманию и выполнению инструкций.
|
Соединяем кончики
пальцев обеих рук. Надавили (какая рука сильнее?), отпустили, расслабили.
Повторить упражнение 2-3 раза. Это упражнение входит в пальчиковую
гимнастику.
Включаем в пальчиковую
гимнастику и разнообразные упражнения на подражание:
- "поиграли на пианино" (побегали пальчиками по столу);
- "побежали-побежали" (пошевелили пальцами растопыренных
ладоней);
- "поймали муху" (резко сжали кулак);
- "отпустили
муху" (резко разжали кулак);
- "дерево закачалось" (покачали над собой расслабленными
кистями) и т. п.
|
Упражнение
3. Игра с тенями "Гуси"
Цель
упражнения: развитие координации и моторики, развитие воображения и обучение
принятию роли в игре.
Используя
экран, на который падает тень руки, показываем ребенку маму-гусыню: сжимаем все
четыре пальца вместе, а большой прижимаем к ним снизу, пригибая кисть вниз:
-
Га-га-га! Где мои гусята?
Помогаем
ребенку сложить пальцы в гусенка сначала на одной руке, затем на другой, а
потом - сразу двумя руками. Гусята гуляют с мамой:
-
Гуси-гуси?
Ребенок
(дети) отвечает:
-
Га-га-га!
-
Есть хотите?
-
Да-да-да!
-
Ну, летите!
"Гусята"
бегут за мамой.
Упражнение 4.
Цель
упражнения: выделение и распознавание в предметах характеристики
"размер". Выделение одного предмета из группы по заданному признаку.
Выделение двух предметов по заданному признаку.
Мама-гусыня
привела детей домой и кормит их обедом. На столе большие и маленькие миски.
Какую миску дадим маме-гусыне? (Большую.) Какую гусенку? (Маленькую.)
-
Петя, возьми все маленькие миски для гусят.
-
Маша, собери большие миски, они не нужны маленьким гусятам.
Вариант:
-
Сколько нужно больших мисок? (Одна.) Сколько маленьких мисок? Дай каждому
гусенку одну мисочку.
Считаем
вместе с ребенком:
-
Одна, две… Хватит? Всем гусятам поставили по мисочке?
Вариант:
-
Пришел папа-гусь (соседка-гусыня). Какую ему миску поставим: большую или маленькую?
Изображаем
нового персонажа, складывая пальцы другой руки. - Сколько теперь надо больших
мисок?
Рекомендуется
выполнить с ребенком следующее компьютерное упражнение
Упражнение 5.
Цель
упражнения: развитие мелкой мускулатуры руки, стимулирование тактильных
рецепторов, уточнение понимания характеристик "большой- маленький",
"много- один" в сравнении.
Для
занятия необходимы таз с влажным песком и кусок клеенки, дети на полу (на
клеенке) делают "куличи" для гусей и гусят. Пользуются большой и
маленькой формами.
Какой
кулич получится из этой мисочки? Из этой? Сделай, сравни их.
Для
работы можно запасти с осени ведерко песка. Его следует просеять и очистить.
Если во время работы не оставлять ребенка одного, особой грязи не будет. Польза
же от работы с неоформленным материалом (так психологи называют песок, глину,
воду и т. д.) несомненная, особенно для детей с задержками развития речи.
Заменить работу с песком ничем нельзя. Песок лучше насыпать в формочку руками,
и поверхность выглаживать тоже руками.
Если
песка нет, можно делать "бублики" из пластилина: большие и маленькие.
Пластилин перед занятием следует размять, чтобы ребенок мог его катать в
ладонях.
Занятие
5.
Цель
занятия: обучение ребенка выделять характеристику "размер" в предмете
и на ее основе распределять множество на части. Развитие мелкой моторики.
Упражнение 1.
Разминка
для пальцев в том виде, который ребенку больше нравится. См. предыдущие занятия.
Упражнение 2.
Цель
упражнения: классификация предметов по признаку "размер".
На
столе различные предметы двух основных размеров (размер должен легко опознаваться
ребенком). Понадобятся два персонажа (два медведя, две куклы и т. п.): большой
и маленький.
-
Жили два медведя (зайца, куклы): Миша и Мишутка. Миша - большой, Мишутка -
маленький.
-
Ваня, где Миша, где Мишутка, покажи!
-
Однажды они поссорились и стали делить игрушки. Как они делят? Кому большие?
Кому маленькие?
Просим
ребенка помочь разделить игрушки на две кучки: большие и маленькие. Выполняя
задание, ребенок должен пояснять свой выбор:
-
Большой мяч - Мише. Большая ложка - Мише. Маленькая ложка - Мишутке. Маленький
автомобиль - Мишутке и т. п.
-
Какие игрушки у Миши? (Большие.) Какие игрушки у Мишутки? (Маленькие.)
Рекомендуется
выполнить с ребенком следующее компьютерное упражнение
Упражнение
3.
Цель
упражнения: классификация предметов по признаку "размер".
Потом они
помирились и решили опять играть вместе. Предлагаем расставить мебель и раздать
посуду медведям. Ребенок "примеряет" мебель к медведю и объясняет
свой выбор указанием размера: большой, маленький…
Упражнение
4.
Цель
упражнения: классификация предметов по признаку "размер".
Формирование умения понимать причинно-следственную связь.
Каких зверей
может позвать в гости Миша - больших или маленьких? Кого он позовет? (Ребенок
указывает свои игрушки большого размера.) Кого Мишутка позовет? Почему он
позовет маленьких зверей? (У него стулья и миски маленькие.)
Ребенок
подбирает соответствующие игрушки, а затем играем с ним в "Гости".
Упражнение
5.
Повторяем
считалки из занятий 1-4.
Занятие
6.
Цель
занятия: обучение ребенка выделять характеристику "цвет" и на ее
основе выполнять распределение множества на части. Развитие моторики и
координации.
Упражнение
1.
Занятие
начинаем с любой считалки. См. занятия 1-3.
Упражнение 2. Пальчиковая гимнастика.
Сегодня
в разминку для пальцев включаем следующие задания:
покажи
зайчика (мизинец и безымянный палец загибаются и придерживаются большим пальцем
- "мордочка", а два других пальца поднимаются вверх
-"ушки", кисть чуть-чуть наклоняется вперед);
-
покажи гуся (сжимаем все четыре пальца вместе, а большой прижимаем к ним снизу,
пригибая кисть вниз);
-
покажи козу рогатую. Сколько у нее рогов? (2.)
Упражнение 3.Цель упражнения: классификация предметов по признаку
"цвет". Формирование умения понимать причинно-следственную связь.
-
Сегодня мы снова играем с Мишей и Мишуткой. У Миши красный фартук (кепка,
рубашка), у Мишутки - желтый. Миша любит все красное, Мишутка - все желтое.
Раздели им игрушки.
Игрушки
должны быть подобраны по цветам и оттенкам красного и желтого.
Затем
подводится итог: почему у Миши этот мяч? (Потому что он красный. У Миши все
игрушки красные. У Мишутки - желтые.)
Рекомендуется
выполнить с ребенком следующее компьютерное упражнение
Упражнение 4.Цель упражнения: распознавание признака "цвет" в
окружающих предметах.
-
Что бывает красное? Что - желтое? Покажи, что в комнате красное, что - желтое.
Упражнение 5.
Цель
упражнения: познакомить с расположением "внутри" и
"снаружи" относительно замкнутого контура.
В
двух плошках заранее разведена гуашь. Ребенок обмакивает в гуашь палец или ладонь
и делает отпечатки на листе, где заранее нарисованы красная и желтая
окружности. Просим ребенка делать отпечатки внутри окружности.
Упражнение 6.
Цель
упражнения: познакомить с расположением "внутри" и
"снаружи" относительно замкнутого контура.
Из
набора картинок с различными цветами, фруктами и любыми другими предметами
ребенок отбирает красные и желтые (картинки можно вырезать из старых журналов).
С помощью клеевого карандаша крепим их на тот же лист снаружи соответствующих
окружностей.
Получившийся
"плакат" можно повесить на стену групповой и обыгрывать его до
следующего занятия, предлагая ребенку вопросы:
-
Какие ладошки внутри красного круга? Сколько красных ладошек?
-
Сколько желтых ладошек? Кто (что) снаружи красного круга? Желтого?
-
Покажи красный треугольник. Покажи желтый круг. Покажи красный дом. Покажи
желтый цветок... и т. п.
Упражнение 7.
Рекомендуется
выполнить с ребенком следующее компьютерное упражнение
Занятие 7.
Цель
занятия: обучение ребенка различать характеристики "много - мало" при
работе с разнородными объектами и множествами; обучение сравнению множеств
взаимно - однозначным соответствием.
Упражнение
1. Цель упражнения: закрепление знаний слов - числительных.
Начинаем
занятие со считалки. К этому занятию все считалки уже звучат полностью с
числительными (четвертый, пятый братец…).
Упражнение 2. Цель упражнения: развитие умения устанавливать
причинно-следственные связи с опорой на свойства предметов. Понадобятся две
коробки: большего и меньшего размера.
-
В какую коробку можно сложить много игрушек? (В большую.)
-
В какую мало? (В маленькую.)
Упражнение 3.
Цель
упражнения: распределение совокупности на неравные части без применения счета,
с опорой на визуальную характеристику "много - мало".
Открываем
маленькую коробку. В ней камешки (хорошо, если это гладкая морская галька,
которую приятно взять в руки). Камешки можно заменить крупными пуговицами.
Предлагаем ребенку два одинаковых ведерка и просим в одно положить много
камешков, а в другое - мало.
Упражнение 4.
Цель
упражнения: сравнение предметов по тяжести прикидкой на руке. Уравнивание
тяжести разными способами.
-
Как ты думаешь, какое ведерко тяжелее: где много камешков или где мало? Что надо
сделать, чтобы ведерки стали одинаковыми по тяжести. (Либо убрать камешки из
того ведерка, где много, либо добавить в то, где мало.)
Обсуждаем
с ребенком оба варианта и на практике убеждаемся, что оба - подходят. Тяжесть
ведерок ребенок прикидывает на двух руках, самостоятельно определяя, где тяжелее.
Упражнение 5.
Цель
упражнения: закрепление умения сравнивать предметы по цвету и размеру.
Посмотрим,
что находится в другой коробке.
В
ней игрушки двух цветов: синие и зеленые. С этими игрушками повторяем упражнения
№№ 3, 4, 5, 6 из занятия 6. Можно
использовать любую другую пару кукол, обозначив цвета (синий и зеленый). При
отсутствии кукол можно использовать любое одушевление: большая и маленькая
кастрюли, большая и маленькая подушки и т. п. (обозначьте на них
"лица" цветным мелком или приклейте липучкой).
Вариант:
У кого игрушек больше? Покажите ребенку прием сравнения по количеству путем
выкладывания парами
В
конце "опыта" подводится итог: у меня игрушки кончились, а у тебя еще
остались. У кого было больше?
Вариант:
Упражнения 2, 3 можно провести с водой. Воду наливать в ведерко кружечкой,
чтобы ребенок сам отмеривал количество воды для получения более тяжелого и
более легкого ведерка.
Вариант:
Можно предложить ребенку подумать, как сделать ведерки одинаковыми по тяжести.
Для этого не нужно уметь считать. Если ребенок догадается, что нужно наливать
воду по очереди в каждое ведерко (кружку - в одно, кружку - в другое, кружку -
в первое, кружку - во второе и т. д.), то он сможет самостоятельно сделать
вывод: надо налить в них одинаковое количество кружек воды, тогда ведерки будут
одинаковыми по тяжести.
Сегодняшнее
занятие заканчивается изготовлением нового "плаката". Его можно повесить
рядом с первым и работать с ним аналогичным образом. Особенно это полезно, если
ребенок путает цвета. Работа с "плакатами" ведется до тех пор, пока
ребенок не начнет свободно ориентироваться в этих цветах. Аналогичные
"плакаты" можно изготовить "на другие цвета".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|