Психические особенности у подростков, связанные с пенитенциарным стрессом
Наиболее близкие уровни
в обеих группах занимают следующие значения: отсутствие усталости (в группе 1 значение
равно 6,9; в группе 2 – 6, 7), избегание объектов (в группе 1 значение равно
6,5; в группе 2 – 6, 4), диссоциативная амнезия (в группе 1 значение равно 6,7;
в группе 2 – 6,5). Такую схожесть значений в обеих группах можно объяснить
пребыванием подростков в режимном учреждении, а также высокими показателями
срабатывания внешнеобвиняющих защитных механизмов.
Разные уровни в обеих
группах занимают такие значения: диссимуляция (в группе 1 значение равно 5,3; в
группе 2 – 4, 8), снижение интереса (в группе 1 значение равно 8,5; в группе 2
– 8,0), повышенная бдительность (в группе 1 значение равно 7, 1; в группе 2 –
6,5), деперсонализация (в группе 1 значение равно 8,0; в группе 2 – 7,4),
эмоциональные проблемы (в группе 1 значение равно 7,2; в группе 2 – 6,7). Такую
различность значений можно объяснить наличием пенитенциарного стресса в группе
1.
Наибольшие противоречия
при сравнении двух групп проявляются в таких значениях как: трудность засыпания
(группа 1 – значение 8,5; группа 2 – 7,0), дистресс и дезадаптация (группа 1 –
значение 8,6; группа 2 – 7,0), повторное переживание травмы- «вторжение»
(группа 1 – значение 8,0; группа 2 – 6,5), отсутствие будущего (группа 1 –
значение 4,9; группа 2 – 6,2), вторжение «флэшбэков» (группа 1 – значение 6,4;
группа 2 – 5, 2), показатели ПТСР (группа 1 – значение 7,6; группа 2 – 5,3).
Противоречия связаны в связи с снижением выраженности пенитенциарного стресса
группы 2.
Для выявления
достоверности различий был использован критерий 𝝋*
(Фишер).
Таблица 2
«Значение 𝝋*-
критерия»
Названия шкал
|
Значения 𝝋*
критерия
|
P0,05
|
Вторжение воспоминаний
|
0,096
|
Различия недостоверны
|
Вторжение сновидений
|
0,111
|
Различия недостоверны
|
Вторжение «флэшбэков»
|
0,124
|
Различия недостоверны
|
Ключевые раздражители
|
0,163
|
Различия недостоверны
|
Физиологические реакции
|
0,052
|
Различия недостоверны
|
Избегание мыслей о травме
|
0,273
|
Различия недостоверны
|
Избегание объектов
|
0,0096
|
Различия недостоверны
|
Вытеснение воспоминаний
|
0
|
Различия недостоверны
|
Снижение интереса
|
0,043
|
Различия недостоверны
|
Отчуждение
|
0,254
|
Различия недостоверны
|
Сужение аффекта
|
0,18
|
Различия недостоверны
|
Диссимуляция
|
0,055
|
Различия недостоверны
|
Отсутствия будущего
|
0,13
|
Различия недостоверны
|
Трудности засыпания
|
0,134
|
Различия недостоверны
|
Раздражительность
|
0,096
|
Различия недостоверны
|
Трудности концентрации
|
0,132
|
Различия недостоверны
|
Повышенная бдительность
|
0,055
|
Различия недостоверны
|
Готовность к «бегству»
|
0,156
|
Различия недостоверны
|
Эмоциональные проблемы
|
0,045
|
Различия недостоверны
|
Сужение сознания
|
0,146
|
Различия недостоверны
|
Дереализация
|
0,08
|
Различия недостоверны
|
Деперсонализация
|
0,055
|
Различия недостоверны
|
Диссоциативная амнезия
|
0,019
|
Различия недостоверны
|
Отсутствие усталости
|
0,018
|
Различия недостоверны
|
Повторное переживание травмы –
«вторжение»
|
0,139
|
Различия недостоверны
|
Дистресс и дезадаптация
|
0,141
|
Различия недостоверны
|
Аггравация
|
0,091
|
Различия недостоверны
|
Симптомы гиперактивации
|
0,117
|
Различия недостоверны
|
Показатель ПТСР
|
0,338
|
Различия недостоверны
|
Следует отметить, что
выявляемые нами различия не достоверны на пяти процентном уровне значимости (P0,05),
полученных с помощью 𝝋*-
критерия.
Далее нами был предложен
личностный опросник «Life style index»,
с целью выявления преобладающих механизмов психологической защиты. Полученные
данные можно представить в виде таблицы 3, с целью наиболее понятного и
удобного предоставления результатов.
Таблица 3
«Средние значения
выраженности преобладающих механизмов защиты (в %)»
защиты
|
вытеснение
|
регрессия
|
замещение
|
отрицание
|
проекция
|
компенсацияч
|
гиперкомпенсация
|
рационализация
|
Общая напряжённость защит
|
Группа 1
|
58,3
|
45,0
|
43,3
|
60,0
|
77,6
|
59,2
|
49,2
|
58,1
|
51,6
|
Группа 2
|
57,5
|
33,5
|
34,6
|
62,7
|
71,3
|
42,5
|
52,5
|
59,0
|
61,3
|
Исходя из полученных
данных таблицы 3 «Средние значения выраженности
преобладающих механизмов защиты», можно заключить, что в группе 1 наиболее
выраженными являются следующие защитные механизмы: проекция (77,6 ), отрицание
(60,0), компенсация (59,2), вытеснение (58,3), рационализация (58,1), менее
выраженными являются: гиперкомпенсация (49,2), регрессия (45,0), замещение
(43,3). Общая напряжённость психологических защит в группе 1 составляет 54,0 .
В группе 2 наиболее
выраженными механизмами психологической защиты являются: проекция (71,3), отрицание
(62,7), рационализация (59), вытеснение (57,5), гиперкомпенсация (52,5), менее
выраженными являются: компенсация (42,5), замещение (34,6), регрессия (33,5).
Общая напряжённость психологических защит в группе 2 составляет 50,0 (собственно,
что соответствует норме).
Наиболее близкие уровни
в обеих группах занимают следующие защитные механизмы: вытеснение (в группе 1
значение равно 58,3; в группе 2 – 57,5), отрицание (в группе 1 значение равно
60,0; в группе 2 – 62,7), гиперкомпенсация (в группе 1 значение равно 59,2; в
группе 2 – 52,5), рационализация (в группе 1 значение равно 58,1; в группе 2 –
59,0).
Разные уровни в обеих
группах занимают такие защитные механизмы как: проекция (в группе 1 значение
равно 77,6; в группе 2 – 71,3), замещение (в группе 1 значение равно 43,3; в
группе 2 – 34,6).
Наибольшие противоречия
при сравнении двух групп проявляются в таких защитных механизмах как: регрессия
(в группе 1 значение равно 45,0; в группе 2 – 33,5).
Для выявления
достоверности различий был использован критерий 𝝋*
(Фишер).
Таблица 4
«значения 𝝋*-
критерия»
защиты
|
вытеснение
|
регрессия
|
замещение
|
отрицание
|
проекция
|
компенсацияч
|
гиперкомпенсация
|
рационализация
|
Общая напряжённость защит
|
𝝋*
|
0,0408
|
1,176
|
0,427
|
0,134
|
0,348
|
0,806
|
0,158
|
0,0432
|
0,470
|
P0,05
|
Различия недостоверны
|
Различия недостоверны
|
Различия недостоверны
|
Различия недостоверны
|
Различия недостоверны
|
Различия недостоверны
|
Различия недостоверны
|
Различия недостоверны
|
Различия недостоверны
|
Следует отметить, что
выявляемые нами различия не достоверны на пяти процентном уровне значимости (P0,05),
полученных с помощью 𝝋*-
критерия.
В заключении несовершеннолетним
осужденным был предложен «Восьмицветовой тест Люшера», для оценки актуального
психического состояния испытуемых. Полученные данные можно предоставить в
таблице 4, с целью наиболее понятного и удобного предоставления результатов.
Таблица 5
«Средние значения актуального
психического состояния»
факторы
|
Нестабильность выбора
|
Отклонение от аутогенной нормы
|
тревожность
|
активность
|
работоспособность
|
Группа 1
|
28,1
|
70,4
|
62,3
|
46,5
|
41,4
|
Группа 2
|
37,2
|
35,2
|
24,7
|
48,6
|
71,2
|
Исходя из полученных
данных таблицы 5 «Средние значения », можно
заключить, что в группе 1 наиболее выраженными факторами являются: отклонение
от аутогенной нормы (70,4), тревожность (62,3), активность (46,5),
работоспособность (41,4), менее выраженным фактором является нестабильность
выбора (28,1).
В группе 2 наиболее
выраженными являются: работоспособность (71,2), активность (48,6), фактор
нестабильности выбора (37,2),отклонение от аутогенной нормы (35,2), менее
выраженным является тревожность (24,7).
Наиболее близкие уровни
в обеих группах занимают следующие факторы: активность (в группе 1 значение
равно 46,5; в группе 2 – 48,6).
Разные уровни в обеих
группах занимают такие факторы: нестабильность выбора (в группе 1 значение
равно 28,1; в группе 2 – 37,2).
Наибольшие противоречия
при сравнении двух групп проявляются в таких факторах как: отклонения от
аутогенной нормы (в группе значение равно 70,4; в группе 2 – 35,2), тревожность
(в группе 1 значение равно 62,3; в группе 2 – 24,7), работоспособность (в
группе 1 значение равно 41,4; в группе 2 – 71,2). Данные противоречия вероятно
связаны с успешной адаптацией к условиям пенитенциарной системы.
Для выявления
достоверности различий был использован критерий 𝝋*
(Фишер).
Таблица 6
«Значения 𝝋*-
критерия»
факторы
|
Нестабильность выбора
|
Отклонение от аутогенной нормы
|
тревожность
|
активность
|
работоспособность
|
𝝋*
|
0,64
|
1,708
|
1,869
|
0,1008
|
1,708
|
P0,05
|
Различия недостоверны
|
Различия достоверны
|
Различия достоверны
|
Различия недостоверны
|
Различия достоверны
|
Выявленные с помощью 𝝋*-
критерия данные были подтверждены на пяти процентном уровне значимости (P0,05):
отклонения от аутогенной нормы, тревожность и работоспособность говорят о том,
что при хорошо организованном социально- психологическом сопровождении, в
условиях изоляции, возможно, некоторое снижение пенитенциарного стресса,
адаптация к условиям учреждения.
Вывод: первоначально
нами была выдвинута гипотеза о том, что в процессе отбывания наказания
выраженность психических расстройств сглаживается. В ходе эмпирического
исследования данная гипотеза не нашла своего подтверждения на пяти процентном
уровне значимости (P0,05), выявленного с помощью 𝝋*-
критерия. Поэтому была выдвинута контр- гипотеза о том, что проявления
психических расстройств в процессе отбывания наказания не снижаются,
пенитенциарный стресс остаётся в течение всего периода отбывания наказания.
В итоге можно заключить,
что: в ходе эмпирического исследования было выявлено наличие выраженности
пенитенциарного стресса в группе 1, и его снижение в группе 2. Роль внешнеобвиняющих
защитных механизмов актуальна как в группе 1, так и в группе 2. Также стоит
отметить, что фактор тревожности и отклонения от аутогенной нормы в группе 2 в
процессе отбывания наказания становится менее актуальным, данные противоречия
вероятно связаны с успешной адаптацией к условиям пенитенциарной системы.
Заключение
В результате анализа
научной литературы и данных, полученных в ходе эмпирического исследования можно
заключить что, пенитенциарный стресс- это стресс, связанный с отбыванием наказания
в исправительном учреждении, негативно влияет на психику осужденных, в
большинстве случаев приводит к возникновению психических расстройств.
Проведенное эмпирическое исследование в данном направлении позволило решить
стоявшие перед нами задачи и тем самым достичь цели.
Одной из самых характерных особенностей психических
нарушений в подростковом возрасте является наличие в клинической картине
симптомов психической незрелости (инфантильности), при этом возникают такие
проявления незрелости, как несамостоятельность, неорганизованность,
недостаточность практических навыков и инициативы, малая выносливость к
психическим нагрузкам, сохранение детского характера привязанностей и
интересов, эгоцентризм, недостаточность социальной зрелости и адаптированности.
Особенности поведения в подростковом возрасте следует
анализировать не только с точки зрения трудностей содержания
несовершеннолетних, но и для правильной клинической, диагностической и
экспертной квалификации психического состояния в целом. Формы нарушенного
поведения разнообразны, но находятся в тесной зависимости от степени и
характера психической незрелости, типа искаженного психологического криза
созревания, содержания ведущего синдрома. Частота и массивность нарушений
поведения обусловливают характерность для подросткового возраста
психопатоподобного оформления клинической картины. Иногда нарушения поведения
теряют психологическую понятность, становятся устойчивыми, гротескными,
недоступными коррекции и отражают значительную психическую дезорганизацию. В
таких случаях нарушенное поведение может быть эквивалентом завуалированных им
психических расстройств.
Психогенные заболевания
являются наиболее частыми у подростков в ситуации судебно- следственного
разбирательства, оставляя глубокий след в психике подростка, при
неблагоприятной динамике способствуют появлению личностных девиаций, которые
могут стать стойкими и могут негативно влиять на достижение целей уголовного
наказания.
Эмпирическое
исследование проходило на базе Ангарской воспитательной колонии, в исследовании
приняло участие 24 человека в возрасте от 15 до 18 лет, из них 12 человек
находятся в колонии менее 1 года и 15 человек, отбывающих наказание свыше 1
года. В ходе эмпирического исследования основная гипотеза о том, что в процессе
отбывания наказания проявления психических расстройств сглаживаются не нашла
своего достоверного подтверждения на пяти процентном уровне значимости (P0,05),
выявленного с помощью 𝝋*-
критерия. Поэтому была выдвинута контр- гипотеза о том, что проявления
психических расстройств в процессе отбывания наказания не снижаются,
пенитенциарный стресс остаётся в течение всего периода отбывания наказания. Так
как осужденных находятся в Ангарской воспитательной колонии в среднем 1,5 – 2
года, то отследить достоверность различий не предоставляется возможным.
Литература
1.
Абрамова Г.С. Практическая психология. –М.:
Академический Проект, 2001. – 480 с.
2.
Бассин В.Ф. О силе «Я» и психологической
защиты// Самосознание и защитные механизмы личности. – Самара.: Бахрах – М,
2003. – 680 с.
3.
Введенский И.Н. К вопросу о психогенных
параноидах. – М.: Прогресс, 1991. – 390 с.
4.
Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. –
Ростов н/Д.: Феликс, 1998. – 414 с.
5.
Гурьева В.А. Психопатология подросткового
возраста. – Томск.: НИИ ФСИН, 1996. – 310 с.
6.
Елисеев О.П. практикум по психологии личности. –
СПб.: Питер, 2002. – 508 с.
7.
Еникеева Д.Д. Популярные основы психиатрии. –
Д.: Сталкер, 1997. – 432 с.
8.
Зайцев А.Г., Зайцев Г.К., Дмитриев М.Г. Стереотипы
функционирования психики и тенденции личностного развития воспитанников колоний
для несовершеннолетних// Вопросы психологии. – 2005.№4. – с.117-121
9.
Карелин А. Большая энциклопедия психологических
тестов. – М.: Эксмо, 2006. – 414 с.
10.
Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная
психология. – СПб.: Питер, 2004. – 1165 с.
11.
Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста. –
М.: Медицина, 1979. – 668с.
12.
Конвенция о правах ребёнка. – М.: ИНФРА – М,
2002. – 24 с.
13.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб.:
Питер Принт, 2004. – 845 с.
14.
Крылова А.А., Маничева С.А. Практикум по общей
экспериментальной и прикладной психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 560 с.
15.
Лапланш Ж., Понталис Ж. Словарь по
психоанализу.- М.: Высшая школа, 1996. – 623 с.
16.
Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и
психопатии у подростков. – М.: Апрель Пресс, 1999. – 406 с.
17.
Макушкин Е.В. Психические расстройства у
подростков. – М.: НИИ ФСИН, 2007. – 100 с.
18.
Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность
осужденного. – М.: НИИ ФСИН, 2006. – 220 с.
19.
Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая
психиатрия. – М.: Прогресс, 1993. – 340 с.
20.
Семке В.Я., Гусев С.И. Пенитенциарная
психология и психопатология. – М.: НИИ ФСИН, 2007. – 534 с.
21.
Смык Ю.В, Чернецкая Н.И. Методические указания
по выполнению курсовых работ по психологии с практической частью. - Ангарск.:
Рейн, 2007. – 42 с.
22.
Тарабрина Н.В. Практикум по психологии
посттравматического стресса. – СПб.: Питер, 2002. – 268 с.
23.
Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.:
Прогресс, 1990. – 110 с.
24.
Фрейд А. Защитные механизмы// Самосознание и
защитные механизмы личности. – Самара.: Бахрах- М, 2003. – 620 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|