Проведення уроків історії Україні в 11 класі
В. библейской
мифологии Левиафан означает огромное морское чудовище, пожирающее все вокруг...
На вопрос, справились ли с ним диссиденты, нам предстоит сегодня ответить.
Пресс-конференция
объявляется открытой!
2.2 Методическая
справка
Тема
пресс-конференции известна ученикам за 1-2 недели: они получают роли и готовят
свои вопросы и выступления.
2.3 Рекомендуемая
литература
1. Турченко
ф. Г., Панченко П. П., Тимченко СМ. Новейшая история Украины. Часть вторая
(1939-2001). Учебник для 11 кл. —К.: Генеза, 2001 (§23, 28).
2. Касьянов
Г. Незгодш: украшська штелйгенщя в рус! опору 1960-1980-х рок1в. — К., 1995.
3. Дзюба И..
Западня // Зеркало недели. — 2003. — №9.
4. Гель I.. Духовшсть Украши 1
спшьний европейсь-кий д1м //Украша. Наука 1 культура. — Випуск 26-27. — К.,
1993.
5. Один з
двадцяти: беседа з А. Шевчуком //Украина. Наука 1 культура. — Випуск 26-27. —
К., 1993.
6. Драч И..
Мир тревоги и надежды //«Работница». — 1989.
7. Богораз
Л.. «Я не боролась. Просто жила...» //«Огонек». — 1993.
Перед началом
урока в классе создается соответствующая обстановка: в две линии — друг против
друга — расставляются столы; на столах — таблички с надписями телеканалов и т.
п., один из учеников играет роль
фотокорреспондента
— фотографирует происходящее; над одной из линий столов — плакат с надписью
«Советское время», над другой — «XXI век».
2.4 Ход пресс-конференции
Слово
учителя. Наша
пресс-конференция — не совсем обычная: сегодня встречаются представители
советского времени и XXI века. Им предстоит попытаться найти ответ на
поставленный нами вопрос.
Но для начала
я предлагаю всем присутствующим небольшую игру-разминку «Цепочка ассоциаций»: по
предложенным ассоциациям вам необходимо будет определить ключевое слово,
имеющее непосредственное отношение к зарождению диссидентского движения.
2.4.1 Игра
«Цепочка ассоциаций»
Ассоциация №
1 Включается музыкальный фрагмент песни «А за вшном майже весна...» группы
«Океан Эльзы». Ассоциация № 2 Ученикам предлагается анекдот, популярный в среде
интеллигенции советского времени: «Сюрреализм — это то, что я чувствую; реализм
— это то, что я вижу; соцреализм — это то, что я слышу».
Ассоциация №
3 Внимание учеников обращается на плакат «Демократические процессы в
современном государстве», где перечислены признаки демократического общества.
Ассоциация № 4 Реальный случай из жизни школьников 80-х годов XX века.
...Школьная
линейка перед рождественскими праздниками. Выступает представитель администрации:
«Дети! Я и так знаю, что вы будете щедровать, но только не говорите, из какой
вы школы!...» Ассоциация № 5 Это фамилия известного писателя: Илья Эренбург. Слово
учителя. На какие же мысли натолкнули вас предложенные ассоциации? Какое
слово ключевое?
(Ответ: №
1 — весна;
№2 — принцип соцреализма в культуре; № 3 — отсутствие демократии
в советский период; №4 — атеизм; №5 — повесть И. Эренбурга
«Оттепель». Ключевое слово — «оттепель».)
2.4.2 Дискуссия по вопросу
украинского
диссидентства
Слово
учителя. Действительно,
период «оттепели», который был основным содержанием десталинизации,
способствовал духовному обновлению в жизни общества; как почки на деревьях,
возникали произведения представителей интеллигенции, в которых просматривалась
попытка расширить «границы соцреализма», ответить на замалчиваемые вопросы...
У кого из
присутствующих есть вопросы по этому поводу?
Корреспондент
газеты «Голос Украши» (XXI век):
— У меня
вопрос к известному адвокату 70-80-х годов XX века: каковы причины
возникновения диссидентского движения в Украине? В чем особенности украинского диссидентства?
Адвокат (70—80-е
гг. XX века):
— Я думаю,
слово «оттепель» очень точно отражает общественные процессы, происходящие в
СССР, а значит, и в Украине с приходом к власти уникального, сложного по
характеру человека Никиты Сергеевича Хрущова. Я прекрасно помню тот шок,
который вызвали у меня сообщения о XX съезде КПСС, разоблачившем преступления
сталинских времен. Это дало толчок к духовному пробуждению в СССР, а в Украине
это произошло даже чуть раньше: первой ласточкой пересмотра позиций соцреализма
в культуре стала статья А. Довженко в «Литературной газете» — «Искусство
живописи и современность».
Раньше других
на изменения в обществе отреагировали поэты и писатели: Василий Симоненко,
Николай Руденко, Лина Костенко, Николай Винграновский, Иван Драч. Литературную
критику представляли Иван Дзюба, Евгений Сверстюк, Иван Светличный, Вячеслав
Черновил, Валентин Мороз и другие. Появляется целая плеяда молодых, энергичных
представителей интеллигенции, разрушающих стереотипы — так называемые «
шестидесятники ».
Таким
образом, среди причин появления украинского диссидентства можно назвать
следующие:
1, десталинизация;
2, реабилитация
многих культурных и государственных деятелей Украины;
3, нерушимость
основ властных структур;
4, критическое
отношение к коммунистическому режиму, недовольство незавершенностью
десталинизации;
5, интерес к
украинской культуре и культуре стран Запада.
Особенностью
украинского диссидентства можно считать то, что это было общеукраинское
явление, охватывающее все регионы Украины.
Так же, как и
в других республиках СССР, украинские диссиденты характеризовались:
— мирными,
ненасильственными формами протеста;
— четкой
организацией (кружки, объединения);
— участием в
оппозиционном движении самых разных слоев населения.
«Шестидесятники»
в своем развитии прошли стадии от «этнографической»,
«культурно-просветительской» до стадии «политического противостояния системе».
...Это были
яркие личности...
Подруга
художницы Аллы Горской (советское время):
— Но это все
слова. А я хотела бы рассказать о судьбе моей подруги, прекрасного человека,
талантливой художницы. Это Алла Горская.
Она сама
украинка, но родилась в Ленинграде, и все у них в семье говорили по-русски.
Учиться она уехала в Киев, в художественный институт, где организовала клуб
творческой молодежи.
Однажды у
Аллы и ее единомышленника, художника Опанаса Заливахи, возникла идея создать
необычный, монументально-декоративный витраж в вестибюле Киевского
университета. На витраже был изображен Тарас Шевченко в виде Прометея.
Получилось очень красиво! Но сразу после установки, ночью 1964 года витраж был
разбит...
Алла была
исключена из Союза художников Украины за «идейно вредное» произведение. А в
1970 году Горская погибла при загадочных обстоятельствах: ее нашли убитой на
даче ее свекра, в подвале. Следствие установило, что свекор убил ее, а сам
бросился под электричку... Но позже стало ясно, что к гибели Аллы причастны
органы КГБ.
Когда
хоронили Аллу, 7 декабря 1970 года, стихийно возникла акция протеста, выступали
разные люди, знавшие ее. Над могилой Горской Василий Стус прочитал стихи, а
потом выступил украинский хор «Гомш».
Хор сразу же
был распущен...
Василий Стус
арестован...
А что
касается художника Опанаса Заливахи — он еще в марте 1966 года был осужден на
пять лет сурового режима...
Корреспондент
газеты «Комсомольская правда» в Украине» (XXI век):
— Я хочу
обратиться к сторожу библиотеки Академии наук УССР: что вы знаете о пожаре в
фонде украинских рукописей?
Сторож
киевской публичной библиотеки Академии наук УССР:
Журналист
телеканала «Интер» (XXI век):
— У меня
вопрос к человеку, входившему в Украинский рабоче-крестьянский союз.
Организатор вашего союза — Левко Лукьяненко — жив до сих пор, он известный
человек в Украине. Но я хотел бы спросить именно у вас: что вы можете
рассказать о «Деле юристов» и судебном процессе, проходившем во Львове в 1961
году?
Заведующий
клубом, входивший в УРКС (советское время):
— Как вы сами
знаете, Левко Лукьяненко — блестящий юрист, неутомимый борец за права украинцев
и возрождение украинской культуры, родом с Чер-ниговщины. В 1959 году он
организовал Украинский рабоче-крестьянский союз (УРКС), сразу же ставший
объектом пристального внимания со стороны КГБ. Это и понятно, ведь УРКС был
единственной организацией, добивавшейся независимости Украины. Хотя, если
подумать, мы не выходили за рамки Советской Конституции, которая гарантировала
каждой нации право на самоопределение, вплоть до отделения. Вот мы и решили воспользоваться
этим правом. Но был в нашей организации некий Ващук — слушатель областной
партийной школы, оказавшийся провокатором КГБ.
Вскоре было
заведено «Дело юристов», суд состоялся в мае 1961 года, во Львове. Нас обвиняли
по статье 56 «Измена Родине», а когда Левко Лукьяненко объяснил следователю,
что мы действовали в рамках Конституции, следователь ответил: «Конституция
существует для заграницы!»
...Левка
Лукьяненко приговорили к расстрелу, остальным дали от 10 до 15 лет лагерей. Уже
потом, после кассационных жалоб, смертный приговор Левку Лукьяненко был заменен
на 15 лет заключения в лагерях...
Корреспондент
газеты «Голос Украши» (XXI век):
— У меня
вопрос к известному адвокату 70-80 годов XX века: каковы причины
возникновения диссидентского движения в Украине? В чем особенности украинского
диссиденства?
Советский
прокурор (60—70-е гг. XX века):
— Я хочу
дополнить! У нас в СССР в полной мере соблюдаются права человека. Как вы
слышали, Лукь-яненко, возглавлявший антисоветскую националистическую организацию
с целью создания «самостийной Украины», был приговорен к смертной казни. Но
гуманный советский суд заменил смертный приговор 15 годами исправительных
работ. Но вместо благодарности Лукьяненко вместе с сообщниками распространяют
возмутительную «самиздатовскую» литературу о нашем советском строе через
зарубежных агентов по радиостанции « Свобода ».
Я думаю, он
все-таки заслужил смертный приговор, так как абсолютно не исправился, более
того — вошел в новую антисоветскую группу диссидента Николая Руденко.
Корреспондент
газеты «Аргументы и факты» (XXI век):
— Не так
давно в Украине умер известный диссидент-правозащитник Николай Руденко,
организатор Украинской хельсинской группы содействия выполнению хельсинских
соглашений (УХГ). Что вы можете рассказать об этой группе?
Историк,
входивший в УХГ:
— Когда СССР
подписал в августе 1975 года в Хельсинки документ о соблюдении гражданских прав
и свобод своего народа, повсеместно стали возникать легальные группы с целью
контроля за соблюдением прав человека.
Первый Хельсинский
комитет был основан в Москве в мае 1976 года, потом подобные объединения
возникли в Литве, Грузии, Армении. А 9 ноября 1976 года по инициативе Николая
Руденко в Украине была создана группа способствования выполнению Хельсинских
соглашений (УХГ), куда вошли Левко Лукьяненко, Иван Кандыба, Оксана Мешко,
Олекса Тихий, Петр Григо-ренко, Святослав Караванский и другие, всего 36
человек.
Целью УХГ
было: ознакомить украинский народ с Декларацией прав человека, поддерживать
связь с зарубежной прессой, информировать мировую общественность о фактах
нарушения прав человека в Украине.
В СССР
действовало еще пять подобных групп, среди которых УХГ была самой активной.
Главное то, что она действовала в рамках закона и относилась с глубоким
уважением к людям других национальностей.
Но все это не
помешало советской системе учинить погром УХГ: до 1980 года большинство членов
УХГ были арестованы и осуждены в среднем на 12 лет лишения свободы...
В лагерях
погибли В. Стус, В. Марченко, О. Тихий,
Ю. Литвин.
Представитель
телеканала
«1+1», программа «Иконостас» (XXI век):
— Несмотря на
эти трагические факты, инакомыслие в Украине не исчезало. Меня интересуют
причины и деятельность еще одного течения несогласных — религиозного
диссиденства?
Работник
музея (70—80-е гг. XX века):
— Причиной
появления религиозного диссиденства была антирелигиозная кампания конца 50-х —
начала 60-х годов.
В течение
1957-1964 годов в Украине было закрыто 46% всех православных храмов. Причем
больше пострадала не Западная Украина, где церковные традиции были очень
прочные, а центр и юго-восток Украины, где люди особо не сопротивлялись.
В Крыму
осталось 14 храмов, а в Запорожской области — всего 9.
Я терпимо
отношусь и к верующим, и к атеистам — это личное дело каждого. Но зачем же
навязывать свое отношение к религии?
...Особенно
пожилые люди страдали, ведь для них молитва, икона были смыслом жизни (не для
всех, конечно...).
Ну а в
Западной Украине не терпели. Там же подпольно существовала греко-католическая
церковь — УГКЦ. Диссидент Иосиф Тереля создал Комитет защиты УГКЦ, его
поддерживал представитель православного духовенства Василий Романюк. Да...
Посидели они в психушках, но это их не остановило. Ну вы же сами видите, что
они не зря старались — ведь в XXI веке — свобода вероисповедования.
Корреспондент
газеты «Зеркало недели» (XXI век):
— Так
победили диссиденты или проиграли? Канадский историк Орест Субтельный (его
семья родом из Украины) четко написал в книге «Украина. История»: «Диссиденты
проиграли». Может, и правда никому такие жертвы не были нужны?
Литератор
(70-е гг. XX века):
— На этот
вопрос нет однозначного ответа. Многие диссиденты говорят, что они «не
боролись, а просто жили», а жизнь — это уже победа.
Слово
учителя. Давайте
вспомним о цели диссидентского движения: открыть возможности для свободного
развития украинской культуры, обеспечить гражданские права украинцам. То, что
сегодня мы живем в независимой Украине, наверное, смогло произойти и благодаря
диссидентскому движению.
А теперь —
для всех участников конференции — эксклюзивный кроссворд «Памятные имена».
Давайте попробуем разгадать кроссворд и еще вспомним имена людей, не
побоявшихся бросить вызов существующему строю.
1. Один из
«шестидесятников», поэт-переводчик, издавший 1000-страничный «Словарь рифм
украинского языка», активно выступал против арестов украинской интеллигенции.
Пробыл в заключении в общей сложности 30 лет.
(Караванский)
2. Диссидент, которому
смертная казнь была заменена 15-летним заключением.
(Лукъяненко)
3. Фамилия
украинского писателя, подвергшегося гонениям за произведение «Собор».
(Гончар)
4. В конце
1950-х годов в Харькове вокруг этого российского поэта образовался кружок
передовой творческой молодежи (подобные кружки были в Киеве — «Спутник»: И.
Драч, Е.Сверстюк, А. Горская и др.; во Львове — «Пролисок» во главе с М.
Косовом). А в брежневские времена этот человек считался «неудобным» поэтом. (Чичибабин)
5. Фамилия
украинской поэтессы, писавшей красивые, но непонятные многим стихи.
(Костенко)
6. Этот
человек имеет непосредственное отношение к фильму «Тени забытых предков».
(Параджанов)
7. Фамилия
человека, издававшего «самиздатовс-кую» литературу. Он также выпустил сборник
материалов о судьбе 20-ти осужденных интеллигентов «Лихо з розуму». Его
называли «лагерный генерал».
(Черновил)
8. Фамилия
одного из самых активных борцов за права греко-католической церкви в Украине,
бывший узник лагерей и «спецпсихушек».
(Тереля)
9. Идеалом
этого поэта был Григорий Сковорода. Свою жизнь он закончил в лагере особого
режима...
(Стпус)
10. Человек,
отказавшийся от своих взглядов, автор работы «Интернационализм или
русификация?».
(Дзюба)
11. Фамилия
активного правозащитника-диссидента, арестованного за эссе «Моисей», «Хроника
сопротивления», «Репортаж из заповедника им. Берии».
(Мороз)
12. Основатель
Украинской Хельсинской Группы. Умер в 2004 году.
(Руденко)
Слово
учителя. Ключевое
слово кроссворда — тоталитаризм, так как опыт диссиденства — это опыт
существования человека в несвободной стране.
Обратимся еще
раз к словам Ивана Лысяка-Рудниц-кого: «Пока живет человек несогласный — живет
человечество в целом».
2.4 Итог
урока (оценивание учеников)
Слово учителя.
Наша конференция
завершилась. Всем нам есть о чем поразмыслить...
2.5
Домашнее задание
Написать статью-размышление
«Кто же победил: власть или диссиденты?»
Страницы: 1, 2
|