Проведение урока по математике в 4 класса по теме "Нахождение доли числа"
Проведение урока по математике в 4 класса по теме "Нахождение доли числа"
Урок по математике в 4 г классе.
Учебник Питерсон Л.Г.
1 четверть
Тема: Нахождение доли числа.
Цели: – формировать
представления об алгоритме поиска доли числа.
Закреплять представление о понятии «доля», читать и записывать
доли.
Начать подробно рассматривать решение задач на нахождение доли
числа.
Развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.
Оборудование: таблицы с долями,
учебник Питерсон 4 класс, карточки для индивидуальной работы.
Ход.
1.
Организационный момент.
У учителя в руках цветик – семицветик.
Лети, лети,
лепесток,
Через запад
на восток,
Через
север, через юг,
Возвращайся,
сделав круг.
Лишь
коснешься ты земли –
Быть
по-моему вели.
– Я хочу,
чтобы все дети сегодня на уроке хорошо работали, чтобы им было всё понятно и
интересно!
2.
Актуализация знаний.
а) Ребята,
желание я загадала, а тему урока не сказала, вы поможете мне определить тему
урока?
– что
за цветок у меня в руках? (Цветик-семицветик)
– Где мы
встречались с этим цветком? (сказка «Цветик-семицветик»)
– Кто автор
этого произведения? (Валентин Петрович Катаев)
– какие
еще произведения Катаева вы читали? (Дудочка и кувшинчик, Сын полка, Пень…)
– Сколько
лепестков у цветика-семицветика? (7)
– Я
держу один, как по другому можно сказать? (1/7).
– Что
это за число? (доля)
– Что
такое доля? (число вида 1/п, где 1 – числитель, п-знаманатель)
– что
показывает знаменатель? (на сколько равных частей разделили)
– что
показывает числитель? (сколько частей взяли).
– Почему
в старину было почетно уметь считать долями? (было очень много правил, каждая
доля имела своё название, нужно было много запоминать)
– запишите
в тетрадь 1/7
в) Минутка
чистописания
продолжите
ряд так, чтобы цифра знаменателя увеличивалась сначала в 2 раза, затем на 2
1/7, 1/14,
1/16, 1/32, 1/34, 1/68, 1/70,1/140, 1/142, 1/184,1/186
– что
происходит с числами? (они уменьшаются)
– назовите
самое большое число (1/7),
– назовите
самое маленькое 1/186
– как
сравнить две доли? (из двух долей больше та, знаменатель которой меньше)
д) Мы с
вами повторили теоретическую часть по теме дроби, а теперь предлагаю вам
математический диктант, где вы сможете показать умения на практике, я буду
показывать карточку, вы записывать какая доля закрашена.
В тетрадях
ряд
1/8, ¼,
1/5,/3, 1/6, 1/7
– проверка
в парах.
3.
Постановка проблемы.
– учитель
берёт следующий лепесток и читает задачу.
– Ребята,
моё желание постепенно начинает сбываться, а какое первое желание загадала
девочка Женя из сказки? (чтобы у неё появился пакет баранок)
– Решите
задачу.
В пакете у
Жени было 15 баранок, когда она принесла их домой, разделила поровну между
тремя членами семьи, по сколько досталось каждому?
– О чем
задача? (о баранках)
– сколько
было баранок? (15)
– что число
15 покажет на отрезке? (целое)
– на
сколько частей разделено целое? (3)
– что мы
ищем? (одну часть)
– как её
найти? (целое разделить на количество частей)
– запишите
выражение. (15:3=5 (б) – досталось каждому.)
– мы
разделили все баранки на 3 части, искали чему равна одна часть, а как её можно
назвать? (1/3)
– значит мы
с вами искали 1/3 от числа 15., что для этого нужно было сделать? (разделить
это число на знаменатель)
– вы
догадались, о чем мы будем говорить?
– Тема урока
«Нахождение доли числа»
Цель нашего
урока – научиться находить доли числа, это
пригодится нам в дальнейшем для решения задач и в жизни, когда вам понадобится
что-то купить или с кем-то поделиться.
4. Открытие нового знания.
– давайте
сверим наш вывод с учебником.
– чтение
правила на странице 71 в учебнике.
Чтобы найти 1/п долю
числа, можно разделить число на п.
|
-что
обозначает число п? (знаменатель)
Чтобы найти 1/п долю числа,
можно разделить число на знаменатель.
|
-что показывает знаменатель?
– когда мы
делим на знаменатель, мы узнаём, чему равна одна часть.
5.
Первичное закрепление.
– Отрывается ёще один лист.
Вспомните,
какое желание девочки Жени было третьим? (много игрушек)
А) Решите
задачу.
По велению
Жени цветик-семицветик подарил ей 54 игрушки, 1/6 часть составляли куклы.
Сколько кукол подарили Жене?
– О чем
задача?
– Что
показывает число 54? (сколько всего было игрушек, целое)
– что
известно про куклы? (их было 1/6)
– на
сколько частей разделим отрезок? (на 6)
-как найти 1/6? (нужно целое число 54 разделить а знаменатель 6)
– запишите
действие.
– запишите
ответ.
– Б) Я
предлагаю вам условие и решение следующих двух задач обсудить в парах, и
записать решение.
1 задачу
объясняет 1 вариант, 2-второй.
№3.стр. 71.
А) (32:4=8
хоккеистов)
Б) – обсудите
условие задачи в парах и решите самостоятельно.
(120:6=20
деревьев.)
– проверка.
Вы решили верно, если ваши ответы удовлетворяют двойному неравенству
Х – больше
7 и меньше или равно 20
6.
Физкультминутка. (гимнастика для глаз)
7.
Закрепление.
№4 стр. 71.
– работа с
комментированием у доски (нахождение доли числа)
1/9 от 45 45:9=5
1/7 от 84 84:7=12
1/5 от 70 70:5=14
1/8 от 96 96:8=12
– Самостоятельная
работа с проверкой по образцу.
Перед
каждым человеком в жизни всегда стоит выбор – совершать хорошие дела или
плохие, выбирать большее или довольствоваться малым, каждый из вас сейчас тоже должен
сделать свой выбор – определить свои силы и свой столбик примеров, я отрываю
ещё 3 лепестка, загадайте желание, чтобы у вас всё получилось, но для этого
нужно быть внимательным!
Красный
лепесток Жёлтый лепесток Зелёный лепесток.
1/7 от 49
¼ от
28
1/5 от 45
1/3 от 33
1/6 от 48
1/7 от 91
¼ от
68
1/5 от 60
1/3 от 48
1/6 от 84
1/7 от 158
¼ от
144
1/5 от 215
1/3 от 147
1/6 от 138
– проверка
по образцу.
1 ряд -7,
6, 9, 11, 8
2 ряд-13,
17, 12, 16, 14
3 ряд-24,
36, 43, 49, 23
8.
Физкультминутка
Куда
совершила своё путешествие Женя во втором желании (на северный полюс)
– что
почувствовала она на северном полюсе (сильный холод)
– давайте
представим, что мы попали на северный полюс, что нужно делать, чтобы согреться?
(активно двигаться)
учитель
показывает карточку
Прыгните
столько раз, сколько 1/7 составляет от21 (3)
Присядьте
столько раз, сколько 1/3 составляет от12 (4)
Наклонитесь
вперёд столько раз, сколько 1/9 составляет от 36 (4)
– Давайте
скорее возвращаться домой. А дома нас ждёт составная задача.
9. Рение
задач.
№5 стр. 72.
– прочитайте
задачу.
– о чём
задача? (о ткани)
– что
известно про ткань? (было-2м50 см, сшили-1/5 от куска, осталось
неизвестно)
– дополните
схему.
– сколько
вопросов в задаче? (2)
– можем
начать решать? (нет – смешанное число.)
2 м 50 см=250 см
1) 250:5=50
(см) – пошло на платье
2) 250–50=200
(см) – осталось
200 см=2 м
Ответ: 2
метра.
– составьте
выражение 250–250:50=200
– На
следующем уроке мы научимся решать задачи в которых нужно будет найти число по
его доле.
10. Итог
урока. Рефлексия
– а) Какое
слово чаще всего встречалось на нашем уроке? (доля)
– Что
называется долей? (доля – равная часть целой мерки)
– б) Посмотрите
на пословицу на доске
Для
лучшей доли нужно много воли.
– Какое
значение имеет слово доля в этой пословице? (судьба)
– объясните
смысл пословицы.
– что мы
делали сегодня, чтобы «улучшить нашу судьбу» – продвинуться к следующему
этапу обучения?
– Вспомните
моё желание, как вы думаете, оно сбылось?
– Что
помогло сбыться моему желанию? (трудолюбие и внимание)
– в) Я
подарю вам тоже цветочки, попробуйте загадать желание, если оно будет доброе и
вы приложите усилия, оно обязательно сбудутся.
На обратном
стороне лепестков написаны примеры для домашней работы, а один лепесток пустой,
вы должны будете придумать свой пример на нахождение доли числа.
– г) У меня
остался один лепесток, т.е. ещё одно желание. Оно должно быть самым главным,
вспомните, что загадала девочка Женя на последний лепесток? (здоровья своему
другу)
– я тоже
загадаю очень хорошее желание.
Лети, лети,
лепесток,
Через запад
на восток,
Через
север, через юг,
Возвращайся,
сделав круг.
Лишь
коснешься ты земли –
Быть
по-моему вели
– хочу
чтобы все вы, ребята, и вы, наши гости, были здоровые и счастливые.
|