Программа воспитания и обучения в детском саду
Программа воспитания и обучения в детском саду
Контрольная
работа
По дисциплине
Теоретические
основы содержания и организации ДО
На тему
Программа
воспитания и обучения в детском саду
Содержание
Введение
1. «Программа воспитания и обучения в
детском саду» под редакцией М.А. Васильевой
2. Разделы программы
Заключение
Библиографический список
Введение
Дошкольное детство - это
важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет
определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему
научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок
проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ли поддержку и понимание,
каким будет его личный опыт общения со сверстниками и взрослыми. Самооценка,
доверие (или недоверие) к окружающему миру, волевые и творческие качества – все
эти важные составляющие личности растут из детских дошкольных лет. Дошкольное образование -
первое звено общей системы образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12
сентября 2008 года было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном
учреждении», где прописано, что дошкольное образовательное учреждение - тип
образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную
программу дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение
обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и
оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В нем закрепилось право,
что дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из
комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами
управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке
собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта.
Следует подчеркнуть, что
многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными
коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные
программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с
квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.
Хотелось бы отметить, что
программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в
нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное
для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено
оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных
ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной
и других видах деятельности). В настоящее время опубликованы и распространены
через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и
руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд
программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических
коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации
педагогического процесса в детском саду.
Но в данной контрольной
работе хотелось бы подробнее рассмотреть «Программу
воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой. Программа основывается на
концепции развития ребенка в процессе активной деятельности и обучения. В
качестве основных целей выдвигаются: забота о здоровье детей, их всестороннее
развитие и воспитание в соответствии с возрастными особенностями, подготовка к
школе.
Цель данной контрольной
работы рассмотреть «Программу воспитания и обучения в детском саду» под
редакцией М.А. Васильевой.
Исходя из цели, поставлены
следующие задачи:
1. рассмотреть цель и
структуру «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
М.А. Васильевой;
2. описать разделы программы.
1 «Программа
воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой
«Программа
воспитания и обучение в детском саду» (Под редакцией Васильевой М.А., Гербовой
В.В., Комаровой Т.С.), рекомендована Министерством образования и науки
Российской Федерации, выпущена в 2005 году в новой редакции. Новое издание
программы является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и
обучения в детском саду» (М.: Просвещение. 1985, отв. ред. М.А. Васильева),
подготовленным с учетом новейших достижений современной науки и практики
отечественного дошкольного образования. В соответствии с современной научной
«Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и
др.) о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый
план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление
личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности. Составители
программы основывались на важнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении
и научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное
обучение «ведет» за собой развитие. Развитие выступает как важнейший результат
успешности воспитания и обучения детей. С учетом обозначенных подходов
программа представляет собой современную вариативную программу, в которой
комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения
и развития ребенка от рождения до 7 лет. Программа строится на принципе
культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных
ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного
и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс
приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление,
знание, мораль, искусство, труд). Программа представляет все направления
дошкольного воспитания: физическое, умственное, нравственное, эстетическое,
трудовое; представляет широкие возможности для познавательного, социального и
личностного развития ребенка. Ведущие
цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в
современном обществе. Эти цели реализуются в процессе
разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной,
двигательной, элементарно-трудовой. Для достижения целей программы
первостепенное значение имеют: - забота о здоровье, эмоциональном благополучии
и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка; - создание в группах
атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что
позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными,
стремящимися к самостоятельности и творчеству; - максимальное использование
разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения
эффективности образовательного процесса; - креативность (творческая
организация) процесса воспитания и обучения; - вариативность использования
образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с
интересами и наклонностями каждого ребенка; - уважительное отношение к
результатам детского творчества; - обеспечение развития ребенка в процессе
воспитания и обучения; - координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ
и семьи; - обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного
учреждения в целом; - соблюдение преемственности в работе детского сада и
начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании
образования ребенка дошкольного возраста.
Структура программы: программа составлена по возрастным
группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического
развития детей: - ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы
раннего возраста); - младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и
вторая младшие группы); - средний возраст - от 4 до 5 лет (средняя группа); - старший
дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей
психического и физического развития детей, определены общие и специальные
задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей,
предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и
навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни. В программе
разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены
примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные
ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении. Программа
сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических
и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.
2. Разделы программы
«Программа
воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой построена с
учетом 7 направлений работы:
·
Физическое
воспитание;
·
Умственное
воспитание;
·
Нравственное
воспитание;
·
Трудовое
воспитание;
·
Художественная
литература;
·
Художественно-эстетическое
воспитание;
·
Игровая
деятельность.
Физическое
воспитание
В
программе выделены оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи
физического воспитания. Предусматривается охрана жизни и укрепление здоровья
ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактика
негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма,
полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным
видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры,
потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных
нравственно-волевых качеств. Программа ориентирует на создание в детском саду
обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены. Детей учат
осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему
здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения.
Умственное
воспитание
Программа
предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности
внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов
умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать,
обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.).
Программа стимулирует развитие любознательности. Фундаментом умственного
развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировки в окружающем мире.
Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего
развития ребенка уделяется развитию устной речи. Занятия по программе носят
преимущественно комплексный, пересекающийся с различными областями знаний и
видами деятельности характер. В младшем дошкольном возрасте они должны
восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Нравственное
воспитание
Нравственное
воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего
развития ребенка дошкольного возраста. Содержание программы призвано обеспечить
воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру,
любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к
людям разных национальностей, государственной символике (гимну, флагу, гербу
Российской Федерации).В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются
гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного
поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное
отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо
оценивать свои поступки и поступки других детей.
Трудовое
воспитание
Трудовое
воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и
творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры
межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с
учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться,
воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Художественная
литература
Особое
место в программе занимает ознакомление детей с художественной литературой как
искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру,
любви и интереса к книге. На занятиях по литературному чтению следует знакомить
детей с героями книг, писателями и поэтами, учить обмениваться мнениями друг с
другом по поводу прочитанного.
Художественно-эстетическое
воспитание
Художественно-эстетическое
воспитание в программе реализуется в процессе ознакомления с природой, разными
видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на
развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие
восприятия, образных представлений, воображения, эстетических чувств,
эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству
как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства
формирования и развития личности ребенка.
Игровая
деятельность
В
программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с
учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры,
договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные
правила игры. Стратегия программы в области развития игровой деятельности детей
строится на основе исследований отечественных ученых (Л.С. Выготский, Д.Б.
Эльконин, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.), рассматривавших игру как
важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму
социализации ребенка. Игра является результатом и показателем всего воспитательно-образовательного
процесса.
Заключение
«Программа
воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,
Т.С. Комаровой (3-е издание М., 2005 года) является
доработанной и обновленной с учетом новейших достижений современной науки и практики
отечественного дошкольного образования. Она реализуется в 96% всех МДОУ по
России и представляет собой современную вариативную программу. Программа
построена с учетом общих требований, изложенных в правовых нормативных актах,
которые реализуют образовательную и воспитательную деятельность в России. Она
разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральной
программы развития образования, Типового положения о дошкольном образовательном
учреждении, основных положений Концепции дошкольного воспитания (В.В. Давыдов,
В.М. Петровский и др.). Ключевым практическим ориентиром Программы является
Конвенция о правах ребенка. В ней провозглашается право ребенка на всестороннее
участие в культурной и творческой жизни, указывается на необходимость
предоставления детям «соответствующих и равных возможностей для культурной и
творческой деятельности».Программа построена на принципе личностно -
ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и понимание воспитания как
«создания условий для развития ребенка и его максимальной самореализации».
Безусловным достоинством Программы является то, что совместная деятельность
педагога и ребенка в детском саду представлена как постоянный творческий
процесс. Принципиальное значение имеет тот факт. Что в соответствии с
Конвенцией дошкольного воспитания, в которой говорится о самоценности дошкольного
детства, в новом варианте Программы на первый план выдвигается развивающая
функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая
его индивидуальные особенности. При этом составители программы основывались на
положении о том, что «правильно организованное обучение ведет за собой
развитие», и на положении В.В. Давыдова о том, что «воспитание служит
необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Таким образом, в рамках
Программы развитие выступает как важнейшее условие успешности воспитания и
обучения детей от рождения до семи лет. Ведущими целями Программы является
создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного
детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие
психических, физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями, подготовка к жизни в современном обществе. Особое внимание
уделяется целенаправленному влиянию воспитателя на ребенка с первых дней его
пребывания в детском саду. Содержание программы ориентировано на общечеловеческую
(мировую) культуру и вместе с тем соответствует российским культурным
традициям. Большое значение в Программе уделяется эмоциональному, физическому,
психическому здоровью детей. Очень четко, грамотно, с учетом того, что было
наработано в дошкольной педагогике, построен раздел физического воспитания.
Чувствуется бережное отношение к природе ребенка, забота об охране его жизни и
здоровья. В настоящее время это особенно актуально, так как по статистике 40%
детей рождаются с отклонениями в здоровье. Необычно построен раздел «умственное
воспитание» включающий «Сенсорное воспитание», «Ребенок и окружающий мир», «Развитие
речи», «Развитие элементарных математических представлений». Такая взаимосвязь
всех видов деятельности позволяет воспитателю самостоятельно планировать и
решать задачи воспитания и обучения как на занятиях, так и в свободное от них
время без физической и психической перегрузки, что позволяет сохранять здоровье
и эмоциональное благополучие детей. Появился в программе и новый раздел
«Культурно-досуговая деятельность», который представлен такими подразделами
«Отдых», «Развлечения», «Праздники», «Самообразование», «Творчество».Программа
написана доступным языком, позволяет воспитателю работать творчески, не
сковывать его инициативы: он сам может определять, что будет делать на
занятиях, на прогулке, в самостоятельной художественной деятельности. Таким
образом, развитие в рамках данной Программы выступает как важнейший результат
успешности воспитания и обучения детей от рождения до семи лет.
Библиографический
список
1. Методические рекомендации к Программе
воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,
Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника» - 2005. – 320
с.
2. Некоторые аспекты разработки
примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования
[Текст]/ Н. В. Федина// Дошкольное воспитание. – 2008. - №8. – С. 13-16.
3. О «Программе воспитания и обучения в
детском саду»[Текст]/ Г. Новикова//Дошкольное воспитание. – 2005. - №11. –
С.21-22.
4. О программе воспитания и обучения в
детском саду [Текст]/ В.В. Гербова, Т.С. Комарова// Дошкольное воспитание. –
2005. - №5. – С. 26-27.
5. Программа воспитания и обучения в
детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.. – 3-е
изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с. ISBN 5-86775-272-0
6. «Программа воспитания и обучения в
детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. www. proftema. ru
7. Сластёнин В.А. Педагогика: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.
Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластёнина. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2007. – 576 с. ISBN
5-7695-3712-4
|
|