Программа патриотического воспитания в начальной школе "Я и моя семья"
4. Привитие молодому поколению нравственного иммунитета
против низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну.
5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и
других занятий время с использованием традиций народной культуры.
Содержание программного материала: Россия – наша Родина,
символы государства, историческая справка, географическая справка, народы,
населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами
народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы
экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как
основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и
политические конфликты.
Самарская область – частица России. История Самары в истории
России. Архитектурные и культурные памятники Самары и Самарской области.
Административное деление Самарской области. Природа и экологические проблемы.
Выдающиеся люди земли самарской.
Критерии
эффективности:
Памятка –
ориентир для 1, 2, 3 классов:
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим
родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки,
интересы и потребности;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их
профессиональной деятельности;
-круг знакомств семьи;
-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и
именины членов семьи и др.);
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и
бедах;-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих своих
детей и внуков;
-разумно пользоваться своими правами в семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;
-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться
с ними на уровне культуры отношений и общения;
-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;
-вести здоровый образ жизни;
-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и
проблем каждого члена семьи в частности;
-создавать домашний уют, оказывать помощь в решении
бытовых вопросов жизни
семьи;
-организовывать семейные праздники, игры, забавы,
развлечения;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов
достойными человека
способами;
-делать приятное своим родным и близким.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей
семьи;
-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне
моего дома; -добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им
в их делах; -берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь
стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи
Памятка –
ориентир для 4 класса:
Знаю:
-историю
России;
-историю
Малой Родины и родного края;
-историю
своего народа и его нравы;
-историю
религий народов исконно проживающих на территории Самарской области;
-историю
государственных символов России;
-имена и
историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные
черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-что входит в
понятие «русская душа», «менталитет народа»;
-духовные и
нравственные основы россиян;
- свой родной
язык;
-родную
литературу;
-культуру
своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь,
народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка,
архитектура, кино, театр и др.
-основы
национальной кухни;
-основы
народной медицины.
Умею:
-рассказать
об истории своего Отечества;
-рассказать о
культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о
соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и дея-
ниями (в том
числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о
себе как носителе характера той или иной национальности;
-грамотно
изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи
живое слово
своего народа;
-отличить
подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;
-петь песни
своего народа;
-рассказывать
народные сказки, предания и сказания;
-исполнять
традиционные народные танцы, пляски;
-готовить
национальные блюда;
-готовить и
проводить народные праздники;
-играть в
народные игры, водить хороводы;
-использовать
в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные
мотивы;
-правильно
использовать рецепты народной медицины;
-изготавливать
изделия из серии народных промыслов;
-ценить
красоту и богатства родной природы;
-умею при
необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею
правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-изучаю
историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю
богатствами духовного наследия России;
-с уважением
отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и
мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу
узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги
и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;
-беру пример
с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
-отношусь к
Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаю
правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю
традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в
акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-готовлю и
провожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в
сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в
походы по родному краю;
-берегу
природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусь
защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в
социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружаю-
щей жизни;
-вношу свой
посильный вклад в решение проблем страны.
Ориентировочная
минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности
младшего школьника
Основные
отношения показатели воспитанности
|
Признаки
и уровни формирующихся качеств
|
1.Патриотизм
1.1.
Отношение к родной природе.
|
3-любит
и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других;
2—любит
и бережёт природу;
1
– участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0
– природу не ценит и не бережёт.
|
1.2.
гордость за свою страну.
|
3
– интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об
этом другим;
2
– интересуется историческим прошлым;
1
– знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0
– не интересуется историческим прошлым.
|
1.3.
Служение своими силами.
|
3
– находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2
– находит дела на службу малому Отечеству;
1
– участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со
стороны учителей;
0
– не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.
|
1.4.
Забота о своей школе.
|
3
– участвует в делах класса и привлекает к этому других;
2
– испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1
– в делах класса участвует при побуждении;
0
– в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.
|
Отношение к умственному труду
2.Любознательность
|
|
2.1.
Познавательная активность
|
3
–сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2
– сам много читает;
1
– читает при побуждении взрослых, учителей;
0—читает
недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.
|
2.2.Стремление
реализовать свои интеллектуальные способности.
|
3
– стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2
– стремится учиться как можно лучше;
1
– учится при наличии контроля;
0
– плохо учится даже при наличии контроля.
|
2.3.Саморазвитие.
|
3
– есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2
–есть любимое полезное увлечение;
1
– нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности
участвует при наличии побуждения учителя;
0
– во внеурочной деятельности не участвует.
|
2.4.
Организованность в учении.
|
3
– работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно,
помогает товарищам;
2
– работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно;
1
– работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем;
0
– на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.
|
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие.
|
|
3.1
Инициативность и творчество в труде.
|
3
– находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий
труд;
2
– находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1
– участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими;
0
– в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не
проявляет.
|
3.2.
Самостоятельность в труде.
|
3
–хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому
товарищей;
2
– сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1
– трудится при наличии контроля;
0
– участия в труде не принимает.
|
3.3.Бережное
отношение к результатам труда.
|
3
– бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других;
2
– бережёт личное и общественное имущество;
1
– требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0
– небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
|
3.4.
Осознание значимости труда
|
3
-- осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает
товарищам;
2
– осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам;
1
– не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по
силам нуждается в руководстве;
0
– не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
|
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
|
|
4.1.
Уважительное отношение к старшим.
|
3
– уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны
сверстников;
2
– уважает старших;
1
– к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0
– не уважает старших, допускает грубость.
|
4.2.Дружелюбное
отношение к сверстникам.
|
3
– отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает
грубость;
2
– отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1
– проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и
старших;
0
– груб и эгоистичен.
|
4.3.
Милосердие.
|
3
-- сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это
других;
2
– сочувствует и помогает слабым и больным;
1
– помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения;
0
– неотзывчив, иногда жесток.
|
4.4.
Честность в отношениях с товарищами и взрослыми.
|
3
– честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и
обмана со стороны других;
2
– честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1
– не всегда честен;
0
– нечестен.
|
Отношение к себе
5. Самодисциплина.
|
|
5.1.
Развитая добрая воля.
|
3
– проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление
доброй и осуждает проявление злой воли;
2
– проявляет добрую волю, стремиться развивать её;
1
– развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь
воле других;
0
– силой воли не обладает и не стремится её развивать.
|
5.2.Самоуважение,
соблюдение культуры поведения.
|
3
– добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2
– добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1
– нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0
– нормы и правила поведения не соблюдает.
|
5.3.
Организованность и пунктуальность.
|
3
– своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2
– своевременно и качественно выполняет свои дела;
1
– при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0
– начатые дела не выполняет.
|
5.4.
Требовательность к себе.
|
3
– требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и
поступках;
2
– требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1
– не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и
поступках;
0
– к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
|
Основные (примерные)
мероприятия по реализации программы:
№
|
Название мероприятия
|
Форма
|
Класс
|
1
|
Русь,
Россия, Родина моя
|
Праздник
|
1,2,3,4.
|
2
|
День
матери
|
|
1,2,3,4
|
3
|
Семейный
праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи»
|
|
1,2,3,4
|
4
|
Праздник
игры и игрушки
|
|
1
|
5
|
Откуда
берутся грязнули?
|
Игра-путешествие
|
1
|
6
|
Праздник
урожая
|
Игра-соревнование
|
1,2,3,4
|
7
|
Приятного
аппетита! Этикет за столом.
|
Игровой
тренинг
|
1,2,3,4
|
8
|
Как
украсить дом к Новому году.
|
Урок
творчества
|
1,2,3,4.
|
9
|
Вежливые
слова
|
Беседа,
игровой тренинг.
|
1,2.
|
10
|
Порядок
время бережёт. Как организовать свой труд дома.
|
Беседа
|
1,2.
|
11
|
Честной
семик. Масленица.
|
Игровая
программа.
|
1,2,3,4
|
12
|
Из
бабушкиного сундука.
|
Праздник-выставка.
|
1,2,3,4
|
13
|
Красота
родной природы
|
Фотовыставка
|
1.
|
14
|
Папа,
мама, я – спортивная семья.
|
Спортивный
праздник.
|
1,2,3,4.
|
15
|
Режим
дня.
|
Беседа.
|
1,2.
|
16
|
История
школы
|
Экскурсия
в школьный музей.
|
1,2.
|
17
|
Составим
правила поведения в школе.
|
Аналитическая
беседа
|
2.
|
18
|
Вот
моя деревня, вот мой дом родной.
|
Игра-путешествие.
|
2.
|
19
|
Семейные
династии
|
Мини
проект.
|
3
|
20
|
Сельские
профессии
|
Деловая
игра.
|
2
|
21
|
Святые
места Самарского края
|
Экскурсия,
мини проект.
|
4
|
22
|
Дружба
каждому нужна, дружба верностью сильна.
|
Беседа
|
1,2.
|
23
|
Труд
в почете любой! Мир профессий большой.
|
Игровой
классный час
|
1,2.
|
24
|
Оформление
цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам.
|
Трудовое
дело.
|
1,2,3,4.
|
25
|
Приветствие
ветеранов ВОВ.
|
Выступление,
подарки.
|
2,3,4.
|
26
|
Береги
природу.
|
Конкурс
плакатов, рисунков
|
2,3,4
|
27
|
Изучаем
родную природу.
|
Уроки
окружающего мира.
|
2,3.
|
28
|
Учись
учиться.
|
Беседа.
|
2.
|
29
|
День
Защитника Отечества. Наши Данилы мастера
|
Праздник,
игра-соревнование. конкурс для мальчиков
|
1,2,3,4.
1-4
|
30
|
Участие
в проведении «Дня здоровья».
|
|
1,2,3,4.
|
31
|
Зов
леса.
|
Спортивно-интеллектуальная
игра.
|
1,2,3,4.
|
32
|
Погост,
селение, городища.
|
Беседа.
|
4.
|
33
|
Семейные
походы по родному краю
|
Экскурсия
|
1,
2,3,4.
|
34
|
Борский
район на карте Самарской области.
|
Игра-путешествие
по карте.
|
4.
|
35
|
Население
Борского района.
|
Беседа,
встреча с интересными людьми.
|
4.
|
36
|
Какие
люди в селе, котором я живу!
(художники,
поэты, музыканты)
|
Беседа,
экскурсия.
|
4
|
37
|
Фольклор,
традиции, обычаи.
|
Устный
журнал.
|
3,
4
|
38
|
Традиционные
промыслы.
|
Игра-путешествие,
встречи.
|
3,
4
|
39
|
Краеведческий
музей села Борское
|
Экскурсия.
|
4.
|
40
|
Настоящий
мальчишка, какой он?
|
Классный
час.
|
3,
4
|
41
|
«Когда
все вместе».
|
Конкурсная
семейная программа.
|
3,
4
|
42
|
Золотые
правила этики
|
Классный
час.
|
2,
3.
|
43
|
Мир
природы «На лесной полянке»
|
Экскурсия-тренинг
поведения.
|
3
,4.
|
44
|
Городок
весёлых затей.
|
Конкурс-выставка.
|
З.,
4
|
45
|
Государственные
символы России.
|
Классный
час.
|
1,2,3,4.
|
46
|
Народы
России.
|
Игра-путешествие.
|
4.
|
47
|
Самарская
область на карте России.
|
Игра-путешествие
по карте.
|
4.
|
48
|
История
Самарской области в истории России.
|
Беседа
|
4.
|
49
|
Памятники
культуры и архитектуры города Самары.
|
Игра-путешествие.
|
4.
|
50
|
Природа
Самарской области.
|
Интеллектуальная
игра, работа с картой.
|
4.
|
51
|
Экскурсия
в город Самара.
|
Поездка-экскурсия.
|
4.
|
52
|
Экскурсия
в города Самарской области (по выбору).
|
Поездка-экскурсия.
|
4.
|
53
|
Народные
промыслы России.
|
Классный
час.
|
4.
|
54
|
Экологические
проблемы Самарской области.
|
|
|
55
|
Все
работы хороши, выбирай на вкус!
|
Утренник.
|
4.
|
56
|
Честь
имею.
|
Классный
час.
|
4.
|
57
|
Кому
нужна моя помощь?
|
Классный
час.
|
4.
|
58
|
Умеем
ли не обижаться?
|
Классный
час.
|
4.
|
59
|
История
моей семьи в истории Самарской области.
|
Проектная
деятельность.
|
4.
|
60
|
Мероприятия,
посвященные государственным праздникам России
|
|
1,
2, 3, 4
|
61
|
«По
волнам нашей памяти»
|
Утренник
|
3,4
|
62
|
Детство
наших бабушек и дедушек
|
Устный
журнал
|
1,2
|
63
|
Я
на бабушку похожа
|
Классный
час.
|
1,2
|
64
|
«Если
бы я был(а) мамой, папой»
|
Сочинение
|
3,4
|
65
|
Рисуем
милой мамочки портрет
|
Конкурс
рисунков
|
1,
2, 3, 4.
|
66
|
Кто,
кто в моем доме живет?
|
Беседа
|
1
|
67
|
Профессии
в моей родословной
|
Классный
час.
|
1
|
68
|
Чтим
великий День победы
|
Классный
час.
|
1,
2, 3, 4
|
69
|
Кто
я, какие мы?
|
Классный
час.
|
1
|
70
|
Традиции
семьи в песнях, играх и обрядах
|
Игровой
классный час
|
1,2
|
71
|
Зачем
человеку семья
|
Классный
час - диспут
|
2,
3
|
72
|
Семейные
реликвии
|
Классный
час.
|
3
|
74
|
Семейные
династии
|
Мини
проект
|
3
|
75
|
Нет
в России семьи такой, где б ни памятен был герой
|
Устный
журнал
|
3
|
76
|
Мир
дому моему, мир дому твоему
|
Мини
проект
|
2
|
Перечисленные
мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков,
плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки
прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в
соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий
рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.
Библиографический
список
1. Самарский
областной институт повышения квалификации и переподготовки работников
образования (СИПКРО) Т. В. Плахова «Патриотическое воспитание школьников и
учащейся молодежи» Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся.
Самара 2007 г.
Страницы: 1, 2
|
|