бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Программа деятельности эксперта при проведении аттестации образовательного учреждения бесплатно рефераты

В том случае, если на предыдущий вопрос дан положительный ответ, следует перейти к четвертому вопросу: "Существенно ли недостатки в работе сотрудников системы образования связаны с их квалификацией?"

Иначе говоря, достаточно ли хорошо они владеют используемыми методами работы. Очевидно, что одни могут быть высоко квалифицированными, а другие менее. Ответ на данный вопрос должен быть обобщенным. Если недостатки квалификации какой-то части работников влияют на общие результаты, но не очень сильно, то это малозначимая проблема, ее можно проигнорировать. Коли же недостатки квалификации существенно негативным образом сказываются на результатах работы, то составляется перечень тex умений, которыми сотрудники не обладают. При отрицательном ответе на данный вопрос признается, что проблем с владением используемой технологии нет, и следует переход к оценке других условий.

Продолжая анализ причин недостатков в основном процессе, следует задать пятый вопрос: "Достаточно ли заинтересованы кадры в достижении высоких результатов функционирования анализируемой системы?". Если дается положительный ответ, то проблем с мотивацией нет. Если ответ отрицательный, то составляется перечень недостатков мотивационной среды, обусловливающих неудовлетворительную мотивация кадров на достижение высоких результатов. Фиксируются причины низкой мотивации.

После этого оценивается достаточности других ресурсов, например, времени. Задается шестой вопрос: "Сильно ли влияет на результаты работы системы нехватка времени?". Если ответ "да", то следует оценить, какова разница между тем, какое время требуется, и тем, какое отводится на работу реально. Если ответ "нет", то значимых проблем с объемом времени нет.

На следующем шаге поиска причин анализируемых результатов оценивается влияние на них уровня материально-технической обеспеченности основного процесса. Ставится седьмой вопрос: "Сильно ли влияют на анализируемый результат недостатки в обеспечении основного процесса материально-техническими средствами?" Если дается отрицательный ответ, то значимых проблем с материально-техническим обеспечением нет. Если ответ положительный, то нужно перечислить чего и в каком объеме не хватает, чтобы была возможность достигнуть более высоких результатов.

Если анализируются результаты образования, то нужно иметь в виду, что они зависят не только от того, что и как делают учителя, мо и от того, что и как делают учащиеся. Хотя действия педагогов и учащихся не независимы, однако то, что делают последние, во многом определяется ими самими, а не их наставниками. Поэтому, анализируя дефекты результатов обучения нужно задаться восьмым вопросом: "Все ли делают учащиеся, что от них требуется по технологии?". Если "да" или если недостатки в действиях учащихся существенно не влияют на результаты, анализ причин неудовлетворительности результатов обучения заканчивается, а если "нет" и это существенно сказывается на результатах, то анализ причин должен быть продолжен.

Здесь, как и в случае анализа действий учителей, нужно оценить, умеют ли учащиеся делать то, что от них требуется, и хотят ли это делать. При отрицательных ответах нужно составить перечень того, что не умеют, и определить причины, почему не хотят изучать содержание учебной программы.

Тот факт, что учащиеся не могут и (или) не хотят учиться, означает, что на предыдущих этапах обучения не были достигнуты соответствующие важные результаты. Поэтому сама констатация проблем, связанных с действиями учащихся, означает задание на поиск их причин в более ранних периодах обучения и воспитания.

Что и как делают учащиеся, может быть обусловлено не только и не столько тем, что они "не умеют" и (или)"не хотят", а тем, что у них нет необходимых условий, т.е. они "не могут". Поэтому, анализируя действия учащихся, нужно перейти к ответу на девятый вопрос: "Имеются ли у учащихся достаточные условия, чтобы делать то, что от них требуется?" Если ответ "да" или если недостаток условий не сильно сказывается на результатах, то на этом поиск причин завершается. Если ответ "нет", то нужно составить перечень того, чего не хватает учащимся, чтобы освоить на требуемом уровне содержание данной программы. Это может быть нехватка учебников, перегрузка, чрезмерно высокая наполняемость классов и др. После составления такого перечня процедура проблемного анализа завершается.

Чтобы двигаться по алгоритму, аналитики должны вначале определиться с тем, при каких условиях может достигаться желаемый результат. Иначе говоря, какой должна быть идеальная система: содержание, технология, ресурсы, управление. И каждый раз, оценивая используемые элементы системы, сравнивать их с идеальными, как с нормой.

Таким образом, сущность алгоритма анализа состоит:

в определении того, при каких условиях может быть получен положительный результат;

в оценке степени соответствия реального состояния анализируемого элемента системы требуемому;

в установлении недостатков реального состояния анализируемых элементов системы;

в выявлении наиболее существенных недостатков, тех, которые в большей степени влияют на отрицательные результаты.

После завершения анализа рекомендуется обобщить его результаты и определить, какие элементы системы нуждаются в изменениях.

Далее следует обобщить результаты анализа и оценить степень необходимых изменений каждого компонента педагогической системы, например, по следующей шкале:

изменения не требуются;

требуются небольшие изменения;

требуются умеренные изменения;

требуются большие изменения;

требуются очень большие изменения.

Обобщенные выводы анализа для наглядности могут быть представлены в виде таблицы (см. табл.1).

 

Таблица 1. Определение направлений и глубины изменений в образовательных системах

Перечень элементов системы образования

0

1

2

3

4

1. Педагогическая система образовательных учреждений

1.1 Содержание основного процесса

1.2 Методы реализации основного процесса

1.3 Организация основного процесса

1.4 Время протекания основного процесса






2. Ресурсы

2.1 Кадровый потенциал (наличие и квалификация кадров)

2.2 Мотивация (сила и направленность)

2.3 Научно-методические условия

2.4 Нормативно-правовые условия.

2.5 Материально-технические условия и оборудование

2.6 Финансовые условия






3. Обеспечивающие процессы

3.1 Питание школьников

3.2 Психологическое сопровождение

3.3 Медицинское обслуживание

3.4 Кадровое обеспечение

3.5 Повышение квалификации кадров 3.6. Мотивационная среда работы сотрудников

3.7. Социальная защищенность кадров

3.8. Информирование сотрудников

3.9. Программно-методическое обеспечение

3.10. Материально-техническое обеспечение

3.11 Оборудование учреждений

3.12. Финансирование учреждений образования






4. Управление учреждением образования со стороны руководителей

4.1 Методы планирования функционирования и развития

4.2 Организационная структура управления

4.3 Система контроля

4.4 Система оценки, аттестации и вознаграждения кадров

4.5 Стиль руководства

4.6 Организационная культура







2.2 Содержание организации экспертизы при аттестации дошкольного образовательного учреждения

Цель: проведение аккредитационной экспертизы деятельности дошкольного образовательного учреждения; экспертиза результатов управленческой деятельности заведующей образовательного учреждения и ее заместителей.

Задачи:

Подтвердить соответствие нормативно-правовых оснований деятельности ДОУ стандартизированным требованиям к деятельности юридического лица.

Подтвердить соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых ДОУ, государственным, региональным требованиям.

Установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, НРК ГОС.

Установить соответствие уровня и направленности образовательных программ, реализуемых в ДОУ, типу и виду учреждения.

Установить (подтвердить) соответствие государственного статуса ДОУ, заявленного в Уставе и лицензии, требованиям Типового положения о дошкольном образовательном учреждении для предоставления прав и льгот, предусмотренных законодательством.

Формы работы:

Наблюдение за деятельностью образовательного учреждения, педагогов ДОУ, воспитанников.

Посещение открытых мероприятий.

Индивидуальные беседы с администрацией ОУ, педагогами-членами аттестационных комиссий, дошкольниками, родителями.

Анализ документов по организации образовательного процесса в ДОУ.

Анализ результатов деятельности образовательного учреждения по реализации задач, предусмотренных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом ОУ, Временным требованиями и НРК ГОС.

Содержание экспертизы:

Аттестационная экспертиза дошкольного образовательного учреждения проводится на основе анализа следующих документов:

Устав ДОУ; лицензия; образовательная программа; договоры с родителями (законными представителями); учебный план; сетка занятий; рабочие программы; протоколы педсоветов; диагностические материалы; программа развития ДОУ; годовой план; локальные нормативные акты.

Дополнительные источники информации: информационная карта ОУ; материалы самообследования результатов деятельности ОУ; экскурсия по ДОУ; посещение занятий; собеседования с участниками образовательного процесса.

В ходе экспертизы комиссия изучает и анализирует учебно-педагогическую и управленческую деятельность педагогического коллектива с целью установления соответствия аттестационным и аккредитационным показателям:

1. Исполнение образовательным учреждением требований ГОС при организации образовательного процесса по образовательным программам соответствующего уровня и направленности.

2. Соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям государственных образовательных стандартов.

3. Соответствие реализуемых образовательных программ типу, виду и категории ДОУ.

На основании проведенного анализа аттестационная комиссия выносит рекомендации и предложения. Например, "Проведенный анализ показывает, что в ДОУ № 196 созданы условия для реализации программ дополнительного образования. Высокий уровень результативности работы учреждения в этом направлении позволяет внести дополнения в лицензию и свидетельство о государственной аккредитации. Рекомендуется лицензирование и аккредитация программ дополнительного образования по направленностям: художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной".

А также оформляются общие выводы экспертов по результатам аттестационной экспертизы. Например:

"С учетом анализа представленных материалов самообследования и, исходя из итогов аттестационной экспертизы содержания, уровня и качества подготовки воспитанников ДОУ требованиям ГОС, комиссия пришла к заключению:

Достигнутые результаты образовательной деятельности педагогического коллектива в МДОУ детском саду № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников соответствуют целям и задачам заявленных образовательных программ, нормам законодательства.

Содержание, уровень и качество подготовки выпускников ДОУ соответствует требованиям ГОС РК.

Аккредитационные условия обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.

Экспертная комиссия предлагает:

Аккредитовать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 196 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

Подтвердить государственный статус:

тип - дошкольное образовательное учреждение,

вид - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников.

категория - вторая.

Срок аккредитации - пять лет".

Данные выводы и рекомендации являются заключительной фазой заполнения технологической карты (Приложение 1), которая прилагается к аттестационному пакету документов учреждения.


Заключение


Аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

При аттестации образовательного учреждения устанавливаются:

1) исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ - на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий, классных журналов;

2) соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов - на основе результатов итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению государственным органом управления образованием соответствующего уровня.

Форма и процедура проведения аттестации, аттестационные технологии, критерии аттестации определяются органом (службой), осуществляющим аттестацию.

По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, которое подписывается всеми ее членами и доводится до сведения коллектива образовательного учреждения. Член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.

Заключение аттестационной комиссии является основанием для издания в 2-недельный срок с момента оформления заключения проводящим аттестацию органом (службой) приказа о признании образовательного учреждения аттестованным или не аттестованным по соответствующим образовательным программам.

Приказ и копия заключения аттестационной комиссии в 2-недельный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются) образовательному учреждению и его учредителю (учредителям).

Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

Так как документы об аттестации и государственной аккредитации учреждения имеют первостепенное значение для организации образовательной деятельности учреждения, то экспертам, работающим при проведении аттестационных процедур нужно подходить к выполнению своих обязанностей с особой тщательностью и большой ответственностью.


Литература


1.     Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 №3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-ФЗ; от 16.11.1997 №144-ФЗ; от 20.07.2000 №102-ФЗ; от 07.08.2000 №122-ФЗ).

2.     Письмо МО РФ от 10.10.2001 №24-52-143/13 "О приведении нормативных правовых документов субъектов РФ, регламентирующих процедуру аттестации образовательных учреждений, в соответствие с действующим законодательством".

3.     Постановление Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".

4.     Приказ Минобразования России от 22.05.98 №1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений"

5.     Лазарев B. C. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 390 с.

6.     Ядов ВЛ. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 1998. - 296 с.


Приложения


Приложение 1


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА для сбора информации о качестве деятельности дошкольного образовательного учреждения

ОУ__________________________________________________________

Страницы: 1, 2, 3, 4