Профориентация
На огромную роль нравственного
воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г. Белинский.
Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут
большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он
усвоит.
Ребёнок находится в состоянии тихой,
скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Ребёнку
вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе окрики
и неумеренные похвалы.
Лишь единство интеллектуального,
эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным,
возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и
лелеять, это чувства патриотизма, любви к природе, людям.
Нравственное воспитание начинается с
упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а
не путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если они
предшествуют нравственным поступкам, - как тени, появляющиеся при закате солнца
раньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.
Развитые нравственные и умственные
запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.
Негармоничность развития Белинский
оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва
заметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; Этот страшно
умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет
воли: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит
или вздор, или зло.
Исключительно важная задача учителя –
волевое развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человек
вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы
будут разбиваться об его же собственное малодушие, трусость и лень.
В процессе профориентации школьникам можно
предложить ответить на анкету, позволяющую оценить уровень развития волевых
качеств.
Именно достижение цели, преодоление
препятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различать
волю и упрямство. Бывает, что стремление добиться чего-либо, настоять на своём
«я» приобретает болезненный характер и становиться более важным, чем конечный
результат задуманной деятельности. Упрямство – нецелесообразная настойчивость –
отрицательное качество личности. Развивая волю, надо обязательно помнить об
одном из самых важных законов жизни – законе целесообразности.
Необходимо учащимся знать, что придя
в трудовой коллектив, первое впечатление о его характере у коллег сложиться по
манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать
своё общение.
Всё это и многое другое формирует
детский характер.
Анализ вышесказанного показывает, что
с социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной
культуры должно прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности,
как общественно- политическая, патриотическая, трудовая, материальная,
природоохранительная и общение.
У человека важно выработать привычку
приподниматься с «четверенек» текущих дел, оглядываться, смотреть на дела
сверху, связывать их с глобальными делами, задумываться, продумывать и
выдумывать. Для этого в обычных вещах постараться увидеть необычное: резко
изменить масштаб (как это проделал Свифт), наделить необычными свойствами,
поместить в необычную обстановку, сделать их таинственными и смешными.
Главная задача трудового воспитания и
профессиональной ориентации в частности – сформировать у каждого школьника
общую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежу
духовного выбора профессии.
Ещё до того, как подросток или
старшеклассник вплотную приступит к решению вопроса: «Кем быть?», у него должно
быть сформировано прочное убеждение относительно того, каким надлежит быть в
любой профессии (добросовестным, дисциплинированным, неустанно совершенствующим
своё мастерство).
Заключение
Проблема профориентации для меня это
не только тема для реферата. Это моя ежедневная работа, т.к. я – школьный
психолог. С одной стороны, школьный психолог – узкий специалист: он детский
психолог. С другой стороны, он специалист широкого профиля: также социальный
психолог, социолог, специалист по научной организации ученического и
учительского труда и профориентации.
С этого учебного года в нашей школе
ввели новую дисциплину с длинным названием «Информационная работа, профконсультирование
и профориентационная работа для 9-х классов». Проведение соответствующих уроков
поручили мне. Т.к. ни плана, ни рекомендаций предоставлено не было, пришлось
самой продумывать программу. Теперь уже все стабилизировалось. Дети поняли, что
это за предмет, и я тоже. Мы проводим всевозможные исследования свойств
личности, пишем творческие работы на темы, помогающие самопознанию. Я думаю,
что этот предмет был необходим для того, чтобы школьники уже сейчас задали себе
вопросы: «Кто я? Что я могу? Что я хочу? Как мне стать, кем хочу?» В этом им
помогают также элективные курсы, введенные с этого года. По итогам 1-го
полугодия мною было проведено анонимное анкетирование на тему «Мое отношение к
предпрофильной и профильной подготовке». (Приложение 3) Вывод можно сделать
следующий – профориентация нужна современному школьнику.
Кроме работы с 9-ми классами, я
занимаюсь допрофессиональным обучением 10-ти и 11-тиклассников по курсу
«Психология». Но эта дисциплина уже для тех, кто определился в выборе профессии
психолог или, по крайней мере, кто заинтересовался этим предметом.
Профориентация сейчас превращается в самостоятельную
профессию, и настанет время, когда вместе будут работать и психолог и
профориентатор. При подготовке реформ в педагогике проблеме подготовки
преподавательских кадров не уделялось должного внимания. Необходимо подчеркнуть,
что без решительных перемен в этом отношении государственное решение проблем
эстетического воспитания и художественного образования школьников абсолютно
неосуществимо. Кардинальное изменение эстетического сознания и
профессионального уровня педагогов – единственная прочная возможность прорвать
порочный круг, когда одно эстетически неразвитое поколение «воспитывает»
другие.
Приложение
№ 1.
Экспресс-анализ.
А. Переплетите пальцы рук. Сверху
оказался большой палец левой руки ( Л) или правой (П) ? Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшое
отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет.
Поочерёдно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы
закрываете правый глаз или левый?
В. Встаньте в «позу Наполеона»,
скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты».
Какая ладонь сверху?
Теперь посмотрите , что у вас
получилось.
ПППП – обладатель такой
характеристики консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый,
преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный, энергичный,
артистический. При общении с таким человеком не мешают решительность и чувство
юмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущему
типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.
Встречается довольно редко.
ПЛПП- аналитический склад ума,
основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчётлив,
в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, встречается только
среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но
вместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство,
склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и
переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое
чаще , чем среди мужчин.
ПЛЛЛ – а этот тип, наоборот, более
характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и
аналитическим складом ума.
ЛППП – один из наиболее
распространённых типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со
всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но
ещё менее настойчив. Мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный тип
характера. Настойчив, энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколько
консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ – характер сильный, но
ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к
быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстаёт.
ЛЛПП – характерны дружелюбие,
простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость
– вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практически не
встречается.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с
решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностью
по-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с
индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
Приложение
№ 2.
Художник или мыслитель.
Ответьте на следующие вопросы. Категорическому
отрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например,
первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачным
личностям, но в тоже время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов,
то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9. Постарайтесь поставить
себе справедливую оценку “ за настроение”.
1.У меня преобладает хорошее
настроение.
2.Я помню то, чему учился несколько
лет назад.
3.Прослушав раз-другой мелодию, я
могу правильно воспроизвести её.
4.Когда я слушаю рассказ, то
представляю его в образах.
5.Я считаю, что эмоции в разговоре
только мешают.
6. Мне трудно даётся алгебра.
7.Я легко запоминаю незнакомые лица.
8.В группе приятелей я первым начинаю
разговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то я
требую аргументов.
10. У меня преобладает плохое
настроение.
Подсчитайте отдельно сумму баллов по
строкам 1,2,5,8,9 (левое полушарие) и 3,4,6,7,10 (правое полушарие).
1.
Если ваш
“левополушарный “ (Л) результат более, чем на 5 баллов превышает
“правополушарный” (П), то значит, вы принадлежите к логическому типу мышления.
Вы в общем-то, оптимист и считаете, что большую часть своих проблем решите
самостоятельно.
Как правило, вы без особого труда
вступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь на
расчёт, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной из
печати, чем к собственным впечатлениям.
Вам легче даются виды деятельности, требующие
логического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именно
логических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком,
преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства,
программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертёжником…
2.
П больше
Л.Это означает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типа
склонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственные
чувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается.
Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятных
условиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областях
деятельности, где требуются способности к образному мышлению: художник, актёр,
архитектор, врач, воспитатель.
3.
Перед
человеком, в равной степени сочетающим в себе признаки логического и
художественного мышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его
успеха там, где требуется умение быть последовательным в работе и одновременно
образно, цельно воспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои
поступки даже в экстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных
технических систем, лектор и полководец – все эти профессии требуют
гармоничного взаимодействия противоположных типов мышления.
Приложение
№ 3.
В 9 «А» классе
принимало участие в анкетировании 20 человек.
Из них :
·
Положительно
относятся к предпрофильной и профильной подготовке, признавая ее необходимость:
16 человек (80%).
·
Считают
пустой тратой времени: 4 человека (20%).
·
В
следующем году хотели бы учиться в классе:
- с гуманитарным
уклоном: 3 человека (15%);
- с
биологическим: 4 человекат (20%);
- с
физико-математическим: 11 человек (55%);
- не определились
или желают уйти из школы: 2 человека (10%).
·
Считают,
что элективные курсы помогают в самоопределении: 11 человек (55%).
·
Были
высказаны предложения по проведению элективных курсов:
- свободное
посещение: 2 человека (10%);
- увеличение
количества практических работ: 11 человек (55%);
- увеличение
нагрузки и усложнение материала: 4 человека (20%);
- возможность
самостоятельного выбора элективного курса: 1 человек (5%).
·
Самым
интересным элективным курсом считают:
- биологию: 5
человек (25%);
- экологию: 3
человека (15%);
- химию: 5
человек (25%);
- физику: 7
человек (35%).
В 9 «Б» классе в
анкетировании поучаствовали 24 человека.
Из них:
·
Положительно
относятся к предпрофильной и профильной подготовке: 21 человек (88%).
·
В
следующем году хотели бы учиться в классе:
- с гуманитарным
уклоном: 3 человека (13%);
- с
биологическим: 4 человека (17%);
- с
физико-математическим: 7 человек (29%);
- не определились
или желают уйти из школы: 10 человек (42%).
·
Считают,
что элективные курсы помогают в самоопределении: 15 человек (63%).
·
Были
высказаны предложения по проведению элективных курсов:
- свободное
посещение: 3 человека (13%);
- увеличение
количества практических работ: 1 человек (4%);
- увеличение
нагрузки и усложнение материала: 2 человека (8%);
- расширение
занимательной стороны урока (игры, дискуссии): 9 человек (38%).
·
Самым
интересным элективным курсом считают:
- иностранный
язык: 6 человек (25%);
- биологию: 5
человек (21%);
- историю: 7
человек (29%);
- физику: 3
человека (13%).
В 9 «В» классе в
анкетировании поучаствовали 8 человек.
Из них:
·
Положительно
относятся к предпрофильной и профильной подготовке: 6 человек (75%).
·
В
следующем году хотели бы учиться в классе:
- с гуманитарным
уклоном: 4 человека (50%);
- с
биологическим: 1 человек (13%);
- с
физико-математическим: 3 человека (38%).
·
Считают,
что элективные курсы помогают в самоопределении: 7 человек (88%).
·
Были
высказаны предложения по проведению элективных курсов:
- увеличение
количества практических работ: 6 человек (75%);
- увеличение
нагрузки и усложнение материала: 2 человека (26%).
·
Самым
интересным элективным курсом считают:
- русский язык: 1
человек (13%);
- историю: 7
человек (88%).
Итого принимало
участие в анкетировании 52 человека.
Из них:
·
Положительно
относятся к предпрофильной и профильной подготовке: 43 человека (83%).
·
В
следующем году хотели бы учиться в классе:
- с гуманитарным
уклоном: 10 человек (19%);
- с
биологическим: 9 человек (17%);
- с физико-математическим:
21 человек (41%);
- не определились
с выбором или желают уйти из школы: 12 человек (23%).
·
Считают,
что элективные курсы помогают в самоопределении: 33 человека (63%).
·
Были
высказаны предложения:
- свободное
посещение: 5 человек (10%);
- увеличение
количества практических занятий: 27 человек (52%);
- увеличение
нагрузки и усложнение материала: 8 человек (15%);
- самостоятельный
выбор элективного курса: 1 человек (2%).
·
Самым
интересным курсом считают:
- биологию: 10
человек (20%);
- экологию: 3
человека (6%);
- химию: 5
человек (10%);
- физику: 10
человек (20%);
- иностранный
язык: 6 человек (12%);
- историю: 14
человек (27%);
- русский язык: 1
человек (2%).
Литература
1.
Бачинин
В.А. Духовная культура личности.М.Политиздат.1986 .
2.
Белинский
В.Г. Соб.соч. в 3 томах. т.2. М.Художественная литература.1948.
3.
Бондарев
В.П.Выбор профессии: Из опыта работы центра профориентации молодёжи
Ленинграда.,М.Педагогика,1989.
4.
Бондаревский
В., Формирование нравственного сознания старшеклассников. М.,Просвещение,1978.
5.
Воробьёв
Г.Г.Школа будущего начинается сегодня. М.,Просвещение,1991.
6.
Выпускник
перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова ,
Минск, Народная Асвета,1988.
7.
Гусейнов
А. Золотое правило нравственности. М., Молодая гвардия,1979.
8.
Единство
обучения и воспитания в процессе подготовки к труду молодёжи. Под ред.
Варнаковой Е.Д.М.,1972.
9.
Йовайша
Л.А. Проблемы профориентации школьников. М., Педагогика, 1983.
10.
Кузнецова
Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. М.,Просвещение ,1988.
11.
Нравственное
воспитание школьников в труде. М., Просвещение,
12.
Опыт
профориентации школ в условиях дифференцированного обучения. Школа и
производство № 1,1991.
13.
Профориентация
молодёжи. М., Высшая школа,1978,
14.
Профориентация
старших школьников в процессе трудового обучения. М.Просвещение,1972.
15.
Павлютенкова
Е. Профориентация учащихся .К., Рад.школа, 1983.
16.
Прошицкая
Е.Н. Выбирайте профессию. М., Просвещение,1991.
17.
Пекелис
В. Как найти себя. М., Детская литература,1989.
18.
Способности
и склонности. Под ред. Голубевой Э.А. М.,Просвещение,1991.
19.
Техническое
моделирование на занятиях в учебных мастерских. М., Просвещение, 1968.
20.
Уледов
А.К. Духовная жизнь общества. М. Просвещение , 1986.
21.
Ушинский
К.Д. О нравственном элементе в воспитании. М.
22.
Просвещение
,1978.
23.
Федоришин
Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками.
24.
М.,
Просвещение,1987.
25.
Школа и
производство. М. Педагогика .,№ 1-12 1991 год,1-3,92.
26.
Экология
– забота общая , М. Профиздат.,1990.
Страницы: 1, 2
|