Профессия клинического психолога
Положительные
эмоции, это, например удовлетворение своим трудом, чувство долга, соревнования.
С другой стороны, могут быть и отрицательные эмоции. Это, прежде всего касается
тех случаев, когда люди хотя и работают, но эта работа им не по душе. Они
выполняют ее из чувства долга, может быть и добросовестно.
В психологии
труда в ряде случаев необходимо учитывать еще один момент эмоций. Это
настроение сегодняшнего дня, которое влияет на производительность, т.е.
настроение с которым приходит человек и выполняет работу.
Также важно учитывать и специфические эмоции, которые вызываются
непосредственно конкретной трудовой деятельностью. Эти эмоции выделяются в первую
очередь как профессионально важные. Они подразделяются на две подгруппы.
Первая подгруппа - это те эмоции, которые связывают взаимоотношения людей с
коллективом в процессе данного коллективного вида труда.
Второй подвид
профессиональных эмоций - это те эмоции, которые возникают в процессе самой
работы. Это, прежде всего те профессии, в которых могут возникнуть аварийные
ситуации и где неправильное, замедленное принятие решения может привести в
условиях высокой эмоциональной напряженности к аварии (летчики, верхолазы,
некоторые виды операторского труда). В этих профессиях эмоционально
неустойчивые люди не могут работать.
Целый ряд
профессий предъявляет особые требование к другим разнообразным особенностям
личности: аккуратности, организованности, педантичности в ряде случаев,
общительности или замкнутости.
Наряду с
изучением профессионально важных признаков нужно обращать внимание на
индивидуальные особенности человека, на индивидуальный стиль его работы, как
один из способов адаптации человека к профессии. Для того, чтобы понять
индивидуальные особенности, индивидуальный стиль деятельности, нужно проводить
сравнительный анализ тех работников, которые выполняют одну и ту же работу,
используя при этом различные приемы и действия1.
Психологическое
изучение профессий проводится по самым разным схемам, в которые включены
вопросы, охватывающие весь профессиональный материал.
Данную схему
можно назвать ориентировочной. Она содержит всего шесть пунктов.
Первый пункт - технико-экономическое
описание. Это технология, оборудование, нормы, оплата труда.
Второй пункт - организация труда и
условия труда на данном конкретном производственном объекте. Имеются в виду и
социальные и физические условия труда.
Третий пункт - это документация
относительно текучести кадров, материалы относительно возможных несчастных
случаев. Это вопросы возможных ошибок, которые могут произойти при выполнении
работы.
Четвертый
пункт - это
подробное описание самой трудовой деятельности, т.е. что, в какой
последовательности человек делает в течение дня, из чего складывается его
работа.
Пятый пункт - это требования к общей и
специальной подготовке, необходимой для выполнения данной работы.
Шестой пункт - это психофизиологическая
характеристика трудовой деятельности, в которой описываются профессионально
важные признаки, активизируемые данной деятельностью, затем синтезированные в
психограммы.
Психологическая
классификация профессий нужна для теории психологии труда, для важнейшего
понимания роли психологических факторов в труде. Она нужна и для практических
исследований. Многие исследования можно было бы проводить значительно быстрее,
если бы уже была разработана определенная типология профессий. Но пока нет
строгого единого подхода к классификации профессий, основной недостаток многих
из них состоял в том, что они исходили из особой роли, преобладания какого-то
одного психического процесса в данном виде деятельности. Били предложены
классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной
деятельности, но это, конечно, односторонний подход.
Были также
попытки дать классификацию по видам промышленности; машиностроению,
металлургии, химической промышленности, сельскому хозяйству. Такая
классификация не может быть психологической. Потому, что в каждой отрасли
промышленности имеется довольно большое разнообразие видов труда, которые с
психологической точки зрения резко отличаются друг от друга.
Очень любопытный
подход был предложен в 20-х гг. крупнейшим советским экономистом С. П.
Струмилиным. Он положил в основу классификации профессий , причем не только
рабочих, степень самостоятельности человека в труде. Этот подход довольно
прогрессивный, но, конечно, и здесь сейчас много устарело. С.П. Струмилин
предложил все профессии делить на пять типов труда. I тип- автоматический труд,
строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ ,
характеризуемый исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение
рабочего дня. II- полуавтоматический труд. Сюда он относил такие профессии, как
телефонистка, машинистка, где действие не всегда строго регламентированы.
III- шаблонно-исполнительный
труд. Это, пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он
вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и
машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр.
Следующие два
типа, которые он выделил относятся уже не к рабочим профессиям. Четвертый тип
он называл “самостоятельный труд”. Это работа конструктора, инженера. Струмилин
отнес его в особую группу. И, наконец, последний тип профессий - это свободный
творческий труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства.
В целом в этой
классификации есть рациональное звено, особенно если подходить к первым двум
разделам. Конечно, для современного этапа эта классификация устарела. В
настоящее время классификация профессий наиболее интересно представлена в
“Информационно-поисковой системе. Профессиография”, разработанной в НИИ
профтехобразования в Ленинграде под руководством Е.А.Климова. Она имеет очень
большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи.
Советским
психотехникам до 1937 года так и не удалось разработать классификацию
профессий, они выделили только профессии станочников и водительские. Во II
пятилетке было введено понятие “наблюдательские профессии”, исполнение которых
требовало от человека восприятия и оценки информации, появляющейся на
индикаторах.
Сейчас сделана
попытка в области инженерной психологии подойти к психологической классификации
профессий только операторского труда.
Итак, психология
труда изучает закономерности психической деятельности людей в труде с учетом
общественно-исторических и конкретных производственных условий, а также
индивидуальных особенностей личности работающих.
Отнесенность
понятия "профессия" к психологии не очевидна. Во всяком случае в
наиболее распространенных у нас психологических словарях оно как таковое не
раскрывается, а в словаре К. К. Платонова это понятие раскрыто в соответствии с
его экономическим значением и общепринятым словоупотреблением. Правда,
отнесенность к нашей науке такого составного термина (и соответствующего
понятия), как "профессия психолога" сомнений вызывать не может.
Парадокс
состоит в том, что языковое, общественное сознание подводит понятие
"профессия" под категории "деятельность", "род
деятельности", а они являются для психологов теоретически очень близкими.
И, тем не менее, область психологического изучения профессий, их возникновения,
дифференциации, интеграции, отмирания освоена психологами, надо признать, еще
мало. Мало продвинуты пока и вопросы изучения профессии психолога как таковой1.
Итак,
в своей фундаментальной основе "профессия" - это также и
психологическое понятие, если его рассматривать как частное выражение
деятельности. Не чуждыми психологии являются и другие варианты понимания этого
слова в научных и научно-практических текстах - как область приложения сил
человека, как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий,
в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу), как
система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация,
опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным
родом 2.
Быть
может, понятие "профессия" является в нашей науке чисто отраслевым,
т. е. относящимся исключительно к психологии труда и инженерной психологии? В
этом не было бы ничего плохого. Но ответ на этот вопрос не прост.
Этимологически слово профессия восходит к латинскому profiteri -
"говорить публично", что осмысливалось в свое время как
"объявлять другим о своем деле, занятии, специальности". Для чего же
объявлять? Чтобы кто-то узнал в продукте моей деятельности предмет своей
потребности, чтобы установился диалог, состоялись обмен ценностями,
удовлетворение потребностей.
Таким
образом, в феномене профессии исконно скрыты и общепсихологические, и
социально-психологические события. Само собой разумеется, что профессия - это
такое занятие, которому надо специально учиться; отсюда - понятие профессии
"вклинивается" также в возрастную и педагогическую психологию1.
Важность
вопроса об истории профессии, в частности профессии психолога, обосновывается
следующими соображениями:
· общепсихологическая теория
деятельности останется недостаточно общей, если будет строиться на фактах
"ничьей" деятельности в "никакой" специальной области, как
нередко и бывает;
· профессия (по крайней мере, в
части случаев) может пониматься как некоторый исход из ситуации постоянно
воспроизводящегося конфликта между личными качествами человека и объективными,
нормативными требованиями деятельности; поэтому исследования в области
психологии профессий и их истории могут быть полезны для построения общей
теории конфликта2;
· поскольку человек и профессия
создают некоторую внутренне напряженную развивающуюся систему, изучение
вопросов истории профессий может рассматриваться как источник полезной
информации для построения общей теории прогрессивной эволюции систем1;
· история культуры часто
понимается как история достижений в художественной деятельности; в строгом
значении слова предмет рассмотрения здесь должен быть более широким - без
истории профессий человечеству еще очень далеко до подлинной истории своей
культуры;
· в условиях быстро
обновляющейся жизни современного общества совершенствование профессионального
образования любого типа и уровня (в частности, и подготовки психологов)
предполагает постоянное моделирование и даже проектирование соответствующей
трудовой деятельности. А это в свою очередь предполагает глубокую ретроспекцию
в область профессиональной культуры, истории профессии;
· адекватная система ценностных
представлений профессионала, совершенно необходимая для построения
педагогической системы подготовки специалиста, возможна только при условии
глубокой исторической ретроспективы;
· система подготовки психологов
в вузе предполагает формирование профессионального самосознания; это в свою
очередь означает, что должна быть построена по возможности полная картина всего
незримого сообщества, включающего и ряд предшествующих поколений, обогатившего
культуру не только теориями, но и практическими умениями, жизненно значимыми
событиями, построенными на психологическом знании.
Следует
признать, что в эту общность пока обычно включают философов и
ученых-психологов, тогда как психологи-практики имеются в виду лишь постольку,
поскольку они оставили публикации (т. е. как раз не то, что они лучше всего
умели делать); если мы как люди считаем приемлемым происходить от обезьян, то
почему бы нам как профессионалам не происходить от тех членов человеческого
сообщества, которые когда-то слыли ведунами, колдунами, ведьмами или были
просто наблюдательными и опытными в обращении с ближними,
себе подобными? Правда, здесь не следовало бы упрощать дело: как отмечает Б. А.
Рыбаков, есть данные, что в структуре язычества Древней Руси существовали примерно два
десятка разновидностей служителей культа, для которых имелись специальные
названия (от "облакопрогонителей", к которым, возможно, захотят
восходить специалисты по физике атмосферы, метеорологи, до "потворников",
"кощунников", функции которых менее нам понятны; от "ведьм"
до "обавниц", "наузниц" и т. д. Так что, изучая
происхождение и развитие профессии, уместнее иметь в виду выполняемые людьми
функции, которые могут быть распределены между ними самым причудливым образом,
а не "должности" и "звания". Новая профессия как
деятельность может возникнуть из разных и многих источников, может как бы
оказаться сотканной из набора функций, которые ранее были свойственны не просто
разным, но и противопоставлявшим себя друг другу людям. Однако вернемся к
вопросу о значимости, актуальности обсуждаемой темы1.
Представления
о профессиях - разных, разнотипных, но равно обществу важных - должны
культивироваться и существенно заполнять сознание подрастающих и взрослых
людей. Но эти представления нельзя выдумывать в порядке писательского
энтузиазма - нужно научное производство профессиографической (включая и
психографическую) информации. Тогда, может быть, более значительным содержанием
наполнятся и школьные учебники, и видео-, радио- и другие каналы массовых
сообщений. Все это предполагает разработку не только прикладных, но и
фундаментальных вопросов психологического профессиоведения (включая
историческое и сравнительное).
В определении профессионально значимых качеств психолога наряду с
профессиональной компетентностью необходимо учитывать его личностные
особенности. Пациент, зачастую не замечая профессиональности психолога,
обращает внимание в первую очередь на позицию, занимаемую психологом
относительно него, проявление личностных качеств консультанта. Таким образом,
личностные характеристики психолога становятся важным профессиональным звеном его
деятельности, и определение места той или иной особенности принимает роль
ведущей исследовательской задачи.
Исходя из этого, было проведено исследование, в котором приняли
участие 51 испытуемых, отобранных случайным способом, с целью выявления
личностных особенностей «идеального» (в сознании потенциальных пациентов)
психолога. Методологической основой исследования явилось рассмотрение профессии
психолога в категории «человек-человек» (по Е.А.Климову).
Возраст исследуемых колебался от 16 до 58 лет и составил в среднем
26,29+1,53 лет. Среди всех исследованных женщины составили 74,5%, мужчины –
25,5%. По социальной принадлежности испытуемые относились к студентам,
аспирантам и преподавателям. В качестве инструмента исследования использовалась
адаптированная к условиям нашей страны методика Т.Лири (Л.Н.Собчик) – методика
Диагностики межличностных отношений ДМО, которая позволяет изучать широкий
спектр социально-психологических особенностей личности.
Испытуемым предлагалось ответить на вопрос о том, каким он представляет
себе «идеального» психолога. Полученные результаты обрабатывались при помощи
методов математической статистики.
Анализ результатов исследования показал, что в сознании
потенциальных пациентов психолог-профессионал должен обладать следующими личностными
качествами (расположены в порядке убывания представленности):
1) ответственный великодушный - 7,5+0,52 баллов;
2) сотрудничающий конвенциальный – 7,47+0,42 баллов;
3) властный лидирующий – 7,17+0,37баллов;
4) независимый доминирующий – 5,47+0,26 баллов;
5) прямолинейный агрессивный – 5,21+0,34 балл;
6) покорный застенчивый – 4,11+0,32 баллов;
7) зависимый послушный – 3,86+0,41 баллов;
8) недоверчивый скептический – 2,56+0,37 баллов.
Как видно из приведенных данных, на первый план в образе
идеального психолога испытуемые выдвигают черты деликатности, отзывчивости,
заботливости, доброты, способность вселять уверенность, способность к
сотрудничеству, доброжелательность, общительность, любезность в обхождении и
тому подобное. Не желательными для психолога отмечают черты недоверия,
скептицизма, обидчивости, озлобленности, ревнивости, а так же легкой
подчиняемости, уступчивости, покладистости, неуверенности в себе, робости и так
далее.
Таким образом, получены некоторые ориентиры, которые необходимо
учитывать психологу в процессе своей профессиональной деятельности: это, прежде
всего деликатность в обхождении, ободряющий тон, терпимость в оценке пациента,
а также дружелюбие, внимательность и любезность. Однако при этом следует уметь
при необходимости настоять на своем и пользоваться уважением у пришедшего к
нему человека1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|