бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональное самоопределение школьников бесплатно рефераты

1. День открытых дверей ТюмГНГУ.

2. Выездной «День открытых дверей Нефтегаза».

3. Институтский день открытых дверей.

4. Областной День выпускника.

5. Газета «Краб» (Кратко абитуриенту).

6. Конкурсы для абитуриентов.

7. Конкурс на лучшую профориентационную работу учебного подразделения ТюмГНГУ.

8. Исследование профориентации школьников (проводится в рамках дня открытых дверей).

9. Договор со школами о сотрудничестве.

10. Подготовительные курсы.

11. Посещение представителями ТюмГНГУ школ города Тюмени и Тюменской области.

12. Профессиональные школы.

1) День открытых дверей.

В направлении информирования школьников ТюмГНГУ применяют новые РR-технологии, помимо традиционных РR-методов. Так, для оповещения учащихся, о Дне открытых дверей, каждому ученику вручается индивидуальная пригласительная открытка. А в холле школы вывешиваются красочный информационный плакат.

На данном мероприятии учащиеся могут познакомиться с преподавателями и студентами вуза, получить справочную и рекламную продукцию о кафедрах и специальностях университета, узнать о научных и творческих конкурсах, проводимых ТюмГНГУ для абитуриентов.

Кроме того, организаторы мероприятия готовят развлекательную программу, включающую, концертные выступления звезд ТюмГНГУ, легендарной команды КВН, показ театра моды и т.д.

ТюмГНГУ использует инновационные РR-технологии в профориентационной работе со школьниками. Новшеством этого года, например, стала совместно производимая с компанией «Техномир» акция «Золотая голова», с определением победителей в номинациях «Самый умный первоклашка», «Самый умный второклашка».... «Самый умный одиннадцатиклассник». Подобное мероприятие направлено на раннюю профориентацию путем вовлечения учащихся всех классов в жизнь вуза.

2) Выездной день открытых дверей.

Выездной день открытых дверей также является инновационным РR-методом профориентационной работы. Суть его заключается в возможности школьников, не покидая школы, познакомиться с вузом, правилами и условиями приема

В рамках мероприятия школьники знакомятся с преподавателями и студентами вуза; задают вопросы по условиям поступлениям и правилам приема на обучение в ТюмГНГУ по программам высшего, среднего и начального профессионального образования; получают справочную и рекламную продукцию о кафедрах и специальностях университета.

Выездной день открытых дверей университета проводится на базе актового зала школы. Организацию мероприятия обеспечивает университет.

3) Институтский День открытых дверей.

Проводится на базе каждого института, когда абитуриенты примерно определились в выборе будущей специальности. На данном мероприятии абитуриент может посмотреть кафедры института, награды института, прогуляться по учебным аудиториям, познакомиться с технологическим оснащением, поговорить со специалистами о конкретных специальностях и профессиях.

4) Областной День выпускника.

ТюмГНГУ - единственный вуз области, который проводит Областной День выпускника. Впервые он прошел в этом году на площади 400-летия Тюмени. На площади были размещены структурные подразделения университета. Каждое структурное подразделение выставляло информационный стенд с информацией о подразделении в целом (выставка планшетов по специальностям и направлениям не допускается), стойку с рекламной продукцией, мини-выставку, связанную с профессиональным направлением. Каждое структурное подразделение представляли студенты и сотрудники структурного подразделения, одетые в костюмы с фирменной символикой. Представители структурных подразделений консультировали ребят, проводили небольшие конкурсы (спортивные состязания, викторины, розыгрыши и т.д.) с вручением сувениров. Приемная комиссия раздавала информационную и рекламную продукцию (справочники, путеводители, бюллетени, листовки и т.д.), консультировала по правилам поступления в университет. РR-акция проходила в рамках всей Тюменской области и охватила 18 филиалов, расположенных на территории региона.

Торжественная часть мероприятия состояла из концертной программы «Звезд Нефтегаза», прямых включений из филиалов университета, а также из всевозможных акций компаний: «Газпром- оптика», «Нефтегазстрахование»и др.

5) Газета Краб (Кратко абитуриенту)

Газета Краб выходит 1 раз в два месяца. Она содержит в себе полную интересную и своевременную информацию в помощь абитуриенту.

Газета выпускается приемной комиссией и распространяется по школам г. Тюмени и юга области.

6) Конкурсы для абитуриентов.

Тюменский Нефтегазовый Университет проводит 7 конкурсов для абитуриентов:

1. «Кристаллы, минералы, горные породы и полезные ископаемые»

2. «ГЕО8ТАК»

3. Конкурс «ИнТраИзобретатель»

4. Конкурс научных работ учащейся молодежи по техническим, гуманитарным и естественным наукам.

5. Викторина для старшеклассников «Я выбираю Нефтегаз».

6. Олимпиада по менеджменту.

7.                 Олимпиада по экономике.

Целями и задачами конкурсов являются:

§     оказывать содействие в развитии у учащихся средних школ, гимназий и лицеев интереса к научному творчеству, творческому мышлению и самостоятельности при решении научных задач;

§     выявить наиболее одарённых и талантливых учащихся средних школ и гимназий, использовать их творческий и интеллектуальный потенциал для решения актуальных задач науки на базе Тюменского Государственного Нефтегазового Университета;

§     способствовать обмену опытом между творческой молодёжью;

§     способствовать вовлечению в научно-исследовательскую работу учащихся школ и гимназий;

В рамках конкурса присуждаются I, II, III места. Победителям, занявшим I места по направлениям, при условии, что в каждом направлении примут участие не менее 10 претендентов, предоставляется максимальный балл по одному из вступительных испытаний, по выбору абитуриента, при условии получения положительного результата. Все участники награждаются памятными сувенирами и грамотами.

7) Конкурс на лучшую профориентационную работу.

Данный конкурс проводится ежегодно. В нем могут принимать участие все учебные подразделения ТюмГНГУ: кафедры, институты, опорные филиалы и машиностроительный техникум.

Цели конкурса:

-                     совершенствование профориентационной и рекламно-агитационной работы учебных подразделений ТюмГНГУ;

-                     повышение заинтересованности учебных подразделений ТюмГНГУ в активизации профориентационной и рекламно-агитационной работы;

-                     повышение имиджа ТюмГНГУ и эффективности приемной кампании.

Для организации профориентационной и рекламно-агитационной работы ТюмГНГУ приказом ректора за каждым учебным подразделением закрепляется перечень общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений г. Тюмени. Директорами институтов (филиалов, машиностроительного техникума) утверждаются планы профориентационной и рекламно-агитационной работы по результатам реализации которых производится оценка и выбор победителя.

8) Исследование профориентации школьников.

Ежегодно на Дне открытых дверей Нефтегаза проводится опрос абитуриентов о профориентационной работе школы и вузов (техникумов, училищ).

9) Договор со школами о сотрудничестве с ТюмГНГУ.

Договор организуется по профилирующим дисциплинам,

включенным в список вступительных испытаний для поступления в ТюмГНГУ. На сегодняшний день более 10 школ подали заявки на заключение данного договора.

10) Подготовительные курсы.

11) Посещение представителями ТюмГНГУ школ города Тюмени и Тюменской области.

12) Профессиональные школы.

Создаются для объединения учащихся по профессиональным интересам, а также раннего формирования у них знаний, навыков и умений, необходимых в будущей профессии.

В ТюмГНГУ уже существует РR-школа. Планируется создание школ: «Юного геолога», «Юного транспортника», «Юного экономиста».


2.2 Роль профориентационной работы вуза в самоопределении школьников: результаты социологического опроса


Самой обширной аудиторией потребителей образовательных услуг тюменских вузов являются учащиеся 11 классов. С целью выяснения мотивов поступления в ТюмГНГУ, а также общих тенденций в выборе специальности, 26 ноября 2006г. на Дне открытых дверей был проведен социологический опрос школьников тюменских образовательных учреждений. В опросе приняло участие 227 человек. Из числа опрошенных 4 % в возрасте 14 лет, 15 % - 15 лет, 58 % - 16 лет, 21 % - 17 лет, 2 % - 18 лет. Большинство пришедших на День открытых дверей узнали об этом мероприятии, получив открытку с приглашением или увидев плакат в школе.


Таблица 2.2.1. Источники информации Дне открытых дверей Нефтегаза

 Вариант ответа

 услышал по радио

получил открытку с приглашением

 увидел плакат в школе

 узнал от родителей V-» 

 узнал от друзей

Кол-во ответов

39

83

62

10

50

%

15

32

24

4

20

Другие варианты ответов

Кол-во ответов

%

 

в лицее ТюмГНГУ

1

0,4

 

на курсах в ТюмГНГУ

1

0,4

 

от приемной комиссии ТюмГНГУ

2

0,8

 

от учителей

7

2,8

 

приходили из Нефтегаза

1

0,4

 


На Дне открытых дверей 50 % опрошенных привело желание поступить в Нефтегаз и 12% пришли получить справочные буклеты о специальностях.


Таблица 2.2.2. Причина посещения школьниками Дня открытых дверей Нефтегаза.

Варианты ответов

Кол-во ответов

%

хочу поступить в Нефтегаз

168

50

мой родственник хочет после окончания школы продолжить образование в ТГНГУ

4

1

принял участие в акции "Золотая голова"

6

2

пришел посмотреть на финал акции "Золотая голова"

0

0

хочу узнать как поступить в нефтегаз раньше сверстников

38

12

хочу получить справочные буклеты

75

23

хочу посмотреть выступление команды КВН

39

12

Другой вариант

0

0


Большинство опрошенных старшеклассников собираются получить высшее образование, большинство юных тюменцев к этому времени определились с выбором вуза:


Таблица 2.2.3. Предпочтения школьников в выборе ВУЗа

Варианты ответов

Кол-во ответов

%

ТГНГУ

176

65

ТГУ

36

13

ТюмГАСУ

22

8

Институт культуры

6

2

Юридический институт МВД России

6

2

ТГМА

6

2

пока не определился

23

8

Намерен поступать в училище

0

0

Намерен поступать в техникум

1

0


Поскольку большинство выпускников уже определилось с выбором учебного заведения, авторам интересно было узнать выбранную специальность:


Таблица 2.2.4 Предпочтения школьников в выборе специальностей институтов ТюмГНГУ

Вариант ответа

ТИ

ИНиГ

ИГиГ

ИМиБ

ИГН

ИнТра

пока не опред- ся

Кол-во ответов

17 

42 

23 

69 

31 

15 

48 

%

7

17

9

28

13

6

20


Для выявления определяющего фактора выбора специальности старшеклассникам был задан вопрос «Что повлияло на выбор специальности?». Для школьников решающим фактором при выборе специальности является ее престижность (30 %) и собственное призвание (28 %). Рекомендации родителей также оказывают влияние на выбор старшеклассников при поступлении, в какое либо учебное заведение –16 %. Для 13 % опрошенных определяющим фактором является гарантия трудоустройства.


Таблица 2.2.5. Факт, влияющий на выбор школьниками будущей специальности.

Варианты ответов

Кол-во ответов

%

мнение родителей

45

16

семейные традиции

8

3

мое призвание

80

28

престижность

89

30

мнение моих друзей

4

1

стоимость обучения

11

4

профработа, проводимая школой

5

2

профработа, проводимая вузами

3

1

гарантия трудоустройства

38

13

Другое

6

2


Как показало исследование на сегодняшний день самым распространенным мероприятием профориентационной работы являются уроки профориентации в школе, а также внутришкольные конкурсы связанные с выбором профессии. Немаловажное значение имеют встречи с преподавателями вузов, представляющих различные профессии и специальности, и встречи с представителями приемной комиссии.


Таблица 2.2.6. Основные методы профессиональной работы в школах.

Варианты ответов

Кол-во ответов

%

уроки профориентации, организуемые учителями

111

43

внутришкольные конкурсы, связанные с выбором будущей профессии

42

16

встречи с преподавателями вузов (училищ, техникумов), представляющих различные профессии

31

12

встречи с преподавателями приемных комиссий

24

9

кружки, организованные преподавателями вузов (училищ, техникумов)

6

2

соревнования, организованные преподавателями вузов (училищ, техникумов)

10

4

конференции, организованные преподавателями вузов(училищ, техникумов)

9

3

ничего не проводилось

30

11


Таковы результаты исследования, затрагивающие качество профориентационной работы в условиях ее модернизации. Безусловно, данная проблема требует дальнейшего планомерного и систематического исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Сущность профориентационной работы в школе сводиться к помощи детям и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего. В настоящее время выпускники школ испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, они плохо осведомлены о мире профессий, о требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях. Профессиональная ориентация — процесс сложный. Чтобы подросток сделал правильный выбор, недостаточно его продиагностировать и рассказать о той или иной профессии. Он должен быть убежден в том, что это для него лучший выбор из всех возможных, соответствующий его возможностям, способностям и стремлениям.

В ходе проделанной работы авторами выявлены следующие проблемы профориентации школьников. Во-первых, роль профориентационной работы со школьниками недооценивается в сознании педагогов общеобразовательных школ. Поверхностная работа с учащимися начинается лишь на последней ступени школьного образования. В ряде школ города Тюмени и Тюменской области совершенно отсутствует даже минимум профориентационных мероприятий.

Во-вторых, в связи с тем, что школьники ограничены в получении знаний о профессиях, выбор формируется исходя из мнения родителей, семейных традиций и рекламируемых в СМИ профессий. Находясь в процессе профессионального выбора, учащийся не способен сделать его сознательно и самостоятельно. Вследствие чего, поступая на одну из специальностей под влиянием всевозможных факторов, кроме профориентационной работы, спустя 2-3 года учащийся осознает, что

выбор его был неправильный. И как следствие - потеря времени на переобучение.

В настоящее время существует еще одна проблема - проблема использования устарелых РR-методов в деятельности вузов. Профориентационная работа последних сводиться лишь к распространению рекламно-информационных буклетов и проведению дней открытых дверей. Современные школьники нуждаются в инновационных методах профориентационной работы с ними.

Об одном из положительных опытов свидетельствует проведенное авторами социологическое исследование. ТюмГНГУ один из немногих вузов, разработавший свою насыщенную целенаправленную и систематическую профориентационную работу. Данная программа ТюмГНГУ охватывает все ступени школьного образования. Поэтому к моменту профессионального самоопределения каждый школьник четко знает на какую специальность он будет поступать. Профориентационная работа ТюмГНГУ постоянно обновляется и дополняется. Ее преимущества заключаются в том, что она в своей деятельности использует инновационные РR-методы, обеспечивающий максимальный эффект от проделанной работы. Выездной день открытых дверей способствуют распространению информации о вузе в пределах конкретной школы. Конкурсы для абитуриентов стимулируют современную молодежь к инициативе и творческому мышлению. Областной день выпускника совмещает праздничную и познавательную функцию. Профильная школа РR-а создает все условия для наиболее успешного поступления в вуз по данному направлению. Создание новых профильных школ будет содействовать привлечению школьников, заинтересованных данным направлением. Это и многое другое помогает школьникам правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в будущем.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»/ Под ред. С.Н. Чистяковой. -М., 1998г.

2.                 Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 1997г.

3.                 Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению/ Под ред. С.Н. Чистяковой, Журкина А.Я.-М., 1992г.

4.                 Моя профессиональная карьера. Пособие для учащихся.М., 2002г.

5.                 Манушина О. «Центр профессиональной ориентации»// Директор школы.-2006г.- №1. С.81-83.

6.                 Мартина Н. «Формирование готовности к профессиональному самоопределению»// Директор школы.-2006г.-№3. С.65-71.

7.                 Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. Пособие для учащихся. М., 1999г.

8.                 Пряжников Н. «Направления и методы профориентации»// Директор школы.-2006г.-№2. С.79-84.

9.                 Пряжников Н.С. Пряжникова Л.Е. Профориентация. М.: ИНФРА-М, 2006г.

10.            Психологическое сопровождение выбора профессии. Учебное пособие. М., 1998г.

11.            Хвостов В. «Предпрофильная подготовка»// Директор школы.-2006г.-№2. С.83-85.

12.            Шафигулина Г. «Профессии, которые предпочитают школьники»// »// Директор школы.-2005г.- №5. С.89-93.

13.            Щербо И. «Реализация профильного обучения в школе»// »// Директор школы.-2005г.- №4. С. 47-56.

14.            Положение ТГНГУ о Дне открытых дверей.

15.            Положение ТГНГУ о конкурсах для абитуриентов.

16.            Положение ТГНГУ о Лучшей профориентационной работе институтов.

17. Положение ТГНГУ об Областном Дне выпускника.

ПРИЛОЖЕНИЯ









Страницы: 1, 2, 3