бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональное самоопределение старшеклассников как аспект деятельности социального педагога общеобразовательного учреждения бесплатно рефераты

профессиональный самоопределение личность школьник

Глава 2. Организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению


2.1 Анализ деятельности социального педагога в образовательном учреждении со старшими школьниками по профессиональному самоопределению


Общая информация об образовательном учреждении:

Название - Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №262 с классами с этнокультурным русским национальным компонентом

Адрес - г. Москва, ул. Костонаевская д.45

Педагогический коллектив представлен следующими специалистами:

·                   Директор

·                   Завуч по УВР

·                   Завуч по начальным классам

·                   Завуч по воспитательной работе

·                   Завуч по соц. защите

·                   Психолог

·                   Социальный педагог

·                   Учителя-предметники

Педагогический коллектив - всего 36 человек.

Учащиеся

Учащиеся - Всего 460 человек

Начальная школа - 189 человек

Среднее звено - 180 человек

Старшая школа - 89 человек

Деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению учащихся ведется совместно с психологом школы.

Основными формами работы социального педагога по профессиональному самоопределению учащихся являются:

·                   Информационные консультации об экономической ситуации города, страны, о рынке труда, о мире профессий и их востребованности, о правилах приема в учебные заведения и т.д.

·                   Индивидуальное и групповое профессиональное консультирование учащихся и их родителей.

·                   Экскурсии на предприятия и в образовательные учреждения.

·                   Классные часы на следующие темы:

для учащихся 5-11 классов:

- «Профессия и современность»;

- «Трудом велик и славен человек»;

- «Дороги, которые мы выбираем» и т.д.

для учащихся младших классов:

- «Кем быть?», «Профессии мамы, папы…»;

·                   Профориентационное занятие для 1-4 классов «Планета людей» (о многообразии мира профессий).

·                   Встречи с работодателями, с представителями рабочих профессий.

·                   КВН, викторины:

«Кем быть? Вот в чем вопрос»;

«Проекты будущего»;

«Угадай профессию» и т.д.

·                   Родительские собрания

·                   Профориентационное консультирование, диагностирование

·                   Профориентационные игры «Пять проектов на будущее»,

«Пять + МЫ».

·                   «Дни старшеклассника»:

- профинформирование;

- индивидуальное и групповое профконсультирование;

- встречи с работодателями, представителями различных профессий;

- информстенды, консультационно-информационные пункты;

- тематические «Дни выпускника» по отраслям промышленности (легкая промышленность, общепит, торговля, машиностроение и т.п.).


2.2 Программа по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее»


На основе анализа литературных источников и деятельности социального педагога в средней общеобразовательной школе была составлена программа по организации профессионального самоопределения «Взгляд в будущее» (Приложение 1).

Беседы с социальным педагогом и психологом, а также опрос учащихся показал, что системная работа по профессиональному самоопределению в девятом классе не велась, что вызывает необходимость в работе со старшеклассниками решать задачи, которые ставятся, как правило, на предыдущем этапе.

Цель программы: Оказать учащимся 11-х классов общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению.

Задачи:

·               формирование актуального для подростков «информативного поля»;

·               Обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

·               формирование мотивов саморазвития, самоопределения и личностного роста.

Программа рассчитана на 43 занятия, в объеме 2460 минут и на срок 3 месяца

Структура программы

Название

Ответственный

Время проведения

1

Занятие по профессиональному самоопределению №1

Социальный педагог

40 минут

2

Диагностика профессиональных установок

Психолог

40 минут

3

Занятие по профессиональному самоопределению №2

Социальный педагог

40 минут

4

Занятие по профессиональному самоопределению №3

Социальный педагог

40 минут

5

Индивидуальное профессиональное консультирование учащихся и их родителей

Психолог,

Социальный педагог

1020 минут

(60 минут в неделю)

6

Занятие по профессиональному самоопределению №4

Социальный педагог

40 минут

7

Профориентационные встречи с представителями высших учебных заведений и работодателями

Социальный педагог, администрация

1020 минут (60 минут в неделю)

8

Оформление профориентационных стендов

Социальный педагог

40 минут

9

Выставка литературы посвященная различным профессиям

Социальный педагог

Классный руководитель

40 минут

10

Информирование о «Днях открытых дверей» в образовательных учреждениях, о ярмарках вакансий.

Социальный педагог

60 минут

11

Защита творческого проекта «Мой Взгляд в будущее»

Социальный педагог

Психолог

Классный руководитель

80 минут


В процессе изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» учащимся необходимо выполнить и защитить творческий проект «Мой Взгляд в будущее».

Схема проекта:

1.             Титульный лист

2.             Тип, класс, отдел, группа, формула профессии

3.             Мотив выбора профессии (почему выбрана именно эта профессия)

4.             Кто оказал наибольшее влияние на этот выбор

5.             Профессиональный идеал

6.             Бизнес план

В рамках практического исследования была проведена первичная диагностика, которая включила в себя анкетирование и тестирование учащихся 11 класса. По результатам анкетирования (Приложение 2) было выявлено, что 80 % учащихся ещё не определились с выбором своей будущей профессии, а 20 % учащихся уже определились (Диаграмма 1).


Диаграмма 1


Также было выявлено, что только 10 % определились с выбором высшего учебного заведения, а 90 % не определились (Диаграмма 2).


Диаграмма 2


В процессе диагностики также была использована методика Е.А. Климова "Определение типа будущей профессии" (Приложение 3), результаты которой показали, что для 35 % учащихся наиболее подходящим типом профессии является «Человек - знаковая система», для 30 % учащихся «Человек -техника», для 15 % учащихся - «Человек - художественный образ» для 10 % учащихся - «Человек - человек», и для 10 % учащихся - «Человек - природа» (Диаграмма 3).


Диаграмма 3

В рамках разработанной программы по организации профессионального самоопределения старших школьников «Взгляд в будущее» были проведены следующие занятия:

Занятие №1

Ориентировочное

Цель - получение необходимой информации о профессиональных намерениях учащихся; формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профессиональному самоопределению.

Задачи

·                   Знакомство с группой

·                   Проведение игры «секрет на спине», «Сантики-фантики»

·                   информирование учащихся о профессиях, о рейтинге востребованности профессий

·                   Диагностирование

·                   Анкетирование

·                   Рефлексия

Занятие №2

Классификация профессий

Цель - формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.

Задачи:

·                   активизация умственной активности

·                   развитие умения работать в группе

·                   формирование умения использовать разную профессиональную терминологию.

·                   Информирование учащихся о типах, классах, группах, формулах профессий

·                   Проведение игр «любовное послание», «профессиональные молекулы»

Занятие №3

Работа над ошибками

Цель: Формирование у учащихся информационного поля о возможных ошибках при выборе будущей профессии.

Задачи:

·                   Проведение профигры «один день из жизни»

·                   Проведение методики

·                   Проведение игры «Летает - Не летает»

·                   информирование об ошибках при выборе профессии

·                   рефлексия

Занятие №4

Заключительное

Цель - Определение жизненных планов учащимися.

Задачи:

·                   получение вторичной информации о профессиональных намерениях учащихся

·                   определение своих жизненных планов

·                   анализирование выполненной деятельности

·                   Проведение профигры «Цепочка профессий»

·                   Анкетирование

·                   Составление бизнес плана

·                   Анализ творческих проектов

В заключение исследовательской деятельности было проведено повторное анкетирование, результаты которого показали, что количество учащихся, определившихся с выбором будущей профессии, выросло до 60 %, а количество не определившихся снизилось до 40 % (Диаграмма 4).


Диаграмма 4


Также на основе анкетирования (Приложение 4)было выявлено, что число учащихся, определившихся с выбором высшего учебного заведения выросло до 80%, а не определившихся снизилось до 20 % (Диаграмма 5).


Диаграмма 5


На основе проведенного исследования каждому учащемуся были даны различные рекомендации.


2.3 Рекомендации социальному педагогу по организации профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательной школы


Социальный педагог при работе с учениками должен учитывать их возрастные особенности.

Социальному педагогу необходимо выделять и разграничивать два уровня работы по профессиональному самоопределению учащихся: деятельность в 9 и 11 классе.

Социальный педагог должен как можно больше взаимодействовать с такими специалистами как психолог, классный руководитель, а также с администрацией и родителями.

Социальному педагогу следует учитывать, что старшеклассник принимает во внимание сведения не только об особенностях различных профессий, но и массу другой информации, через которую социальный педагог должен воздействовать на профессиональное самоопределение учащегося (работа с семьей, микрогруппами, педагогическим коллективом и личностью старшеклассника).

Необходимо осуществлять деятельность по конкретным разработанным программам профессионального самоопределения для старшеклассников.

Эффективность работы по профессиональному самоопределению учащихся обусловлена обеспечением социально-педагогических условий в школе и использованием различных форм и методов профориентации.

Организация профессионального самоопределения старшеклассников перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Профессиональное самоопределение учащихся старших классов общеобразовательного учреждения в настоящее время является социально-педагогической проблемой.

В данной работе была раскрыта сущность понятий «самоопределение» «профессиональное самоопределение», «профориентация». Под профессиональным самоопределением следует понимать сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала; профориентация определяется как система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Также мы рассмотрели виды профессионально ориентированных периодизаций, которые позволяют выделить определенный вид допрофессиональной и профессиональной деятельности на каждом возрастном этапе человека.

В ходе исследования мы выявили, что основными особенностями профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является то, что именно в этот заключительный период обучения в школе перед учеником стоит сложная задача – самоопределения, принятия решения, от которого зависит его будущее. Выпускникам чаще присуще чувство тревоги, нависшей угрозы, в основе которых лежит страх потерять (упустить) шанс самореализации. Поэтому работа по профессиональному самоопределению учащихся в этом возрасте должна включать блок развития уверенности в себе, помощь в напряженный период, связанный со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо в среднее специальное учебное заведение.

Проанализировав содержание деятельности социального педагога по организации профессионального самоопределения старших школьников, были выделены основные виды деятельности социального педагога по данному направлению и формы и направления работы. Также мы выяснили, что в целях профессионального консультирования и профессионального психологического отбора могут использоваться самые разнообразные психодиагностические методики, прогностическая ценность которых подтверждена специальными исследованиями.

В главе 2 была рассмотрена и проанализирована организация деятельности социального педагога со старшими школьниками по профессиональному самоопределению.

Рассмотрев деятельность социального педагога в образовательном учреждении, а в частности в ГОУ СОШ №262, со старшими школьниками по профессиональному самоопределению мы выяснили, что деятельность социального педагога по профессиональному самоопределению учащихся ведется совместно с психологом школы, в практической части также представлены основные формы работы социального педагога по данной проблеме.

В рамках практического исследования была проведена первичная диагностика, которая включила в себя анкетирование и тестирование учащихся 11 класса. По результатам анкетирования было выявлено, что 80 % учащихся ещё не определились с выбором своей будущей профессии. Также было выявлено, что только 10 % определились с выбором высшего учебного заведения. В процессе диагностики была использована методика Е.А. Климова "Определение типа будущей профессии", результаты которой показали, что большинство учащихся выбирают тип профессии «Человек - знаковая система», «Человек - техника».

На основе анализа литературных источников и деятельности социального педагога в средней общеобразовательной школе была составлена программа по организации профессионального самоопределения «Взгляд в будущее». Беседы с социальным педагогом и психологом, а также опрос учащихся показал, что системная работа по профессиональному самоопределению в девятом классе не велась, что вызывает необходимость в работе со старшеклассниками решать задачи, которые ставятся, как правило, на предыдущем этапе.

В процессе изучения курса «Профессиональное самоопределение школьников» учащимся необходимо выполнить и защитить творческий проект «Мой Взгляд в будущее». В задачи курса входило: формирование актуального для подростков «информативного поля»; обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию; формирование мотивов саморазвития, самоопределения и личностного роста.

Повторное анкетирование после организованной работы показало, что количество учащихся, определившихся с выбором будущей профессии, выросло до 60 %, а количество не определившихся снизилось до 40 %. Также было выявлено, что число учащихся, определившихся с выбором высшего учебного заведения, выросло до 80%, а не определившихся снизилось до 20%.

На основе проведенного исследования каждому учащемуся были даны различные рекомендации, а также были разработаны рекомендации социальному педагогу по организации профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательной школы.

Таким образом, поставленная цель была достигнута, гипотеза исследования подтверждена.


Список литературы


1.            Буякас, Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. № 2, 2002.- С. 10.

2.            Большая Советская Энциклопедия. - 2е издание - М., Т.31, 1955. – 705с.

3.            Большая Советская Энциклопедия - 2е издание- М., Т.35, 1955. – 605с.

4.            Забродuн Ю. М. Профессиональное становление: от профобразования - к профессиональной карьере // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. - Омск, 1993. -140с.

5.            Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1988. - 270с .

6.            Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М., 1996. - 512c.

7.            Климов Е.А. Школа …а дальше? - Лениздат, 1971, -132с.

8.            Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2000, - 560с.

9.            Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.-464с.

10.        Леонтьев Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего/Д. Леонтьев, Е. Шалобанова//Вопросы психологии-2001.-№ 1.– 140с.

11.        Маркова А.К. Психология профессионализма.- М., 1996. -210с.

12.        Михайлов И.В. Проблема npофессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. - 1975. – №5. – С. 130.

13.        Немов Р.С. Психология. - М., 1995. – 492с.

14.        Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ (#"#">#"#">#"#">#"#">#"text/javascript"> var begun_auto_colors = new Array(); var begun_auto_fonts_size = new Array(); begun_auto_pad = 18597911; // идентификатор площадки (Эту цифру вы получаете от Бегуна) begun_auto_limit = 3; // число объявлений выводимых на площадке begun_auto_width=350; // ширина блока объявлений. begun_auto_colors[0]='#0000CC'; // цвет ссылки объявлений begun_auto_colors[1]='#000000'; // цвет текста объявления begun_auto_colors[2]='#00CC00'; // цвет домена объявления begun_auto_colors[3]='#FFFFFF'; // цвет фона блока объявлений begun_auto_fonts_size[0]='10pt'; // р-мер шрифта ссылки объявлений begun_auto_fonts_size[1]='10pt'; // р-мер шрифта текста объявления begun_auto_fonts_size[2]='10pt'; // р-мер шрифта домена объявления begun_auto_fonts_size[3]='10pt'; // р-мер шрифта заглушки


Приложение 4


Анкета №2


6.                 Ф.И.О., Возраст, класс________________________________

7.                 Ты уже определился с выбором профессии?

·                   Да (укажи профессию)___________________________

·                   Нет ( какая профессия больше всего тебе интересна)

______________________________________________

8.                 Ты уже определился, куду пойдешь учиться после школы?

·                   Да (Укажи предполагаемое учебное заведение и специальность) __________________________________________________

·                   Нет

9.                 Кто повлиял на выбор твоей будущей профессии?

·                   Сам

·                   Родители

·                   СМИ

·                   Друзья

·                   Другое____________________________

10.            Что ты знаешь о своей будущей профессии?

·                   Тип____________________________

·                   Группа_________________________

·                   Класс__________________________

·                   Спрос на рынке труда____________

·                   Куда можно идти работать_______________________

11.            Твои впечатления о пройденных занятиях

·                   Мне понравилось______________________________________

·                   Мне не понравилось_______________________________

 


Страницы: 1, 2, 3, 4