бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональное самоопределение старшеклассников бесплатно рефераты


Р.-реалистичный

И.- интеллектуальный

С.- социальный

К.- конвенциальный

П.- предпринимательский

А.- артистичный


         Анализируя преобладающий тип личности у выборки учащихся 11 класса мы видим, что мальчики имеют более реалистичный тип личности, чем девочки. И в то же время у девочек более выражен социальный тип личности, по сравнению с мальчиками.

Выводы

     Сравнивания результаты были сделаны следующие выводы:

·        - мальчики больше направлены на сферу деятельности Человек-Техника, Человек- Знаковая система;

·        - девочки больше направлены на сферу деятельности Человек-Человек, Человек- Художественный образ;

·        преобладание социального типа личности.


     Полученные результаты можно использовать при профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанных с областью выбора будущей профессиональной деятельности.



















Рекомендации.

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора - у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

Если это так, то ты - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе "как бы нравится" история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна. Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься - потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог - и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности. Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив - он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок - во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные качества" - например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: "Какой я?", "Кто я в этом мире?", "Зачем я живу?". Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека.        Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы "застенчив". Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы - это ее название…

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии - а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности. Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность "радиоэлектроника"). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения. Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Исходя из результатов качественного и количественного анализа  эмпирического исследования были получены следующие результаты:

·        В подростковом возрасте прослеживается возрастная динамика в осознанном выборе круга профессий;

·        наиболее значимыми субъектами, влияющими на профессиональное самоопределение современного подростка являются сам ученик и родители;

·        для большинства подростков мотивом выбора профессии выступает мотив реализации своего "Я";

·        трудности выбора будущей профессии, подросток связывает с низким уровнем информированности, а также низким уровень ресурсного обеспечения в освоении выбираемых профессий;

·        обнаруженные  различия оказывают влияние на профессиональное самоопределение в подростковом возрасте:

В результате проведенных   исследований, на основе анализа различных теорий по изучению данной темы, были подтверждена гипотеза преобладания гуманитарной направленности в выборе профессиональной сферы деятельности и социального типа личности.




 












Список использованных источников.

1.     Большая советская энциклопедия, 1975

2.     Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973

3.     Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988

4.     Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная асвета, 1978

5.     Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

6.     Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971

7.     Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982

8.     Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002

9.     Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999

10. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997

11. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвещение, 1987

12. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978

13. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

14. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988

15. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981

16. Шибутани Т. Социальная психология. Москва – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999







Приложение 1.

Методика Дж. Холланда

1

а)

Инженер-механик

 

б)

Физик-экспериментатор


2

а)

Социальный работник

 

б)

Управляющий гостиницей


3

а)

Художник по интерьеру

 

б)

Чертежник-копировщик


4

а)

Биохимик

 

б)

Фармацевт


5

а)

Политический лидер

 

б)

Писатель


6

а)

Портной

 

б)

Оператор ЭВМ


7

а)

Адвокат

 

б)

Историк-правовед


8

а)

Воспитатель детского сада

 

б)

Художник по керамике


9

а)

Вязальщик

 

б)

Телефонист справочной службы


10

а)

Нотариус

 

б)

Менеджер по снабжению


11

а)

Переводчик зарубежной поэзии

 

б)

Логик


12

а)

Детский врач

 

б)

Специалист по медицинской статистике


13

а)

Маркетолог

 

б)

Пчеловод


14

а)

Научный работник музея

 

б)

Менеджер по персоналу


15

а)

Аудитор

 

б)

Художник-реставратор


16

а)

Строитель-монтажник

 

б)

Металловед


17

а)

Школьный учитель

 

б)

Следователь


18

а)

Столяр-краснодеревщик

 

б)

Оператор станков-автоматов


19

а)

Математик

 

б)

Бухгалтер


20

а)

Директор мебельной фабрики

 

б)

Дирижер


21

а)

Настройщик телерадиоаппаратуры

 

б)

Секретарь-референт


22

а)

Главный зоотехник

 

б)

Генетик


23

а)

Консультант “телефона доверия”

 

б)

Парикмахер-модельер


24

а)

Водитель троллейбуса

 

б)

Медсестра


25

а)

Делопроизводитель

 

б)

Брокер на бирже


26

а)

Архитектор

 

б)

Искусствовед


27

а)

Инспектор дорожного движения

 

б)

Счетовод


28

а)

Издатель газеты

 

б)

Электрик


29

а)

Биолог

 

б)

Телеведущий


30

а)

Архивариус

 

б)

Художник-рекламист


31

а)

Повар

 

б)

Официант


32

а)

Банковский служащий

 

б)

Заведующий магазином


33

а)

Криминалист

 

б)

Юрисконсульт


34

а)

Корректор

 

б)

Литературовед


35

а)

Звукооператор

 

б)

Физик-акустик


36

а)

Экскурсовод

 

б)

Дипломат


37

а)

Киноактер

 

б)

Кинооператор


38

а)

Археолог

 

б)

Товаровед


39

а)

Закройщик-модельер

 

б)

Театральный художник


40

а)

Часовой мастер

 

б)

Контролер ОТК


41

а)

Менеджер по продажам

 

б)

Редактор научного журнала


42

а)

Психотерапевт

 

б)

Драматург



1а, 3б, 6а, 9а, 13б, 16а, 18б, 21а, 24а, 28б, 31а, 35а, 37б, 40а

 Социальный


2а, 8а, 9б, 12а, 14б, 17а, 23а, 24б, 27а, 29б, 31б, 33б, 36а, 42а

 Артистический


3а, 5б, 8б, 11а, 15б, 18а, 20б, 23б, 26а, 30б, 34б, 37а, 39б, 42б

 Конвенциальный


4б, 6б, 10а, 12б, 15а, 19б, 21б, 25а, 27б, 30а, 32а, 34а, 38б, 40б

 Предприимчивый


2б, 5а, 7а, 10б, 13а, 17б, 20а, 22а, 25б, 28а, 32б, 36б, 39а, 41а

 

Интеллектуальный


1б, 4а, 4б, 11б, 14а, 16б, 19а, 22б, 26б, 29а, 33а, 35б, 38а, 41б




Текст опросника по Климову

1а. Ухаживать за животными.

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).


2а. Помогать больным.

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.


3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений.


4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.


5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).


6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

или

6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).


7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

или

7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.


8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).

или

8б.Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).


9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.


10а. Лечить животных.

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты.


11а. Выводить новые сорта растений.

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).


12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).


13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.


14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.


15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).

или

15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.


16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.


17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

или

176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.


18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.


19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.


20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).


Страницы: 1, 2, 3