бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Профессиональное развитие в период молодости бесплатно рефераты

Данный феномен является необратимым. Возникнув у человека, он продолжает развиваться, и можно только определенным образом затормозить этот процесс. Иссле­дования показывают, что кратковременный отход от труда временно снимает действие выгорания, однако после возобновления профессиональных обязанностей оно полнос­тью восстанавливается.

Классическое описание данного феномена мы находим у немецкого писателя Т. Манна в его знаменитом романе «Будденброки», где создан образ человека, содер­жащего в себе основные черты выгорания, такие как чрезвычайное утомление, потеря идеалов и следования им, а также потеря любви к работе. «Томас Будденброк чувство­вал себя безмерно усталым, надломленным. Того, что ему дано было достигнуть, он достиг и прекрасно отдавал себе отчет, что вершина его жизненного пути уже пройдена, если только, поправлял он себя, на таком заурядном и низменном пути можно вообще говорить о вершинах... Пусто было у него па сердце: он больше не вынашивал никаких планов, не видел перед собой работы, которой можно предаться с радостью и вооду­шевление. Отсутствие интереса, способного захватить его, обнищание, опустошение души — опустошение такое полное, что он почти непрестанно ощущал его как тупую, гнетущую тоску, — в соединении с неумолимым внутренним долгом, с упорной реши­мостью скрывать свою немощь и соблюдать les dehors сделали существование Томаса Будденброка искусственным, надуманным, превратили каждое его слово, каждое дви­жение, каждый, даже самый будничный его поступок в напряженное, подтачивающее силы лицедейство».

Выгорание представляет собой самостоятельный феномен, не сводимый к другим состояниям, встречающимся в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия). Хотя некоторые исследователи склонны рассматривать психическое вы­горание как длительный рабочий стресс, переживание воздействия стрессовых факто­ров, большинство исследователей сходится во мнении, что стресс и выгорание — это хотя и родственные, но относительно самостоятельные феномены. Соотношение меж­ду выгоранием и стрессом может быть рассмотрено с позиций временного фактора и успешности адаптации. Различие между стрессом и выгоранием кроется прежде всего в длительности процесса. Выгорание представляет собой длительный, «растянутый» во времени рабочий стресс. С точки зрения Г. Селье, стресс представляет собой адап­тивный синдром, который мобилизует все стороны психики человека, выгорание же является срывом в адаптации. Другим различием между стрессом: и выгоранием явля­ется степень их распространенности. В то время как стресс может испытывать каждый, выгорание является прерогативой людей, имеющих высокий уровень достижений. В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном множестве ситуаций (например, война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, различные ситуации на работе), выгорание чаще проявляется именно при работе с людьми. Стресс не обязательно может быть причиной выгорания. Люди способны прекрасно работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.

Таким образом, хотя и существует некоторая общность между стрессом и выгора­нием, последнее можно считать относительно самостоятельным феноменом.

Некоторые исследователи связывают выгорание с депрессией и разочарованием в работе. Действительно, эти понятия могут тесно коррелировать друг с другом, и до­вольно трудно найти различия между ними. X. Фреденбергер указывал, что депрессия всегда сопровождается чувством вины, выгорание же всегда сопровождается чувством гнева. К сожалению, данный тезис имел только клинические доказательства. Вместе с тем различие между выгоранием и депрессией обусловлены большей! степенью уни­версальности последней. Если выгорание проявляется только в профессиональной де­ятельности, депрессия более глобальна, и ее действие просматривается в различных жизненных контекстах. Исследования связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмоционального истощения. Что касается связи между депрессией и остальными составляющими психического выго­рания, то она просматривается довольно слабо. Следовательно, вывод многих авторов о совпадении (перекрытии) понятий «выгорание» и «депрессия» верен лишь отчасти.

Основное различие между выгоранием и утомлением заключается в том, что в пос­леднем случае человек способен быстро восстановиться, а в первом — нет. Анализ субъективных ощущений людей, испытывающих синдром выгорания, показывает, что хотя они и чувствуют себя физически истощенными, но описывают это ощущение как существенно отличающееся от «нормального» физического утомления. Кроме того, утомление как результат физических упражнений может сопровождаться чувством успешности в достижении каких-либо целей и с этой точки зрения является положи­тельным опытом. Выгорание же связано с чувством неудачи и является негативным опытом.

Среди факторов, вызывающих выгорание, особое место занимают индивидуаль­ные особенности личности и социально-демографические характеристики, с одной стороны, и факторы рабочей среды — с другой. Среди социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием обнаруживает возраст.

Что касается личностных особенностей, то высокий уровень выгорания тесно свя­зан с пассивными тактиками сопротивления, внешним «локусом контроля», низкой степенью личностной выносливости. Показано также наличие положительной связи между выгоранием и агрессивностью, тревожностью и отрицательной — между выго­ранием и чувством групповой сплоченности. Среди факторов рабочей среды наиболее важными являются степень самостоятельности и независимости сотрудника в выпол­нении своей работы, наличие социальной поддержки от коллег и руководства, а также возможность участвовать в принятии решений, важных для организации.

Исследования последних лет не только подтвердили жизненность этой структуры, но позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив в нее про­фессии, не связанные с социальной сферой. В некоторых зарубежных исследованиях отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, среди работников телесервиса и некоторых других. Например, психологические исследования моряков показывают, что длительное пребывание Вдали от дома, автоматизация труда на судах, приводящая к сокращению персонала, способствуют не только развитию традицион­ных для данной сферы состояний одиночества и тоски по дому, но и выгорания.

Исследование ряда других профессиональных феноменов в профессиях «несоци­альной сферы» подтверждает сказанное выше. В частности, описанное в литературе явление «излетаппости» у летчиков определяется как потеря направленности пилота на выполнение своей профессиональной деятельности. Летчик теряет интерес к свое­му делу, у пего появляется боязнь полетов, неуверенность в своих силах, потеря ответ­ственности за исход полета. В конечном итоге у пилотов возникает желание поменять профессию, списаться на нелетную работу. Описание дан­ного феномена во многом согласуется с описанием психического выгорания. Симпто­мы выгорания и «излетанности» одинаково проявляются в потере человеком удовлет­ворения от своей настоящей профессиональной деятельности, в снижении мотивации в профессиональной сфере, в эмоциональном, психическом и физическом истощении. Это позволяет рассматривать «излетанность» как проявление выгорания в летной про­фессии.

Естественно, что наличие психического выгорания заставляет людей искать раз­личные способы его преодоления, например обращение в психотерапевтические служ­бы, оптимизация условий работы и др.

Таким образом, профессия может существенным образом менять характер челове­ка, приводя как к положительным, так и отрицательным последствиям. Трудность борь­бы с профессиональной деформацией заключается в том, что она, как правило, не осознается работником. Поэтому профессионалам очень важно знать о возможных послед­ствиях этого явления и более объективно относиться к своим недостаткам в процессе взаимодействия с окружающими в повседневной и профессиональной жизни.

ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД МОЛОДОСТИ

 

3.1. Факторы, определяющие профессиональное самоопределение

личности в период молодости

 

Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права.

Можно выделить четыре функции профориентации, которые определяются ее целями: социальную, экономическую, медико-физио­логическую и психолого-педагогическую. Тема реферата пересекается в основном с психолого-педагогической функцией, поэтому я подробнее раскрою ее.

Социальная функция профессиональной ориен­тации предполагает процесс усвоения школьниками опре­деленной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих им осуществлять свою социально-профессиональную дея­тельность. Поэтому профессиональ­ную ориентацию учащихся необходимо рассматривать прежде всего с позиций социального заказа общества.

Экономическая функция означает улучшение качественного состава рабочей силы, повышение удовлет­воренности юношей и девушек содержанием труда, повышение профессиональной актив­ности и производительности труда, экономию рабочего времени

Медико-физиологическая функция — эта реализация требований к здоровью и отдельным физиоло­гическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическая функция — это прежде всего выявление и формирование интересов, склон­ностей, способностей школьников, помощь им в поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответство­вала бы индивидуальным особенностям личности, ее по­тенциальным возможностям; определение путей и условий эффективного управления профессиональным самоопреде­лением школьников.

Способности и профессиональная пригодность. Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности. Другими словами, профпригодность – это гармония человека и его дела.

Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения и удовлетворенность человека своим трудом.

В основе первого показателя лежат прежде всего способности индивидуума. Под этим понимают такие индивидуально – психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличием способностей часто объясняют легкость и быстроту приобретения этих знаний и умений. Способности человека не являются врожденными. Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т. е. С определенными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения.

О непригодности человека к определенному можно говорить в том случае, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать ее выполнению. 

Профессиональная пригодность – формирует качество и во многом находится в руках самого человека. Из литературных источников известны примеры того, как люди преодолевали свои недостатки. Так, физически нездоровый, слабый, малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимся полководцем, а страдающий заиканьем Цицерон – знаменитым оратором. Поэтому важно заниматься самовоспитанием (в него входят: самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, упражнения)

Изменчивость профпригодности обуславливается изменчивостью не только качеств человека, но и самой деятельностью, научно-техническим

прогрессом. Например изменяются орудия труда (от счет к компьютеру), соответственно изменяются и требования профессии к человеку.

Каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразных видах деятельности и научиться выявлять и развивать свои способности.

Интересы и склонности     Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности.

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладеть знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия...

До сих пор значительная часть юношей и девушек, заканчивающих среднюю школу, избирают профессию, не соответствующую их возможнос­тям и способностям, не имеет достаточно полного пред­ставления о современных видах труда. В частности, это относится и к Дагестану. Очень часто молодые люди поступают в ВУЗы на тот или иной факультет по решению своих родителей.

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие.

Нет неинтересных или интересных дел. Одному человеку интересно строить, другому водить машину, третьему учить детей. То, что сегодня человеку неинтересно, завтра может захватить все его чувства и мысли.

Может ли сам человек управлять своими интересами? Обратимся к эпизоду из хорошо известного романа М. Твена «Приключения Тома Сойера», когда главный герой был наказан за очередную провинность  тетей Полли ( на Тома снизошло вдохновение, и он вызвал интерес к работе у всех соседских ребят)

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.


3.2. Процесс профессионального самоопределения

Итогом, результатом профессиональной ориентации является наличие у школьников сформированного самоопределения, поэтому управление профориентацией  может осуществляться только через процесс развития профессионального самоопределение личности. Весь этот процесс можно разделить на несколько этапов

Перед молодым человеком лежит множество путей достижения цели профессионального самоопределения. Но на определенном этапе она еще не конкретизирована, скорее не установлена для него, но потенциально существует и опирается на накопленный человеческий опыт. Этот период времени можно рассматривать как первый этап направленной активности личности в выборе своего жизненного пути, своеобразный период «активного поиска цели»; он может отличаться по времени, по глубине проникновения в суть явлений и зависеть от роли общественных институтов, социального положения индивида и других факторов, воздействующих на его профессиональное и в целом социальное становление.

Вторым этапом в выборе личностью своего места в жизни является «осознание цели» для себя и значимости ее для общества. На этой ступени происходит усвоение субъектом определенных ценностей, направленных на него со стороны общества. Степень осознанности может быть различной:  от примитивных форм функционирования до убеждений.

Третьим этапом профессионального развития индивида является реализация им жизненных ценностей. В это понятие мы включаем как активность общества, так и активность самого человека. Формирование активной жизненной позиции человека – вот одна из главных задач как в целом социальной, так и профессиональной ориентации.

Профессиональное самоопределение в психологии рассматривается, с одной стороны, как ядро, наиболее значимый компонент профессионального развития человека, с другой – как критерий одного из этапов этого процесса.

Процесс профессионального самоопределения – длительный процесс, завершенность его можно констатировать только тогда, когда у человека сформируется положительное отношение к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Поэтому выбор профессии – это лишь показатель того, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазу своего развития

В определении видов деятельности, призванных способствовать профессиональному самоопределению учащихся, необходимо учитывать их возрастные особенности.

Младшие школьники включаются в предметно-практическую познавательную деятельность, которая реализуется непосредственно в учебном процессе.

Ведущей в профориентационном развитии подростка становится общественно полезная деятельность такие как: учебная, трудовая, производительный труд, спортивная и др.

В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью становится учебная, приобретающая для старшеклассника приобретающий характер: он направляет свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связанны с его профессиональной деятельностью.

ГЛАВА 4. ЗНАЧЕНИЕ ПРОФКОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНИЛЬНОМ РАЗВИТИИ МОЛОДЕЖИ


4.1.         Определение и ключевые направления профессионального консультирования


Профессиональное консультирование (от лат. рrofessio – род занятий, consultation – совещание) как один из видов деятельности психолога-практика представляет собой оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Психологическую профконсультационную помощь условно подразделяют на три основных направления (см. рис. 1).

Рис. 1. Ключевые направления профконсультационной помощи


Профессиональное самоопределение. Актуальной проблемой для выпускников общеобразовательных школ является выбор способа получения профессионального образования. Хотя после окончания школы профессию уже не выбирают «на всю оставшуюся жизнь», проблему профессионального самоопределения многим приходится решать неоднократно. Несмотря на то что выбор профессии утратил свое определяющее значение, принятие решения о конкретном выборе порождает чувства неуверенности и психической напряженности. Преодоление неуверенности, помощь в рациональном профессиональном выбо­ре составляют содержание работы профконсультанта.

Профессиональная адаптация. Своевременная помощь профконсультанта снимет психологический дискомфорт, предотвратит развитие профессиональной дезадаптации, которая может привести к деструктивному поведению работника, неудовлетворенности трудом.

В последнее время профессиональная адаптация стала рассматриваться не только как приспособление нового работника к своему профессиональному социуму, т. е. принятие его норм, правил, требований, традиций, но и как устойчивая разработка стратегий и путей решения и преобразования профессиональной области.

Профессиональную адаптацию в свою очередь подразделяют на ряд направлений.

Реализация профессионально-психологического потенциала. В хо­де профессиональной консультации необходим поиск путей самореализации, самоосуществления в конкретной социально-профессиональ­ной ситуации. Важно дать человеку шанс быть тем, кем бы он хотел быть.

Любая профессиональная деятельность характеризуется стагнацией, кризисами, конфликтами. Своевременное обращение к профконсультанту помогает человеку осознать суть трудностей, выработать стратегию оптимального профессионального поведения, преодолеть деструктивные моменты в профессиональной жизни.

Профессиональная реабилитация. Иногда частичная потеря трудоспособности вследствие перенесенных заболеваний, травм, приводит к инвалидности. Психологическая помощь в выборе новой профессии, облегчении профессионального самочувствия, нахождении новых ценностей, обретении себя в новых условиях должна стать предметом профконсультации. Профессиональная реабилитация в этих случаях без помощи профконсультантов будет затруднена.

Профессиональная пригодность. Это не врожденное качество. Профессиональная пригодность зависит от направленности субъекта труда, мотивации, ценностных ориентаций, отношения к труду. В процессе длительного выполнения профессиональной деятельности происходит приспособление функциональных систем и психических процессов к труду, однако низкий уровень профпригодности отрицательно сказывается на продуктивности труда, а также на удовлетворенности им. Профконсультация должна помочь клиентам соотнести свои психофизиологические особенности с требованиями профессии.


3.2. Профессиональное консультирование в рамках школьной

профориентации


Профессиональное консультирование может осуществляться до приема человека на работу, например в процессе школьного или профессионального обучения. В данном случае профессиональное консультирование как вид психологической помощи со стороны консультанта выступает в качестве одного из звеньев профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация представляет собой комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятий с учетом его психологических особенностей и потребностей, а также социально-экономической ситуации на рынке труда. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации являются:

профессиональная информация – ознакомление клиента с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями организаций в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

профессиональный подбор – предоставление рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих социально-психологическим, психологическим, психофизиологическим и физиологическим особенностям клиента, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностик;

профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с социально-психологическими, психологическими, психофизиологическими требованиями, предъявляемыми со стороны данной профессии, рабочего места или должности.

Выделяют следующие цели профессионального психологического консультирования субъекта в ситуации определения поля профдеятельности: помощь в принятии обоснованного решения о выборе профессии, помощь в выработке основных путей и способов освоения выбранной профессии. Данные цели реализуют через основные задачи:

– выявление факторов, определяющих выбор профессии, их содержательный анализ, установление соотношения между ними;

– диагностика информированности клиента о предпочитаемых профессиях, дополнение и упорядочивание информации, указание источников ее получения;

– диагностика особенностей личности субъекта выбора: потребностей, мотивов, способностей, характерологических особенностей и т. д.;

– показ психологической цены – степени сложности или легкости – и основных путей освоения профессии;

– оказание помощи в выработке правил и способов рефлексивного анализа процесса принятия решения о выборе профессии.

В зависимости от решаемых задач профессиональная консультация носит информационный, диагностический, психокоррекционный или контролирующий характер.

Процедура профессиональной консультации осуществляется в три основных этапа.

1. Проводят предварительную беседу о факторах, путях, правилах выбора профессии, роли и функциях профконсультации, формируют готовность клиента к активной деятельности по планированию собственной карьеры; диагностируют интересы, склонности, способности и личностные свойства клиента.

2. Подробно изучают виды профессиональной деятельности, которым клиент отдает предпочтение, а также особенности когнитивной и личностной сфер, важные для освоения предпочитаемой деятельности.

3. Устанавливают соответствие личности клиента выбранной сфере профессиональной деятельности, разрабатывают и корректируют планы развития карьеры, программу профессиональной подготовки.

Ранняя (детская) профконсультация проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии достаточно времени. Она носит преимущественно информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. На такой профконсультации вполне допустимо использовать психодиагностические методики, но не столько для составления профконсультационных рекомендаций, сколько для повышения у ребенка интереса к своим психологическим качествам и их развитию. Нередко раннюю профконсультацию проводят не столько для детей, сколько для их родителей, которые должны участвовать в формировании у ребенка готовности самостоятельно и осознанно делать профессиональный выбор.

Школьная профконсультация направлена на постепенное формирование у подростков внутренней готовности к самоопределению, она включает в себя информационную, когнитивную (знание путей и способов подготовки к профессии), морально-волевую (подготовка подростка к выбору) и другие составляющие.

Важным элементом работы профконсультанта в школе является помощь подростку в самопознании, нахождении смысла не только в будущей, но и настоящей жизни как одного из условий более осознанного самоопределения. При этом можно использовать не только традиционные методы психологии (тесты, интервью и т. п.), но ссылаться на жизненные пути великих людей. Зачастую психологу-проф­консультанту приходится заполнять карту индивидуально-психологи­ческой профконсультации на учащегося.

Профконсультация родителей учащихся – важнейший элемент профориентационой работы. При проведении таких консультаций родители выступают в двоякой роли. С одной стороны, родители – союзники профконсультанта в работе с подростком, а с другой – часто сами обременены множеством проблем (включая проблемы отношений со своими детьми), а поэтому также могут быть потенциальными клиентами профконсультанта.

Профконсультация старшеклассников и выпускников школ предполагает более конструктивную работу, поскольку для содержательных и продолжительных бесед часто не оказывается подходящих условий. Особенность данного типа консультаций заключается в необходимости принимать конкретные решения или хотя бы значительно уменьшать количество возможных вариантов выбора дальнейших путей после окончания школы.

Помощь в уточнении специальности уже выбранного учебного заведения можно оказать как в школе, так и в приемных комиссиях профессиональных учебных заведений. В большинстве случаев задача профконсультанта – дать абитуриенту наиболее важную информацию для размышлений и помочь ему подобрать подходящий для него вариант.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении своей курсовой работы, я бы отметила то, что современные отечественные психологи подходят к проблеме формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, отражающих представление человека о мире и о себе в этом мире, как к важнейшей задаче профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – это длительный и многоаспектный процесс, включающий в себя: осознанный поиск личностно значимых смыслов профессиональной деятельности, и поиск личностью своего жизненного пути .

Длительный период жизни человека связан с выбором, овладением и выполнением определенной профессиональной деятельности. Вхождение в новую социальную среду и подготовка к дальнейшей учебной и профессиональной деятельности предполагает формирование и развитие ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности, освоение и перестройку профессиональных ценностей. На наш взгляд, это важная задача периода обучения в вузе, как центрального периода становления личности.

Б.Г. Ананьев обращает внимание на «интенсивное преображение» в студенческом возрасте всей системы ценностных ориентаций личности, и формирования ценностно-смысловых компонентов профессиональной направленности.

На мой взгляд, задачи учебной и профессиональной деятельности должны быть не только понятыми, но и внутренне принятыми. Внутренняя позиция становится тем внутренним условием, через которое по С.Л. Рубинштейну, преломляются внешние воздействия.

Личностно-профессиональное развитие студентов в вузе напрямую зависит от тех смыслов и ценностей, которые они находят в профессиональной деятельности. В процессе профессионального обучения выделяется задача активизации стремления к самопознанию. Осознание своих качеств, способностей, возможностей развития способствует содержательному насыщению учебной деятельности и обогащению смысловых связей. Через самопознание молодой человек начинает ориентироваться в ценностно-смысловом содержании своего сознания.
Наличие и осознание значимой цели, идеи, смысла, то есть содержательного компонента профессиональной направленности – важное условие профессионального и личностного развития в период молодости.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. – М., 1995.

2.     Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1989.

3.     Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М., 2003.

4.     Гейжан Н.Ф. Теория и практика профессиональной консультации. – М., 1991.

5.     Павлюченков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. – Киев, 1980.

6.     Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М. – Воронеж, 1996.

7.     Психология труда / Под ред.проф. А.В. Карпова. – М., 2003.

8.     Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. проф. Л.М. Митиной. – М., 1998.

9.     Технология профессионального консультирования молодежи в службе занятости / Под ред. В.А. Полякова и др. – М., 1995.

10. Чернявская А.П. Развитие уровня готовности личности к выбору профессии //Психологическая наука: проблемы и перспективы. – Киев, 1990.

11. Юксвярав Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика. – М., 1988.


Страницы: 1, 2, 3