Профессиональная ориентация старшеклассников
Ещё один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной
мотивации. Старшеклассники, ведающие деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной,
начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной
деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы которые будут нужны в дальнейшем,
их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование).
Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным” учебным дисциплинам, и отказ от того
подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди
младших подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте
появляется сознательное отношение к учению [10].
Профессия все больше
начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как
средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации
личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого
ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение - это
главное достижение успеха в профессиональной деятельности.
1.3
Содержание,
формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников
В процессе
профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить
три четко выраженных периода:
1. Период поступления в
профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе,
мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное
обучение).
2. Период обучения в профессиональном
учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями,
практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности
выбора, развитие профессиональных способностей).
3. Начало трудовой
деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной
практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме,
вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в
избранной профессии [27].
Работа по решению задач,
стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса
профессионального воспитания.
В качестве форм
профессиональной ориентации можно выделить следующие: “круглый стол”,
индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление
и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод
конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.
Все формы
профессионального воспитания можно объединить
в три группы:
- индивидуальные
- групповые
- массовые.
К методам профессиональной
ориентации относятся:
-
информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы — краткие
описания профессий; справочная литература; информационно-посиковые системы;
профессиональная реклама и агитация; экскурсии школьников на предприяия и в
учебные заведения; встречи школьников со специалистами; познавательные и
просветительские лекции, профориентационные уроки; учебные фильмы и
видеофильмы; использование средство массовой информации; различные ярмарки
профессий и их модификации и т.п.
- методы
профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании):
беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам); открытые
беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных
вопросов); опросники профессиональной мотивации; опросники профессиональных
способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение,
сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные
пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.
- методы
морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения, тренинга общения, сложные
методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления,
профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с
элементами психотренинга; личное обаяние профконсультанта различные
положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться
профконсультант, “праздники труда”, и т.п.
- методы
оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки
основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента для
достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора [15].
Составными компонентами
профориентационной работы являются:
- профессиональное
просвещение;
- изучение школьников в
целях профориентации;
- профессиональная
консультация;
- профессиональный отбор;
-
социально-профессиональная адаптация молодежи.
Профессиональное просвещение
Важным компонентом
системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное
просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении
для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях,
предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и
путях их получения, оплате труда. [20]
Кроме того, учащиеся
должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое
культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура
предприятия и т.п.
Работа по профпросвещению
включает в себя:
- профинформацию
- профпропаганду
- профагитацию.
Знания о профессиях
учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу
учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат
средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о
содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено,
вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних
профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.
В связи с этим перед
школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить
идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к
некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть
профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по
профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий
[12].
Планировать работу по
профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и
последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной
профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить
соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного
отношения к выбору профессии.
Чтобы работа по
профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и
с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и
общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое
давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к
данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе
по профпросвещению, - связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления
работы в этой области можно выразить так:
- профпросвещение
предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о
народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;»
- в процессе проведения
работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в
развитии отраслей
народного хозяйства
данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие
общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
- профессиональное
просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных
профессиях;
- ознакомление с миром
профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями
и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей.
Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав
учащихся по возрасту, полу [27].
Составной частью
профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения –
встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях
народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.
Значительное место в
работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные
руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При
этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и
охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.
Изучение
школьников в целях профориентации
Изучение учащихся в целях
профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше,
составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников.
На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные
ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную
направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты
характера, темперамент, состояние здоровья.
Профессиональная консультация учащихся
В широком смысле слова профконсультация -
это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся,
основанная на изучении личности.
Можно выделить три этапа
в работе по профконсультации:
1. Подготовительная
профконсультация должна
подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего
периода школьного обучения.
2. Цель завершающей
профконсультации - оказание помощи в выборе профессии в
соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями
ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты
совместно с учителями школы.
3. Уточняющая
профконсультация нередко выходит за рамки школы и
осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на
предприятиях и т.п.
На каждом из этих этапов
профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к
выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств
личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер.
Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача
профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы
направлять его деятельность.
На втором этапе профориентация носит рекомендательный
характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья
требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к
овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и
характере труда, возможностях получения специального образования,
профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют
три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную
[22].
Для проведения
психолого-педагогической консультации используют данные предварительной
профдиагностики личности школьников.
Третий этап профконсультации связан с
поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно
на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе
- помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью
школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к
обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу [21].
Профессиональная
консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной,
групповой и индивидуальной.
Составная часть
профориентации - профессиональный отбор , то есть выбор лиц, которые с наибольшей
вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с
нею трудовые обязанности.
В процессе
профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на
основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
Профессиональная
пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических
особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и
особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай
профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность.
Профотбор (подбор)
подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. Констатирующий
профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или
иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек
предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий
профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности
человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в
большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному
заполнению вакантных мест [16].
Профессиональная
адаптация - важнейший
этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе
выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и
профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых
установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется,
насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является
своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью
[15].
Профессиональная адаптация - это
процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных
школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их
профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в
народном хозяйстве.
В процессе приспособления
к трудовому коллективу можно выделить три стадии:
- ознакомление с новой
ситуацией;
- стадия приспособления к
этой ситуации - работник переориентируется, признает главные элементы новой
системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние
установки”
- стадия ассимиляции -
полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок [24].
Глава II. Организация
опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
2.1.
Организация
исследования
Вопрос о выборе профессии
- это вопрос о том, что ищет в профессии личность, какие жизненные планы,
потребности, интересы и намерения пытается она реализовать в выбираемой сфере
деятельности. Конечно, не всякий план и не всякая потребность, интерес и
намерение обусловливают устойчивый и достаточно сознательный выбор.
Цель данного
эмпирического исследования - выявить как проводится профориентационная работа в
школе.
Задачи эмпирического
исследования:
1. Разработать анкету для
учащихся.
2. Провести беседу с
классными руководителями.
3. Провести анкетирование
на профессиональное самоопределение учащихся.
4. Проанализировать
полученные результаты.
5. Разработать программу
по профессиональной ориентации для старшеклассников.
В соответствии с темой исследования
была разработана анкета на профессиональное самоопределение, позволяющая
выявить определились ли учащиеся с выбором профессии и учебного заведения, а
также каким образом ведется подготовка к будущей профессии.
Для обобщения опыта
учителей по профориентации была проведена беседа среди классных руководителей
десятых классов.
Всего в исследовании
приняли участие 47 учащихся десятых классов и 10 классных руководителей.
2.2 Анализ и
интерпретация полученных результатов
По результатам беседы,
проведенной с классным руководителем, в школах ведется следующая работа по
профессиональной ориентации старшеклассников:
- большое внимание
уделяется таким методам профориентации как проведение экскурсий на различные
предприятия, вузы, ПТУ, а также практикуются индивидуальные беседы с учащимися,
позволяющие выявить их интересы;
- создаются профильные
классы с углубленным изучением отдельных предметов (классы с углубленным
изучением английского языка, математические, гуманитарные классы);
- организация факультативов;
-
классные руководители проводят классные часы в данном направлении, оформляют
стенды;
-
проводятся различные тесты, опросники, помогающие ребятам определиться с
выбором будущей профессии, определяются профессиональные склонности и интересы (Карта
интересов, тест Голланда), способности (Школьный тест умственного развития),
личностные особенности учащихся;
-
проводятся коллективные
и индивидуальные беседы, консультирование.
На вопрос, «Какие формы
профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете?», были получены
следующие результаты, представленные в таблице 1:
Таблица 1. Формы
профориентации старшеклассников
Варианты ответов
|
Кол-во человек
|
Показатели в %
|
1. Просвещение
|
6
|
60
|
2. Изучение школьников
|
4
|
40
|
3. Консультирование
|
2
|
20
|
Страницы: 1, 2, 3
|